Другая история Кубани. Греки

Виталий Штыбин
Тема истории народов Кубани заинтересовала читателей, а потому я продолжаю рассказ об истории края. На этот раз расскажу о всем известном народе, который с античных, во всех смыслах, времен жил среди черкесов и по сей день представляет в крае немалую долю жителей. Речь пойдет о греках.
Заранее подчеркиваю, что мнение крайне субъективное и может не совпадать с мнением большинства.

Итак, греки, точнее понтийские греки - веселый и практичный народ, судьба которого в наших краях была длинной, эпической и трагичной. Она оставила немалый след в истории региона, составив основу, базис современным городам и культурным традициям Кубани.

Эту длинную историю, я попытаюсь раскрыть в пяти вопросах.

Итак, вопрос №1 – когда на Кубани появились первые греки?
Приплыли они на своих галерах в те же времена, что и по всему черноморскому побережью в целом, а именно в 7-6 веках до нашей эры, но чтобы понять причины этого появления надо обратить взор дальше в веках на саму Грецию.
В те времена, Греция представляла собой набор городов-государств разной философской и политической направленности, бисером раскинувшихся по берегам Греции и Малой Азии (современная Западная Турция). Все эти города представляли собой потомков разных племен одного народа, пришедшего в эти места в 1200-1000 годах до нашей эры (так называемая вторая, дорийская волна греческого населения, пришедшая вместе с «народами моря» в Грецию, захватившая и ассимилировавшая первую греческую волну ахейцев). И вот эти города-государства постоянно воевали друг с другом, объединялись в союзы по интересам и отношению к жизни, вселенной и всему такому. Так бы и продолжалась эта местечковая война городов, если бы к 8-7 векам до той же самой нашей эры их размеры не перестали бы давить на растущее население. А поскольку спокойно расселиться рядышком не выходило, ибо можно было попасть под не иллюзорную рубку от соседей с последующим инфернальным рабством (особенно у спартанцев, где могли и со скалы при плохом настроении швырнуть), города решили основывать колонии где-нибудь подальше, в районах, в которых они вели к тому времени торговлю с местным населением. Так началась гонка заселения между враждующими государствами, сначала перекинувшаяся на территории современной северной Турции (Трапезунд) и Болгарии (Фракия), а затем и далее на север в районы Крыма, Грузии, Кубани и Азовского моря.
Поселения в Крыму и Кубани чаще всего основывались выходцами из Милета, иногда Афин. Самое удивительное состоит в том, что первым местным поселением стало Таганрогское поселение, расположенное догадайтесь где. Историки до сих пор спорят, какого черта милетцам потребовалось плыть в самую северную холодную и сумрачную крайнюю точку моря (весьма уместно называвшегося греками Меотидским болотом), когда на том же Керченском проливе было предостаточно свободного и теплого места для колонии, да еще и без местного населения.
Вероятно, что создавать постоянное поселение они не собирались, а плыли к самому краю с целью основать торговую факторию, поскольку в районе современного Ростова-на-Дону тогда располагались крупнейшие шатровые поселения кочевников-скифов.
Так стартовало время греческой колонизации в наших краях. В короткое время появились города-поселения по обеим сторонам Керченского пролива, на Таманском полуострове (например, те же Фанагория и Гермонасса), в Анапе (Горгиппия), Геленджике (Торик), Новороссийске (Бата),  и даже в Абхазии (Питиунт, она же Пицунда).

Отсюда логичный вопрос №2 – как им жилось в те времена у нас?

