Камчатский Север. Из полевого дневника. Часть 6

Игорь Шатило
РЫБАЛКА В ОКРЕСТНОСТЯХ АЯНКИ


После возвращения с рыбалки на р. Черной, где неплохо половили щук, на пару дней запуржило опять. Честно сказать, эти два дня я особо и не рвался... От покатушек по тундре с непривычки так набил себе зад, что с трудом садился — 80 км по снежным застругам в нарте, это по-взрослому...

На 9-е мая погода успокоилась и Миша позвал рыбачить. На этот раз предполагалось поближе — километра 4 вверх от Аянки, дело у него там было. Миша хотел посадить меня рыбачить, а сам заняться "выпариванием" изо льда своей "Казанки". Вовремя не убрал ее осенью — она и вмерзла, а придет паводок — добро и смоет...


Когда приехали к вмерзшей на бОльшую половину корпуса лодке, я от рыбалки отказался и взялся помогать Мише. Объем работы предстоял большой. Меня впечатлил "аппарат" для переноса тепловой энергии — в крышку 200-литровой бочки была вварена 2-х метровая дюймовая стальная труба, на конец которой одевался 4-х метровый резиновый шланг. В бочку налили 5 ведер воды. Напилили в заломе сухих дров, уложили их настилом, положили сверху бочку с водой, обложили ее, подожгли и все... Через 10 минут шланг "засвистел", аж страшновато было — не бабахнет ли сама бочка. Не дождались... Система работала исправно.


Кончиком страшно шипящего и вырывающегося шланга, Миша начал потихоньку растапливать канавку вокруг уледеневшей лодки. Дело оказалось не быстрым. В течение дня раз пять доливали воду и ездили за дровами. Тем не менее, к вечеру лодку от льдины отодрали и уволокли в незатапливаемый лес.


Этой же ночью Миша уехал на гусиную охоту.
Меня, как эстафетную палочку, взялся повозить на речку Вадим. Он не из "Долганского тейпа" (Долган — фамилия Кости), но за 10 л бензина с удовольствием подрядился со мною порыбачить. Собирались съездить километров на 20 по речке вниз — на "Совхозное". Поскольку от резкого тепла и солнца снег днем здорово раскисал, выезд наметили в 2 часа ночи. Наст держал, но когда подъехали к реке, у берега уже была промоина. Вернулись на то место, где выпаривали лодку.
Близость полярного круга в Аянке ощущается здорово — в 3 часа ночи уже начало светать.


Часам к 5-ти утра оказались на месте. Дальняя часть основного русла уже обнажилась широкой промоиной, а к нашему берегу примыкал симпатичный затон с нетронутым льдом. Забурились, толщина оказалась еще вполне надежной — не менее полуметра. И клев попер сразу. Однако, в отличие от предыдущего опыта, здесь в уловах преобладал небольшой хариус. Сиги ловились тоже, и Вадим, натаскав по местному обычаю десятка 4 харитонов, принялся целенаправленно охотится за вальками. У него получалось.


Активный клев, как и положено, был где-то до 10-ти утра. Пригрело солнце, снег раскис... Мы смогли немного перекемарить — Вадим на снегоходе, я в нарте. Потом даже успел сделать биоанализ. Как видно на картинке — "гигантов" было немного...


Половили еще и на вечернюю зорьку — все равно не уехать, снег — каша. Лов чередовали с чаевками — это святое дело. Были даже шашлыки из лосятины. Вадим достал из котомки кусок свежего мяса, порезал на кусочки, посыпал приправой "Вегета", нанизал на палочки и на угли. Не скажу, что было "мягко", но вкусно — сто пудов.


Тронулись обратно в первом часу ночи. Было еще светло, но снег "прихватился". Добрались.
На этом мои выездки на снегоходах закончились. Погода стояла ясная, устойчивая и снег сходил на глазах. Я уже и был бы рад свалить домой, но... по такому снегу даже на вездеходе не рисковали поехать. К тому же вернулся с полдороги снегоход, который пытался пробиться до Каменского...
Неунывающий Костя меня успокоил: "Да, ты не ссы...! Скоро лед сойдет, в июне баржи пойдут... довезем тебя до Слаутного, а там — почти дома...!
Убедил... — я ж на работе... Как говорил приятель, доктор с парохода (земляк из Винницы): "Больше суток — больше шмуток..."


Валяться на диване я не собирался и на следующий день поперся на прежнее место пешком. Затолкал в баул свое ведро со снастями, прихватил перекус. В качестве котелка взял из квартиры 3-х литровую жестянку, высыпав оттуда гвозди. И 3-4 кг лосятины. Миша, перед отъездом на охоту подбросил мне лосиных ребрышек — кусок бочины лося размером метр на метр.


С километр по дороге прошел легко, а как свернул на след "Бурана", то попал... Наст не держал... Делаешь шаг, переносишь вес на "переднюю ногу", выпрямляешь, встаешь, и только пытаешься подтянуть "заднюю" — наст "хруп", и опять по яйца в снегу... Прошел метров 200... Упал... Начал соображать.


Сделал я снегоступы. Достал из баула алюминиевую проволоку, моток чавычового шнура (тест на разрыв 30 кг), выдернул из капюшона, пояса и низа куртки шнурки. Срезал вербовую хлыстину, согнул ее каплеобразно, навязал палочек-поперечин, присандалил все это к сапогам... и пошел. Врать не буду — не бежал, но за 3 часа столько же километров прошел.


На месте первым делом пристроил лося. С шашлыком проблем не возникло, а когда я отдраил песком свою жестянку и набрал туда воды — она (зараза) потекла... Не успел огорчиться, что без чаю придется, как приметил на суку дерева точно такую же жестянку, даже с проволочкой и прошлогодней кашей...! Был с чаем и лосиной шурпой!!!


А вот с рыбалкой — словно подменили место... В предыдущий день натаскали с Вадимом хоть мелких но штук по 60-70 хариусов. Теперь же за полдня еле-еле уговорил десяток... Зато поймал очень редкого здешнего гольца.


Путь обратно занял всего час... Не полетел на крыльях... Пошел по тракторному следу, который оказался вдоль реки.


Окончание:
http://www.proza.ru/2013/12/02/407