Рабы

Татьяна Васса
Изучая механизм домашнего насилия, как это изложено в классической психологии, пришла к выводу, что данный механизм работает и по отношению к народу. Поскольку народ, как это ни банально звучит, всё же состоит из людей.

Для тех, кто сталкивался со случаями домашнего насилия непосредственно, или наблюдая такие отношения со стороны, всегда удивительным остаётся факт: «Ну почему же жертва так долго не уходит от насильника? Даже в тех случаях, когда такая возможность со всех сторон есть».

Г.С.Абрамова, доктор психологических наук, профессор, в своей работе «Практическая психология.2001.» пишет:
«Пережить», «прочувствовать» что-либо — значит знать объект изнутри в силу своей объединенности с ним в общей жизни; это значит внутренне пребывать в том надиндивидуальном единстве бытия, которое объединяет «меня» с «объектом»; изживать само объективное бытие.»

Это очень точное и верное определение попробую применить к взаимоотношениям народа и власти.

Любое государство – аппарат насилия. Оно регулирует под страхом неблагоприятных последствий все сферы человеческой жизни, кроме сферы чувств. Хотя, уверена, если бы могло, добралось бы и до них.

Тем не менее, государство имеет и некии обязанности перед своим народом, что тоже регулируется. И вот всё это «регулирование»  виде законодательства и обычного права составляет то самое «надиндивидуальное единство бытия» в общей жизни народа и государства.

Любая семья имеет главу и членов, а также гласные и негласные права  обязанности главы и членов. Что происходит, когда нарушаются эти правила?  Происходит перекос увеличения прав одного за счёт увеличения обязанностей другого. В случае домашнего насилия, например, мужчина считает, что он имеет право бить супругу или (и) детей, а супруга возлагает на себя обязанность терпеть это насилие ради, ради, ради…

Если супруга отказывается возлагать на себя эти обязанности, то она уходит из семьи и она прекращает своё бытиё.  Есть ещё вариант, когда супруга начинает бороться за свои нарушенные права, даёт сдачи или даже убивает насильника.

Вот что пишет психолог Ольга Новожилова о домашнем насилии:

«Возможно, вы не раз пытались уйти, или же говорили своему супругу, что уйдете от него, если он не изменится. Что происходило после этого? Вы слышали ласковые слова, полные любви, вы о чём-то договаривались, слышали обещания? И начинали испытывать чувство вины, жалости. Или же вы пытались в очередной раз высказать свою боль, обиду, но не находили его понимания.
Вспомните: скорее всего, вы и раньше пытались поговорить с этим человеком, но разговор приводил лишь к краткосрочным изменениям или увеличению количества обид, непонимания, разочарований. Каковы шансы, что после очередного разговора вы сможете понять друг друга и изменить ваши отношения? Скорее всего, такие надежды иллюзорны. Если предыдущие разговоры (которых было немало) не помогли вам, утолить обиды пониманием, ясностью вряд ли удастся, и нужно пережить их иначе – самостоятельно, с помощью близких людей, психолога, хороших книг.»

И далее:

«Так супруги, страдающие от домашнего насилия, годами остаются в браке, мечтая расстаться, но чувствуя, что идти им некуда. Некуда – это сомнение в своей нужности и в своих силах действовать, жить самостоятельно. Это неуверенность в себе и страх желанной свободы.
Однако страх самостоятельности сам может быть порождением жестоких семей – люди, постоянно слышащие оскорбления и унижения, постепенно убеждаются в собственной неспособности действовать. Это так называемая выученная беспомощность. Возможно, мои слова могли бы вызвать возмущение у тех, кто сам переживает состояние беспомощности – ведь они считают, что они действительно ничего не могут!
Итак, ловушка расставлена: унижения в семье делают человека несчастным, вызывая желание уйти, но в то же время заставляют жить в постоянном ощущении собственной беспомощности. Надо добавить, что чем чувство собственного бессилия больше, тем сильнее человек подвержен унижениям и умалению собственного достоинства. Мужчины в склонны занимать доминирующее агрессивное положение в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от них как экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), так и психологически (так как в случае распада брака, по её мнению, она пострадает больше мужа).
Но не стоит вину за своё ощущение бессилия перекладывать только на плечи угнетателей: к сожалению, любая семья – это система, где даже в самых страшных событиях семейной жизни участвуют как минимум двое. Ощущение собственного бессилия неосознанно многие люди растят в себе сами, т.к. боятся свободы и ответственности. Эрих Фромм, социолог, философ и психоаналитик, так пишет об этом в своей книге «Бегство от свободы»: «Анализ людей, испытывающих подобные чувства, показывает, что, хотя сознательно они на это жалуются, хотят от этих чувств избавиться, в их подсознании существует какая-то сила, заставляющая их чувствовать себя неполноценными или незначительными. Эти чувства - не просто осознание своих действительных недостатков и слабостей (…); такие люди проявляют тенденцию принижать и ослаблять себя, отказываться от возможностей, открывающихся перед ними. Эти люди постоянно проявляют отчетливо выраженную зависимость от внешних сил: от других людей, от каких-либо организаций, от природы. Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил».

И вот такое «пережить» в истории постоянного насилия государства над своим народом, порождает то самое, о чём и писал Эрих Фромм, людей, принижающих и ослабляющих себя, отказывающихся от возможностей, не утверждающих себя правильным образом.  А представим себе многовековое насилие с генетической передачей по роду этих самых свойств?

Сейчас по телевидению идёт исторический сериал о династии Романовых. Сама династическая передача власти только в силу акта рождения в царской семье говорит о вторичности личных качеств будущего монарха по отношению к личным способностям управлять государством. И сам пример династии Романовых, как семьи, изобилующей внутренним насилием разного рода, интриг и убийств был не самым лучшим примером для народа. Я уже молчу о крепостном праве. Только последнее столетие этот «брак «народа и государства освобождён формально от династической передачи власти.  И то, последняя «карусель» передачи власти от Путина к Медведеву и наоборот, достаточно цинично показала, что рабское сознание народа по-прежнему имеет место быть.

Наиболее сильные личности находили и находят в себе силы «убегать» из этого «брака» в иммиграцию. И то, не все и не всегда способны до конца отстричь себе «хвост» психологической травмы.

Любой психолог скажет, что реабилитация жертвы домашнего насилия, её возвращение в деятельную и свободную личность – болезненный и длительный процесс.  И это, прежде всего, огромная самостоятельная внутренняя работа при условии отсечения влияния насильника путём расставания с ним.

"Расставание с государством" может происходить различными способами, той или иной сменой руководства, общественно-политической формации, эволюционным или революционным путём.

Но ясно одно - истинно сильное государство это – не сильная власть, это, прежде всего – сильный и свободный народ, состоящий, преимущественно, из свободных личностей, уважающих себя, и, как следствие, уважающих права и свободы другого человека. И ещё - добровольно признающего над собой, как объединённость с общей жизнью с государством - общий надуровень - законодательство.