Выращиваем цветы. Или бурьян?

Ольга Полевина
               

Аленке шесть лет.  У нее крохотные ручки, ножки не достают до пола, и приходится подставлять скамеечку. Она больше похожа на ожившую куклу, чем на ученицу.  Однако маленькие пальчики уверенно нажимают на клавиши. Реакция и память хорошая. Через несколько уроков она уже играет пьески, такие же маленькие, как и она.
И это ей нравится. Она повторяет снова и снова полюбившийся оборот.
И для меня - это самое важное.
… Когда спрашиваешь первоклассников, хотят ли они учиться музыке, обычно поднимается лес маленьких  ручек. Радостные глаза: конечно, хотим! Ведь это здорово! У мам - глаза другие. Скептические. " Вона хоче? Да не слухайте ви 11! В не1 слуха нема…"
Яркие музыкальные данные, необходимые для будущего исполнителя - явление редкое. И точно так же редко встречается полное отсутствие  музыкального слуха. Два полюса. Между ними - все остальные дети, нормальные, пригодные к обучению. Которые будут играть более или менее хорошо, для которых музыка на всю жизнь останется другом.
Если их отдадут учиться…
… Высунув от удовольствия кончик языка, Аленка играет песенку про курочку. Сначала мы ее пели, а теперь она узнает ее в этой последовательности звуков. Я рада, что она трудится, но еще больше меня восхищает ее молодая мама: это с ней вдвоем дома Аленка выучила пьеску. Мама приходит на каждое занятие, она сама уже умеет играть то, что задано дочке, она замечает все ее ошибки. Потом, конечно, Аленка ее обгонит, и будет играть гораздо более сложные пьески. Но это будет потом. А сейчас у меня две увлеченные ученицы. И я за Аленку спокойна: закладывается хороший фундамент. Мама в курсе всех ее дел и проблем, всех ее интересов. И мне легко ее учить.
…" Зачем его учить музыке? Ведь музыканта все равно не получится!"
Мальчишка с любопытством тянется к клавиатуре, но мама его одергивает: куда тебе?  Пианино надо покупать, платить за обучение. И, главное, контролировать. Да мало ли мороки со школой, а тут еще музыка!..
Музыканта, возможно, не получится. Но это нормально: они и рождаются редко. Страшнее то, что и культурного человека из него может не получиться, а уж для этого у него есть все данные!
… Мы выращиваем цветы. Или нет, проще - картошку. И все знают, что, не приложив значительного количества труда, она не вырастет. Ее забьют сорняки. Она будет мелкой. Или - еще хуже: погибнет от колорадского жука. А вот с сорняками нет проблем: они растут в любых условиях.
А ребенок, значит, и так вырастет. Он же не картошка, чтобы его окучивать, удобрять, бороться за него с вредителями. Это такая морока - следить за ним, вникать в его дела, ограждать от чужеродного влияния…  А потом удивляемся, что это с ним? В кого он такой?..
- Что играет ваш сын? Что ему задано?
Чаще - недоумение. Что-то играет. Как оно называется? Он сам знает… Что, еще и это надо проверять?! Тратить нервы? Ведь это же забава, игра. Это не обязательно. Этим можно пожертвовать.
Можно. Но в конечном итоге мы жертвуем слишком многим: возможностью повысить уровень интеллекта, возможностью  воспитания воли, настойчивости, характера. Радости преодоления трудностей. И еще такой мелочью - любовью к музыке…
Часто взрослые в разговоре со мной, узнав, что я преподаватель игры на фортепиано, сознаются, что это их тайная нереализованная мечта - научиться играть. Не сложилось в детстве. Сказали, что нет слуха, нет денег, нет времени. Теперь все равно, чего именно не было. А сожаление - осталось. Хотя бы немножко уметь играть - а какая бы отдушина сейчас была,  сесть и сыграть любимую мелодию!
… Девушка-дворянка, не умеющая играть - фи, как стыдно! Офицер, играющий на рояле -  явление распространенное. Было. Музыка входила в круг обязательных предметов. Не для того, чтобы растить музыкантов, нет! Чтобы понимать музыку, знать ее, уметь наслаждаться ею. Чтобы быть культурным человеком…
А чем наши дети хуже дворян 19 века? Обучение сейчас доступно всем.
