О некоторых забайкальских топонимах

Геннадий Жеребцов
Забайкалье

Замечательный забайкальский краевед второй половины XX века Виктор Федорович Балабанов в своей книге «В дебрях названий» писал: «Забайкалье… Вот сразу же  и первое «почему?»  Откуда произошло это название? Давно ли оно существует? Где начинаются и где кончаются границы Забайкалья?».

И тут же он отвечал себе: «Недалеко от Читы есть село Засопка, а в Нерчинско-Заводском районе – село Закаменное. Засопка - село, расположенное от Читы за сопкой. Закаменное  - село, расположенное за камнем, то есть за хребтом, так как русские землепроходцы «камнем» называли хребты. Следовательно, Забайкалье – это край, расположенный за Байкалом».

Вроде бы, все ясно и понятно. Но получилось так, что к Байкалу русские землепроходцы вышли в 1643 году, значительно позже того, как они появились на Тихом океане. Туда они попали из Якутска в 1639 году. Освоение Сибири русскими людьми началось со времен Ермака. Но давайте проследим их путь движения на восток «встречь солнцу». Оказывается, они придерживались в основном таёжной зоны малоизвестной страны Сибири. Степная полоса оставалась за аборигенами-кочевниками, которые иногда оказывали отрядам русских успешное сопротивление. Генеральная линия движения землепроходцев может быть прослежена по городам, которые они создавали на своём пути – Тобольск, Енисейск, Киренск, Якутск, Охотск. Таким образом, районы, принадлежавшие Байкалу, оказались южнее генеральной линии движения русских землепроходцев, их освоение отодвинулось по времени. И первые русские люди попали сюда вовсе не со стороны Байкала, а из Якутска. На Витиме в 1639-1640 годах побывал отряд Максима Перфильева, а через десять лет по современному Тунгиро-Олёкминскому району в сторону Амура прошел отряд Ерофея Павловича Хабарова. От проводников они слышали о наших забайкальских землях, но назвать их Забайкальем, разумеется, не могли. В 1647 году и 1651 году со стороны уже Байкала здесь побывали русские разведчики Иван Москвитин и Василий Колесников с товарищами. Благодаря полученным сведениям наша земля была открыта уже целенаправленно в 1653 году отрядом Петра Ивановича Бекетова. В этот раз это произошло со стороны Байкала.

Границы Забайкалья называет «Энциклопедия Забайкалья». Его рубежами являются: на востоке – верховья реки Амур, долина среднего течения реки Олёкма; на юге – государственная граница России с Китаем и Монголией; на севере - южные окраины Северо-Байкальского и Патомского нагорий; на западе – западная оконечность озера Байкал.

У бурятского поэта Ш. Нимбуева есть такие строки;

За что ты назван так – Байкал?
Кто имя дал тебе впервые?
Чей первый голос воспевал
Твои приволья буревые?

Впервые русские землепроходцы услышали о Байкале от эвенков. Но они называли его совсем по-другому – Ламу. Об этом можно прочесть в 1-м томе «Истории Сибири» (1968 г.). В их понимании это слово означает «море». В древних китайских хрониках Байкал называется Бэйхай, что в переводе означает «Северное море». Термин этот был не китайский, а заимствован ими от своих северных соседей. Под этим названием он упоминается в трудах китайского историка Сыма Цяня во II веке до нашей эры при описании  истории китайского посольства к северным соседям – сюнну, известным в русской истории под названием гунны. Гунны же называли Байкал совершенно по-другому – Тенгис, что в переводе с древнетюрских наречий также означает море. Есть предположение, что китайцы переняли это название с древних динлино-кетских наречий. Динлины – это один из многочисленных народов древности, живших на берегах великого озера. Они были соседями гуннов. Название Байгал в монгольских летописях встречается в первой половине XVII века. Это же имя русские люди услышали от бурятского населения, жившего на Байкале в районе острова Ольхон, хотя буряты издревле понятие «море» обозначают словом «далай». Русские быстро перешли с наименования Ламу на бурятское название Байгал. Только лингвистически приспособили его к своему языку – Байкал, заменив характерное для бурят «г» на привычное для русского языка «к». Слово близкое по значению со словом Байкал с понимании «море» есть в якутском языке. Дело в том, что якуты первоначально жили по Баргузину и в верховьях Лены, на свою современную территорию пришли в далёкой древности.

