Часть I. С высоты колокольни моей

Римма Конон
-  -   С  ВЫСОТЫ КОЛОКОЛЬНИ МОЕЙ   - -

ПРЕДИСЛОВИЕ

Приняла решение написать родословную, а точнее - описать свою жизнь, какой она была за все памятные годы. Эти воспоминания посвящаю семьям моих детей – Галины
и Александра, сестре Эмме, её детям и внукам, детям и внукам покойного брата Юрия, а в дальнейшем всем правнукам. Пусть они, на примере нашей семьи, познакомятся с прошлой жизнью страны. Их жизнь  проходит в период новой, демократической системы в российском государстве.
Им строить свою жизнь в третьем тысячелетии. Многое узнают в школе, институтах, обогатятся  знаниями через радио, книги, телевидение, интернет.  Но знать правду о жизни в стране из уст близких - это гораздо лучше, чем любая иная информация. Правда заставляет задуматься  и  побуждает к поиску истины  во всем, к поиску путей решения жизненных проблем.

Когда будете читать о наших похождениях, то есть переездах с малой родины  (Новохоперск, Воронежской области) на Запад,  Юг, Урал,  подобная участь была
у многих людей бывшего Советского Союза, девиз  которого  -  «построение «коммунизма»,  был похоронен в 1991 году.
А в те времена страна призывала людей  на строительство заводов и фабрик,
больших новостроек  и даже городов. Молодое поколение людей, да и среднее, покидали  малые  родины и, завороженные призывами партии  и  правительства, полные энтузиазма, мчались в любой конец страны. Они не только стремились участвовать в государственном  деле, но и устроить свою судьбу, быт, пустить  корни, ростки нового поколения.

В миграции населения немалую роль сыграла Великая Отечественная война 1941–1945 годов и послевоенная засуха. Вот и перевозили поезда,  самолеты,  пароходы  с  места на место самых «счастливых» людей Планеты. Они все более и более забывали  те места, где родились, где остались их родные  и  близкие, знакомые. На  новых местах витал дух единения всех  народов  страны Советов.

Национальные традиции быстро забывались, уходили в прошлое, а народ незаметно превращался  все больше
в русскоязычную нацию.Смешанные браки никого не удивляли,  а были просто нормой жизни. Существовало равноправие всех граждан большой многонациональной страны – Союза Советских Социалистических Республик. Тогда это абсолютно никого не тревожило и не вызывало у людей  отрицательных эмоций. Большая страна была большой  многонациональной семьей  с  общими проблемами.

Народ страны, принимая  участие в восстановлении  народного хозяйства, мечтал
о лучшей жизни.  Терпеливо ждал наступления таких времен, когда судьба каждого человека будет на первом месте, когда закончится существование от получки  до получки, когда наступит  не «бумажное» изобилие самого необходимого для жизненного бытия. Мечтал и терпеливо ждал, надеясь, что чудо должно случиться.         

«Чудо» случилось, но не такое, о котором мечталось. Это «чудо» было чёрным, траурным, и  совсем непонятным: развал СССР, разгон партии и правительства.  Шокированный событиями 1991 года,  народ до сих пор не понял сути перемен - переход  «без мягкого вхождения» в капитализм, который доселе признавался нашим обществом  как «загнивающий» строй. Кремль во главе с Б.Ельциным заявляет, что  идем мы к процветающему капитализму, но своим путем. Дойдем ли до благодати – покажет время.

Татарстан,провозгласив себя суверенным, оказался мудрее России в целом,и других  крупных субъектов, в отдельности, так как жизнь татарстанцев относительно лучше, чем в других регионах России. Конечно, нельзя исключить в этом  заслугу бывшего СССР. Поэтому  нам жить легче, чем, например,  в Воронежской области, откуда я родом. Наверное, мы счастливые, что, благодаря КамАЗу, живем  в молодом  городе Набережные  Челны. Здесь родились наши внуки – наше главное поколение. Все они уже школьники.   

