На Покровке

Тина-Валентина Литвинова
(пьеса в 4-х частях, с Прологом и Эпилогом)

Действующие лица:

Дама, из бывших…. научных сотрудников. Очень красивая.
Дядя Петя, запьянцовский, но галантный.
Старый художник с польскими князьями в анамнезе.
Господин Полковник, в отставке.
Академик, муж Дамы.
Жена г-на Полковника.
Всем - около 60. Или чуть больше. Кроме Дамы, она - вне возраста
2 Дочки Академика
Жан
Джон
2 Молодых человека - сыновья Дяди Пети
2 Тихие молодые женщины
Дети

Пролог.
Покровский бульвар. Раннее утро. Дворники шелестят метлами, подметая листья. Слышен шум трамвая. Идет Дядя Петя.  Останавливается. Говорит:
Вот и еще один год прошел…



I   Действие.

Начало сентября. Светит солнце.  Туда-сюда спешат люди. На лавочке, возле памятника Чернышевскому, сидят дядя Петя и г-н Полковник.

Дядя Петя: Хорошо-то как! Солнышко греет.…  Помнишь, в эту пору, пятьдесят лет назад мы и познакомились? Первого сентября тебя привела в школу твоя бабушка- генеральша. Ты был такой худой и такой напуганный!
Г-н Полковник: Нет, ничего не помню. Помню только, ужасно не хотел никуда идти. Родители мои так и не приехали из своего гарнизона, а я так их ждал…
Дядя Петя: Помнишь нашу Оленьку. Она уже тогда была сказочно хороша! С большими белыми бантами и маленьким портфельчиком. Я как увидел ее - сразу же влюбился! На всю жизнь!
Г-н Полковник: А как же твоя Маруся?
Дядя Петя (вздохнув): Добрая была женщина.…   Жалела меня очень. Таких сыновей мне родила. Царствие ей небесное!
Г-н Полковник: И за бабулей твоей так ухаживала!
Дядя Петя: Так может, помянем? И Марусю, и бабулю. Я сгоняю, мигом.
Г-н Полковник: Нет, что-то не хочется… Может, шахматишки раскинем?
Дядя Петя: Ты же знаешь, не силен я в шахматах. Вот, если в домино только.
Г-н Полковник: А в школе-то чемпионом был, у взрослых выигрывал. Что стряслось-то тогда с тобою? Я уже в училище был, когда ребята написали, что в больнице ты, вроде подрался с кем-то; ну тебе и накостыляли.
Дядя Петя: После выпускного я, как и хотел, отнес аттестат в химико-технологический. Понятное дело, в университет, куда Оленька поступала, я бы точно не прошел. Да и не потянули бы мы с бабулей дневное-то… И вот однажды вечером возвращаемся мы с Оленькой из кино. Кино про любовь было. И тут говорит она мне: «Я беременна». Я на нее надышаться не мог, боялся поцеловать, за руку взять, а тут … «Кто же автор?»- спрашиваю. «А помнишь»,- говорит она, «к нам в класс на два месяца американец приезжал? Так вот, наша классная, Татьяна Павловна,  попросила меня тогда помочь ему немного с русским. Был он из семьи коммунистов, по-русски у него в семье неплохо разговаривали; к тому же бабушка его - из эмигрантов, из наших. Но с  правописанием у него не все гладко было. Пригласил он меня после уроков к себе домой, хотели мы сочинение по Маяковскому вместе написать. А Грэг красивый парень был, к тому же у них в Америке мальчики рано взрослеют. Начали мы с поцелуев, а закончили…  Так вот, четвертый месяц уже. Что делать - не знаю. Родителям боюсь рассказать, они мне всегда говорили, что первый мужчина должен быть муж». Так я сразу и предложил ей расписаться. Мол, мне все равно,  буду любить ее ребеночка, как своего, выращу, и ее в обиду не дам. А она говорит: «Не люблю я тебя, Петенька. Хороший, добрый ты, но с нелюбимым жить не смогу». Проводил я ее до дома, а у самого кошки на душе скребут. Что делать, не знаю. Тут ребята знакомые навстречу идут, тоже из нашего двора, только постарше года на два. Идут после смены в пивной зал и меня зовут. А мне так тошно, думаю, возьму да напьюсь, может, полегчает? Ну а там, кружечка, потом еще одна, потом водочка в ход пошла. Что дальше было - не помню.  Говорят, возле дома грузовик сбил. Очнулся на третьи сутки в больнице, рядом бабуля сидит заплаканная. Но молодой организм крепкий, через месяц выписался, да экзамены в институте уже прошли. Устроился на завод, механосборочный, а там и армия осенью подоспела. Вот так все и было.
Г-н Полковник (печально):  Знаешь, зря ты мне об этом рассказал. Ведь я тоже любил. Её… Всегда…К чему офицеру - чужие тайны…(помолчав). А что же с Оленькой потом стало?
Дядя Петя: Да я не знаю. Что-то не заладилось у нее там. По женской части. Поэтому  своих детей у нее нет. Ну, а мне как-то горько было спрашивать ее. Вроде, обманула она меня, хотя никогда ничего не обещала… Мы потом долго не виделись, лет пять, а когда снова встретились, она уже замужем была. (Помолчал) Так, может, за пивком сбегаю?
Г-н Полковник: Да сказал же, не хочу. Да и моя за кефиром меня послала, а я тут с тобой заболтался. Пойду.
Полковник поднимается и медленно идет по бульвару.
Дядя Петя смотрит ему вслед, вздыхает и говорит:
Не орел! А каким парнем был… Вот ведь, зараза, что сделала.
По аллее под руку идут Дама и Художник. Подходят к лавочке, здороваются с дядей Петей.
Дама: Как дела, Петенька? Как здоровье?
Дядя Петя: Спасибо, твоими молитвами, Оленька. Как твой Академик? Выписался из больницы?
Дама: Нет, завтра забираю. А сегодня мы со Стивой в Пушкинский идем, на Тёрнера. Пойдешь с нами?
Дядя Петя: Нет, спасибо, милая. Не ходок я по музеям. Посижу еще немного на солнышке и пойду, дежурю я сегодня по партии, в приемной сижу.
Художник: Все не успокоишься? Что-то твоя партия тебе пенсию не очень большую положила.
Дядя Петя: Так не за деньги же мы, за идеалы. Мы во что в юности верили, то не предаем. Кого любили (вздыхает), тех и продолжаем любить.
Художник: Ну и сиди, а мы пошли. Очередь там большая. Может, меня, как члена Союза художников, и так пропустят, а вот что с Оленькой делать, не знаю.
Дама: До свиданья, Петенька. Не болей.
Дядя Петя: И вам не хворать.
Все расходятся в разные стороны, Художник с Дамой вместе, Дядя Петя один - в противоположную.


