Ядвига пишет товарищу Сталину

Анатолий Баюканский
Недавно назначенная председателем колхоза «Чирв унд» Ядвига Полонская дневала и ночевала в охотничьем домике на окраине стойбища. Вторую неделю над островом жарило непривычно для этой поры светило, выжигаю травы, осушая колодцы,. Рыба, видимо, пряталась от жары в морских водорослях и ямах,, промысловый зверь ушел в дальние густые леса вокруг Камышевого хребта В стойбище Пойтанов пришел голод. Каждый день к домику охотника приходили плачущие женшины, клали на землю орущих отощавших ребятишек, ругали Ядвигу, на чем свет стоит на русском гиляцком, яйнском и ороченском языках, а разве она лично была виновато?  Женщины не знали, что почти  каждый день назойливые  посланцы из района не замечали возмущения жителей стойбища «Все шишки летели к Ядвиге ,все время допытывались у Ядвиги, почему нивхи и айны не выполняют постановление и не работают в колхозе. Возражения девушки, мол, по родовым законам нивхам запрещено копать землю , как и запрещено ловить рыбу сетями, пока не выполнен государственный план сдачи кеты, горбуши и сельди., поверяющие из района возражали, мол, всем сейчас нелегко, терпеть надо до победы
    Терпение Ядвиги лопнуло, она узнала: что в многодетной семье ороченов, что жила особняком у кромки леса, случилось страшное: мать, чтобы спасти шестерых ребятишек.  Убила младшенького и накормила остальных Ядвига закрыла правление на замок и ушла в тайгу. Найдя старую лиственницу –помощницу шаманки Ольки, склонилась к шершавому стволу и долго плакала, вспоминала, как они с Володей Танги приходили сюда и слушая одобрительный клекот ворона Кара, мечтали о будущем…Старый ворон, оказывается, был поблизости. После ухода Володи в армию, Кара надолго пропал из стойбища, лишь изредка, по особым случаям, давал о себе знать одной Ядвиге, остальнывх людей он явно презирал…Вот и на сей раз Кара буквально спрыгнул с ветки на землю, к ногам девушки и, подняв взлохмаченный гребень, заверещал. Ядвига  подумсала, что ворон дает ей некий важный знак, как поступать, но какой она,  понять была не в силах Мудрый ворон, наверное, понял ее растерянность, больно  клюнул Ядвигу в руку. и только когда рассерженный Кар  с криком нырнул в заросли молодых лиственниц., Ядвигу и впрямь  осенила спасительная идея::»А что если набраться смелости и…О, вряд ли стоит это делать? Но, если в голову пришла любая пусть даже сумасшедшая мысль, значит следует над ней хорошо подумать и……Да, чтобы спасти поселенцев  и, возможно, Володю, . Она отправит письмо товарищу Сталину. Лично на его великое имя. в Кремль, сообщить, что три малых народности Соколиного острова погибают от голода,. что у рыбаков и охотников-женщин  отняли  угодья и места для ловли рыба, что в стойбище нет ни единого мужчины, двое фронтовиков, двое увечных умерли.от ран. И в конце Ядвига попросит вождя отпустить из Красной армии единственного незаменимого мужчину по прозвищу «обгорелый заяц, по фамилии Владимир Танги.ну что такое для все Красной Армии один северный человек, без которого им, жителям стойбища, нет способа выжить.…
  Ядвига вернулась домой поздним вечером и не став даже пить чай, волнуясь, присела к столу и от внезапно подступивших мыслей закружилась голова.…К утру письмо было написано. Девушка дважды перечитала послание вождю.и расплакалась /ей показалось, что это не она, а некто свыше, добрый дух сочинил послание в Москву.
