Кукла как посредник

Борис Голдовский
Искусство куклы подобно айсбергу, плывущему в бесконечном океане времени. Никто еще не смог понять ни размера этого айсберга, ни то,  зачем он был создан, ни куда плывет. Никто пока не раскрыл тайну этого созданного человеком много тысяч лет назад артефакта. Не зря М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что из всех существующих в мире загадок, тайна куклы - самая загадочная.
Ясно одно - как без человека не понять куклы, так и без кукол - этого овеществленного парадокса, -  нельзя понять окружающий нас мир.
 «Параллельный мир» кукол всегда меняется вместе с нами. Люди смотрят на кукол и видят в них отражение самих себя. И если меняются люди, меняются куклы. Но, и люди - отражение кукол. А значит, если изменяются куклы – то изменяемся и мы. Потому что человек, подобно кукле, подвержен преобразованию.
У этого «параллельного мира»,  как и у человечества, есть история, география, философия, технологии, есть время и пространство кукол, есть искусство - театр, кинематограф, литература, есть и меняющиеся понятия о красоте и уродстве.
Процесс развития культуры кукол, также как и сама история цивилизаций, неравномерен. На нашей планете, наряду с цивилизациями, живущими в супериндустриальном обществе, есть племена, оставшиеся в первобытных формах, есть и народы, живущие в средневековье. Так и с куклами; в современном мире рядом с костяными и глиняными оберегами,  нанайским Акаоном с широко раскрытыми глазами, существуют механические куклы-автоматы второй половины XIX века Жюля Штайнера или более поздние автоматические игрушки «Vichy», «Fleishmann&Bloedel», «Lambert» и др. Вместе с коллекционными медвежатами Маргарет Стейфф и существуют более поздние - фирмы «Aleander». Древние крипт-фигуры с подвижными сочлененьями могут оказаться рядом с куклами БЖД компании «Volks»…
То есть, - куклы обладают вещной сохранностью, способностью к консервации в себе времени. Они, созданные в определенный исторический отрезок времени, как бы вбирают его в себя, превращаясь в своего рода машины времени, способные перенести нас в прошлое и дать возможность стать реальным свидетелем зрелищ и переживаний давно ушедших времен.
Мы можем стать зрителями представления японского кукольного театра дзерури XVII – XVIII веков, или сицилийских марионеток XVI века, или «Петрушки» второй половины XIXстолетия.
По существу, куклы - это своеобразные хранилища информации, традиций, духовных и материальных ценностей, обладающие набором различных – ритуальных магических, имитаторских, терапевтических, воспитательных, развлекательных, просветительских, художественных, социальных и других функций.
Но, вероятно, у кукол есть и главная, стержневая функция; Обрядовая, ритуальная и детская потешная, и игровая театральная кукла, и кукла, служащая украшением интерьера - всегда существуют ради главного – быть интерактивным связующим звеном, способным воздействовать на воображение человека, перенести его из сиюминутного бытового, реального, материального, в иные исторические или фантастические, художественные или религиозные сферы, одним словом – быть Посредником.
Причем, обязательная интерактивность, присущая любой кукле – ее способность к взаимодействию (к взаимной деятельности!), с непременной обратной связью принципиальна -  в этом ее отличие от других произведений искусства, также являющихся Посредниками, но уже между Зрителем и Художником.
Кукла же – всегда ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОСРЕДНИК; между актером и зрителями в театре кукол, между миром ребенка и взрослым миром, модным бутиком и его посетителем, художником-кукольником и коллекционером, жрецом и божеством, человеком и его мечтой, между жизнью и смертью… При этом любая кукла материальна и обладает конкретным физическим телом и является изображенным персонажем.
Таким образом, мы имеем дело с созданным человеком физическим телом, интерактивным персонажем, служащим быть связующим звеном, между двумя мирами: материальным и духовным, реальным и воображаемым. Объектом, способным, разбудив воображение, перенести человека в иные, в том числе и фантастические мире.
Данную посредническую функцию обычно определяют термином  Медиум («medium»). Следовательно, кукла – это созданный человеком, искусственный Медиум, создающий воображаемый портал, через который вот уже много тысячелетий ребенок переносится в мир его детских фантазий (со временем превращая их в реальность),  будучи языческим идолом, или храмовой скульптурой - помогает верующим общаться с душами ушедших предков, Миром Горним; На сцене же театра кукла-медиум создает новый, ранее невиданный волшебный, поэтический  мир театра, перенося туда зрителей.
Функция Медиума – важнейшая для куклы, потому что все остальные «работают» только тогда, когда действует главная – Медиума.
Если же этот Медиум создан человеком для каких-то негативных или низменных целей, то и тогда он выполняет свою посредническую миссию, порождая фантазии, которые со временем всегда реализуется.
Именно поэтому создатели кукол издревле почитались, а во многих азиатских, африканских и латиноамериканских странах и ныне почитаются людьми, имеющими связь с иным, потусторонним миром. Мастер, художник-кукольник - это человек, создающий собственный параллельный кукольный мир, где обитают созданные им медиумы.
В них он вкладывает свой талант, свои замыслы, фантазию и духовную энергию. Может быть поэтому, так велика ответственность всякого человека, создающего куклу.
Примеров – множество. Самый очевидный - история куклы Barbie - крипт-фигуры из винила. Барби – не просто кукла – это интерактивный Медиум, задавший стиль и программу жизни, мировоззрение, даже тип мышления значительной части человечества второй половины XX в.
Медиум многолик и сфера влияния его огромна – настоящее, прошлое, будущее, фантастическое и реальное, высокое духом и низкое. Создатели его  поражают своей оригинальностью и изобретательностью. В связи с этим, мир кукол постоянно эволюционирует, меняется, обменивается идеями с другими видами искусств.