Исторические корни Шереметевых в Бежецком Верхе

Евгений Обухов-Петрик
 

               

  Первое летописное известие об основателе  Родов Шереметевых, Колычевых, Романовых - Андрее Кобыле, появилось в 1347 году в связи с сватовством Московского Великого князя Симеона Иоанновича Гордого к Марии Александровне Тверской, проживавшей с сестрой Ульяной (  с 1350 г.супругой Великого князя Литовского Ольгерда), матерью Анастасией ( вдовой Великого князя Тверского и Владимирского Александра), братом Всеволодом ( в 1345-1348г.г. Великим князем Тверским) и ещё тремя братьями, в её родовой вотчине - Холме. Симеон Гордый оставил в наследство своей жене, Марии Холмской, значительный удел( Пресняков А.Е. «Образование Великорусского государства. Очерки по истории ХIII-XVст. С-Пб., 1918»).  Сын Андрея Кобылы, Фёдор Андреевич Кошка, в 1390 г. отдал свою дочь за младшего сына Великого князя Тверского Михаила Александровича, Фёдора Михайловича, племянника Марии Александровны Холмской (Троицкая летопись с 437(6898)г. осень).  Очевидно, что владение Шереметевыми землями Бежецкого Верха и Великого Новгорода  стало следствием этих родственных отношений.
О богатствах Кобылиных-Кошкиных свидетельствуют на севере Руси :  Кобылинские сёла на Вологде, подаренные правнукою Андрея Кобылы боярыней Марией Фёдоровной Голтяевой сыну  Великого князя Василия Тёмного Борису Васильевичу Волоцкому (А.Барсуков. Род Шереметевых, том 1 гл.2. С-Пб.1881) ;  расположенные в 30 верстах от Красного Холма; урочище Кошкино на северо-востоке и село Кобылино-Перетерье на юго-востоке,  а также несколько сёл с подобными именами в имении Колычевых у древнего г.Радилова ( Кимрский район), где ещё в XVI-XVIIст. были разрушены два монастыря. Отметим также вотчину Романовых село - Хабоцкое в 10 верстах от Красного Холма, владелицей которого была инокиня Марфа, мать митрополита Филарета, отца первого Русского царя Михаила Романова.
Сородич Константина Александровича Беззубцова, отца Андрея Константиновича Шереметя  и его современник,  Иван Андреевич Колычев, был новгородским наместником, когда назвал своего старшего сына Степана  Стен-Стуром . Степан Иванович Колычев, отец митрополита Филиппа, владел поместьем в Деревской пятине Новгородской земли в 1495г .  Праправнук Андрея Кобылы, Андрей Константинович Шеремет, в 1478 г. участвовал в походе на Новгород со своею собственною дружиною . Отметить должно , что соединёнными войсками москвичей и тверичей предводительствовали тогда «болший боярин московский» князь Данило Дмитриевич Холмский со своим родным братом , тверским воеводою Михаилом Дмитриевичем Холмским . Троюродные братья Андрея Константиновича Шереметя, Яков и Юрий Захарьичи-Кошкины были Новгородскими наместниками в 1480г.г. И позже в 1550г.г. Семён Васильевич Шереметев, внук Андрея Константиновича Шереметя, был послан на воеводство в Великий Новгород с почётным званием Новгородского дворецкого. …   
Однако, летописец Николо - Антониевого Краснохолмского монастыря поминает ктитором  и основателем монастыря и экономического (монастырского) селения Спас-на –Холму ( он же  город Красный Холм) не князей Холмских и не боярина Андрея Константиновича Шереметя, но его послужильца , некоего Нелединского-Мелецкого, коий согласно «Разрядной книге» Бекетова являлся дружинником А.К.Шереметя. Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (т.VI стлб.87, прим.201, М.1989) цитирует «Разрядную книгу»: «… по его Государеву изволению распущены из княжеских дворов и из боярских служивые люди, и тут им  имена, кто чей бывал, как их поместил государев писец Дмитрий Китаев….Мустафины, Татьянины, Нестеровы, Нороватые, Нелединские: те шереметевские послужильцы 5 семей». Исследователи, изучавшие происхождение рода Нелединских-Мелецких (БугановВ.И. «Разрядные книги последней четверти XV- нач. XVIIв.в. как исторический источник.» М.1962;  Бычкова М.Е. «Родословные книги XVI-XVIIв.в. как исторический источник.»М. 1975; она же, «Польские традиции в русской генеалогии XVIIв.»журнал «Советское славяноведение»,1981,№5) установили, что в конце XVIIст. Нелединские-Мелецкие при помощи подложных грамот со ссылкой на легендарного выходца из Польши Станислава Мелецкого пытались доказать древность и знатность своего рода . Палата родословных дел, куда Нелединские-Мелецкие представили свои документы, признала родословную их фальшивой, установив что Станислав Мелецкий,  из Польши никуда не выезжал. (Исаков В.З. Примечания к «Памятникам литературы древней Твери», Тв.2002г. стр.248-250).