II  Действие.

Прошло месяца два или около того.  Покровский бульвар. Пешеходы кутаются в пальто, поднимая воротники. Где-то слышна музыка. Играет духовой оркестр. Дядя Петя идет по бульвару бодрым шагом. На куртке у него - красный бант. Навстречу - Художник с этюдником.
Художник: На демонстрацию, Петруха?
Дядя Петя: Да, привык я за 60-то лет. Там наши сегодня собираются. Говорят, сам Зюганов обещал приехать. А ты куда с утра пораньше намылился?
Художник: На этюды. Хочу Андроников монастырь набросать. Пока еще листья на деревьях не все облетели. Может, вечером встретимся, отметим твою Революцию?
Дядя Петя: Она такая же твоя, как и моя. Кем бы ты был, если бы не большевики. Сейчас в каком-нибудь доке в Лодзи окурки с пола собирал бы. «Солидарность» свою чихвостил бы. А так, ты - художник, белая кость.
Художник: Так как насчет вечера? Часиков в восемь?
Дядя Петя: Давай. Тогда у меня? Я «вертикаль» из заказа праздничного достану, а ты уж о закусочке побеспокойся.
Художник: Ладно. Договорились.
Расходятся. На бульваре появляется г-н Полковник. Идет, разговаривая сам с собой:
Вот ведь, зараза. У всех праздник. А я опять должен за какими-то таблетками красоты в Бескудниково ехать. Какая красота? Отворотясь не наглядишься. Да и деньжищи немереные. Но ничего, может, вечером к Пете загляну, он правильный, всегда день революции отмечает.