Знаете, не в слухе дело. Он нужен, да, но самое важное  в обучении - уровень интеллекта. Бывает, приходят дети с прекрасными музыкальными данными… и их очень трудно обучить. Бывают данные очень скромные, но к ним - огромное желание, сообразительность, быстрая реакция, работоспособность  - и результат впечатляет! А если к этому всему - контроль родителей, тогда можно достигнуть многого!
Контроль - не в смысле грандиозной головомойки раз в четверть. Не в истерических криках, когда уже ничего нельзя сделать. Это проще всего: ребенок знает, нужно перетерпеть, потом о нем опять надолго забудут, и можно спокойно прогуливать уроки.
Контроль - в смысле любви. Ибо только безграничная любовь к ребенку заставляет нас следить за каждым его шагом, вникать во все его проблемы, в том числе и в проблему выучить наизусть концовку в менуэте, который никак не хочет запоминаться. Только любовь заставляет радоваться его успехам, как своим собственным, гордиться его первым выступлением на сцене, последним экзаменом… Каждой мелочи. Неправда! В том, что касается ребенка, нет мелочей. Все бесконечно важно.
Нужна ли музыкальная школа?
Нужна. Необходима. Чтобы попробовать - а вдруг это то самое важное в жизни? Вдруг это будущая профессия? А если нет - значит, долой сожаления. Не попробуешь - не узнаешь. Отрицательный опыт не менее полезен. Чтобы, взрослым, не сжималось сердце завистью, когда соседская девочка играет "Лунную сонату"…
Тот, кто учится в двух школах - на голову выше других детей. Он получает вдвое больше знаний. Он быстрее развивается - эмоционально и интеллектуально. Он занят, и учится делать все быстро, чтобы успеть. И успевает больше, чем его ничем не занятые после школы одноклассники. Он приобретает навыки умственного труда - а это пригодиться в будущей жизни гораздо больше, чем собственно музыка. У него формируется  эстетический вкус, интерес к литературе - ведь она с музыкой тесно связана. Развивается мелкая моторика - пальцы становятся более чуткими и ловкими. И пусть он не будет музыкантом - зато он вынесет из музыкальной школы такой багаж, который не помешает в последующей взрослой жизни…
Нужна ли музыкальная школа?
… Я играю "Лунную сонату", а вокруг меня толпятся мои любимые лодыри и прогульщики. Они слушают, затаив дыхание. Эта музыка завораживает. Я доигрываю последние такты, и раздается общий вздох:
- Класс!  А можно мне это играть?
- И мне! И мне!
- Можно. Только сразу не получится. Нужно постепенно подойти к этой музыке. Через более легкие пьесы. Кто их больше всех выучит - тому задам первому.
- Ладно! А если я выучу эти три этюда, что Вы мне задали, уже можно будет?
Мне смешно. Но я говорю абсолютно серьезно:
- Можно. Но придется поработать.
И они соглашаются "поработать". Потому, что знают, для чего.
…- Мы, наверное, будем бросать: у нее пропал интерес. Что только не делала - и ругала, и била - не хочет, и все.
Еще бы! Если бы вас так пытали -  о каком интересе может идти речь?
Нет, не так: интерес к любому виду обучения ( музыка - только частный случай!) не является врожденным. Если вы ждете, что он появится сам собой у ребенка - не дождетесь. Это только дурные наклонности ( сорняки) появляются сами собой. А то, что требует труда, нужно культивировать. Прививать. Приложить усилия.
- Ни в коем случае не бить!  Скажите, что вам очень нравится та сонатина, которую она играет ( даже если это не так!) Просите ее вам сыграть. Хвалите, радуйтесь, что она так хорошо умеет играть… только иногда забывает и останавливается…
Через неделю -  есть результат : моя девочка играет уверенно! На лице  во время игры блуждает улыбка:
- А  Вы знаете, папе так нравится эта музыка! Я каждый день ему играю!
Молодец папа! Послушал меня. И как оказалось просто преодолеть неодолимое!
