Тубо-ретка. Студенчество

Татьяна Хожан
Капризный на погоду, но баловавший жителей Приазовья солнечными днями сентябрь завершился проливным дождем, когда студенты уже расселись в автобусах. Первокурсники оживленно и пророчески восприняли своевременность отъезда и даже пожалели, что дни уборки винограда уже закончились.
Все уже перезнакомились друг с другом и были в ожидании встречи с преподавателями.По дороге рассказывали смешные истории, старые анекдоты и случаи из жизни. Кто-то, иссякнув в байках, вспомнил школьные приколы:
- Как правильно пишется - тУбО-ретка или тУбА-ретка?
- А-ха-ха - тАбУретка!!

На следующий день студенты разбрелись по аудиториям и после занятий встретились в своих комнатах. В нашей съемной квартире жили пятеро девчонок из разных групп, поэтому новостей у каждой было немало, и кто-то ностальгически вспомнил вчерашнюю веселую поездку.  Внезапно Женя стала истерически смеяться, чем повергла нас в ступор. Немного погодя, глядя на наши растерянные и тупые от неясности ситуации лица, она рассказала, как у нее прошло первое занятие по начертательной геометрии.
Преподавателем был недавний выпускник Вологодского института Губин , немного окающий и говорящий вместо "Ч" букву "Ц" (целовек, поцему, ницего и т.д). Студенток-южанок североморский диалект немного смешил, конечно, но не так, чтобы очень... И тут Губин говорит:
 - А теперь придвиньте свои ТУБОретки к кульману.
И наша Женечка, вспомнив, как в автобусе все хохотали над этой школьной шуточкой, чуть не свалилась от смеха, заразив им сразу несколько соседок.
Ничего не понимающий преподаватель спрашивает, что случилось, и только с третьей попытки слышит слово "туборетка" и гомерический хохот уже всей группы.

 - Девчонки, - вытирая выступившие от смеха слезы, посерьезнела Женя, - он меня не простит. Самое страшное, что я в течение всей лекции идиотски подхихикивала, потому что вспоминала эту "туборетку". Боюсь, что на следующем занятии я снова не выдержу.
Пророческие слова Жени действительно сбылись. Губин люто возненавидел студентку, которая смеялась на каждом занятии, не подозревая, что она просто не в силах совладать с собой, а не издевается над ним. Двойки за чертежи  объяснялись не только придирками преподавателя, но и низким качеством исполнения. Девушка была в отчаянии, и я предложила свою помощь - у меня не было проблемы начертить один чертеж или два - программа была одна и та же в разных группах. И хотя для Жени я исполняла чертеж с исключительной точностью, в отличие от своих, за лучшую работу получали не выше тройки, а за свой чертеж - пять. Человеческий фактор в оценках чужой деятельности никто не отменял, увы.
У Жени появилась надежда, что она не вылетит за неуспеваемость по начерталке, хотя нервный смех иногда у нее все же прорывался на уроке.

...Предстояли первые экзамены. Перед началом сессии администрация решила навести порядок в корпусах и установила дежурство групп после занятий. Первокурсники мыли выкрашенные масляной краской стены, драили столы и полы. Мы с подругами вечером пошли в кино, а Женя отрабатывала свою повинность на дежурстве со своей группой. Когда мы вернулись, застали подругу рыдающей в голос. Немного успокоившись, Женя сказала, что теперь ее точно отчислят с подачи Губина.
 Маленький ростом, некрасивый, комплексующий Губин был женат на стерве, которая у третьекурсников вела биохимию, и ее он боялся больше всех. Чтобы показать свою значимость молодой супруге, он, собравшись с ней в кино, предложил забежать в главный корпус, чтобы проконтролировать студенток, как дежурный администратор.
Всем мойщикам полов строго-настрого запрещалось выливать грязную воду на улицу, под деревья и кустарники. И наша Женечка, чтобы успеть с нами в кино и пораньше смыться, грязную воду выплеснула за угол здания. Было темно, и она не увидела, что из-за угла выплывают Губин с супругой.
 - Если бы я просто выплеснула воду им под ноги! - заламывала руки Женька, - он бы мог меня простить, возможно, но я почему-то подняла ведро на уровень груди и облила их обоих почти с головы до ног.
Сознаюсь, что во время ее рассказа мы бессердечно хохотали, хотя нам было очень жаль Женю, но наше воображение рисовало нам всю эту картину с реакцией жены Губина. Он бы мог и простить, но мадам Губина была способна смести с поста члена Политбюро, а не только поспособствовать отчислению студентки.

Утром на занятия Женя не пошла - она была в трауре по грязным одеждам преподавателей и своему скорому отчислению. После занятий к ней пришла однокурсница и сказала, что ее искал Губин и просил прийти к нему в кабинет до вечера. Мы ждали ее с нетерпением, предсказывая всевозможные варианты ее беседы с преподавателем и сочувствуя ей. Женя вернулась притихшая и серьезная.
Губин ждал ее в кабинете черчения. Он сказал, что знает, кто ей делал чертежи, потому что букву "И" так пишет только студентка Хожан из всех его студентов, поэтому ставил только тройки за чужую работу. Преподаватель успокоил девушку, что ей ничем не грозит грязевой душ четы Губиных, потому что они никому ничего не скажут, только попросил не смеяться во время лекций, потому что он и так стесняется своего диалекта - так говорят, оказывается, в Архангельской области.
Мы были изумлены и восхищены четой Губиных, но на третьем курсе все же поняли, что мадам Губина и впрямь стерва - треть группы не могла сдать ей экзамен с первого раза.