Вдали слышны речи и призывы коммунистов. В небе летят воздушные шарики.

По бульвару прогулочным шагом идут Дама и Академик.
Академик: С дочкой разговаривала сегодня? Утром, слышал я, звонок какой-то был.
Дама: Да, Милочка звонила. Зовет приехать. Жан, говорит, очень хочет показать нам новый дом в Нормандии. Новый, в смысле, недавно купленный. А так, дом старый, с привидениями. XVIII века.
Академик:  Да, Люся писала про него по электронной почте. А что, может, съездим весной? Когда вишни начинают цвести? На внучек посмотрим, подросли опять, наверное.
Дама: Думаю, на Рождество еще увидимся. Дочка твоя привыкла Новый год и Рождество в Москве встречать. На службу все вместе сходим, а потом на дачу…   Все-таки зимой в лесу так красиво!
Академик: Ладно, ладно, Оленька, а весной тогда мы к ним. Если не уеду в Голландию лекции читать. Поедешь со мной?
Дама: Конечно, милый. Мне без тебя очень тоскливо. Тогда оттуда и к детям съездим.

Вечером того же дня. Комната в коммуналке. Круглый стол под абажуром. За ним - дядя Петя и Художник. На столе - водка и закуска. В углу тихо работает телевизор.

Художник: Ну что, вздрогнули? За пролетарскую революцию и за мир во всем мире!
Дядя Петя: Не вали все в одну кучу. Давай, по порядку. Сначала - за Революцию!
Художник: Очень выпить хочется!
Дядя Петя: За Октябрьскую революцию!
Дружно выпивают. Какое-то время молча едят.
Дядя Петя: Еще  Полковник забежать обещал. Совсем его грымза запилила. Все какие-то занавесочки, пуфики, салфеточки покупает. По магазинам совсем его загоняла. Каждые выходные как шофера использует.
Художник: И как его угораздило жениться-то на ней? Парень он видный был, к тому же потомственный военный - выправка, корни и все такое. Стихи писал, на гитаре хорошо играл.
Дядя Петя: Да отец ее начальником училища был. Где Николай учился. Перед выпуском она к нему пришла и говорит: «Женись на мне. Академия тебе обеспечена, я с папой поговорю». Он отшутиться пытался, мол, молод еще, не определился. Обижать ее не хотел. А она такая настырная, говорит, женись да женись.  К ней курсанты подступиться боялись – все-таки дочь генерала, робели. А той уже ну очень уехать из училища хотелось, скучно, к тому же годков уже 28 стукнуло. Не всю же жизнь в гарнизонной библиотеке сидеть. Да в молодости она получше была - тоненькая, глазки горят.
Художник: Да, вроде, он тоже по Оленьке вздыхал?
Дядя Петя: Все мы через это наваждение прошли. Да ведь лучше ее у нас девочки-то и не было…
Входит г-н Полковник.
Г-н Полковник: Ну что, не опоздал я?
Художник: Нет, как раз вовремя поспел. Мы как раз за любовь решили выпить.
Г-н Полковник: А где она, любовь-то ваша?
Дядя Петя: Да в душе у нас.
Художник: За любовь! За Оленьку!
Выпивают.
Г-н Полковник: Кстати, а как Оленькин Академик себя чувствует? Что-то зачастил он по больницам.
Художник: Все сердцем мается. Уже и шунтирование сделали, и стимулятор поставили. А ведь он постарше нас будет?
Дядя Петя: Да, года на четыре.
Г-н Полковник: А выглядит хорошо.
Художник: Так закален хорошей жизнью. У него отец профессором был, в Боткинской больнице отделением заведовал. А мама - из князей Гагариных. Генофонд какой! К тому же много за границей жил, хорошо питался.  Его биохимия вдруг очень популярной стала, вот и приглашают с лекциями по всему миру.
Г-н Полковник: И дети, я слышал, тоже где-то там живут?
Художник: Да, старшая дочь - во Франции. Замужем за французом. В Лувре научным сотрудником работает. А младшая, такая же, как и ее папаша - оголтелая ученая. Только не биохимик, а физик- теоретик. Умная очень. Поэтому и замуж не спешит. Все о Нобеле грезит.
Дядя Петя: Нет, вроде бы, нашла какого-то, тоже физик или математик. В Гарварде познакомились. Американец. Оленька говорила, уже прибавление ожидается. Вот только не определяться, где жить им. Ей Европа очень нравится, к тому же к старшей сестре поближе. Дружат они очень. Как мамашка их бросила - сбежала с этим бельгийским ювелиром, когда они с Академиком в Голландии жили - так друг без друга не могут. А американец этот, Джон, все к стране своей тяготеет, говорит: «Америка- страна великих возможностей и великих свершений!»
Г-н Полковник: Думаю, без нас разберутся, где жить и что делать.
Помолчали.
Художник: А что, Николай, как твоя - то? Все пилит?
Г-н Полковник: Да не говори, совсем на конус запилила: «Где деньги? Где деньги?». А что виноват я, что сейчас военные, к тому же не очень молодые, никому не нужны. Связи-то, конечно, остались. Вот работаю на полставки, кое-какие расчеты делаю. Так ведь тоже стабильности нет. Есть заказы - есть деньги. А в последнее время не очень-то рассчитывать прочность любят, скорее построить хотят, да продать.
Художник: А ты говорил, от родителей ее кое-что осталось?
Г-н Полковник: Да, папашка ее еще из Германии целый вагон антиквариата после войны вывез. Ну, и я кое-что имею. Но ценности больше духовные – книги, рукописи, письма. Мемуары деда моего о I мировой, о Колчаке. Ордена, именное оружие. Мне моя все говорит: «Продай, да продай. Большие деньги дадут». А я предками и памятью не торгую. Жалко мне ее, бедная баба. И меня не любила, и детей Бог не дал.
Художник: Давайте выпьем. За мир в душе, за покой в доме.