Основание монастыря связывается с иноком Кирилло-Белозерского монастыря Антонием и относится к 1461г.,  а возведение белокаменного Никольского собора, причём не только русскими, но и итальянскими зодчими («Угличский летописец» указывает Аристотеля Фиорованти) ,  к 1481г.  Об этом свидетельствуют  и натурные археологические исследования А.М.Салимова, руководителя научно-исследовательского сектора ГУПНРЦ «Тверьпроектреставрация».  В 1492г. началось строительство белокаменного Дмитриевского собора с трапезной.
Ясно, что род Нелединских не мог обладать средствами на возведение белокаменных строений ( ближайшее месторождение белого камня находится у Старицы или Зубцова). Вероятно фамилия Нелединских-Мелецких образовалась от местных гидронимов, речек Неледины и Мелечи, притоках реки Могочи, на которой стоит Краснохолмский Николаевский монастырь. Это предположение высказал ещё в конце XIXв. историк А.К.Жизневский (« Древний архив Краснохолмского Николаевского монастыря.»М. 1879). Однако им до сих пор приписывают воеводства и наместничества в Вологде, Устюжне , Бежецке, Угличе, Ржеве, Нижнем Новгороде…Возвышение Нелединских связано скорее всего с опричниной, именно тогда Нелединские получили вотчины от Иоанна Грозного в районе Удомельских озёр, в уделах князей Холмских-Рюриковичей и бояр Юрьевых (Романовых). На этом фоне обладание Нелединскими землями Бежецкого Верха кажется вполне правдоподобным… и где бы и когда ни писалась история Краснохолмского монастыря начинается она с доброхотных даров странствующему  монаху Антонию, о котором отсутствуют какие-либо исторические сведения, родовитыми Нелединскими. Вызывает удивление наименование монастыря в честь двух святых :  Святителя Николая архиепископа Мирликийвкого и некоего безродного инока Антония. Такой странный случай является единственным в Русской православной истории.