А жилось им весьма неплохо надо сказать. Особых противников именно у Кубанских греков в те времена не находилось, поскольку местное население в общем и целом было настроено позитивно по отношению к поселенцам все время их пребывания на берегах Черного моря. В то время, Кубань заселяли предки современных адыгов, разделенные на два основных племени – синдов (населяли местности к югу от Кубани и были преимущественно земледельцами) и меотов (населяли местности по реке Кубань и были полукочевниками). Последние вероятнее всего были смесью скифов с адыгскими племенами, от них же произошло древнее название Азовского моря – Меотское море.
Стоит отметить, что на Кубанской стороне высшими сословиями, а позже и властителями были выходцы из синдов, то есть в этих городах верховодила принявшая греческую культуру и язык черкесская аристократия без каких-либо возражений со стороны греческого населения.
Постоянные войны шли преимущественно только в Крыму, где местные города-государства пытались подчинить дикое аборигенное население местных гор – тавров, которые все время сопротивлялись, да еще и были каннибалами, что очень оскорбляло высокоморальных греков. Там же самих греков периодически вырезали скифы, время от времени входившие в военный раж и пробегавшие мечом и галопом по Крыму. Но города очень быстро восстанавливались и обрастали стенами. Особенно это было необходимо в периоды собственно греческих войн за власть в царстве.
Впоследствии города-государства укрепились и около 480 г. до н.э. образовали единое Боспорское царство с центром в Пантикапее (Керченский полуостров, собственно Керчь). Царство сие быстро объединило города-государства Керченского пролива, недовольных, пинками выгнало (в основном Афинцев), и захватило города-колонии Кубани с уже к тому времени синдским правлением, а также Танаис (Таганрог). Царство сие стало мощной силой и цивилизующим фактором для местных адыгейских племен, фактом чего служит начало чеканки последними своих монет, а в последствие даже присутствие синдов или метисов среди властной аристократии самого Боспорского царства.
В 108 году до нашей эры последний царь из первой династии - Перисад Пятый, принужден бы отречься от престола и передать власть над государством Понтийскому царству (современный Трабзон на севере Турции), которое уже давно было главным союзником и торговым партнером царства, а теперь стало могучей державой посылавшей в пешее эротическое путешествие самого Римского императора. В результате этих действий в стране началась гражданская война, окончившаяся разрушением городов и полным подчинением Понтийскому Царству.
Однако, не прошло и 30 лет как вспыхнула новая гражданская война, вновь усмиренная, но теперь, главный усмиритель – сын Потнийского царя, Махар, предал отца и перешел на сторону Рима. В те времена, понтийский царь Митридат Второй завернул серьезнейшую авантюру длинной в три войны, против Рима. В первое время он даже успел покалечить кучу римских легионов, захватить Турцию с Грецией, устроить несколько маленьких геноцидов римским поселенцам и очень сильно потревожить римское спокойствие. Это ему удалось лишь потому, что в Риме шла гражданская война. Вскоре Рим опомнился и дал Митридату такой сдачи, что тому пришлось закрыться в прежних границах, выплатив контрибуцию и отказавшись от использования войск.
Однако, не из тех был Митридат – он заключил союз с армянским царем Тиграном (на тот момент Армения была могущественным царством) и вновь восстал. Итогом стал ответный римский удар по Понтийскому царству и Армении в придачу, приведший к закату Армянского царства, полному падению Понтийского Царства, и утюживанием римскими легионами всего Кавказа до берегов Каспийского моря. Митридат же уплыл в Крым и, покарав восставшего сына, втянул Боспорское царство в тяжелую блокаду Римом. Однако, местные жители не сильно горели желанием быть игрушкой в чужих руках, и порешили Митридата в собственном дворце.
С этих пор и до конца 3 века государство становится зависимой частью Рима, сильной и суровой рукой укрепляя границы и громя пиратов по берегам Черного моря. В это время колонии царства продвигались вглубь Кубани до Славянска-на-Кубани, где был мощный форпост государства.
Так было, с переменным успехом, до конца этого самого века, а потом один арийский народец на севере решил переселиться чуть южнее и началось.

Вопрос №3 – куда делись греки в средневековье?