III Действие.

Сцена 1. Выставочный зал. Открытие выставки Художника. Телевидение, журналисты. Вспышки. Громкие разговоры. У всех в руках бокалы с шампанским. В зале собрались все кроме Дамы и Академика.
Художник  (в синем  бархатном пиджаке и галстуке-бабочке): Итак, дамы и господа! Я рад приветствовать вас! Предлагаю на ваш взыскательный, и, надеюсь, доброжелательный, суд плоды моих творческих терзаний и бессонных ночей. Смотрите, обсуждайте, и имейте в виду, что по окончании выставки вы сможете купить некоторые из работ. Они обозначены желтым кружочком.
Вдоль стены, на которой висят картины, идут г-н Полковник с Женой и Дядя Петя.
Жена г-на Полковника: Что-то на всех картинах одна и та же женщина. Кто она? Любовница?
Дядя Петя: Нет, Муза.
Жена г-на Полковника: А… Поэтому ни одна картина с ее изображением не продается?
(Обращаясь к г-ну Полковнику). Может, купим что-нибудь? В гостиной повесим?
Г-н Полковник: Ты выбери, что нравится. Он подарит. Не жадный ведь. К тому же давно предлагал, в знак старой дружбы.
Жена г-на Полковника: А что ж ты раньше-то молчал? Вот эти яблочки мне нравятся, и вот эти цветочки. Да и лужок с церковкой тоже подойдет.
Дядя Петя: Жадная ты баба, Вероника. Куда вешать-то будешь? И так у вас в квартире местечка свободного не найти.
Жена г-на Полковника: Куда повесить - найдем. Бесплатно же.