По правде сказать ктиторами белокаменных соборов могли быть не только родовитые Шереметевы, но и князья Холмские из Рюриковичей- Данила Дмитриевич Холмский «болший боярин Московский», победитель в битве с новгородцами при Шелони в 1471г. и его сын, также воевода Московский, Василий. Тем более, что роды эти были дружны: отметим присутствие всех потомков Андрея Константиновича Шереметя – Ивана, Василия и Бориса на свадьбе Василия Даниловича Холмского и любимой дочери Ивана III Софии Ивановны 13 февраля 1500г.  Они находились среди ста других боярских детей в поезде с женихом… История умалчивает о приданном Софии, о богатствах и имениях Холмских князей. Остались лишь воспоминания об их владениях на севере, более чем в ста верстах к западу от Красного Холма : волость Лощемля на Мологе и волость Кострецы на притоке Волчины - Тифине в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (данные краеведа Ю.М.Смирнова). Однако само написание города Красный Холм или Спас - на - Холму  предполагает существование «Холма», исчезнувшего, словно Китеж-град из русской истории. Столица удельного Холмского княжества, древний город Холм был предан забвению вероятно оттого, что московские власти не хотели вспоминать о церковных интердиктах - закрытии храмов в Пскове и Москве, связанных с именем основателя Холма Великого Князя всея Руси Александра Михайловича Тверского(затем Псковского), его дочери Марии Александровне Холмской, его сыне вел. Кн. Всеволоде Александровиче Тверском и  родственнике Холмских  князей русско-литовском митрополите Романе-твериче.  У Эккехарда Клюга в «Истории Тверского княжества»(Тв.1994 в прим. 91, стр.189) чтим: «Согласно одному византийскому  источнику- Никифору Григоре, Роман был родственником Ульяны, жены литовского князя Ольгерда ; тем самым он находился в родственных отношениях с Тверским княжеским домом.»( См.Тinnefeld..S.369 и также «Православие и русская культура в древней Литве» И. Самсонова , ЖМП стр. 46. )
Иноком Краснохолмского   Николо - Антониевского монастыря был Вассиан (Василий Андреевич Шереметев),  постригшийся в Троице-Сергиевом монастыре в 1537г., то есть тогда же, когда и его родственник, Фёдор Степанович Колычев - митрополит Филипп. Останки Василия Андреевича Шереметева находятся под спудом на территории монастыря. Здесь же и захоронения других потомков Кобылиных и Шереметевых и других княжьих родов : Щербатовых, Мещерских, Сицких, Орловых, Бутурлиных , Тютчевых, Стрешневых …… Монастырский летописец упоминает, что надгробия Кобылиных и Шереметевых были отмечены красной камкой. Доподлинно известно также, что здесь похоронен Фёдор Васильевич Шереметев, младший сын инока Вассиана, коий также как и его отец был монахом Краснохолмского Николо - Антониевского монастыря .  Известны вклады Ивана Васильевича Шереметева-Большого 1521г. и более ранние,  вклады Фёдора Васильевича и отца их Василия Андреевича  и настолько серьёзные, что строительство Дмитриевского собора с трапезной монастырский летописец приписывает исключительно Шереметевым.  Знаменательно, что этот белокаменный собор возводился с 1492г., то есть с даты предполагавшегося Конца Света (5508+1492) и во время коронования на Московское царство (1498)Дмитрия Ивановича,  внука Ивана III  от Марии Борисовны Тверской,  в Успенском соборе Московского Кремля. Освящение в честь Дмитрия Солунского решило впоследствии участь храма . Дело в том, что Елена Ивановна Шереметева , дочь Ивана Васильевича Шереметева – Меньшого,  жена царевича Ивана, в момент убийства Иваном Грозным её мужа 14 ноября 1581г.,  была на последнем месяце беременности . «Царь ударил её рукой по щеке, а потом принялся бить железным посохом . Несчастная в ту же ночь выкинула младенца мужеского пола» (А.Барсуков, «Род Шереметевых». гл.XXXI). Народ отказывался верить, что дважды лишился наследника престола. Ходили легенды, что маленький царевич Дмитрий Иванович, названный так в память об умершем в 1552г. первенце, младенце Дмитрии от Анастасии Романовой, жив.
