Золотые россыпи

Вячеслав Вячеславов
На досуге, заглянув в свой архив, я искренне пожалел, что некоторые из вас не читали приведённых цитат по разным причинам — это не в укор, у меня тоже не до всего доходят руки, но до чего-то всё же дошли, а здесь я выкладываю вам на белой тарелочке с голубой каёмочкой. Читайте, наслаждайтесь. Может быть, кто-то из вас и скажет мне спасибо.

Это всё на любителя. Кто-то поморщится, кто-то с недоумением пожмёт плечами, мол, мы всё это читали, знаем. А я и не говорю, что для всех выложил, читать будут лишь самые любопытные, я сам такой, мне всё кажется, что за поворотом скрыто всё самое интересное, иногда так и случается.

Вот один пишет, что не понял принцип отбора тем и авторов..

Я ответил: Какой принцип отбора может быть в записной книжке? Записываешь всё, что под руку попадётся. Вам интересно? Я рад. Читайте.

А вот из пока последней рецензии: «Очень интересно было познакомиться с мыслями классиков, а так же с Вашими мыслями! Но как вы говорите: "Сказал А скажи и Б"! Иначе изложение напоминает салат из перлов человечества. Хотелось бы более стройного изложения...»

Мне бы тоже хотелось стройного изложения, но, вот беда, такой цели не ставил.

 Ответил: спасибо за внимание и очень лестное предложение прокомментировать перлы классиков, которые попадали в мой архив именно в таком порядке! Поэтому каждый из вас вполне может придавать свой вид, и всё присваивать, там почти ничего не принадлежит мне, не было такой задачи: комментировать.

Итак, читайте.

Виктор Топоров.

Во-первых, Бродского откровенно тяготила шумиха вокруг суда над ним со всеми последующими перипетиями. …Предполагая новый арест, он просил ни в коем случае не хлопотать за него. И едва ли это было рисовкой. Во-вторых, отъезд Бродского за рубеж был вопреки многим свидетельствам, не совсем вынужденным. Если не считать вынуждающими обстоятельствами нравственный и творческий ригоризм, присущий самому поэту.

Валерий Сердюченко.

Зачем Лев Толстой, образец морального здоровья, заставляет Пьера Безухова видеть гомосексуальные сны и намекает на кровосмесительную связь Элен и Анатоля Курагиных? Читая переписку Достоевского с женою, покрываешься краской стыда притом, что «прюдствующая» Анна Григорьевна вычистила резинкой наиболее откровенные места из эротических откровений своего супруга. «Ночи на вилле» Гоголя написаны пером латентного гомосексуалиста. Жизнь Марселя Пруста, Джойса, Фолкнера – ворох пороков и скверн. О Владимире Набокове и говорить не приходится. Прочитайте его «Аду, или Страсть» — а лучше не читайте: в моральном плане это порнография и запредельный блуд, каталог половых извращений. «Лолита» смотрится на фоне «Ады» буколической пасторалью. (…)  Влечение Гоголя или Юрия Нагибина к мертвым женским телам, или гомосексуальные опыты Оскара Уайльда, или наркологические «расширение сознания» Эдгара По, или гнилые яблоки в письменном столе у Шиллера, или лесбианство Гертруды Стайн — зачем мне это?

Гайто Гозданов.
Не будь угрозы возмездия, полиции и государственной власти и люди действовали бы так, как это свойственно их природе, то на земле остались бы только развалины, трупы и беременные женщины.

Александр Ват. «Ин. Лит» № 5 2006 год.

Почему герои революции признавали себя виновными? И вот что ответил Стеклов, бывший редактор «Известий». “Пытки? Пытать нас? зачем? У всех у нас руки были по локоть в крови и в говне. Каждый из нас видел такое количество мерзостей, подлостей, низостей с самого начала, что всё стало безразлично. Признаваться, не признаваться – не имело значения. Человек, который понимает, что его жизнь — сплошное падение, что он опускается всё ниже и ниже, испытывает отвращение к своему прошлому. Отвращением и объясняются признательные показания. Признавались, потому что испытывали отвращение к себе”.