В этот момент наблюдается какое-то завихрение. Всё приходит в движение, а потом замолкает. В зал входят, стряхивая снежинки с волос, Дама и Академик. Следом появляются две Молодые женщины, одна в «интересном положении», и несколько Детей, сосчитать которых невозможно, потому что они все время перемещаются.
1-я Дочь Академика: Тише, девочки! Ведите себя как следует! Вы ведь все-таки из приличной семьи.
2-я Дочь Академика (обращаясь к Даме): Смотри, Оленька, на всех картинах - ты!
Дама (с достоинством): А я и не знала, что  такая красивая!
Академик: Красота - в глазах любящего! А ты мне ничего не рассказывала!
Дама: Я и сама ничего не знала. Догадывалась, конечно. Женщины всегда это чувствуют. А вокруг Мстислава всегда столько девушек клубилось - натурщицы, студентки! Ведь он очень интересный. Польская кровь чувствуется. К тому же воспитанный, говорит хорошо. Не жадный. Много ездил, много повидал.
Академик: Я ведь так и не знаю, почему, душа моя, ты меня выбрала? Расскажи, а то мучаться буду. Еще заболею! Шучу-шучу!
Дама: Когда на первом курсе ты пришел к нам на лекцию, приглашать в научный студенческий кружок по биохимии, я сразу же поняла – ты - моя половинка! Я поэтому на кафедру энзимологии распределилась. Чтобы рядом с тобою быть. Хотя до этого на органику собиралась, по стопам родителей... Уже на кафедре мне поведали, что ты - аспирант, женат, у тебя дочка и еще один ребенок в проекте. Мне родители всегда внушали, что  встречаться с женатым мужчиной - неприлично.  К тому же увести отца от детей я никогда бы не смогла. Вот и страдала, уходя целиком в науку. Потом увлеклась очень, когда что-то получаться стало. Интерес появился. На кафедре пропадала с утра до вечера. Родители даже забеспокоились,  почему я все на работе, не хожу ни на вечера, ни на дискотеки. А я сходила раза два, пусто и скучно мне там показалось… без тебя. Однокурсники возбужденные, руки распускают. А потом ты  с семьей на стажировку уехал, стипендию выиграл.
Академик: Я тоже на тебя сразу внимание обратил. Такая яркая девочка! К тому же, вероятно, от воспитанности или от смущения, видна была в тебе некая отстраненность, нездешность. За тобой же всегда толпы поклонников ходили, неужели, ни одного достойного?
Дама: Не видела я никого из них. Ну, ходили и ходили. Потом что-то поняли. Перестали ходить. Один только, одногруппник  Алик, самый настойчивый был, на что-то надеялся. Мама моя к нему очень хорошо относилась. Говорила, какой воспитанный мальчик, всегда о здоровье спросит. Но и он потом на девочке на год младше женился. Говорят, живет где-то в Австралии… Я после твоего отъезда решила всем доказать, и себе самой в первую очередь, что могу без любви жить. Работала очень много, поэтому и защитилась в срок. А когда ты вернулся, Лёвушка, весь почерневший, а «добрые» люди рассказали про твою беду…  Вся моя крепость, вся моя башня из слоновой кости разрушилась. Поняла я, что не могу без тебя. Совсем.
Академик: А я ведь к тебе возвращался…  Мне предлагали в Голландии остаться, научную группу возглавить. Но мне все уже там опостылело. К тому же хотел, чтобы девочки русский язык не потеряли. Они между собой все чаще по-голландски общались.
Дама: Твои девочки как-то сразу вошли в мое сердце. Удобно расположились. И остались там навсегда.
1-я дочка Академика: Смотрите, смотрите, все вроде бы заканчивается. Мы ведь все сейчас к нам поедем? Папа, ты никого не забыл пригласить? И Дядю Петю и г-на Полковника с Женой?
Академик: Не волнуйся, радость моя, никого не забыл. А где сестра твоя? Что-то не видно ее. Сходи, посмотри, может неважно себя почувствовала?
1-я дочка Академика выходит из зала.
Дядя Петя остановился возле большого портрета Дамы в полный рост, в красивом старинном платье.
Дядя Петя: Какая же ты красивая, Оленька!


