Все то, что помню и что знаю

Валентина Стебекова
      
            Прошло около сорока лет как я, Лосицкая Валя уехала на учебу из Села Нового. Работала после окончания института на строительстве автомобильных дорог. По роду деятельности часто бывала в творческих командировках, в Москве, Санкт-Петербурге, но времени заглянуть в места, где родилась, училась, где прошло мое детство и похоронены мои родители, как всегда не хватало. Выйдя на заслуженный отдых продолжаю работать и наконец-то после посещения г.Тулы, г.Москвы. г.Санкт-Петербурга и города Орла приезжаю в город Стародуб, наш районный центр, который  в древности был  местом сбора казаков, которые собирались решать важные проблемы под большим дубом. На автовокзале вижу загорелые лица, натруженные руки женщин с вздувшимися венами, слышу громкий говор на местном диалекте, чувствую родные души, но к сожалению никого не узнаю. В салоне автобуса, держащим путь на Новое Село знакомлюсь с пассажирами, едущими в деревню Меженики, Село Новое, деревню Газуки. Память возвращает знакомые черты лиц и завязывается разговор. За разговором  время пролетело незаметно, автобус остановился у кладбища, вспоминаю, что мой отец Лосицкий Михаил Васильевич-сын казака Василия  Тимофеевича Лосицкого показывает мне маленькой девочке могилы прадеда и прабабушки, находящиеся на их собственной земле, прадед посчитал, что у кладбища продлят границу к землям, которыми он владел. Но кладбище продлили в другую сторону и теперь мои прадед и прабабушка покоятся в земле под автобусной остановкой.
            Немного отойдя от автобусной остановки во дворе Новосельской школы вижу скромную мемориальную стелу с именами погибших односельчан в Великой Отечественной войне. Читаю почему-то снизу вверх.. Тринадцать фамилий на памятнике «Малахевич», одиннадцать фамилий древнего рода «Лосицкие». Читая выписки краеведческого областного музея, узнаю, что древний род  Лосицких  доказывал свое дворянство в Пятовске, Яцковичах, Выстрикове. Представители нашего рода верно служили России, владели землями, лесами, занимали важные посты на государственной службе в древнем Чернигове. Среди нас потомков нашего рода врачи, учителя, юристы, строители, фармацевты, экономисты, дипломаты, работники культуры, военные, шахтеры, политики, всех профессий не перечесть.
            Мысленно возвращаюсь в детство, но нет старой школы, называемой всеми учениками «Камчатка», не вижу и здания школы, построенной из разрушенной Покровской церкви, стоящей на цвинтере Села Нового. Да  и нет в живых директора школы Шпунтова Василия Васильевича-участника Великой Отечественной войны, преподававшего историю древнего мира и привившего любовь к литературе, истории, географии. Нет и первого учителя, научившего нас первоклашек читать и писать, Глазкина Порфирия Павловича, гасившего вместе с жителями Бочанковки школу, подожженную фашистами.
            Все проносится перед глазами, как в замедленной с»емке: торжественный вечер в клубе Нового Села, огромный зал и длинные скамейки.
            Сцена и моя любимая учительница немецкого языка Шпунтова Анастасия Александровна, поющая сильным красивым голосом песню:»Помню я еще молодушкой была». Песня про молодого бойца, которого поила водой девушка и как потом произошла встреча этой девушки и раненого генерала, в котором девушка узнала молодого бойца.Опять сцена и Анастасия Александровна на аккордеоне исполняет танго «Утомленное солнце нежно с морем прощалось». Вот класс и я читаю наизусть стихотворение на немецком языке про голубя мира, который облетит весь свет и всем народам мира передаст привет. Анастасия Александровна привила любовь к немецкому языку, несмотря на то, что война закончилась совсем недавно, несмотря на то, что были сожжены фашистами дома семей Лосицких и Руцких. Фашисты жгли дома , где во дворе дома не была обмолочена рожь.Из рассказов моей сестры я поняла, что отходящий на Запад немец подходил к дому и если стояла копна с необмолоченны зерном, поджигал и копну и дом.А где зерно было обмолочено, пустую солому не жег и дом не трогал.Так и стояли эти сожженные дома с печами кирпичными, вернее стояла одна печь. Страдали невинные дети, им приходилось долго жить, где придется, отцы были на войне и строить новый дом было некому, так и жили в землянках.
            Память уносит меня на практические занятия по иностранному языку в институт.Вот я перевожу всей группе политические и технические тексты по немецкому языку. При встречах с немецким народом, сосланным в Сибирь, пытаюсь говорить на немецком, с трудом , но понимают, что хочу сказать.
            Поворачиваясь на север вдали за селом вижу лес, купленный моим дедом перед революцией в рассрочку, теперь этот лес государственный. Каждый август и сентябрь ходим в лес с подружками  Диной Алесенко и Надей Малахевич, в лесу однажды встретили учительницу Гарбузову Софью Григорьевну, почему-то все называли ее «Сонечка».При виде нас она улыбается и спрашивает меня:»Чему равен квадрат суммы и разности двух чисел». А подошедшая к ней Серафима Федоровна Малахевич просит проспрягать глагол «собирать» и просклонять существительное орехи во всех числах. 
            Душа и мозг единогласны:»Учителями надо родиться, надо родиться, преданными великому делу учить детей и любить детей». Что и было у преподавательского коллектива Новосельской семилетней школы.
            Утренники праздничные 1 мая, 7 ноября. В клубе мы ученики подходим после концерта к столу у выхода, идем тихо, степенно, не шумим , не толкаемся.Каждому ученику дают газетный кулечек, в нем сто грамм подушечек  карамели с повидлом –начинкой. Закончен четвертый класс, сдаем экзамены, которые уже на следующий год отменят.Диктант и математика (тогда арифметика) все четыре.Пять баллов почему-то тогда не ставили. Летом работа в колхозе после четвертого класса, одиннадцатилетние сгребаем сено в Васильковом и Змитровом логах ( не лугах, а логах, так все говорили). Прополка гряд в школе. Кажется не остановить калейдоскоп детских воспоминаний.Но слышится рядом голос племянника, встречающего меня.Идем к моей сестре Нале, которая старше меня на двадцать лет, учившая меня быть тактичной, вежливой, скромной.Жалела меня, когда я с температурой под сорок градусов лежала в бреду. Спешила на помощь, когда я дралась с ябедами в школе, отстаивая истину на кулаках, помогая моим престарелым родителям укротить мои порывы борца за справедливость, шила мне платья к праздникам. Переходим по мосту через речку Ваблю, поднимаемся на гору, проходим  мимо клуба, магазина, вот и дом и сестра стоит у ворот, ждет меня.