Виктор Козько. Зона, земля незнаемая…

 «За семь дней до катастрофы из реки Случь – притока Припяти, — протекающей мимо Ленино, вышли раки. В воскресный, необыкновенно теплый и ласковый весенний день едва ли не самые древние обитатели воды покинули её. Бросили свои норы и закончили жизнь на песке, на прогретом сухом берегу, на дне бывшего тут некогда моря Геродота. Первые беженцы грядущей катастрофы.
Можно было бы счесть рассказ об этом исходе странной выдумкой. Но я сам был свидетелем того, как в тот же весенний день у той же реки, но ниже по течению, почти при самом её впадении в Припять, два моих соседа, украинцы братья Саенки бегали по берегу с ведрами и собирали выползающих из речных глубин раков. Раки были крупные, голубого цвета, что водились только в Припяти, в голубых глинах…
А теперь о самой этой зоне. С первых же дней своего возникновения она начала гореть. По свидетельству лесников, леса возгорались квадратами и сразу с четырех углов. Поджигателей не было»

Анатолий Королев «Быть Босхом». «Излучение свойств элементарных частиц привело исследователей к парадоксальным выводам. Волновой пакет, расплываясь по мировому пространству, как бы видит всё насквозь, в одновременном срезе настоящего. Образно говоря, частица, только что увидев молнию на краю земли, ждет раската грома в будущем и замедляет движение. Частица предчувствует будущее!

Поль Дирак первым нашел прямые экспериментальные свидетельства связи времен. Выяснилось, что электроны с околосветовыми скоростями тормозятся собственным излучением. И без непосредственного учета будущего этот эффект не подается расчету. Отталкиваясь от идей Дирака, Дж. Уиллер и Р. Фрейман  создали «безумную» теорию излучения. О сути её лучше всех сказал Г. Троде: Солнце не излучало бы, если бы оно было одно в пространстве без поглотителей его излучения. Если, например, вчера я смотрел в телескоп на звезду, что находится от Земли на расстоянии 100 световых лет, то эта звезда и её атомы ещё 100 световых лет назад знали о существовании меня как поглотителя её излучения.
Итак, все излучения квантов укоренены в будущем. Это значит, что будущее (оно же поглотитель) играет роль курицы, непрерывно несущей яйцо настоящего, свой же источник! Получается, что слова Аврелия Августина имеют под собой основу, а он говорил: настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него будущее постоянно протекает в прошедшее. Итак, надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время так же существуют, хотя и непостижимым для нас образом»
Свет звезд, солнца, Луны – всё это идет из будущего, которое мы видим. Мы видим будущее! Чтобы увидеть больше, возможно, нужно изменить место наблюдения и сам прибор?

«Звезда» №8-2006.

В декабре 1934 года академик И. П. Павлов пишет в Совет народных комиссаров: «Вы напрасно верите в мировую революцию… Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было… Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком без пропусков, со всеми ежедневными подробностями – это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой на настоящих людей едва ли бы значительно смягчилось, если рядом с ней поставить и другую нашу картину с чудесно как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами-заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. …Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства… Пощадите же родину и нас…»

На этот крик души последовал холодный, в назидательном тоне ответ Молотова: «Ваше письмо от 21 декабря СНК получил. Должен при этом выразить Вам свое откровенное мнение о полной неубедительности и несостоятельности высказанных в Вашем письме политических положений… Можно только удивляться, что Вы беретесь делать категорические выводы в отношении принципиально-политических вопросов, научная основа которых Вам, как видно, совершенно неизвестна…»

По свидетельству историка А. Арутюмова, Ландау заявил 1 декабря 1956 года: «Если наша система мирным способом не может рухнуть, то третья мировая война неизбежна со всеми ужасами, которые при этом предстоят. Так что вопрос о мирной ликвидации нашей системы есть вопрос судьбы человечества по существу». Ландау с начала 1938 по 1939 год провел в тюрьмах НКВД и мог составить представление о советской системе.

…потрясающий своей искренностью эпизод приведен А. Д. Сахаровым в его «Воспоминаниях». Когда он работал на «объекте», его осенила идея сделать огромный термоядерный заряд и в виде гигантской торпеды пустит в сторону, скажем, Сан-Франциско или Лос-Анджелеса. И этот великий гуманист нашего времени не просто обдумал эту, как он сам впоследствии назвал, «людоедскую идею», но и предложил военным морякам! И они, «вояки», не посмели принять её из-за чудовищной разрушительной силы и тех поистине катастрофических последствий для мирных жителей всего тихоокеанского побережья США – при определенном угле наклона гигантской волны, возникшей при направленном взрыве, многие города побережья были бы просто смыты!

«Посев» 2006 №4.