Сцена 2.
Вечером того же дня. Загородный дом Академика и его семьи. В большой гостиной возле камина за столом собралась вся компания. Все громко разговаривают, смеются. В камине трещат поленья. Слышна музыка, играет патефон.
Академик: Я предлагаю поднять бокалы за мою прекрасную жену, очаровательную маму моих дочерей, за добрую, извините, бабушку, моих внучек и (выразительно глядя на младшую дочь), надеюсь, будущего внука. За мудрую тещу моих заморских зятьев. За соратницу и коллегу. За верного и преданного друга. За маленькую хозяйку моего дома. И просто за Любимую. За тебя, Оленька!
Все с радостью выпивают за хозяйку.
Жена г-на Полковника (своему мужу и Дяде Пете): Да какая она им мать? Мать их в Бельгии со своим миллионером живет.
Дядя Петя: Умер миллионер, все свое состояние и бриллиантовую фабрику Жанне оставил. Так она все детям и внукам завещала. Они ведь простили ее.
Жена г-на Полковника: Конечно, простили. Хорошо иметь бабушку- миллионершу!
Г-н Полковник: Надо уметь прощать. В молодости многие ошибаются. Ведь не чужая она им. Теперь часто видятся. И Академик с Оленькой к ней заезжают, когда в тех краях бывают.
Дядя Петя: Жанна с Оленькой даже почти подружились. Благодарна ей за дочек, что та их хорошо воспитала. Людмиле французский язык дала, в совершенстве.  Младшую, Анечку,  манерам научила, а то была как мальчишка в юбке.
Художник стучит ножом по бокалу, призывая всех послушать его.
Художник: Друзья! Я приготовил подарок этому дому! Портрет его хозяйки. Пусть висит здесь, и радует всех!
Все аплодируют Художнику.
Художник: Позвольте мне как-нибудь сделать парадный портрет вашего семейства. Может быть, в стиле эпохи Людовика XVII?
Академик: Конечно. Спасибо. Только, если можно,  начинать надо прямо сейчас, пока мы все вместе. И Жан и Джон с нами.
Художник: Хорошо. Пойду за бумагой, сделаю несколько набросков.
Выходит из гостиной.
Жена г-на Полковника (обращаясь к мужу): А про наши картинки он не забыл?
Г-н Полковник: Думаю, что нет. Он никогда и ни о чем не забывает.
Художник возвращается, неся большой сверток. Подходит к Жене г-на Полковника.
Художник: Мадам, позвольте преподнести Вам сей скромный дар (целует руку).
Жена г-на Полковника (разворачивает бумагу): Одна, две, три…. Четыре! И церковка, и цветочки! А это - кто?
Художник: А это муж твой, Николай, в образе римского воина.
Жена г-на Полковника: А ты ничего, Коля, симпатичный. Спасибо тебе, Стива, порадовал ты меня.
Художник (обращаясь к Джону): John, may I make your portrait?
Художник c Джоном устраиваются возле камина. Веселье продолжается. Дети бегают. Откуда-то слышен лай собак. Свет постепенно гаснет.

IV Действие.

Покровский бульвар. Начало марта. Поют птицы. Пробивается солнышко. Около памятника стоит Художник, разглядывая прохожих. К нему быстрым шагом подходит г-н Полковник.
Г-н Полковник: Ну, что поехали?
Художник: Поехали. Ничего не забыл?
Г-н Полковник: Вроде, ничего.
Быстро уходят.

