О зверях, изгнанных из Рая

Аркадий Костерин
Или, почему Змей в Раю разговаривал.

   Недавно я прослушал лекцию удивительного и оригинального мыслителя, биолога и палеоантрополога Александра Белова. (http://www.rideo.tv/video/2598/ ) В этой лекции он излагал своё понимание истории и развития биосферы. Беседа его была очень живой и богатой всякими удивительными фактами, но я никак не мог понять — куда же Александр Иванович клонит? Ясно было, что он противник теории эволюции видов Дарвина, но из сказанного им также следовало, что он не отрицает изменения и ветвления этих самых видов. И в каждом приводимом им примере развития он подчёркивал, что изменение этих животных скорее похоже на деградацию или на приспособление к изменяющимся условиям.
   Слушал я с интересом, но и с немалым сомнением, потому что не понимал общей картины. Скепсис мой должен быть понятен, ведь неприятно, когда система знаний о мире, пусть и не бесспорная, но обладающая объяснительной силой, на твоих глазах превращается в какой-то стог сена, в рыхлый пучок перепутанных тенденций. Всё хотелось после очередного его интересного примера спросить у лектора: «Ну и что? А Вы-то что взамен предлагаете?» И в конце лекции Александр Иванович объяснил. Спокойно так, как-бы мимоходом, изложил в трёх словах свою "теорию инволюции". Я сперва не понял, а потом опешил: вот это масштаб!
   Надо сказать, по ходу лекции стало понятно, что лектор — человек верующий. Поэтому, он не приемлет идеи о самозарождении жизни и разума. И в конце концов, я понял, что Александр Белов  считает, будто Бог создал каждый вид животных разумным и одухотворённым. По-своему, конечно, разумным, — каждый вид был по-своему совершенен. Но все они были удивительны и прекрасны! И все они (по крайней мере, те, что присутствуют в нашей природе) попали на путь деградации и приспособления. И то, что мы наблюдаем в истории биосферы Земли — это некий отстойник инволюции (т. е. деградации). Вот такая удивительная гипотеза!
   Противоречит ли эта гипотеза христианскому миропониманию? — По-моему, нет! Конечно, прямых подтверждений её в Священном Писании не найти, но косвенных — сколько угодно. А главное, такое понимание органично вписывается в представления о Всемогущем и Совершенном Боге. — Действительно, всё, что сотворил Господь должно быть исполнено совершенства! И животные, которых Он создал прежде человека наверное были совершенны и прекрасны, каждое в своём роде. Поэтому, нет ничего естественнее допущения, что они были одушевлены и разумны. Это был пик совершенства для каждого вида животных. И, конечно же, они были другими. В Раю не было места для какой бы-то ни было агрессии, для паразитов и ядовитых гадов!
   Если допустить такую мудрую одушевлённость зверей, то можно представить гармонию, царившую в Царстве Божьем, когда там появились первые люди. И совершенно естественной представляется миссия человека, назначенная ему от Бога — царствовать над всеми тварями земными и нарекать им имена. Нам, живущим в совсем ином мире почти не дано понять таких отношений человека с природой, такого сотрудничества между разными видами, такой гармонии совершенства и красоты.* А жаль!
   Возможно, конечно, что какие-то из зверей были изгнаны из Рая до появления человека. Потому что, скорее всего, Сатана не мог бы вселиться в Змея в Царстве Божьем. Для нас ясно одно — Ева совершенно не удивилась, когда Змей заговорил с ней, и выслушала его вполне доверчиво. К сожалению доверчивость её и Адама к пагубным словам Змея не была пресечена разумом и доверием к Божьей Заповеди. Не была преодолена пагуба любовью к Господу!
   Ну, а когда прекрасные звери вынуждены были по своему ошибочному выбору или, может быть, под влиянием человеческого грехопадения, покинуть райский удел, они должны были приспосабливаться. Не думаю, что все мудрые звери покинули Рай, но, вероятно, часть из них. По мере того, как зло нарастало в них и в мире, они отдалялись от Бога, и души их истаивали, пока и вовсе не сошли на нет. Появились новые ветви этих видов, агрессивные, хищные, страшные. Многие из них уже утвердились в падшем мире к моменту появления там людей. Так что Адама и Еву ожидало много потрясений...

   Ну что, дорогой читатель, наверное, странной и фантастической кажется Вам эта гипотеза? — А Вы проверьте сами. Послушайте лекции Александра Белова — они сплошь состоят из фактов и убедительных доказательств. И подумайте. По-моему, эта гипотеза заслуживает внимания...

   Я же, со своей стороны хочу добавить вот что: надо иметь в виду, что человек в Раю и человек на Земле — это принципиально разные ветви эволюции. (Сама же по себе эволюция — это неотъемлемый элемент Богостроительства в мире.) Согрешив, райские люди выбрали иную реальность, они исторгли себя из эволюции высшего уровня и выбрали эволюцию низшего уровня. Многие выбрали деградацию. В этой низшей реальности человек может происходить от обезьяны. Или обезьяна от человека. Но и здесь, в падшем мире, человек не оставлен Божьим Попечением. Для человека существует возможность духовной эволюции, что восполняет многие лакуны в теории Дарвина. Просто это другая ветвь того же Божьего Домостроительства...


* Тут я невольно вспоминаю замечательную картину Павла Филонова "Крестьянская семья (Святое семейство)" http://www.staratel.com/pictures/rusavang/filonov/pic21.htm

Ноябрь 2013.