Вот это - небольшое предисловие к повествованию о предках нашего рода, о нашей жизни. Опишу, как сумею, но думаю, что все поймут и будут иметь представление
об усопших родственниках, что очень важно для тех, кто давно покинул этот мир. Светлая им память, а  всем нашим семьям  –  доброго здравия на долгие-долгие годы.
Октябрь 1997года

Верю  в чудо

Беседую я с берёзой, глядя через окно.               
Ей безразлично, может, а мне-то не всё равно.
Сижу я в своей каморке, как птица в своём гнезде.
Сограждане где-то, в сторонке.  Покой, тишина везде.
По жизни в мечтах шагаю, немое смотрю кино.
По полочкам расставляю, оцениваю, что дано:
Что так, что не так сложила,  иная деталь – ни к чему.
Чего-то мне не хватило, а что? – понять не могу.
Холодная тишь за дверью, и мрачный стоит покой,
Но в чудо я всё-таки верю, и близко оно, под рукой.
Возьму и сложу сценарий житейского бытия,
В нём править будет Барин, а Барином буду Я.
От ветра качаясь, берёза заглядывает в окно.
Мои безразличны ей грёзы, а мне-то – не всё равно!               

Сегодня 25 июня 2007 года.               

Почти десять лет прошло с тех пор, как напечатала предисловие к повествованию
о родословной. В тетрадях много записей о путешествиях по времени: детство, военные и послевоенные годы, учеба,  работа, кочевая жизнь в поисках семейного счастья. Хранятся записи  разных ситуаций быта,   а также рассказы мужа, участника Великой Отечественной войны. Есть  студенческие дневниковые записи 1951-1955 годов. Задумку о родословной вряд ли я смогу изложить, ибо жизненные обстоятельства не позволяют вспомнить и описать свой род по отцовской и материнской линии в полном объёме. Так пусть это будут  воспоминания, рассказы под названием  -  «С высоты колокольни моей».

Итак, начну с предков.               
Вставить картину берёзы плюс  фото (сед).

 
Часть 1 -  наши ПРЕДКИ:

-  ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ

На фото (1911 год), семья  Климовых: прадедушка Иван Васильевич, 56 дет;
- прабабушка, 43 года, как зовут, не знаю.
Их дети:
- Оля, моя бабушка, в белом платье;
- с гитарой  Евдокия  (тётя Душа),
- Митрофан (в фуражке, погиб на фронте);
- на руках у прабабушки их сын Николай, 1910 года рождения, будущий посол Советского Союза;
- перед бабушкой – Клавдия, жила в Ростове-на-Дону.

Семья Климовых проживала в селе Васильевка Грибановского района (бывшего
Верхне-Карачанского) Воронежской области, где я родилась в период временного
пребывания мамы у родных. 
Из этих родственников знаю только двоюродную бабушку Евдокию (тётю Душу).
На фото (1911 года) она с гитарой. Во время войны, в одно лето, мне пришлось
у неё поработать.   

Двоюродного дедушку Климова Николая заочно звали дядей Колей, так как он был всего на пять лет старше своей племянницы - моей мамы. Видела  его только один раз, когда  в 1970  или 1971 году, будучи уже на пенсии, он приезжал из Москвы
на свою малую родину.  Посетил  могилки матери и отца. Вскоре он умер.

Из детских воспоминаний  запомнились разговоры  о  дяде Коле, который в 14 лет уехал от родителей в Москву, получил высшее образование, знал несколько иностранных языков и работал в посольстве, в каких странах, не знаю.   
Его двое детей – сын и дочь (Ирина) живут в Москве. От дальней родственницы слышала, что сын дяди Коли собирал материал о родословной своих предков. 

Тетя  Клава жила в Ростове-на-Дону, а тетя Душа  с мужем Павлом  -  в Сталинграде. Во время войны  их единственная дочь погибла во время бомбежки. После освобождения Сталинграда они переехали на малую родину и обосновались
в городе Борисоглебске.

Климовы, бабушка Ольга и дедушка Андрей,  жили  в большом  доме  на улице Пролетарской  города Новохоперска. Улица располагалась вдоль реки Хопер.
От их углового большого кирпичного дома (пятистенки),  поднималась дорога, мощенная камнем, в центр города, где располагались: церковь, базарная площадь, магазины и все административные здания.