Таким образом, имя Байкал очень древнее, по крайней мере, ему свыше двух тысяч лет. Учёные пока не могут определить, когда и какой народ впервые произнёс это имя. Но оно будет жить вечно, воспетое и русским народом в знаменитой песне «Славное море, священный Байкал».

Даурскиая земля

Принято считать, что русские люди пришли в Восточное Забайкалье на пустынные земли. По крайней мере, здесь не было никаких привычных для них поселений. Из местных людей, кого они здесь встретили, землепроходцы называют лишь тунгусов. Их они встретили в районе Иргенского острога по озерам Шакша и Арахлей. О тунгусском князце Лавкае, жившем в районе реки Шилка и добывающем в горе серебряную руду, сообщал в 1639 году Максим Перфильев. Во второй половине XVII века нам известно имя Гантимура, перешедшего с подвластными ему родами в русское подданство и получившего княжеский титул московского списка.

Тунгусы – это эвенки, так их называли вплоть до XX века. Они относятся к южно-сибирскому типу монголоидной расы и кочевали в таёжной зоне от Енисея до берегов Охотского моря. К моменту вхождения Забайкалья в состав русского государства степная зона была свободна от заселения, но лет за 50 до прихода сюда русских в неё стали проникать волны хоринской ветви бурятского народа, а заселять Агинские земли они начали лишь по Указу Петра Первого 1703 года, в котором были определены места их кочевий.

Бурятский ученый Д.Д. Нимаев приводит цифры численности эвенков и бурят на начало XVIII века. Эвенков было 36,2 тыс. человек, бурят – 27,2 тыс. человек. К концу XIX века соотношение резко изменилось – численность тунгусов составила 61 тыс., бурят – 288 тысяч. На глазах нескольких поколений происходила ассимиляция многих тунгусских родов в русских или бурят. У русских они известны как гураны, хотя в «Энциклопедию Забайкалья» такой термин не вошёл. С восемнадцатого–девятнадцатого столетий они известны под русскими фамилиями Бронниковы, Ванчуговы, Голобоковы, Гурулевы, Золотуевы, Золотухины, Истомины, Кобылкины, Колосовы, Кожины, Комогорцевы, Корякины, Литвинцевы, Мальцевы, Морогины, Нарышкины, Немеровы, Нероновы, Рохлецовы, Сухановы, Чупровы, Эповы и многие другие. Кто бы собрал эти имена воедино? История этого народа ещё не написана…  Эвенков, ставших бурятами, стали звать хамнеганами, солонами... 

Но не всегда южные степи Забайкалья были свободны от населения. При удобных климатических условиях степь расцветала, развивалось степное хозяйство, как скотоводческое, так и охотничье. Дважды именно наша территория, соединенная воедино с монгольскими и маньчжурскими степями, порождала мощные движения кочевых народов на запад. Вспомним о великих гуннах, дошедших до Рима в первых веках новой эры, и второй раз – о знаменитых татаро-монголах (это уже в тринадцатом-четырнадцатом столетиях). Именно в наших степях на территории современного Ононского района родился великий покоритель мира Чингисхан. Для защиты своих северных территорий Китай построил Великую Китайскую стену. Местные древние народы также ограждали свои территории. В Забайкальском районе известен так называемый знаменитый «вал Чингисхана». Граница разделения степных и лесных народов проходила по современному Хилокскому району, так как само слово «хилок» означает «граница».

О том, что забайкальская степь была насыщена жизнью, рассказывают развалины монгольских Кондуйского и Хирхиринского городищ. В монгольском «Сокровенном сказании» рассказывается о жестокой борьбе монголов с меркитами (это территории рек Селенги и Хилка). Топоним «Нерча» переводится с эвенкийского языка как «борьба». О военной победе на озере Тюрги-Яргун в VIII веке народа байырку над врагами напоминает озеро Иргень в Читинском районе. Название другого озера - Бальзино в Дульдургинском районе повествует о героической странице из истории хоринских бурят, но это уже XVI век.

Современная карта Забайкальского края насыщена именами многих древних народов, живших здесь более тысячи лет. Что это за народы, чем они отличались от других? На эти вопросы учёные смогут ответить не скоро, но их имена живут. Топонимы «Шивия», «Улёты», «Бырка», «Куранжа», «Узон», «Кендагиры», «Дучары» и другие со всевозможными их вариациями напоминают нам об этом. А с XVII века на несколько столетий имя дауров стало первым названием нашего края.