 В 1586 г. собор был снесён в связи с воцарением на престол Фёдора Иоанновича и его душеприказчика Бориса Годунова . «Приготовление материалов для фундамента» началось якобы с 1587г. В монастырском летописце указано, что «белый камень для Покровского собора  ломали монахи на реке Мологе ломами, кирками и жолнами, кои сделаны были в Устюжне Железопольской» . Иначе как глумлением  сей факт не назовёшь . Дело в том, что Устюжна была подарена Иваном Грозным «старице, царице Леониде»- Елене Ивановне Шереметевой по смерти мужа царевича Ивана . Ломали очевидно не камень на Мологе ,  его там нет, ломали белокаменные стены Дмитриевского собора. А на его месте строили… из красного кирпича Покровский собор. И это не удивляет, если вспомнить судьбу набатного Угличского колокола, возвестившего о  смерти юного царевича Дмитрия (от Марии Нагой) и за это отправленного в ссылку в Тобольск… Тогда же, в 1586г. из Москвы приехали  Богдан Губарёв и Иван Алферьев. У родственника Шереметевых, старца Вассиана   Алферьев забрал шубу кунью и повёз в Москву. Самого же старца с Фёдором Кобылиным повёз под стражей на Вологду в Каменный монастырь Губарёв.  В 1594г. отобраны были из монастыря в царскую казну Евангелие и священные служебные сосуды Фёдора Васильевича Шереметева. Не побрезговали и жемчужным ожерельем Настасьи, жены Никиты Васильевича Шереметева, данном на поминовение мужа, изрубленного опричниками по приказанию Ивана Грозного. Золотое со сканью и жемчугом ожерелье и священные сосуды возвращены были Лжедмитрием в монастырь в сентябре 1605 года. 
На месте Дмитриевского собора, ровно через сто лет со дня коронования законного русского , московского и тверского царя Дмитрия , к 1598г. возвели  двухярусное сооружение длиной 14 сажень с подклетом, из них только 4  сажени  верхнего яруса занимала церковь, освящённая в честь Покрова Божьей Матери .  Интересно и то, что грамотою Фёдора Иоанновича запрещалось освящать храм в честь Дмитрия Солунского, но разрешалось освятить в это имя один из его приделов. Убоявшись царского указа, монахи разместили во вновь построенном здании монастырские службы : трапезу, келарскую с двумя хлебными чуланами, кладовую, хлебню и хлебодарню , просфорню и монастырскую тюрьму.
  История Дмитриевского собора, убиение бояр и князей, неугодных властителям мирским и духовным : первого русского миропомазанного царя Дмитрия , князя Василия Даниловича Холмского – воеводы московского , Ивана Петровича Фёдорова-Челяднина и многое, многое другое в частности т.н. «ересь жидовствующих», опричнина - это всё то, о чём не хотелось бы вспоминать властям московским предержащим , но что поневоле начинает будоражить воображение историков  в связи с поминовением маленького провинциального городка на окраине Тверского княжества .
В 1768 году в монастырском, экономическом селе «Спас на Холму да Живоначальной Троицы на   Холму» («Красная грамота» сына Ивана 111  кн.Симеона Ив.Калужского 1518г.) проживало 3440 жителей, не считая детей и не приписанных к храмам старообрядцев .(Для сравнения в соседнем городе Бежецке проживало 2450 ) . После учреждения в 1776г. Краснохолмского уезда население уездного города за 20 лет сократилось почти вдвое.  И в 1796 году, когда уезд был ликвидирован , кстати единственный из уездов Тверской губернии по неизвестным причинам подвергшийся такой участи , население города было менее 2000 жителей.  В то же время учреждён был Корчевской уезд с уездным городком  Корчевой в 480 жителей! Тогда же в Зубцовском уезде , что на юго-западе Тверской губернии появилась Краснохолмская волость с волостным селом Красный Холм , а около неё Никольская пустынь и Княжьи горы …. ?! В 1820 году распоряжением архиепископа Тверского Филарета Дроздова (митрополита Московского впоследствии) с Красного Холма был снесён якобы по просьбам верующих тёплый собор Живоначальной Троицы , построенный из камня в 1733 году …?!