Город Новохоперск основан в  1710  год. (фото)          
На фото – семья Климовых, бабушка Оля и дедушка Андрей.

В 1915 году у них родилась дочь Мария – моя мама. Дедушка работал провизором в аптеке. Работала ли бабушка – не знаю.

Когда маме было 9 лет, умерла бабушка Оля,Через три года умер дедушка Андрей. Запомнились разговоры родственников, что он очень любил Олю и умер от тоски.               
Незадолго до смерти дедушка женился на старой деве - Щуровой Серафиме Ивановне, так что в дальнейшем мама воспитывалась  мачехой. 

-  ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ:

На фото 1936  года, у бабушки на коленях Я, за нами – мама, папа, тётя Лида с мужем, тётя Люба, а рядом с дедушкой моя двоюродная сестра Зоя, дочь Лидии.
Дедушка, Щуров Иван Прокопьевич,  служил дьяконом  в церкви, бабушка Мария 
не работала.
В семье Щуровых было 8 детей: три сына: Василий, Константин (погиб на фронте), Семён – мой отец, и 5 дочерей: Серафима, Лидия, Мария, Анна и Любовь.    

Семья была набожная. Жили Щуровы бедно. Замужество Серафимы за богатого вдовца, Дикова Андрея, было выгодным не только для неё, но и для всей семьи.
Когда мачеха стала вдовой, 20 ноября 1932 года, она выдала падчерицу замуж за своего младшего брата Семёна. Выделила  им две комнаты: одна – окнами во двор,
и большая горница с окнами на реку Хопёр. Себе, одной, предпочла отделить три комнаты с видом на две улицы и на реку Хопёр.

На фото: семья Щуровых, тётя Сима, мои родители и отец в магазине. 

Тётя Сима по маминой линии была нам, троим детям, бабушкой, а по отцовской
линии – тётей. Мы её звали тетя Сима. 
До замужества мама окончила семь классов, потом медицинское училище.
В 30-е годы участвовала в ликбезе – обучала безграмотную молодёжь чтению и письму, а также ездила по деревням делать населению прививки. По тем временам
она была достаточно грамотной, до конца жизни владела красивым почерком и
знанием русского языка. Будучи на пенсии, однажды показала нам стих, но из-за стеснительности свой талант не развивала.

В момент регистрации брака маме было семнадцать лет  и семь  месяцев. Отец на пять лет старше. На обратной стороне фотографии мамой сделана запись о первых днях и первых шагах семейной жизни: «Это будет память и о начале работы с 1.01-1933 года». В 1933 году у них родился сын, умер младенцем. В 1934 году родилась я, в 1937 родился брат Юрий, а в 1940 – сестра Эмма.               

До войны мы жили хорошо. Отец работал в магазине, числился завмагом. Мама помогала ему вести отчет и иногда подменяла в качестве продавца. Изредка
меня брали в магазин. Мне нравилось рассматривать витрину под стеклом. Там находилась разная мелочь.А больше всего нравилось угощение – пастила палочками
и порошковая халва.

Мамину мачеху Серафиму видела редко. Она занималась домашней работой, была портнихой, так что дети падчерицы её интересовали мало.В выходные дни родители нас водили в гости к дедушке и бабушке. Поскольку у них была многодетная семья, на кухне стоял большой дубовый стол. Бабушка выставляла на него угощение, все рассаживались, но прежде чем начать трапезу, нужно было перекреститься. Я стеснялась, тогда меня направляли в горницу, я закрывала двери,чтобы не видели, как  выполняю эту процедуру.

Летом отец меня и брата возил в деревню, в гости к своим сестрам, на велосипеде, который был оборудован удобными сидениями: впереди для брата, а сзади для меня.
Деревня Ивановка была, примерно, в 6-7 километрах  от города. А там, у тети Маруси  и дяди Володи - дом из двух комнат,  большой сад, а за садом огород. Работали они в колхозе. Вставали рано. Тётя Маруся готовила еду на день, дядя Володя выгонял корову и овец на улицу, а пастух уводил их на пастбище. Потом
они шли на работу. Отец помогал им по хозяйству, а вечером мы с ним ходили на пруд купаться. В этой же деревне, в небольшом  домике, жила сестра отца – тётя Люба. 