Г.С. Новиков-Даурский, например, считал: «Исторически правильно именовать «Даурией» всю страну, лежащую на восток от Яблонового хребта, в бассейне Верхнего Амура с его основными притоками - Ононом, Ингодой, Шилкой, Аргунью и Зеей». Однако западная граница Даурии здесь определена неточно.

Название краю дано по народности дауры (дагуры, дахуры).

Уже в 1639 году землепроходец М. Перфильев сообщал о «даурских конных людях» и «даурских пашенных людях». В 1655 г. даётся царский «наказ» Афанасию Филипповичу Пашкову на воеводство «в Даурской земле». Следовавший с Пашковым протопоп Аввакум писал, что его сослали «в Дауры». На «Чертеже» 1684 года между реками Ингодой, Удой и Нерчей есть надпись «Даурска», на «Чертеже» 1698 года - надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой.
Позднее появляется название «Даурские остроги». В 1692 году «для посвидетельствования разного рода актов» учреждаются новые печати. На даурской печати была надпись: «Печать государева сибирские земли Даурских острогов». Даурскими острогами, которыми управляли нерчинские воеводы, были: Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Яравинский (Яравнинский), Аргунский, Сретенский и Итанцинский. Таким образом, западная часть Даурской земли простиралась до Итанцинского острога на реке Итанце. С образованием в Сибири губернии даурские остроги Нерчинского воеводства вошли в состав сначала провинции, а затем Нерчинского уезда.

Во время строительства Маньчжурской ветки железной дороги у пади Дувр была основана железнодорожная станция. Строители посчитали, что Дувр - это не что иное, как переделанное Даур, поэтому станцию и назвали Даурией.

Нерчинские названия

Первым крупным русским опорным пунктом в Даурской земле, после возведения Иргенского острога и временного зимовья на реке Ингоде, стал Нерчинский острог. В ноябре 1653 года на правом берегу Шилки, против устья Нерчи, казаками Петра Ивановича Бекетова был заложен острог, носивший название Нелюцский - по племени нелюдов, кочевавшему здесь. Из него и вырос Нерчинск.

Первый царский указ, выданный А.Ф. Пашкову в 1655 году, гласил о «воеводстве в Даурской земле». Позднейшие указы уже давали в «Нерчинское воеводство», в «Нерчинскую воеводскую канцелярию».

Название Нерчинска дало название и первому договору между Россией и Китаем в 1689 году, закрепившему за Россией земли по левому берегу Аргуни. Ради этого русское посольство пошло на потерю русского города Албазина, выдержавшего к тому времени две героических осады превосходящих цинских войск. А всё дело в том, что присоединение к России Даурской земли осуществлялось не ради заведения пашни,  как это было сделано на Енисее, и не ради сбора ясака – как это происходило по всей Сибири, а ради ранее полученного известия о серебряных рудах тунгусского князька Лавкая.

И эта руда была найдена в 1676 году на горе Оджун (потом она называлась Култушной, а ныне - Крестовой) возле небольшой речки Мунгача (серебряная) в центре современного села Нерчинский Завод, расположенного в нескольких километрах от левого берега реки Аргунь. Через 11 лет летом 1687 года прибывший в Нерчинск прапорщик Лаврентий Нейтор выплавил первые в истории России 13 золотников с полузолотником русского чистого серебра. А через два года, сразу же после заключения Нерчинского договора, последовали Указы о возведения Нерчинска в степень города и о начале строительства Нерчинского сереброплавильного завода. В 1704 году состоялся официальный пуск первого в Забайкалье сереброплавильного завода, который первоначально назывался Аргунским как расположенный недалеко от реки Аргуни. Позднее завод был назван Нерчинским как расположенный в Нерчинском уезде.

