Зависть

Краснов Валерий
 
   Порой это чувство становится движущей силой поступков самых разных обитателей нашей планеты - от царя до последнего нищего.
   Зависть, как главный мотив прослеживается и у Нерона, и у Калигулы, и у Гитлера, и у Сталина .
   Но самый большой, самый массовый вред эта черта наносит огромному числу рядовых наших сограждан.
   Она разрывает отношения любящих сердец, разлучает друзей, портит отношения родителей и детей,- не щадя ни стариков, ни отроков, ни тиранов, ни рабов.
   Наверное, каждый сталкивался с проявлением этого зловредного качества.
   Что же это за страшная ржавчина - эта зависть, которая разрушает самые прочные конструкции, составляющие основу человеческих отношений?
   Глядя на это слово, у меня возникла мысль об одном корне слов "зависть" и "зависеть". Ведь это опасное чувство действительно представляет собой зависимость человека от крайне коварной склонности. Может это и не так, но догадка заманчивая...
   А вот определение немецкого социолога Гельмута Шёка : "Зависть - это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть - это форма проявления агрессии... Морально- идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость (представление индивида о собственной исключительности и достойности большего), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов."
   При этом замечу, что слово "ресурсы" надо понимать в самом широком смысле слова : это и материальная собственность и черты личности человека.
   По мнению британского психоаналитика Мелани Кляйн," зависть противоположна любовным отношениям. Завистливому человеку плохо при виде чьего-либо удовольствия, ему хорошо только при страдании других.Поэтому все старания удовлетворить зависть тщетны."
   От себя добавлю : удовлетворить, может быть, и невозможно, а вот избавиться от неё человек в состоянии.
   В связи с мнением Мелани Кляйн, вспоминается высказывание Марка Тулия Цицерона : "Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье."
   Все религии мира осуждают зависть, как грех.
   Вспомним христианскую заповедь : "Не пожелай жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его..."
   А вот из мусульманской религии.
   Посланник Аллаха сказал : "Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела, подобно тому, как огонь пожирает дрова."
   И так далее, и тому подобное...
   Зависть или её стёртые черты сопровождают человека от колыбели до последнего пристанища. Можно наблюдать, как малыш бросает свою великолепную никелированную, светящуюся и гудящую игрушечную машину, чтобы отнять у своего товарища замурзанную облупившуюся куклу, подобранную, наверно, на помойке.
   В детской сказке о зайце и лисе рыжая плутовка, позавидовав безобидному соседу, выгоняет его из лубяного домика, после чего происходит целый ряд драмматических событий.
   А как вам нравится зависть Тома Сойера к Гекльберри Финну? Вот этот поистине гимн свободе :
   "Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается. В хорошую погоду он ночевал на ступеньках чужого крыльца, а в дождливую - в пустых бочках. Ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над ним не было господина. Он мог удить рыбу или купаться, когда и где ему было угодно, и сидеть в воде сколько заблагорассудится. Никто не запрещал ему драться. Он мог не ложиться спать хоть до утра. Весной он первым из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной."
   Сколько замечательно оригинального юмора в этой Марктвеновской иллюстрации зависти! В народе это называется "позавидовал барин холую".
   Одним из самых ярких описаний этого коварного чувства и его последствий является трагедия Вильяма Шекспира "Отелло".
   Здесь зависть выступает в союзе двух участников действий : Родриго и Яго. Недовольство Родриго вызвано тем, что Дездемона полюбила не его , а Отелло. Яго же обижен тем, что ему, опытному воину, Отелло предпочёл молодого Кассио, которого он назначил лейтенантом. Объединившись в своей ненависти к Отелло, у которого всё есть - и любимая женщина и власть, они задумали с помощью козней разрушить его счастье, а заодно извести и непосредственных виновников их несчастья - Дездемону и Кассио.
   Шекспир описывает как , образно выражаясь, Зависть с помощью козней и интриг протаскивает в обитель Любви и Счастья - Ревность, и та делает своё пагубное дело.
   В итоге зависть оказывается сильнее и высокой чистой любви Дездемоны и отваги и благородства Отелло - вместе взятых.
   В этой истории проявляется некая печальная правда жизни, которая в подобной ситуации и сегодня оставила бы мало надежды на благополучный исход.
   У Шекспира выведены активные и яркие апологеты зависти, а вот в произведении Юрия Олеши "Зависть" описан серенький, пассивный завистник, держащий своё скверное чувство в себе и практически никак его не проявлящий.