Собственно никуда. Там они и оставались в значительно меньшем числе и уйдя на дальний план истории, как самостоятельный народ, а на Кубани со временем даже исчезли совсем.
А случилось это благодаря готам, не тем, что любят мрачный рок, а самым что ни на есть суровым переселенцам из Швеции и Готланда, которые своим переселением запустили умопомрачительно опасный и судьбоносный для всей Европы процесс Великого переселения народов. Причины и следствия переселения, как и судьбу готов, я раскрою в отдельной статье, также как и римское присутствие на Кубани.
Итак, готы пошли на юг. Они обосновались на берегах Днепра от современного Киева, до не менее современного Херсона на берегу Черного моря, значительно выдавив, или смешавшись со скифами. Есть даже мнение, что смешавшись с племенными культурами Карпат, они дали начало южным славянам, от которых, в том числе, произошли и киевские русы (читай поляне) и даже основали город, впоследствии ставший Киевом (об этом можно прочитать в Саге о Хёрдал). Правда, это все очень спорные вопросы, ибо находок нет, а география расплывчата.
Дальше, больше. Собственно, они стали суровыми грабителями-викингами за 400 лет до появления этих самых викингов. Смешавшись с целой кучей народов, они начали организованно грабить сначала караваны, а потом уже непосредственно Римскую империю. Начали они, конечно же, с ближайшего к ним Боспорского Царства. Для начала они разорили собственно Крым, но там города были укрепленные и многонаселенные, потому быстро восстанавливались, даже несмотря на формальное существование здесь Готского королевства (остготов, ибо вестготы отделившись от общих готов к тому времени ушли на запад, где после долгих баталий и эпических походов образовали государства Арагон и Кастилия, позже ставшие Испанией, они же являются базисом современных испанцев – смешением вестготов с римским населением и еще кучей разного европейского сброда времен переселений).
А вот последующее нападение уже на Кубанские греческие города показало иную картину – они не восстанавливались, потому как готы не спешили уходить. Так пали Фанагория, Гермонасса, Торик, Баты и Горгиппия – на долгие столетия, превратившись в руины, а на первое время став прибежищем готских пиратов в этих руинах.
Довершили дело друзья Атиллы – гунны, толпою накинувшись и на готов и на Боспорское царство, они прошли регион насквозь, оставив лишь тлеющие угли и горы трупов.
Римская империя пала, но ее Восточная часть – Византия, начала возвышение и со временем собрала бывшие земли под своим крылом, в том числе и территории бывших греческих поселений, но это уже были маленькие деревеньки и форпосты на территории бывших городов-государств населенные византийцами. Продолжают существовать Пантикапей (Боспор), Тиритака, Китей, Киммерик, Фанагория, Кепы, Гермонасса, ряд крепостей (Ильичевское городище на Тамани). В 520—530-х гг. Византия устанавливает над Боспором прямую власть. Античный период его истории плавно переходит в византийский без разрывов в эволюции материальной культуры.
В 1204 году во время Четвертого Крестового похода, западный рыцарский сброд, окончательно добил Византию, взяв Константинополь. В результате такого циничного обращения с собой, Византийская империя была вынуждена затянуть пояса и передать дальние земли греческих городов Кубани и Крыма под власть сильных в то время торговых республик – Венеции и Генуи. Причем делала она это поочередно, поскольку с этих самых пор оказалась ввязана в бесконечные войны между Венецией и Генуей за власть над своими бывшими землями, вовлекаясь сторонами в конфликт путем подкупов и шантажа.
Для самих кубанских поселений особой разницы не почувствовалось, даже стало немного спокойнее. Для Византии это была дальняя колония, за безопасностью которой следили от случая случаю – это можно понять хотя бы по тем фактам, что в 700-800 годах они находились фактически в составе иудейской Хазарии, а затем был эпизод с князем Святославом, который катком прошелся с дружиной по Кубани и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество на месте бывшего столичного региона Боспорского царства, просуществовавшее там до 12 века. Об этом будет отдельный пост.
Первое время города принадлежали Венеции, она же основала множество своих колоний, таких например, как будущий город Азов. Однако, через короткое время в 1300-х годах города были захвачены Генуей и остались под ее протекторатом до 1475 года.  Генуэзский упадок стал чувствоваться с 1395 года, когда Тамерлан огнем и мечом прошелся по этим землям, а затем с усилением Османской империи и падением Константинополя. Византийское население городов до этих кровавых лет жило в относительной безопасности и даже росло, но оно уже не было доминирующим. Города стали полиэтническими, а власть во многих из них принадлежала черкесским князьям.
В 1475 году большинство генуэзских крепостей Крыма и Кубани были захвачены Османской империей и оставались в их владении до захвата их поочередно Российской империей в 17-18 веках.
Весь этот 300-400 летний период понтийские греки оставались только на территории Крыма в очень малых группах и в весьма сложных условиях, подвергаясь гонениям со стороны турок.
На территории Кубани их к тому времени уже не оставалось, как и византийских греков, в то время как на территории Крыма они активно ассимилировались Крымскими татарами и принимали мусульманство (так называемые урумы). Крымских урумов после захвата Крыма Россией частично переселили в район Мариуполя, где они по настоящее время представлены большой этнической группой.
Вновь греки появились на Кубанских берегах много позже уже в Российских реалиях.