Позднее открылись сереброплавильные заводы: Дучарский (1760), Кутомарский (1769), Екатерининский (1776),  Воздвиженский (1776), Шилкинский  (1769), Газимурский (1778), Александровский (1798) и Петровск-Забайкальский металлургический завод (1789-1790). С того времени на забайкальской карте у ряда населенных мест появились заводские топонимы: Шилкинский завод, Газимурский завод, Александровский завод и Петровск-Забайкальский завод.
Начинают появляться такие обозначения, как Нерчинская горная экспедиция, Нерчинское горное правление, Нерчинская Даурия (в отличие от Селенгинской Даурии), Нерчинский край, Нерчинский горный округ, Нерчинская каторга. Все эти названия своим непосредственным происхождением обязаны Нерчинскому заводу и Нерчинскому уезду, но отнюдь не городу Нерчинску, отстоящему от Нерчинского Завода на расстоянии 250 км. В самом Нерчинске не было никаких заводов, в окрестностях города не было никаких рудников. И было время, когда они существовали параллельно друг от друга, и неизвестно, какой населенный пункт по своей значимости был главнее. Если Нерчинск в ранге областного (1783-1805) или уездного (1805-1851) центра административно порядке подчинялся Иркутску, то Нерчинский Завод – Кабинету Его Императорского Величества в Петербурге или Министерству финансов. В подчинение Нерчинского горного правления до 1851 года входило семь волостей с горно-заводскими крестьянами, среди которых была и Читинская с центром в Чите.

Для привлечения на работы в заводы рабочей силы царскими указами сюда ссылались преступники, даже приговоренные к смертной казни. Через 25 лет каторжных работ они могли выйти на поселение. В советское время по идеологическим мотивам больше говорилось о нерчинской каторге, чем о Нерчинских заводах как таковых. В первой половине XIX века число каторжан составляло 7% от общего числа людей работавших на заводах или приписанных к ним.
Свои главенствующие позиции и Нерчинск и Нерчинский Завол потеряли после 1851 года, когда была образована Забайкальская область с центром в Чите. С этого времени в разговорный обиход стало входить слово «Забайкалье».

Ныне существует Нерчинский район, название которого идёт от города Нерчинска. Существует и Нерчинско-Заводский район, название которого происходит от села Нерчинский Завод.


Чита

С полной достоверностью мы можем сказать: наш город назван Читой потому, что расположен на берегу реки Читы (в обиходной речи местных жителей - Читинка). А что значит слово «Чита»?
Впервые гидроним Чита упоминается в описании пути царского посланника Н.Г. Спафария в 1675 году. Он пишет: «Ноября в 25 день ехали через хребты великие и лесные, а потом степью, и приехали на реку небольшую Читу и у той речки ночевали».

На чертеже Амурского бассейна 1690 г., вошедшего в атлас известного сибирского историка и картографа XVII в. С.У. Ремезова как «Свидетельства даурского полковника Афонасья Иванова сына Бейдона», впервые встречается топоним Плотбище. Причем поселение под этим названием обозначено на реке Ингоде. На основе этого же «Свидетельства» С.У. Ремезов включил Амурский бассейн и в «Чертёж всех сибирских градов и земель», составленный в 1698 г. На этом «Чертеже» Плотбище также показано на левом берегу реки Ингоды.

В 1693 г. через Забайкалье проехал царский посланник Избранд Идес. 15 мая он прибыл в Плотбище о котором пишет: «Местечко Плотбище по реке Цете лежит». Написание реки «Цета», по-видимому, является ошибкой переводчика, так же, как и Нерца вместо Нерча. Описание путешествия Избранда Идеса до составления «Чертежа всех сибирских градов и земель» не было известно С.У. Ремезову, так как оно впервые было опубликовано на немецком языке в 1704 г.
До опубликования же этого описания, в 1701 г., Ремезов составил и включил в атлас «Чертёж земли Нерчинского города». На этом чертеже - на левом берегу реки Читы в ее приустьевой части - обозначено поселение под названием Слобода Читинская.

В 1719-1720 гг. в «сказках», то есть описаниях поселений, впервые появляется название Читинский острог.

На карте «Иркутской провинции и моря Байкала с вершиною реки Лены, при том же части рек Аргуни и Амура с лежащими вокруг местами», вошедшей в «Атлас Российской империи» 1745 г., обозначены река Чита и на ее левом берегу, в приустьевой части, острог Читинский. В 1772 г. П.С. Паллас называет это поселение - Читинск. Позднее Чита называлась селением, с 1851 г. возводится в степень города как центр Забайкальской области.
Так, судя по документам, исторически складывалось название нашего областного центра. Смысл же самого слова «Чита» оставался и остаётся загадочным. Многих занимал вопрос его истолкования. Но чем больше людей пытается это сделать, тем больше появляется различных мнений.