   - Он поёт по утрам в клозете, - возмущается герой романа Кавалеров, - Можете представить себе, какой это жизнерадостный здоровый человек!.
   И это утреннее пение Андрея Бабичева, наряду со многими другими его действиями становится предметом мучительной зависти главного героя романа, не нашедшего себя в новой жизни и способного лишь на злобное брюзжание. Поразительно точно показывает Олеша разрушение личности человека, охваченного чувством зависти, искажение его мироощущения. Кавалерову кажется, что даже вещи его не любят :
- Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает...
   А вот того, кому он завидует, с раздражением констатирует Кавалеров, "вещи любят".
   - Чем я хуже него? - мучается завистник. - Он умнее? Богаче душой? Тоньше организован? Сильнее? Значительнее?...Быть может, я ничтожество перед ним?
   Со всем этим он категорически не согласен.
   Следует заметить, что источником зависти может быть как излишнее самомнение, которое ведёт к мысли об обделённости судьбой, так и комплекс неполноценности, вызывающий самоуничижение и, как следствие, завышенную оценку предмета зависти.
   Ещё слава Богу, что Кавалеров такой бездеятельный, пассивный, а то наделал бы дел...
 А вот в произведении американского писателя Германа Мелвилла "Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история" выведен герой "с активной жизненной позицией" - со знаком минус, конечно.
   Ситуация, описанная в этом произведении, примечательна тем, что зависть персонажа по имени Клэггерт не вызвана абсолютно никакими действиями предмета его зависти матроса Билли Бадда.
   "Красота, здоровье и бодрая жизнерадостность Билли Бадда были ему неприятны потому лишь , что сопутствовали натуре простодушной и чистой, которая...чуждалась низкой злобы и никогда не испытывала коварных укусов этой змеи. В его глазах Красавцем...делал Билли именно дух, который обитал в нём, выглядывая, как из окон, из его лазурных глаз - то несказанное нечто, которое ямочками играло на его щеках, придавало особую гибкость его членам и переливалось в золоте его кудрей... Это только усугубляло его чёрную зависть, которая принимала в тайниках его сердца самые разные формы, иной раз оборачиваясь циничным презрением к невинности духа. "Простодушный дурак, и ничего больше!" - убеждал он себя. И всё же он ощущал всё обаяние этого духа, его мужественную и весёлую безмятежность, он был  бы рад приобщиться ему..."
   Феномен этого завистника заключается в том, что его чувства основаны лишь на гнетущей антипатии к образу, облику предмета своей зависти. При этом надо отметить, что в Клэггерте таилась маниакальная злоба, отнюдь не привитая ему дурным воспитанием, развращающими книгами или распутной жизнью, - но врождённая, присущая самой его натуре - короче говоря, "безнравственность от природы."
   До поры до времени Клэггерт никак не проявлял своей неприязни к Билли Бадду, но, как отмечает дальше автор, эта мания "подобно подземному огню,...всё больше и больше пожирала его изнутри."( сравните с описанием зависти в исламе : "как огонь пожирает дрова").
   Как было сказано выше, этот герой-завистник очень деятельная натура, и он предпринимает активные действия с целью погубить предмет своей зависти. А дальше события разворачиваются так, что Билли Бадд и Клэггерт, то есть и та и другая сторона зависти - оба погибают.
   Вспомним ещё одно произведение, где автор, невзначай вроде бы, упоминает зависть. Это "Княжна Мери" М.Ю.Лермонтова.
   Такое упоминание промелькнуло в эпизоде, когда княжна подала уроненную кружку бедолаге Грушницкому. И Печорин при виде этой сцены признаётся : "Чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновенье по моему сердцу : это чувство было зависть... И вряд ли найдётся молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличавшую другого, ей равно незнакомого, вряд ли , говорю, найдётся такой молодой человек,...который бы не был этим поражён неприятно."
   Во-первых, обратим внимание как метко Лермонтов схватил часто встречающийся родник зависти. Это достойно профессионала-психоаналитика.
   Во-вторых, добавлю от себя, что по моему мнению, этот источник нехороших чувств столь же присущ и прекрасному полу : не думаю, что какая-либо молодая женщина будет равнодушно реагировать на то, что красавец мужчина в её присутствии ухаживает или просто восхищается другой дамой.
