Рифеншталь Хелена Берта Амалия 1902-2003 1-я часть

Эдуард Кукуй
Об этой женщине, талантливом кинооператоре, просславлявшем в документальных фильмах
Гитлера в виде романтического героя, объединителе нации, краем уха слышали немногие, и я
в том числе. Реакция на эту сволочь, пособницу дьявола была однозначной- как могли ей дать лишь три года после разгрома Германии- чем она лучше Геббельса?
И вот вчера на телеканале "Дождь" посмотрел(с середины, к сожаленью) интервью с этой
долгожительницей, столь зкспрессивной несмотря на годы, хватающая репортёра за руку,
перебивающую на полуслове, выстреливающая пулемётные ленты эммоций, что вначале отторопь берёт и усилилвает одиозность отношения.
Но, потом стали показывать эту нестареющую, одухотворённую старуху за монтажным столом-
фрагменты фильма, приёмы съёмки разными камерами с разных точек- что до неё в документальном кино никто не делал(снимая обычно с одной точки)- тележки и рельсы по перемещению камер, съёмки общих планов и крупно- отдельные лица, а главное- её работа
за монтажным столом, где без комментатора, голоса за кадром, сами ленты вписывались в кружево,завораживали единством повествования, плавно, как в песне, переходя из одного кадра к другому- поневоле забываешь о чём фильм и заражаешься гипнозом просмотра. Тысячные колоны марширующих с...лопатами вверх- вместо ружий, надрывающийся
фюрер об единстве германской нации и всех её сословий, построение нового рейха, в котором
каждый обеспечен работой, справедливость, дисциплина и мир- под ревущие глотки и римскиое
выбрасывание в такт "зиг хайль"- тысячи рук, на фоне полощухся с паучьей эмблемой знамён- всё в театрализованном движении и без единого слова угрозы оратора в адресс соседей и людоедских идей "чистоты кровми" и грядущих вскоре "хрустальных погромов"

Неудивительно, что документальный фильм "Триумф воли", рассказывающий о съезде национал-социалистов, как призведение документального искусства, завоевал призы в  Венеции и Париже и нашёл новых приверженцев в Германии и введённых в заблкждение, даже не приветствующих фашизм, за рубежом.

Она отрицает, что занималась пропагандой фашизма. Да, как и 90% немцев, была увлечена аурой фюрера, не зная во что это вылльется потом. Её не интересовала политика, не стала
членом нацисткой партии, её занимало лишь "чистое искусство", сам процесс творчества.
Она и в беседе, сожалея, что лучшие годы потратила на прославление ложного героя и загипнотизированной под удавом массы, искренне не понимая, что служила пропагандистом кровавого режима и такой ненависти к себе соотечественников после крушения "тысячелетнего рейха", свершивших на практике всё то зло...


ИЗ ИНТЕРНТА

http://www.k1no.ru/rifenstal.htm

Рифеншталь Лени - биография
Рифеншталь Хелена Берта Амалия ( 1902-2003 )

Лени Рифеншталь - немецкий режиссер, актриса. Фильмы: "Голубой свет" (1932), "Триумф воли" (1935), "Олимпия" (1936-1938), "Долина" (1953) и др.



Хелена Берта Амалия Рифеншталь


Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье состоятельного бизнесмена, владевшего фирмой по производству вентиляционного и отопительного оборудования. В детстве Рифеншталь увлекалась театром и спортом, любила рисовать. Первых больших успехов она добилась в танцах. В двадцать один год Рифеншталь уже выступала с сольной программой, гастролировала в Берлине, Мюнхене, Праге, Цюрихе, участвовала в постановках Макса Рейнхардта. Травма не позволила ей танцевать дальше.

В начале 1920-х годов в Германии был очень популярен жанр "горного фильма". Его основателем являлся геолог Арнольд Фанк, страстно увлеченный альпинизмом. Большим успехом пользовалась его лента "Гора судьбы". Рифеншталь отправилась к Фанку в Швейцарию и вскоре стала его ведущей актрисой. Она играла романтических, наивных и смелых героинь. Работа у Фанка требовала не только спортивной подготовки, но и мужества. "Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое счастье", — писала Рифеншталь много лет спустя.

В 1932 году Лени поставила свою первую картину "Голубой свет" и сама сыграла в ней главную роль. Действие происходит в итальянской деревушке в Доломитовых Альпах. Когда Рифеншталь снимала эффектный эпизод ночного лыжного похода при свете факелов, у стоявшего рядом мальчика неожиданно взорвался факел. Пламя обожгло лицо и руку Лени, но она продолжала снимать, не обращая внимания на боль. С такой самоотверженностью Рифеншталь работала всегда.

Однажды она попала на выступление Гитлера. Наэлектризованная атмосфера политического митинга и речь лидера нацистов настолько поразили Рифеншталь, что она написала Гитлеру восторженное письмо. При встрече выяснилось, что фюрер — давний поклонник ее таланта. Он предложил Рифеншталь снять документальный фильм о съезде нацистской партии. Так возникла лента "Победа веры" (1933), где рядом с Гитлером еще стоит глава штурмовиков Эрнст Рем. В 1934 году Рем будет убит, а Рифеншталь создаст принесший ей скандальную известность документальный фильм "Триумф воли", рассказывающий о съезде национал-социалистов. В то время она, как и многие немцы, слепо верила Гитлеру, хотя и не вступила в партию.