Лев Гицевич, Юрий Ульянин. Генерал Шкуро – основатель русского спецназа. «В конце 1915 г появилась знаменитая «Волчья сотня» Шкуро – специальное, хорошо обученное и вооруженное подразделение пластунов-разведчиков. Это была первая в России и в ХХ веке группа русского спецназа, способная выполнять самые невыполнимые задачи». Появилась она вопреки отрицательной резолюции Николая II, считавшего, что Русская Армия не может позволить себе такие «бесчестные» методы. 


“Молодежь ставит свою распущенность выше всеобщего порядка и спокойствия”.

“Преследуя жертву, не замечаешь нависшую над собой опасность”.

«Испрашивая оружие, незачем добавлять: Я хочу убить тебя. Когда получишь его, тогда и можешь удовлетворить своё желание».

«Творчество — умение сочетать воображение и навыки».

Ахматова вспоминает, что познакомилась с Мандельштамом в марте 1910 года на «башне» у Вячеслава Иванова, куда тот явился с «ландышем в петлице». Ландыши – самая модная и дорогая бутоньерка в зиму 1910\1911 года, и Анна Андреевна недаром ее запомнила. К костюмам из магазинов готового платья живые ландыши не прикалывали. Для своей любовницы Ольги Ваксель снимал гостиничный номер в «Англетере» в 1924 году и заказывал в номер шампанское и ужин. Ему дали квартиру в Ленинграде, которой он был безмерно рад. Был прикреплен к распределителю, не голодал, как весь народ. Но посчитал нужным сочинить стихи про горца и полразговорца, читал всем желающим. Пастернак ему сказал: «То, что вы сейчас мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, к поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне их не читали, я ничего не слышал и прошу не читать их никому другому». Ордер на арест был подписан самим Ягодой.

Эммануил Казакевич.

"...Отказ от максимума равен отказу от искусства". "Писать хорошо ещё и потому трудно, что писать плохо легко.

"Надо выбирать себе читателя: военное ведомство или грядущее человечество.
Провинциальность — чрезмерная  общительность или чрезмерная робость.

Весь мир кипит сюжетами. Чехов потому так много написал, что, не мудрствуя, брал эти сюжеты и писал. Перед ним не стоял вопрос о том, напечатают тот или иной рассказ.

…сюжеты валяются на белом снегу, и никто их не поднимает.

..."Надо при необходимости уметь пользоваться насилием; надо знать, что в некоторых случаях нельзя без насилия. Но нельзя  обожествлять насилие. Это мстит за себя  впоследствии.

Для естественности повествования нужно, в сущности, одно: чтобы действующие лица ничего не знали об авторском замысле.

Гениальность — это повышенное чувство правды, страсть к правде, при умении выразить эту страсть в чем-либо: в вещах или поступках.

Для писателя не может и не должно быть работ более важных и менее важных, любой очерк, рассказ, статью, даже письмо он должен писать так, словно пишет великое произведение. А главное известное  отличие этого явления  оттого, что представляется нам повседневным, обыденным, должны почувствовать определенную отдаленность изображаемого оттого, что для нас спало будничным.

- А вы думаете, - сказал Ленин, - что тогда будут чмокать у корыта и радостно хрюкать от изобилия? Осуществленная мечта - социализм откроет новые грандиозные перспективы для  самых смелых мечтаний.

В XVII в. английский поэт  Джон Донн писал:
 "Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой утес, меньше  станет Европа, и также, если смоет край мыca или разрушит замок твой или друга твоего, смерть  каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем  человечеством, а поэтому не спрашивай, по ком звонит колокол - он звонит по тебе".

Обманувший правдивее не обманувшего, обманутый мудрее не обманутого".

Л. Якименко

Каждый из нас ощущает как  определенный недостаток то, что в ряде произведений герои поставлены в условия, при которых они мало размышляют над своей ролью в истории, над своим местом в обществе, над тем, что они сами по себе представляют. Требование философской насыщенности —  одно из условий повышения  качества литературы.

А  Марченко

Писатель становится профессионалом в тот момент, когда ему удается  отойти от автобиографического материала, когда вопрос "кто я?" уступает место другому, более профессиональному "Кто он?"

Б. Сарнов

"Нравственное чувство человека, заставляющее его сомневаться в правильности своих поступков, вроде бы и нормальных с точки зрения принятой морали, - сигнал социального неблагополучия".

Остался лишь единственный вопрос ко всем прочитавшим: Стоит ли продолжать публикацию, или же этого вполне хватит?

продолжение: http://www.proza.ru/2013/12/03/87

                Ставрополь-на-Волге