   И ещё хочу добавить. У меня сложилось впечатление, что вскользь упомянутое чувство, которое "слегка пробежало по сердцу" Печорина, сыграло едва ли не главную роль в описанных дальше событиях. По-моему, именно зависть, столь "знакомое", по его собственным словам, чувство, подтолкнуло молодого повесу приударить за княжной. Иначе чего ради он старался? Лишняя поклонница его никак не привлекала, он уже был пресыщен ими. Жажда приключений? Но в начале повествования он не мог и предположить, что так это всё обернётся.
   Значит, движущей силой, так сказать, "зажиганием" во всех последующих действиях Печорина была пресловутая зависть. Вот отчего все дальнейшие перепетии, вот отчего погиб бедный Грушницкий!
   Ещё одна иллюстрация к теме "Зависть" - это Пушкинское "Моцарт и Сальери".
   Перед нами переживания и муки Сальери :
                - А ныне - сам скажу - я ныне 
                Завистник. Я завидую : глубоко,
                Мучительно завидую. - О небо!
                Где ж правота, когда священный дар,
                Когда бессмертный гений - не в награду
                Любви горящей, самоотверженья,
                Трудов, усердия, молений послан -
                А озаряет голову безумца,
                Гуляки праздного?... О Моцарт, Моцарт!
   Живо представляется, как страшный хищник - Зависть буквально раздирает душу бессильного против неё Сальери.
   И, отвлёкшись от вопроса реальности событий жизни двух музыкантов, оценим тонкость описания психологии завистника.
   Положив яд в бокал Моцарта, он облегчённо вздыхает :
                - Как будто тяжкий совершил я долг,
                Как будто нож целебный мне отсёк
                Страдавший член!...
   После всех принятых мук зависти , он убрал с дороги её причину.
   И вот мы добрались до того, что меня лично больше всего интересует - до библейских историй.
   С Каином и Авелем, в общем-то, всё ясно. Два брата принесли дары Господу, тот принял дар только одного из них, тогда другой позавидовал, и в результате Каин убил Авеля.
   А вот в причинах предательства Иуды множество исследователей до сих пор не могут разобраться. Что сподвигло Искариота на самый страшный из грехов?
   Тут мнения расходятся диаметрально - от мыслей о паталогической жадности грешника до мнения о том, что будто бы он предал Христа по его собственной просьбе. Но ни одна версия не выдерживает критики.
   Если принять за основу предположение о безмерной скаредности Иуды, то надо признать, что тридцать серебряников не такая огромная сумма, чтобы предать любимого и уважаемого Учителя.
   А если остановиться на предположении, что предателя попросил сам Иисус, то, кроме того, что это не имеет под собой никаких оснований, вызывает недоверие тот факт, что едва ли благородный и чуткий Христос мог обречь своего ближнего, своего ученика, - на вечное презрение рода человеческого и в конце концов на самоубийство.
   Ознакомившись со множеством материалов на тему предательства Иуды, я был очень удивлён, что не встретил ни у одного автора напрашивающуюся мысль о том, что Искариот совершил свой грех из-за страшной зависти к Иисусу. Не увидел я также и каких либо фактов, опровергающих эту идею. Правда, прямых доказательств этой версии мне не удалось найти, но ведь и все известные предположения - по-существу, лишь умозаключения. Значит, и я имею право на свою гипотезу. 
   Из всех прочитанных описаний грехопадения Иуды наибольшее моё доверие вызвала повесть Леонида Андреева "Иуда Искариот."  И то, что в ней описано, подкрепило моё подозрение, что причиной предательства является именно зависть Иуды по отношению к Христу и ревность к другим его ученикам.
   Посудите сами. По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых - то есть делал всё или почти всё, что мог Христос.
   В то же время Искариот, как отмечают все авторы, был очень честолюбив, он считал себя (да и не только он сам) наиболее талантливым учеником Иисуса.
   Так почему не допустить, что, обладая столь высокой самооценкой, и видя, какое почитание сопутствует Иисусу, Иуда просто-напросто мучился завистью, считая, что судьба незаслуженно обделила его?
   А по поводу ревности к другим апостолам Л.Андреев приводит такие размышления Искариота относительно Христа :
   "Почему он не с Иудой, а с теми, кто его не любит?... Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду!"
   А в одном из эпизодов повести Андреева происходит такой диалог.
   Апостол Пётр спрашивает :
   - Ну-ка, умный Иуда! Скажи-ка нам, кто будет первый возле Иисуса - он или я? (имелось ввиду - Пётр или Иоанн)
   И совершенно неожиданно для обоих, Иуда произносит, глядя на Христа :
   - Я! Я буду возле Христа!
