Семнадцать

Елена Привалова
- Вот все вы воспеваете какие-то духовные ценности. «Самое главное, - постоянно твердите вы, - это радость от того, что дети растут, птички поют, жизнь продолжается». А я вот что скажу вам, дорогие мои, всё это пыль. Да-да, пыль. И в жизни самое главное успеть урвать свой кусок. О духовных ценностях вам пудрят мозги люди, которые не хотят конкурентов на своем пути к благополучию. Пока вы радуетесь в нищете, они забирают ваши денежки.

- Так почему же Вы, зная сию великую истину, не нажили себе состояние? - спросил Тимур.

- Да потому что дура была, такая же, как и вы, - она с отвращением посмотрела на нас, - всё мечтала! О любви, о принце, о счастье. Только не существует счастья, всё проходит: и любовь и принцы. Остаются только голые стены и голодные коты.

Мы сидим в электричке, а напротив эта бабка. Она совсем старая, ей, наверно, лет сто, грязная, в лохмотьях, сидит напротив нас и ругается. Мы на неё смотрим, как на чудачку, и посмеиваемся. Ведь нам всего по семнадцать лет, мы шумной веселой компанией едем в Выборг на присягу к нашему другу. И тут она. Решила нас научить жизни! Да у нас всё будет совсем по-другому! Мы будем успешными и счастливыми, нас не тронет ненастье и горе, потому что мы хорошие люди.

- Смейтесь-смейтесь, посмотрим ещё, как жизнь повернётся, - пробормотала она и вышла на станции в ночь, там, покачиваясь в темноте, горел один-единственный фонарь. Такие станции меня всегда удивляют, как, например, и автобусная остановка у дороги посреди леса, где, кажется, не могут проживать люди, ведь кругом нет ни души.

Как только она вышла, о ней сразу же забыли. Все, кроме меня. Я представляла её, идущей по лесу к деревне или одинокому дому в лесу, в темноте её глаза не обязательно должны видеть дорогу, она её и так знает, столько лет по ней ходила.   Я представила, что выхожу вместе с ней, мы идем по темной лесной тропинке, деревья кажутся ужасными чудовищами, шорохи и треск тревожат воображение. Чего может бояться человек в такой ситуации? Нападения лесных животных? Или, быть может, привидений? Говорят, что нужно бояться людей, ведь страшнее живого существа, чем человек, природа не знает.
И вот бредет старушка по тёмной лесной дорожке совсем одна, интересно, боится ли она?

- Ребята, как думаете, ей сейчас страшно? - спросила я своих друзей.

- Кому? - спросил меня Тимур.

- Бабульке, которая сейчас вышла на станции, - ответила я, удивляясь, что он не помнит о ней.

- Думаю, что это её надо бояться, не удивлюсь, если это ведьма, и ещё от неё кошками пахнет! -  засмеялась Вика.

- Да, она в темноте кого хочешь напугает, - подтвердил Олег.

- Может, выйдем и проводим её? - спросила я.

- Не, не стоит, как мы потом доедем до места? Это последняя электричка. Успокойся, всё будет в порядке с твоей бабулькой, - сказал Тимур.

- Да? Ну, ладно, - меня, действительно, успокоили слова друга, он не стал бы просто так говорить.

- Давайте во что-нибудь поиграем, - предложил Тимур.

- Я почитаю, - сказала Аня и уткнулась в любовный роман.

- Можно поиграть в ассоциации, - Тимур немного расстроился, так как его никто не поддерживал с идеей поиграть.

- А как вы думаете, в чём смысл жизни? - спросила я у друзей.

- Ну, Ксюша, ты загнула! - воскликнул Олег.
Тимуру понравился мой вопрос, он с умным видом решил развить тему:

-Мне ближе взгляд нигилистов, которые считают, что человек - это существо в состоянии перерождения от примитивного и ничтожного к человеку будущего, так сказать человеку сверхсовершенному. Исходя из этого, можно сделать простой вывод, не надо искать смысл в жизни, нужно получать от неё удовольствие, чем больше, тем лучше.

-Тимур, что за бред? - Аня отвлеклась от книги, - ты хочешь сказать, что мы «недочеловеки»?

- Если мы находимся в стадии перерождения, то с нас нет никакого спроса, мы всё равно ничего изменить не сможем, ведь это великий эволюционный замысел, - Тимур явно посмеивался над Аней.

- Нет, мне абсолютно не нравится то, что ты говоришь!

Мы наблюдали за разгорающейся полемикой.
- Аня, нравится тебе это или нет, но так оно и есть, ты можешь мне назвать хоть один аргумент против этой теории?

- Конечно, могу! Смысл жизни заключается в детях, в родителях, то есть в семье.
Тимур внимательно выслушал довод Ани и спросил у всех:

- У вас тоже смысл жизни заключен в том, что Аня перечислила?

- Это важно для каждого из нас, но назвать семью смыслом жизни я навряд ли могу, - ответил Олег.

- Я согласна с Олегом, - сказала Вика.

- Я тоже, - поддержала я.

- Хорошо, - согласилась Аня, - тогда скажите вы, в чём смысл жизни? Вот ты, Олег, скажи.

Олег слегка растерялся и почесал затылок.
- Думаю, - затянул он, - что смысл жизни, конечно же, есть, только он недоступен для довольно заурядных способностей человеческого мозга.

- А ты, Вика, как считаешь? - спросила я, чтобы успеть подумать над вопросом, который сама же задала вначале дискуссии о смысле жизни.

- Мне кажется, что смыслом может быть вера в Бога? - в виде вопроса ответила Вика, явно сомневаясь, но продолжила, - человек сотворён по образу и подобию Бога, у нас есть душа, которая бессмертна, разум. Мы как бы обитатели неба, которые временно находятся на Земле в этих телах.
Вика совсем запуталась в своих соображениях, Тимур нетерпеливо спросил:

- А смысл жизни-то где здесь?

- Я не знаю, но мы должны верить в Бога, потому что в этом точно кроется ответ на все вопросы, - ответила Вика и уставилась на меня, будто говоря «я всё сказала».

- Та-ак, теперь мой черёд ответить на этот вопрос, - произнесла я, - мне кажется, в чём-то правы вы все, но смысл - вещь, как сказал Олег, настолько превосходящая обыкновенное мышление человека, что выразить её суть словами, пожалуй, невозможно. Конечно, смыслом жизни может быть семья, так же как и другие вещи отдельно взятой личности, например, власть, признание, рождение произведения искусства. Рождение в любой форме его проявления может быть смыслом существования, но, повторюсь, отдельно взятой личности. По крайней мере, мы знаем, что не является смыслом жизни, так как со спокойствием отметаем одну версию за другой. Может, в скором времени путем исключения человечество до чего-то и дойдет.

Я замолчала. Все затихли.

Электричка мчится в темноте, вокруг лес, путь освещается лишь огнями локомотива. Я пытаюсь разглядеть хоть что-то за окном, но там такая мгла, будто мы погружены в бездну. В отражении стекла, как в зеркале, вижу себя и моих друзей. Я продолжила:
 
- А что касается моего мнения на счет нашей темы, я думаю, что смысл жизни в данный период развития человека состоит в исследовании собственного сознания, в повышении уровня осознанности, в стремлении ко вскрытию иллюзий, достижении более глубокого погружения в каждую свою мысль.

В семнадцать лет кажешься себе самым умным! Мы едем ночью в электричке, вслух размышляем о смысле жизни, на душе радостно от того, что друзья рядом, от того, что вся жизнь впереди, от свободы и перспективы, да просто от того, что ты живёшь!