 В настоящее время Краснохолмский Николаевский монастырь пребывает в руинированном состоянии. К разрушению монастыря  приложили руки и царские власти, и церковные, и советские. В XVIII- XIX в.в. монастырь из первого класса перевели во второй и третий. В монастырских зданиях разместился городской магистрат .  Шестиметровые монастырские стены понизили до трёх метров . В советские времена после упразднения  начался необратимый процесс . Никольский собор был взорван , до нашего времени сохранились лишь остатки трёх стен..  Год от года ветшают ещё недавно жилые  корпуса . За два последние года обрушилась кровля келейного Братского корпуса . Но есть надежда на возрождение . Архитектором  А. М.Салимовым разработан проект восстановления  Никольского собора ,  древнейшего в Тверской губернии , аналога Успенского собора в московском Кремле .  Есть согласие Петра Петровича Шереметева участвовать в благом деле воскресения Родового гнезда и создании здесь Музея русских боярских родов.  Есть идея местных краеведов разместить  здесь «город мастеров» - реставрационную школу , чтобы на месте готовить специалистов для реставрации .
Сюда, в русскую глубинку, где всё ныне порушено, французский дворянин Д/Огильви «ради сокращения скучных мест» прибыл в начале XX столетия, в село Божонку, что в 25 верстах от г.Красный Холм, в то место, где по преданию было историческое сражение 1238г. на реке Сить. Д/Огильви оставил после себя исследование о Ситской битве, к сожалению до нас не дошедшее. Это ещё одна тайна Красного Холма. Согласно  «Легенде о невидимом граде Китеже» , наш город и есть тот самый Малый Китеж, возле которого  собиралось войско  Георгия Всеволодовича . Этого же мнения придерживались и автор «Тверского Патерика» архиепископ  Димитрий Самбикин , писатели - историки В. Чивилихин(«Память») и В . Ян(«Батый») . У стен Малого Китежа в 1238г. состоялось сражение , место это возможно находится под спудом , под слоем песка. Исключительный случай в храмоздательстве, когда монастырь стоит на искусственной насыпной площадке, толщиной 2,5 сажени и площадью 65х47 сажень у слияния рек Неледины и Могочи .  По преданию участок на другом берегу реки,  ниже по течению Могочи, откуда брали землю(сохранился огромный карьер у села Боярское , что в версте от монастыря) , назывался Соловки и исторически связан с Соловецким монастырём. Оттуда , в конце XVII в. пришли оставшиеся в живых , после избиения 1676г., монахи, построившие скит с деревянными храмами Иоанна Предтечи, Зосимы и Савватия Соловецких .
Не так давно на реке Мологе (летописной Смородине) , приблизительно километрах в ста на запад от Красного Холма(на земле Холмского княжества), краевед В.А.Ратов обнаружил остатки языческого города мёртвых, масштабы которого дают основание предположить, что это и есть величайшая Святыня земли русской- Сварга, или же Большой Китеж, на защиту которого обратил свои войска Великий Владимирский князь Георгий Всеволодович 17 марта 1238 года .
                Стою я на холме печальном и пустом
                И подо мною сонный тихий город…
                Не слышен шум машин и скрып телег, и шорох,
                Лишь уханье совы тревожит мглу кругом. 
                Луны печальный лик пространство освещает
                И храмов силуэт в тумане возникает.
                И мнится, голос строго вопрошает:
                Зачем, сын мой, забыл ты о былом?
                Светает. Утра луч виденье разгоняет…
                Один я на холме печальном и немом,
                И подо мною русские просторы…
                Река течёт Неледина и хоры
                Многоголосых птиц толкуют мне о том,
                Что было здесь когда-то под Холмом.
                Что битва лютая была здесь, сеча злая…
                Свободы дух, с Вершины улетая,
                Пещерный монастырь оставил под Холмом.
                Отсюда ходы тайные, во мглу земли спускаясь,
                ведут к слиянью рек,
                Где войско русичей в тоске о Славе маясь,
                В безвестности лежит осьмой уж век.
                Засыпаны песком Руси истории забытые страницы,
                Видений вереницы нас не тревожат боле…
                Могилы благородных там Шереметевых попрали навсегда …
                холопы их.
                И Холмских, и Тверских, и Сицких воевод отсюда изгоняли.