   Мне кажется, столь амбициозная и безнравственная личность (вспомним хотя бы отмеченную всеми его склонность к воровству) просто не может быть не подвержена такому чувству, как зависть.
   Если предположить, что это так, то стремление Христа направить Иуду на путь истинный посредством отказа от поклонения денежному мешку, очевидно возбуждало в последнем негодование.
   Иисус учил, что за деньги всё не купишь, что нельзя служить Момоне (богатству) и Вере. Вот мудрые слова Христа : "Нельзя служить двум господам. Если одного будешь любить, второго станешь ненавидеть, и если одному станешь усердствовать, о втором станешь нерадеть."
   Можно себе представить, насколько это давление Учителя выводило из себя Искариота, как борьба между жадностью и святостью раздирала душу Иуды.
   По словам  исследователей зависти, внутри завистника живёт маленький человечек, который постоянно задаёт вопрос : "почему он, а не я?"
   А вот как описал этого"маленького человечка" великий Бомарше : "О зависть бледная , с когтистыми руками."
   Итак, эти "когтистые руки" захватили Иуду, и что же ему делать?
   Известны два пути борьбы с завистью :
   1. Стать таким же, использовав все свои возможности и способности.
   2. Лишить соперника его преимуществ, либо устранить его самого.
   Ясно, что первый путь был нереален для Иуды, вследствие его характера и особенностей, так что у него оставался только второй...
   В развитие темы борьбы с этим коварным чувством, хочу привести фрагмент песни А.Розенбаума, которая так и называется "Песня о зависти." :
                Я вышел на тропу войны,
                Врага известно имя - зависть.
                Ползёт по душам, мысли травит,
                Переиначивает сны.
                ----------------------
                Друзья, погубленные ей,
                Не приходя в себя, скончались,               
                А зависть празднует ночами
                Победы подлости своей.
   Конечно, честно говоря, это "ни Лермонтов, ни Пушкин", но всё же "в теме"...
   Если пристальнее рассмотреть проблему, то можно придти к выводу, что зависть порой приобретает буквально массовый хараектер. Это, в частности, относится к воспитанному на нашей Родине  негативному .отношению к богатым людям и, как к одному из представителей этой категории  - к американцам. Такое отношение неминуемо   сопровождается завистью. Среди нашего населения, к сожалению, укоренилось мнение, что богатство может быть нажито исключительно противозаконным путём. Тому подтверждение - наши пословицы, типа "трудом праведным не наживёшь палат каменных". Таким образом зловредные корни опасной болезни под названием "зависть"   проникают в души людей, порождая гневные речи, а порой и жестокие действия.
   Английский писатель Джозеф Эпштейн в своей книге "Зависть" высказал мысль о том, что зависть к поразительному успеху, которого добились евреи в Германии и Австрии, возможно, явилась причиной жесточайшего антисемитизма нацистов.
   Для объективности надо сказать, что существует мнение о положительной роли зависти в сердцах людей. Будто она призывает к соревнованию, а следовательно к прогрессу. Но мне кажется, что при положительном воздействии это чувство следует называть как-то по другому.
   Бывают, конечно, случаи, когда зависть не вызывает осуждения. Я бы назвал это "святой завистью" по аналогии со "святой ложью" (вспомним притчу о лжи матери, благодаря которой она спасла от унижения своего сына.)
   Примером такой зависти является чувство сироты в детском доме, который завидует тому, кто имеет родителей.
   Но, как правило, зависть имеет исключительно чёрные краски, и с нею надо постоянно быть в состоянии войны, иначе, как я уже упоминал  , эта страшная болезнь может разрушить самые лучшие человеческие отношения, а заодно и личность самого больного.
   Короче говоря, если человек чувствует в себе наличие такой черты, как зависть. надо либо всеми силами добиваться того, чтобы удалить из сердца этот недостаток (а специалисты утверждают,что болезнь эта кроется не в уме,а именно в сердце больного), либо устремиться к тому, чтобы стать таким же, как предмет зависти. Другой путь, связанный с агрессивными действиями, неприемлем для цивилизованного человека.
   Как жаль, что эти заметки не довелось прочесть упомянутым выше литературным героям : ни Яго, ни Клэггерту, ни Кавалерову, ни Сальери, ни Иуде Искариоту...
               .