...На аэродроме Нюрнберга приземляется самолет, из которого выходит улыбающийся Адольф Гитлер. Под восторженные крики толпы он направляется к стадиону, где все готово к открытию VI съезда партии. Парады, демонстрации, речи и бурные аплодисменты ликующей публики... Речь Гитлера заканчивается на фоне грандиозного факельного шествия. Рифеншталь вставляет в фильм кадры рабочих на стройке, радостных молодых девушек, сияющих детей. Это великая мистическая солидарность Германии со своим фюрером.

В распоряжении Рифеншталь были 30 кинокамер, 36 операторов с ассистентами и 80 помощников, гигантский лифт, позволяющий поднять камеру на 38-метровую высоту. Для эффектной съемки выступления Гитлера она придумала круговые рельсы у трибуны. По сути создавался торжественный гимн в честь Гитлера. Монтаж занял пять месяцев. Рифеншталь предпочитала все делать сама и, чтобы успеть к сроку, работала в конце по 20 часов в сутки. "Триумф воли" и поныне остается образцом пропагандистского фильма. После его просмотра тысячи и тысячи людей влились в ряды фашистов.

Признанный, но запрещенный "Триумф воли" получил приз на венецианском фестивале (1936) и с успехом демонстрировался в рамках Всемирной Выставки в Париже (1937). Рифеншталь получила поздравительные телеграммы от Чарльза Чаплина и Дугласа Фэрбенкса. Отрывки из "Триумфа воли" использовали в антифашистских лентах, например, в американской серии "Почему мы воюем".

Лени Рифеншталь развила успех великолепным репортажем с Олимпийских Игр 1936 года. Одновременно с фильмом она выпустила иллюстрированную книгу "Красота в Олимпийской борьбе".



Рифеншталь на съёмках


Во время подготовительного периода Рифеншталь и ее операторы посещали тренировки германской команды, снимая пробные кадры. За несколько месяцев они научились успевать за бегунами и прыгунами. Иногда Ленни заставляла операторов перемещаться на роликовых коньках. По словам Рифеншталь, без этих тренировок ей не удалось бы получить столько удачных кадров стремительного движения. В "Олимпии" многое сделано с удивительной изобретательностью. И все-таки, несмотря на то, что в "Олимпии" показан даже легендарный чернокожий атлет Джеси Оуэнс, фильм прославлял скорее Гитлера, чем спорт. Фюрер вновь предстал сильной личностью, харизматическим лидером, которого обожает народ.

В 1938 году Рифеншталь сделала вторую серию "Олимпии" — "Праздник красоты" (первая серия называлась "Праздник народов", 1936). На Международном кинофестивале в Венеции (1938) "Олимпия" получила Гран-при.

Рифеншталь поехала представлять фильм в США. Но пока она плыла на пароходе, в Германии прошли массовые еврейские погромы. По этой причине в Америке "Олимпии" был устроен один-единственный частный просмотр. Фильм всем понравился, но приобретать его прокатчики побоялись.

После начала войны Рифеншталь отправилась на фронт, чтобы запечатлеть триумфальный поход Гитлера. В Конске она стала свидетельницей расстрела польских евреев и даже попыталась вмешаться, но ее протест не был услышан. Работу над фильмом Лени решила прекратить.

За связь с фашистами она провела более трех лет в лагерях для интернированных. В частности, ее обвиняли в том, что по ее просьбе на съемки фильма "Долина" привозили цыган из концлагеря. В 1949 году суд снял с Рифеншталь обвинение в пропаганде и поддержке фашистского режима, признав ее "попутчиком".

Рифеншталь уехала в Африку. Снимала в Кении и Уганде документальный фильм "Черный груз" (1956) о современной работорговле. В 1970-е годы она выпускала фотоальбомы, посвященные погибающим нубийским племенам масаки и као. В течение восьми месяцев Лени жила среди масаки, снимая и фотографируя.

Когда ей было за семьдесят, Рифеншталь вдруг занялась дайвингом, чтобы вести подводные съемки. "Только под водой я по-настоящему счастлива, — утверждала она. — Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня". Рифеншталь выпустила несколько фотоальбомов о подводной жизни.

Время от времени ее приглашали читать лекции в киноинституты, награждали на фестивалях (за "Олимпию" и "вклад в киноискусство"), проходили выставки ее фотографий.

Автобиография режиссера была опубликована в Германии под названием "Лени Рифеншталь: воспоминание" (1987). Позже вышел трехчасовой документальный фильм Роя Мюллера "Власть образов: Лени Рифеншталь" (1993) (английский вариант названия — "Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь").

В канун своего 99-летия Рифеншталь впервые прилетела из Мюнхена в Россию, став почетной гостьей XI Международного кинофестиваля "Послание к человеку". За день до закрытия фестиваля ей был вручен почетный приз "Золотой кентавр" — "за неоценимый вклад в мировой кинематограф". Правда, сам приз не имел отношения к конкурсным наградам и входил в резерв дирекции фестиваля.

В 1999 году Рифеншталь чудом осталась жива после того, как вертолет, на котором она летела, потерпел катастрофу в Судане. Ей сделали несколько операций.

К своему столетию Лени Рифеншталь выпустила 45-минутную документальную ленту, рассказывающую о подводной жизни в Индийском океане. В период между 1974 и 2000 годами она предприняла более двух тысяч погружений.

Лени Рифеншталь ушла из жизни 8 сентября 2003 года. Она умерла в понедельник вечером во сне в своем особняке в городе Пекинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У нее просто остановилось сердце...