Крушение мифа, рождение истины!

Анатолий Штаркман
Впервые я попал на Масаду "молодым" солдатом в 1980 году. Мне было 45 лет, в стране (Израиле) я находился чуть больше года. В то время солдат явно не хватало, и в армию призывали всех. Было нас три роты, почти все в прошлом офицеры с советским высшим образованием.  Проходили мы курс молодого бойца в бывшем английском военном лагере Бат 4, на выезде из Рамалы в сторону Шхема. Инструктировали молодые девочки израильтянки, которым с удовольствием подчинялась наша разношерстная довольно опытная в жизни масса мужчин. Это было славное время, когда в Израиль эмигрировали, вернее, вырывались из советского плена, евреи, познавшие цену не только государственного  антисемитизма сверху, но и народного снизу. Для вновь прибывших в страну в то время не существовала так называемая сегодня корзина льгот и денег. Махсимум полгода на мизерной стипендии, общежитие и далее - штопорись в жизнь, устраивайся на работу, покажи на что способен, а вокруг в автобусах и на улицах людей не редкость с выжженными на руках номерами германских лагерей уничтожения. Поэтому экскурсия на Масаду преследовала благую воспитательную цель, хотя уже тогда, при первом посещении, были, которые задумывались над рассказом о массовом самоубийстве защитников крепости.
Прошло время, все мои друзья стали на ноги, обзавелись квартирами, внуками, вышли на пенсию. Освободилось время для размышлений о прошлом в настоящем, каждый в меру своих увлечений и здоровья.
Моя писательская биография совпала с появлением Интернета и возможностью публикации без ограничений со стороны государственных цензоров той или иной страны или редакторской, как правило, субъективной само цензуры.
В 2004 году мною была написана и издана книга Хазарские этюды (ISBN 965-90203-3-3), в 2007 г. опубликована в Интернете в литературном объединении Проза ру. Вторая глава книги посвящена крепости Масада, (© Copyright: Анатолий Штаркман, 2007 Свидетельство о публикации №207120700294). Смысл главы в отрицании самоубийства, ибо оно  противоречит основам иудаизма, только Творец хозяин человеческой жизни: «Все души – Мои они». Ни один из римских свидетелей того времени, кроме Иосифа Флавия, не оставил ни малейшего намёка о разыгравшейся необычной трагедии, а современные историки и археологи не могут с уверенностью подтвердить легенду о самоубийстве защитников крепости. Уж не позор ли было для римлян ворваться в пустую крепость после нескольких месяцев штурма? Поэтому и придумал Иосиф Флавий, придворный римский историк, для утешения римлян самоубийство защитников. Да ещё сам устами Элеазара потренировался в красноречии о философских трактатах связи души и тела, о тяготении души в оболочках тела на примере индусов, о величии духа над телом…. Факт строительства римлянами заборов вокруг утёса указывает, что Масада имела связь с внешним миром. Крепости обычно строились с запасным секретным выходом, а тёмная ночь и непогода в горах были верными союзниками преследуемых. В 2004 году уровень Мёртвого моря был ниже Средиземного на 415 метров; в начале 20-го века – на 394. Каким был уровень 2000 лет тому назад нам неизвестно, но не менее. Следовательно, можно смело предположить, что море плескалось у подножия утёса Масады, и широкие канализационные трубы связывали крепость с ним. Физическая возможность бегства существовала, и об этом проговаривается летописец: «Но Элеазар (пр. автора – комендант Масады) и не думал о бегстве, да и никому другому он бы этого не позволил» - откуда такая информация у двуликого Иосифа Флавия? Тот же Иосиф Флавий: "но его мнения (пр. авт.: Элеазара) отнюдь ещё не разделяли все присутствующие". И ещё одна фраза: Перед решающим штурмом римляне возвратились в лагерь, «на ночь они усилили стражу, дабы никто не мог бежать из крепости». Пожалуй, что в этой фразе Иосифа Флавия ключ к разгадке: убегали в предыдущие ночи и в ночь перед штурмом. Комендант крепости, люто ненавидящий римлян, был занят спасением гарнизона, а не его уничтожением, всё остальное летописец описывал из-под палки в угоду римлянам, ссылаясь на безликую спасшуюся женщину. Проверить правдивость рассказа Иосифа Флавия не представлялась возможным, тем более, что "римляне всё-таки не обратили внимания на их рассказ" (пр. авт.: "их" – спаслось несколько женщин).   
Севернее Масады в районе Эйн-Фекша находятся Кумранские пещеры, их обитатели евреи покинули свои жилища в горах при приближении римлян и пересекли Мёртвое море. Жители Масады последовали их примеру. Рим увозил евреев-рабов на запад. Для Израиля существовала только одна дорога свободы, и вела она на восток в Аравийский полуостров. Израиль знал туда дорогу.
Со времени публикации книги прошло около 10 лет, со времени публикации в Интернете Прозой ру. и "Замечательными форумами" Берковича – 8 лет. За это время я не встречал в израильской публичной прессе какой-либо официальной критики или сомнения в истине самоубийства защитников крепости.
Наступил ноябрь 2013. Утром 29 ноября в пятницу я совершал свой пешеходный моцион по улицам Рамат Гана и по дороге купил газету "Маарив"(;;;;;). Каково же было моё удивление, когда в приложении "конец недели" ;;;;;;;)) я обнаружил большую статью под эмоциональным названием "АНТИ ГЕРОИ" (;;;; ;;;;;;;). Статья посвящена Масаде - крепости в районе Эйн-Геди Мёртвого моря, автор статьи Сара Лейбович. Если опустить раздутые исторические подробности о раскопках, бряцанье профессорскими мантиями, то смысл статьи сводится к следующему, перевод дословный: "Пятьдесят лет тому назад начались раскопки крепости "Масада" под руководством Игаэль Ядина, и с тех пор местность раскопок стала одной из символов и превратилась в идеологическую платформу сионизма. Однако в последние годы множатся голоса исследователей, отрицающих исторический рассказ о геройстве защитников, которые якобы покончили с собой, чтобы не попасть в плен, мифа об их героизме, которым пользовались только для собирания пожертвований для продолжения раскопок. Является ли это концом мифа?"
Конечно, я немедленно уловил мотив второй главы "Масада" в моей книге "Хазарские этюды" - плагиатство старо в писательском мире, но меня поразило, что ошибку археологов при выводе результатов раскопок журналистка Сара Лейбович связывает не с еврейской историей, а с идеологической платформой сионизма, во-истину, "из огня да в полымя". Режет глаз и слух также название статьи "АНТИ-ГЕРОИ". Римляне ворвались в пустую крепость. Сохранить жизнь защитникам еврейской крепости – разве это не героизм? В колодец не плюют! Потомки спасшихся евреев после Римского нашествия спустя несколько веков в противовес Исламу образовали громадную империю под названием Хазарский Каганат, который на протяжении сотен лет был спасательной гаванью для миллионов гонимых евреев со всего мира.

   Использованная литература:
Иосиф Флавий. Иудейская война. 1991 год. Орёл. Переводчик Я. Л. Чертка. Репринтное издание. С. Петербург. 1900
Еврейская энциклопедия. 16 томов. Издательство Бронгауз-Ефрон. С. Петербург.
Первые и Последние Пророки. Арав Кук. Иерусалим.
А. Штаркман. Хазарские этюды. Рамат-Ган. Израиль. 2004.