 Ранним утром, чтобы не раздумать, хотела ити4тепи2п1пр1сит0 +ите2ей п13писат0 п1с2аие» жителей,  пусть все подпишут, но…во-первых, большинство женщин не знали грамоты, во-=вторых, на поиски и уговоры  могла уйти целая вечность. Поэтому Ядвигна решительно подписалась: Я.Полонская, прнедсмедатель колхоза, полячка, Катя Басунке, аинка, Алла Ходжер, нанайка и  встарый-престарый Мызгун. Нивх и езще много подписей…
   Чтобы окончательно придти в себя и хорошенько подумать, каак отправить послание в Москву, Ядвина вышла на улицу. Прохладный ветерок с залива Терпения освежил лицо, а куропатки сорвались с дерева и заверещали, то ли радуясь, то ли предупреждая о чем-то опасном. Вспомнив о Володе Танги и его матери щаманки Янине, Ядвига решительно направилась к знакомому мостику через речку Тымовку. Здесь они с Володей часто сиживали, весело смеялись, наблюдаясплесками идущей на нерест красной рыбы чавычи.   И сразу пришло на ум стихотворение, которое сочинил Володя, уходя в армию: «
Есть в иных богатство красоты,
Но в душе не сосчитать изъянов.
Я люблю  бумажные цветы,
Пусть не пахнут, но зато не вянут
Прочитав эти строки, Володя на мгновение задумался и прибавил
   «А моя Ядвига никогда не завянет…
   Знакомая белка по имени Чу прыгнула евушке на плечо и, наклонив головку, покосилась на Ядвигу,словно спрашивала, есть ли у нее вкусные крошки хлеба.Девушка вспомнила, вот уже болшьше суток ничего не ела, хотела объяснить белке про голод, но Чу прыгнула в кусты и исчезла. Ничего путного Ядвига придумать не могла и возвращаясь домой, вспомнилап, как шамсанки просили у духов-помощников ьпомощи , попыталась сама обратиться к духам, но лес молчал
   Дома она поняла, что отправить послапние в москву возможно только из Александровска и пока не нагрынули голодныце, решительно направилась пешком в город, сокращая путь от дороги к городу… В райкоме партии кроме дежурной женщины сотрудников тне бло. Рассказав о своей задумке м не получив совета, Ядвина направиласьк выходу и уселась на владное с ночи крыльцо И в мозгу закрутилась одна строчка: «Володя, где ты мой любимый ? Жив ли? Ты умный, дай совет, куда идти?» И вся затея с письмом вождю показалась ей пустяшной, глупой. У товарища Сталина уйма неотложных дел на фронтах, а она…
    Но в эти сутки добрые духи, видимо, благодушны были расположены к ней. Дежурная, присела рядом и положила руку на плечо девушки и сказала: «Доброе дело задумала ты. У  меня тоже муж на фронте, а вождь вам вдруг и заправду поможет. А пока…я вспомнила,  вчера в поселок Дуэ пришел за углем большой японский пароход. Наверняка у японцев есть радио Они по рации могут передать твое послание в Хабаровск, в крайком или в управление малыми народами крайнего севера.-И подала девушке бумажку с фамилией начальника, к котором можно обратиться.-Товарищ этот понимающий Дуй  в Дуэ тут недалече.
  Женщина вернулась в кабинет, вынесла  горбушку хлеба и хвост вяленой рыбы. Присела на дорожку, они обнялись, как родные сестры и тихо заплакали.…
     Ну, как тут было не поверить в могущество шаманских духов» Ядвига  добралась до пристани поселка Дуэ и увидела серые робы заключенных, которые на тачках по настилу возили  уголь и ссыпали его в черные трюмы парохода, на борту которого  алели  иероглифы. У трапа, к счастью, оказался сам капитан судна. Завидев белокурую девушку, заулыбался и на ломанном русском языке стал интересоваться, чем он, капитан Ахара-сан может служить неожиданой такой красивой посетительницей. И, гне ожидая разъяснений, пригласил Ядвигу в свою каюту
    По восточному  правилу капитан не стал слушать Ядвигу пока они не выпили диковинного китайского чая –три крохотные чаинки, едва капитан залил их кипятком, стали превращаться в три  цветочка, издаюшмх благоухание. Амкоре по приказу капитана в каюту вошел пожилой матрос-переводчик, который галантно поцеловал девушке руку и дружелюбно пояснил: русский язык выучил  в русском плену во время куда попал во время прихода японских войск на Северный Сазалин.