Дорогие родители! Если у вас хватит терпения постоянно проявлять интерес к занятиям ваших детей, внушить им мысль, что вы гордитесь их успехами, что это здорово - учиться играть и стыдно не учиться, успехи не замедлят появиться. И, наоборот, ваше равнодушие и  к их занятиям наверняка убьют даже самый сильный "интерес". Ибо очень многое они делают ради вас, любимые мамы и папы…
… Мы садим розу в своем саду. Расточек хрупкий, нежный. Ему вреден холод, его душат сорные травы. Много труда нужно, чтобы через годы вырос роскошный розовый куст. И когда на нем расцветет первый цветок - окупится все: все ваши труды и волнения. Награда превзойдет все ожидания.
У соседа растет роза! Сколько с ней мороки! И у нас растет, такая же колючая, только выше, пышнее, зеленее! И с ней никакой заботы: дождь поливает, и достаточно. Вот и первый бутон! Погодите, да это не роза! Это колючий репейник! А где же роза? Ведь посадили розу!
А роза пропала. Давно. А вы и не заметили. Росло что-то колючее, ведь, пока не вырастет - не разберешь…И что теперь делать репейнику в этой жизни?
Страшно? Очень. Потому, что это уже необратимо…
Когда ребенок только-только становится учеником - вот тут нужны максимальные усилия. Контроль. Положительное подкрепление в виде вашей похвалы и внимания. Отрицательное подкрепление - в виде вашего огорчения. Разочарования. Это очень действенно - ваше отношение. И так - три-четыре года. Иногда больше, иногда - меньше. А потом можете постепенно отходить в сторону: уже заложен фундамент, ребенок организован, умеет сам работать. Упустите это время - потом будет гораздо труднее…
… Посещение концертов. Это особая глава. Как только начинаю раздавать билеты, доходит до смешного. Родители, как назло, именно в этот день страшно заняты. Или совершенно нет денег… три-четыре гривни…
А дети - ничего. Хотят пойти посмотреть. Но - не с кем…
… А ведь это так просто - создать атмосферу праздника. Надеть лучшее платье и пойти с дочкой в филармонию, куда придут такие же нарядные люди. Зажжется огромная хрустальная люстры в зале, засверкают высокие зеркала в фойе, все будет празднично.
- Мы с тобой идем на концерт! Только с тобой вдвоем. Там будет красиво. Тебе понравится!
И маленькая ручка доверчиво ляжет в вашу ладонь. А когда заиграет музыка, шепните ей:
- Подумай, о чем она рассказывает. Какая она? Найди слова.
Может, вам не все понравиться, не все будет понятно: классическая музыка требует подготовленного слушателя. Но что-то обязательно западет в душу, и через несколько дней вы обнаружите, что напеваете какую-то запомнившуюся фразу. И ваш ребенок - тоже.
Вкусы - они формируются. Если регулярно слушать хорошую музыку, она становится необходимостью. Ее начинаешь узнавать. Это - как китайцы: сначала все кажутся на одно лицо. А, присмотревшись, начинаешь их различать… Нужно только чаще присматриваться.
Пока вашему ребенку пять, восемь, десять - он ваш. Когда ему будет четырнадцать - скорее всего, он откажется с вами идти куда -либо. Предпочтет друзей. Не упускайте золотое время. Если за детство вы посетите несколько раз концерты - это он запомнит на всю жизнь.
- Помнишь, мы с тобой ходили на концерт, давно? У ведущей было такое блестящее платье, и так хорошо играли на скрипке?..
… Сегодня у нас концерт. Аленка тоже будет выступать. Она важно выходит на нашу маленькую сцену и останавливается возле инструмента. Он гораздо выше ее. Несколько секунд она стоит лицом к залу, и зал начинает аплодировать - авансом. Потом она садится и забывает подставить под ноги скамеечку. У меня замирает сердце - но уже поздно спешить на помощь: ее ручонки на клавиатуре. Она играет смело и уверенно: еще бы! Сколько наших с ней сил было потрачено, чтобы сейчас она сыграла смело и уверенно! Я сижу рядом с ее мамой и волнуюсь не меньше. Ведь она - тоже мой ребенок. И так будет все годы, пока она учится у меня.
… На концерте в филармонии ко мне подходит красивая девушка.
- Здравствуйте! Вы меня узнали?
  Боже мой! Да разве тебя можно узнать, Наташенька? Ведь прошло несколько лет, когда ты неуклюжим подростком окончила школу!
- Я всегда хожу на концерты, мне нравиться… Да, иногда играю. Я все помню.
Я смотрю на нее, и мне грезится алая роза на высоком стебле.
Значит, все это - недаром…