Остался последний вопрос №4 – как грекам жилось и живется в России?
Как и другие христианские народы, оказавшиеся не по своей воле в плену Османской империи, греки немало пострадали от турок. В 18 веке Россия активно колонизировала Кавказские земли, все ближе приближаясь к территории собственно Турции, на что турки неизменно реагировали геноцидами христиан у себя. Особенно турок волновали такие факты, как попытка воссоздания Понтийской республики на севере Турции (не удалась из-за революции в России и грубого кидания со стороны просвещенного Запада) и обратная христианизация греков и армян в Карсе, принадлежавшем России 1887 года до конца первой мировой войны.
Не обошло это и греков, которые, спасаясь, мигрировали на территорию России.
Правда в 18-19 веках большая их часть предпочла мигрировать не в Крым и Кубань, а в Грузию. Эти тюркоязычные греки осели на Цалкском нагорье Грузии, где обосновали обширные поселения.
Таким образом, на территории России, к 1917 году было две больших общины урумов (либо мусульман, либо тюркоязычных греков) – на Украине и в Грузии и небольшая община на юго-западе Краснодарского края.
К сожалению, история оказалась жестока к ним и здесь. Греческий философский мир с древних времен воспитывал в них индивидуализм, который потом успешно был воспринят народами Европы и стал краеугольным камнем западной цивилизации. Естественно, это входило в противоречие с коммунистическим пониманием быта. Насильственная коллективизация привела к столкновениям между властями и греческими гражданами, многие из которых к тому же имели на тот момент двойное гражданство с Грецией. Результат печальный – большая часть греческого населения СССР уже в 30-хх годах была репрессирована или отправлена на поселения в Среднюю Азию и Владивосток. Греческое гражданство аннулировалось. Таким образом, два века геноцида с разных сторон крайне негативно выразились на менталитете понтийцев, преобразившись в народную «забитость» и постоянный внутренний страх.
В 50-60-х годах греки возвращались в свои земли, но лишь для того, чтобы к моменту распада СССР уехать в Грецию, Австралию, США.
Лишь немногочисленные общины остались проживать на Черноморском побережье Кубани и на юге Ставропольского края в курортных городах, всего составляя около 100 тысяч человек. Одним из самых известных в Краснодарском крае поселений является Прасковеевка, в которой расположен музей понтийцев.
Но эти греки уже не имели никакого отношения к античным предками представляя собой совершенно разные ветви греческих поселенцев, которые связывала лишь общая культура богатого мифологией греческого мира, откуда их предки вышли в ранней античности.

---
Более подробно можно ознакомиться с темой:
1. http://www.praskoveevka.ru/praskoveevka/greki.php
2. Омер Асен "Цивилизация Понта"
3. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство, М. — Л., 1949
4. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984
5. Завойкин А. А. 2007: Образование Боспорского государства: археология и хронология становления территориальной державы