Юности, погибшей на войне

Леонид Патракеев
               
  Автобус съехал с трассы и остановился. Экскурсовод попросила минутку внимания.
- Дорогие паломники, стоянка автобуса 25 минут, кафе и туалеты находятся в здании заправки. До монастыря ехать еще три часа, поэтому  прошу вас не опаздывать.

Она поправила волосы и добавила.
-Также здесь  находится воинское захоронение с памятником.

Паломники потянулись из автобуса, везде, как всегда, выстроилась очередь, но времени всем хватило и, выпив кофе, я вышел на улицу. Прямо за заправкой начиналась дорожка, в конце которой виднелся памятник. Народ уже собрался у автобуса, что-то оживленно обсуждая,  до отъезда еще было время и, я  медленно пошел по дорожке. Захоронение действительно было близко и, через две минуты я подошел к памятнику. Передо мной на небольшом возвышении стояли юноша и девушка в солдатских гимнастерках. Без шинелей и касок, они, словно встретились ненадолго после боя, чтобы снова расстаться. Я засмотрелся  на их лица, обычные, ничем не примечательные.

-Как же вы смогли все, ребята? – Перешагнувший пятидесятилетний рубеж, оставив позади два десятка лет военной службы, много читавший о войне, я  мог лишь отдаленно представить всю глубину трагедии и подвига, которые выпали на их долю.
 
Легкий ветерок качнул вершинки деревьев, коснулся моего лица, заставил на мгновение закрыть глаза и изменил все вокруг. Тяжелая, как сырой воздух, на меня наваливалась память. Не стало звуков, исчезли краски, пронзительное и суровое, меня обступило молчание. Я открыл глаза. Холод камня исчез,  передо мной на постаменте стояли живые парень и девушка, и молча смотрели на меня. Светлые волосы под выгоревшими пилотками шевелил ветер, на лицах проглядывали веснушки, отчаянно молодые и все испытавшие, они уже тогда шагнули в бессмертие и  узнали то, что мы никогда не узнаем. Губы юноши шевельнулись,  он что-то произнес, но раздался  смех со стороны автобуса, и я не расслышал.  Девушка медленно повернула голову, взглянула на автобус и улыбнулась. Там на стоянке,  другая девушка, чем-то похожая на нее, выстраивала паломников для снимка, которые  не становились так, как она хотела, от этого возникала  суета, и все смеялись.

Сигнал, от проходящего мимо автомобиля, заставил взглянуть на дорогу, когда я вновь повернулся к памятнику, гранитные девушка и юноша  молча смотрели вдаль. Я поклонился им и пошел к автобусу.

-Что же  он хотел сказать?- мучительно думал я, садясь на свое место.

Когда автобус проезжал мимо памятника, женщина, сидевшая рядом, вдруг сказала.
- Эх,  совсем забыла, ведь я хотела здесь сфотографироваться.
- Зачем?- повернулся я к ней.
- Как зачем?- удивилась женщина, - на память, ведь я же здесь была.
Я ничего не ответил ей, вдруг поняв, что мне сказал юноша в солдатской гимнастерке. Из того далекого, кровавого, страшного, обращаясь к нам, начинающим забывать их: 
- Наше бессмертие – в вашей памяти.

Автобус уносил паломников дальше, мы ехали поклониться святым местам, не заметив, что одно из таких мест только что равнодушно проехали мимо.