  Ядвиге не терпелось изложить свою просьбу, но японский капитан гн рнонмьпапд расхваливать девушку Потом вдруг начал нараспев читать японские стихи, которые с трудом успевал переводить знаток русского языка. Ядвиге очень понравились строчки на черной ветке ворон расположился. Осенний вечер… Этот ворон сразу напомнил девушке ворона стойбища по имени Кар. И это заставило ее проявить  невежливость и мягко перебить капитана. напомнив о себе.…
 Оказалось, невероятно трудно было рассказать о своей просьбе. Переводчик то и дело приостанавливал разговор и  гндоумено посматривал на капитана, наверное, решал, стоит ли вообще связываться с этой ненормальной из дальнего стойбища.А когда, наконец, просьба Ядвиги была изложена капитану, тот явно заволновался, встал, прошел к круглому иллюминатору, зажег трубку. Смотрел на волны и думал о чем-тосвоем. Ядвига чувствовала, что вот-вот разрыдается, вся ее задумка о спасении стойбища и любимого человека явно была под угрозой.Только везение продолжилось. Капитан  погладил крутой, гладко выбритый подбородок и сказал, что готов помочь девушке,  вызвал радиста, вручил ему письмо на русском языке и радист с переводчиком вышли из каюты.Ядвига попыталась упасть на колени , только капитан не позволил ей сделать этого..
 ТЫЛГУРАШКИ ОТ АВТОРА
Прекрасно помню тот сентябрьский погожий день. Наш 199 гвардейский полк направлялся по обходной разбитой танками и обозами дороге, ведущей к Либаве. . Где-то в середине дня остановились на короткий привал И замполит, разложив на траве карту, начал просвящать  солдат о ходе Варшавского восстания.Вдали  за лесом грохотали пушки, а тут  было тихо и не хотелось думать о войне, о том, что может быть завтра с каждым из нас. А замполит, совсем молоденький старлей, чтал «Красную Звезду: «Планы правительства в изгнании были задуманы глобально, только оно, сидя в Лондоне, не могло представить все, что происходило на самом деле, на фронте.
 Я уже в то время активно сотрудничал с дивизионной газетой «Вперед, на запад», посему спешил записать некие цифры и факты. А они были таковы:Варшавское восстание  погибало. Как стало известно, пять танковых дивизий командование сняла с варшавского направления и отправило в Курляндию, кудаЮ кстати мы и направлялись. Информация политрука мало о чем говорила, он и сам почти ничего не знал  о наступлении на Варшаву Белорусского фронта…
   Лишь спустя годы мне пришлось на многое открыть глаза, знакомясь с подлинными документами, прежде недоступными. и подивиться подвига солдат и , промахам генераловНедаром га фронте в ходу была присказка:
   Города берут солдаты,
    Генералы их сдают.
    Позже во время пребывания в Польше я встречался  с семьями, потерявшими в то время отцов и дедов, братьев и сестер. И горько становилось на душе, читая сводки о потерях, которые, увы,  не всегда были правильными. И снова припомнились слова Александра Суворова: «Войну можно считать законченной, когда похоронен последний погибший солдат».Прошли жестидетия, а мы и по сей день не похоронили своих погибших, а вот в Польше…ладно, хватит сравнений. Сегодня даже говорить о потерях в войне считается не совсем приичным. Все смазалось, стушевалосЬ. Во главе государств стали новые, молодые люди, каждый из которых думает, что его не постигнет участь бойцов.
 Однако в Польше мне показали данные с грифом «совершенно секретно». В них только цифры, но какие!  за август 1944 года !-ый Белорусский фронт потерял 102 597 солдат и офицеров, а повстанцы Варшавы, чья участь была предугадана ранее, не удержали город, потеряли в  более 17.000 человек,, наверное,следует добавить, что  после капитуляции польских сил немецкие войска целенаправленно, квартал за кварталом, сравняли с землей сотни жилых домов и административных зданий.
   О, Боже правый» Мудрецы=богословы сегодня фаньазируют, что на одном из паралелльных миров есть зеркальное отражение нашего мира и каждый человек имеет там своего двойника, иными словами, все давно  предопределено, все известно загодя, что и когда все кончится ,чему быть, того не миновать.  И зачем нужно было так ожесточаться и ожесточать народы? Зачем же надо   было проливать моря крови?* Ведь время все поставило с ног на голову: и далеко не всегда победители стали жить хуже побежденных, но это уже совсем иной разговор, не нашего ума дело. пусть распутывают эти узлы историки, а нам, самое время вспомнить о младшем сержанте Владимире Танги, неудавшемся снайпере, по прозвищу «обгорелый заяц»,, который не успел уничтожить ни одного вражеского солдата,  но вошел в историю своего народа