В девятнадцатом веке известный забайкальский краевед М.А. Зензинов объяснял название Чита орочонским слово «чита» - «берестяной коврик». Орочоны этим словом называли и просто бересту - кору березы. Можно было бы предположить, что где-то в долине реки Читы или в ее верховьях встречалась какого-то особого качества береста. Но М.А. Зензинов не приводит каких-либо исторических данных по этому поводу.

В 1958 г. в статье «Топонимика Восточной Сибири» Г.М. Василевич высказывает мысль о том, что топоним Чита происходит от эвенкийского слова «чата», или «чатала», что значит «глина». Эти же слова обозначают грязь (на берегу), сланец, каменный уголь, горящие угли. Существует также слово «чатэ» - «черная земля (углистый сланец), уголь».

По мнению В.Г. Изгачёва, в словах «чата», «чатэ» или «чатала» отражено не только добротное качество глины, но и голубой цвет ее, ибо по-эвенкийски «голубой» звучит как «чатурин» и «чатума». «Глина с голубоватым оттенком залегает массивными гнездами и пластами во многих местах города по берегам реки Читы. Люди пользуются этой глиной с глубочайшей древности».
Подобным же образом можно обосновать связь названия с понятием «уголь, чёрная земля». Естественно, что люди еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находится целое месторождение бурых углей - Черновское.

Но у всех этих объяснений есть один недостаток - они сделаны с большой долей предположения. А в таких случаях всегда возникают сомнения.

В 1966 г. в заметке «Откуда же произошло название Чита?» («Забайкальский рабочий») Н.Г. Кирюхин утверждал, что произошло оно от собственного эвенкийского имени Чита. Нет никакого сомнения, что такое собственное имя человека существовало. Сомнительно только то, что река Чита названа по этому имени. Письмо на князца Читу Матуганова, судя по датировке Н.Г. Кирюхина, было написано в период 1777-1799 гг. Однако выше уже упоминалось, что гидроним Чита известен в литературе второй половины XVII в. Н.Г. Кирюхин считает: раз существовало имя Чита, следовательно, река названа именем человека. Но такой подход к толкованию местных - нерусского происхождения - географических названий едва ли приемлем. Следует помнить, что, по верованиям тех времен, имя человека после его смерти старались не произносить из-за боязни, что душа умершего вселится в душу живого и тем самым принесёт последнему много бед. Следует также учитывать, что в те далекие времена определенного списка имён не существовало: людям, а также целым племенам, имена давались по каким-либо внешним признакам, по сходству с чем-либо, по тем или иным способностям человека, которые ему пророчились при рождении.

В 1959 г. археолог Л.Р. Кызласов высказал мнение, что Забайкалье «по рекам Селенге, Чикою и вплоть до р. Онон» является древней родиной уйгуров. Ранее же нам был известен перевод уйгурской надписи на так называемом «Селенгинском камне», сделанный Г.И. Рамстедом. Из этой надписи стало известно, что крепости, которые сооружали уйгуры, называются «чыт». В Туве, где также жили уйгуры, мы находим параллель нашему названию Чита. Современное «чаата-чыт» по-уйгурски значит просто «жилище».

И ещё об одном мнении. В 1966 г. выпущена книга В.А. Никонова «Краткий топонимический словарь». В ней при объяснении топонима Чита высказывается предположение: может быть, из нивхского «читы» - «колодец». Но это мнение едва ли можно обосновать исторически: нам не известно, чтобы здесь когда-либо жили нивхи, и едва ли тут мог иметь значение какой-либо колодец.

Таким образом, мнений о происхождении названия Чита много, и вопрос об их достоверности решить очень сложно.

В.Ф. Балабанов сообщал, что в топонимике аборигенов края существовала одна особенность: в первую очередь присваивать название горе (ороним) или какой-то группе смежных гор (но не хребту). Стекающим с этих гор речкам обычно присваивалось то же название, которое давалось горе или группе гор.

А теперь давайте посмотрим на мелкомасштабную карту верховьев реки Читы. Река берет начало на горе, находящейся в отроге Яблонового хребта. Яблоновый хребет здесь является водоразделом рек Амурского и Ленского бассейна, точнее - водоразделом Ингоды и Витима. На этой же горе или смежной группе гор (то есть гор, откуда берет начало Чита), с северо-западной стороны, находится один из истоков реки Юмурчен (правого притока Витима). Этот исток называется Читнак.

По-видимому, происхождение названия реки Читы следует искать в связи с ее верховьями.