                И были призваны татары, иноземцы,
                Чтоб затоптать сей святости родник.
                Там под горою царь с кривой душою
                Разрушил Храм Воителя Святого…
                А сын его и в новом храме, на месте старого,
                Нам помнить воспретил дела минувшие…
                С тех пор на щит   славян возложены Москвою
                иные горы, реки, имена …
                Всё, что уместным ложь явить сочла
                Нам злобою чужой и силой роковою.
                И с времени того сей Холм хранит молчанье скорбное…
                Здесь Спасов Столп стоял . Бревнами вверьх ,
                Преображенский Храм, взмывая над толпою,
                Спас на Холму.
                И торговал народ, шумела ярмарка…
                И девы юные весну здесь закликали
                у Троицы Живы Начальной…
                Теперь гора пуста… И теплится едва, едва, едва
                В уставших, слабых людях жизнь немая…
                Святой Руси душа живая
                В безмолвьи тихом злом уязвлена уж спит покорно.
                И память о победах славных 
                Ушла из душ замёрзших без следа                               
                Но Чу!... Огонь Святой  здесь тлеет под спудом!
                Исполнен срок и выпита до дна терпенья чаша…
                Георгия Великого глава к украденному телу прирастает
                И Древо Жизни снова зацветает.
                Опять сицкарь берётся за топор.
                И вновь стволов сосновых хор трудом Земли и Рода Русского восходит
                И Храм возводит в Небо, на простор.
                Победа древняя у Китежа изводит на волю Правду,
                Скорбна и горька она и омертвелых возставляет,   
                И пращура державная рука с чела сынов неверных утирает
                Слезу стыдливую. И вновь благославляет - на битву скорую
                Судьба зовёт тех, в ком не угасла воля
                и живёт надежда на рассвет! 
                Так нам повелевает судьбы и времени неторопливый ход.
                И ведаем мы: будет Вече…и колокольный звон…
                и путь, и жизнь.
                Так будет человече… Без ропота прими единственный Исход.

В результате порчи Православия библейскою идеей Первенства и Первородства, воспринятой властолюбцами как монархическая идея Самодержавия , было разрушено на Святой Руси Родовое сословное Единство. Ныне пришло время восстановить Русь, как основу Единения праведных родов Земли . Следует оправдать идею Родовой власти , яко средоточия и освящения не социальной и уж тем более не индивидуально-личностной , но истинно природной , естественной власти наиболее достойных , пассионарных представителей Рода Русского Праведного . Власть на службе у ближних , явленная трудами личными во Славу Отечества Своего ! Будем же молиться Богу о даровании нам в сонме русских богатырей таких местоблюстителей Родины нашей , гарантов закона , добра и справедливости в Отечестве своём .                Алексей Андреевич Пушкин променял подмосковную вотчину Кусково Василию Андреевичу Шереметеву на починок Алифимцево в  15 верстах к северу от г. Бежецка .  Не потому ли Пушкины стремились в Бежецкий Верх , на границу Тверского княжества и Новгорода Великого , что были прямыми потомками Анны Даниловны Холмской и хотели попасть в родные им места ?                Сын Ивана Васильевича Шереметева – Меньшого и внук инока Краснохолмского монастыря Василия Андреевича Шереметева , Фёдор Иванович Шереметев в 1616 году подарил деревню Шаблыкино , что в 9 верстах от Красного Холма , Кирилло – Белозёрской обители . Может быть потому , что дар его на поминовение славных предков : Григория , Никиты , Ивана Большого , Ивана Меньшого - сыновей инока Вассиана , а также на помин своей жены и сына Фёдора был от чистого сердца , храм в упомянутом селе не закрывался никогда , даже в годы безбожной власти , да и поныне этот единственный храм у нас в районе радует глаз великолепием внутреннего убранства . Сегодня интригами благочинного Краснохолмского района и сей храм безосновательно закрыли , выдворив из него уже третьего по счёту священника за благородное рвение к церковному просвещению верующих .