Матрешка

Наталия Муха
   Папа мне подарок купил за Новый год – матрешку. Приходит с работы – трезвый, веселый, аж светится. Я стою, рот раскрыв. Тогда я совсем маленькая была – годика 4-5 всего. А он с кармана достает что-то, в газетку завернутое. Раньше все в газету заворачивали, чтоб не испачкалось. Это в настоящее время кулечки целлофановые не новость, а тогда пластиковые пакеты только по телевизору, в заграничных фильмах, можно было увидеть. Развернул папа газетку, на ладонь поставил куколку и покрутил нею у меня перед глазами: « Вот смотри. Это – матрешка. У нее в середине еще куклы есть. Играйся». Я стала вынимать кукол. Одна за другой – 10 штук. Ух, ты! Завтра подружкам на улице покажу, будем играть. Очень понравились моим подружкам куколки. Они тоже родителей попросили купить и им таких же красненьких красавиц. Но не тут-то было. Красных было мало. Остались зеленые и синие. Они тоже красивые, но не то. Эти были разные – у каждой куколки свое личико, глазки, нарисованные, и ротик, даже носик был.
   Поближе к «вечере», мы, всей семьей, поехали к бабушке, в Сергеевку. Бабушка подарила за Новый год всем внукам конфеты, а еще каждому: Юрику - самолет, Валерику - машинку, а мне – большущую красную матрешку. Я ее еле в руках держала. Такая красивая! Золотой каймой обрисована, а куколки – просто прелесть какие. Из самой Москвы. Это я на обратной стороне игрушки прочитала: « Московский завод деревянных кукол». Мы гостили у бабушки целую неделю. Потом родители и старший брат уехали, а я осталась. И бабушка рассказала мне про матрешку очень интересную историю.
   В России имя Матрена ( или Матрона) очень привычное, как у нас Катерина или Мария. Особенно, в давние времена, так девочек и называли. Теперь таких имен нет. Все больше Кристинки да Каринки. Поэтому и куклу назвали Матрена (или Матреша, Матрешка), чтоб привычней было детям.
   Таким именем назвали своего ребенка родители. Девочка родилась в 1881 году, слепая. В школу она не ходила. Но любила послушать в церкви, как поют хоры и как батюшка псалтырь читает. Жили они неподалеку. Девочка сама ходила в церковь, проводила там многое время. Матрена запомнила все псалмы и молитвы. Я учила буквы по книге « Житие святых». Книжка была старенькая, листочки потрепанные, но чистенькая. Каждый вечер, мы с братом, садились почитать. Рассказы для нас стали интересней сказок. Бабушка сильно не нагружала – полчаса почитали, поучились, и – бегом гулять. Поэтому читать выучились рано. Иногда не слушались бабушку, баловались. Тогда она меня сердито называла « матрешкой». Никогда бабушка не обзывала нас, своих внуков,  и детей ( уже взрослых) грубо и некрасиво. Никогда мы не были у нее Ваньками-Маньками. Она говорила: « Дали человеку имя, его носить с гордостью надо, как праздничное платье. Коли ты – Иван, значит, будь Иван. Нельзя человеку животному уподобляться. Мы – не Жучки, мы – люди». А я спрашивала: «Бабушка, а кто тебя такому научил?» А она отвечала: « ГОСПОДЬ ИИСУС». Про МАТРОНУШКУ МОСКОВСКУЮ впервые услышали от бабушки. Нигде прочитать нельзя было о ней. К соседям в гости приезжали зимой, на праздники, москвичи. Голодно жилось им в столице, вот и ехали на Украину подкормиться. В конце зимы уезжали, нагруженные мукой, салом, подсолнечным маслом и домашними колбасами. И к нам приходили обедать. По закону гостеприимства, бабушка кормила их борщом, поила молоком, и с собой давала вареников с картошкой. Радостные и сытые дети рассказывали о чудесах в Москве. Это они, и их родители, рассказали про слепую бабушку Мотю. Старшая девочка долго не ходила. Уже и пять лет ей, она не идет. Понесли родители к бабушке Моте. Та и помогла. Когда у нас в гостях сидели москвичи, то девочка большая уже стала, взрослая – 25 лет, но не замужем. Очень долго я хранила бабушкин подарок. Когда вышла замуж, уехала жить в другой город. После развода жила с мамой и сыном. К сожалению, матрешки не сохранились. Но память о них и рассказы москвичей, бабушкины рассказы, о целительнице МАТРЕНЕ осталась, как самое чудесное ЧУДО из моего детства.
                30 ноября 2013г