Комната Дяди Пети. За столом Дама, г-н Полковник, Художник, Академик. Два молодых человека спортивной наружности, две тихие молодые женщины. Нет только Дяди Пети.
Г-н Полковник: Ну что ж, друзья. Позвольте, я начну. Грустно и пусто. Вот уже девять дней, как нет с нами нашего Пети. Жил он тихо, незаметно. И ушел как-то скромно, никого не потревожив. Пусть земля ему будет пухом!
Молодой человек: Да, уснул и не проснулся.
Дама: Хорошим людям Бог дает легкую смерть.  Ведь Петенька всегда про всех помнил. Всем помогал. С днем рождения всех одноклассников поздравлял. Помнил как детей, внуков зовут. А вы видели его школьный альбом? У меня, честно говоря, почти все фотографии растерялись. А у Пети все аккуратно вклеено, подписано, даты поставлены. Светлой души был человек!
Молодая женщина: А вы возьмите каждый себе что-нибудь на память о Петре Васильевиче. Что хотите - возьмите.
Художник: А можно, я шахматы возьму? По-моему, это те, в которые мы ещё в восьмом классе играли.
Г-н Полковник: А я бы альбом школьный взял, да старый фотоаппарат «Смена». И еще гитару. Моя где-то потерялась.
Академик: А мне подарите, пожалуйста, фотографию моей Оленьки. Ту,  что на стене висит. Такой я ее не знал.
Второй молодой человек: Берите, берите. Маме нашей она очень нравилась. Она говорила, что девушка здесь на принцессу похожа.
Г-н Полковник: А что, ваша мама знала про Оленьку?
Молодой человек: Конечно, знала. И очень уважала папу за глубину чувств. Они никогда ничего друг от друга не скрывали. Потому и прожили душа в душу сорок лет… Верно, сейчас они уже встретились… Давайте помянем наших родителей, они опять вместе.
Дама: Мне кажется, Петя всегда будет с нами. И здесь, в этой комнате, и на Покровском бульваре…
Художник: А кто-нибудь знает, жива еще наша классная Классная?
Г-н Полковник: В прошлом году умерла. Долго болела, и в больнице, и дома до-о-лго лежала. Лет восемь. Петя за ней ухаживал. Приходил каждый день. Приносил лекарства, продукты. Маруся, жена его, тоже помогала.
Художник: Сколько Татьяна Павловна детей вырастила! Русскому языку так выучила, что я не задумываясь без ошибок писал. И русскую литературу любить научила. Я  потом, взрослым уже, кое-что перечитывал. А уж когда девушкам стихи Пушкина читал, которые ТП нас учить заставляла, всегда добрым словом  ее вспоминал.
Академик: Давайте помянем светлую душу вашей учительницы. Благодаря ей вы до сих пор вместе.
Вторая молодая женщина: Ольга Сергеевна! А что же вы ничего себе на память не выбрали?
Дама: Пожалуй, возьму вот эту чашечку, с блюдечком. Я ее Пете на день рождения в 10 классе подарила. Теперь такие не делают. (Берет в руки, рассматривает). А про надпись я уже и забыла! Похоже, он никогда и не пил из нее.
Молодой человек: Берег очень. Боялся разбить. Маме все говорил, чтобы мыла осторожно.
Художник: Мы сегодня, когда с Николаем, к Пете на кладбище приехали, коммунистов там застали. Они, на удивление, тихо постояли и разошлись. Митинг не устраивали.
Г-н Полковник: Гвоздик много красных принесли.
Художник: Там так тихо и покойно. Хорошо, что Петю рядом с Марусей и бабушкой похоронили. Эти сельские кладбища как-то лучше, если можно так сказать, городских. Деревья там старые, красивые. Белки прыгают. Птицы поют.
Молодой человек: И мы там часто бываем. Там дом еще остался старый деревенский, в котором папа родился. Теперь там наш дядя с семьей живет.
Дама: А что, разве у Пети брат родной был?
Второй молодой человек: Нет, двоюродный. У прабабушки нашей сестра родная была. У нее - пятеро детей.
Академик: А как вообще Петя на Покровке оказался?
Г-н Полковник: Да Петину бабушку, Евдокию Егоровну, в няньки перед войной в дом начальника местной милиции из деревни взяли. Начальника потом посадили, правда, не расстреляли, вернулся. А семья его к бабушке очень привязалась, отпускать не хотела, когда дети выросли. Комнату выделили, вот эту, в которой сидим. А после войны бабушка и Петю маленького из деревни привезла. Отец его под Сталинградом погиб, а мать сгинула куда-то.
Художник: В школе Петя хорошо учился. Сообразительным и старательным был. В институт бы обязательно поступил. Инженером бы стал.
Г-н Полковник: Да, если бы не та давняя история…
Дама: А мне кажется, Петенька счастливым человеком был. Все его любили.
Художник: И он всех любил.

Эпилог.
По бульвару идут люди. Слышен шум автомобилей и трамваев. Перед нами проходят все герои. Дама с колясочкой. Рядом с ней задумчиво бредет Художник. Энергичной походкой прошел г-н Полковник, подгоняемый громкими выкриками его Жены. 1-я дочка Академика идет под руку с Жаном. Тихо говорят по-французски. Вокруг них  бегают, играя, Дети. Проходит дядя Петя, какой-то бестелесный и молчаливый. Академик идет со 2-ой дочкой. Несут свертки и коробки.
Между ними блуждает молодая красивая девушка. Кажется, это - Любовь.