Деревня располагалась на равнинной местности, лесов поблизости не было. Летом  каждый хозяин старался запастись топливом, поэтому около домов, за заборами
были места для заготовки «дров». Со двора  от сараев выносили на площадку навоз, солому, с бочки брали воду и замешивали  навозно-соломенное «тесто». Из него готовили  лепешки и раскладывали на траве вдоль забора  для просушки. Потом складывали в штабеля, поленницы дров (кизяки) готовы. Когда была возможность взять в колхозе лошадь, то её брали для замеса. Если мало материала для лепёшек, то месили ногами мужчины. За лето  запах с топлива улетучивался и при топке в доме ничем не пахло.

Хорошо было гостить в деревне, но для нас в городе, дома, лучше. Отцу надо на работу, а нам  - к маме, к друзьям,  к  реке.
Во дворе нашего дома был небольшой огород. Одно время держали корову. Летом содержали её на пастбище, за городом. В определенное время мама ходила её доить
и брала меня с собой. Эти походы мне не очень-то нравились. Потом  корову зарезали, помню,  как делали колбасу на  мясорубке.

В лесном массиве, вдоль реки, был оборудован постоянный уголок  -  парк для отдыха горожан. В выходные и праздничные дни  там всегда было многолюдно.
Играла музыка, все веселились, а мы, дети, лакомились сладостями.                Отец был весельчаком, любил компании и частенько приводил друзей домой. Маме давал команду: «Муся, готовь на стол!». За выпивкой играл на гармошке, пелись песни. А мама с нами на кухне.
Любил отец и женскую компанию, в которую входили две подруги: Манька и Варька. Такими именами называли их не только я, мама, но и все соседи. Об этой стороне нашей семейной жизни больше писать ничего не буду. Всё разъяснится намного позже само собой.

В 1939 году отец сменил работу и стал лесничим, жили тогда  в лесу, в доме для лесничего.  Жила с нами  и тетя  Лида с дочерью Зоей. Зоя  называла моих родителей  «мама Муся  и папа Сеня». После рождения сестры Эммы мы снова
стали жить в своём  доме в городе Новохопёрске.  А вскоре начнётся война.

В городе Воронеже, на улице Кольцовской , проживала семья папиной сестры 
Анны.  Тётя Нюра и её муж дядя Шура
Иватины были приветливыми, добрыми людьми. Какое-то время, после войны, у них проживал мой брат Юра. Там начиналась его трудовая жизнь - дядя Шура устроил его учеником слесаря на военный завод.

В Воронеже сейчас проживают две  дочери Иватиных – Лидия и Вера, и их дети. А  мужья  умерли.  У Иватиных жила и дочь тёти Любы Зинаида,  со времён учёбы в четвёртом классе. С Зинаидой я познакомилась через письмо  15 мая 2011 года. Живёт она в Воронеже. Тётя Люба умерла 13 апреля 1999 года.Муж Зинаиды, Николай, погиб в дорожно-транспортном происшествии 19 сентября 1999 года. Её брат Николай, 1938  года рождения, умер в 1997 году. Брат Александр, 1940 года рождения, живёт в Воронеже, а его младшая дочь – в городе Новохопёрске.  Старший сын Зины Ваня
не женат.  У  сына Михаила и его жены Татьяны в 2011 году исполнилось семь лет дочери Вероники.
Эти данные сообщила в письме Зина.

См. фото Иватиных и Зины.

Есть ещё небольшая информация о родственниках по отцовской линии.

Брат моего отца, Константин, погиб на фронте. Его жена Анна Ивановна после войны вышла замуж за Ивана Ивановича.
У них (смотри на фото) четверо детей: старший сын Николай и три дочери. Где они живут, не знаю.