Две рябины у храма

Юрий Сергеевич Павлов
 Д В Е   Р Я Б И Н Ы    У   Х Р А М А
(Истоки  подвига.  Мать  и  сын))

Рабочий  день  закончился, и  я  собирался  уходить домой.  Но,  как  часто бывает,  мысленно  подводя  итог  сделанному,  выстраивая  планы  на  будущее,  я задумался,  и  когда  прозвенел    телефонный  звонок,  от  неожиданности  вздрогнул. Предчувствие,  что  это  не  простой  дежурный звонок  из  дома, а   что-то  большее, не  обмануло  меня.
Звонила  Любовь  Васильевна  Родионова - мама  героя  моей    поэмы  «От  креста  до  креста»,  русского  воина-новомученика  Евгения.

То, что  рано  или  поздно  наше  знакомство  состоится, что  мы  когда-нибудь  встретимся на этой  земле, я  знал  с  первых  строк   поэмы,  за  которую  засел  шесть  лет  назад.  Если  точнее – 8  октября  2006  года  легли   на бумагу  выношенные  в  душе   в  течение  нескольких  лет  первые  строки.
Тогда, во  второй  половине  девяностых, я  не  раз  слышал  о  подвиге  в Чечне  простого  русского  солдата,  даже  знал  его  фамилию, но  как-то  не  получалось  глубоко  проникнуться  свершившимся.  Сколько  в  те  годы  случалось  видеть  и  слышать,  а  чему-то  стать  и  свидетелем…   А  вот  остановиться  на  бегу, в    круговерти  проходящих  суетных  дел, задуматься  о  том, что  совершил  этот,  по  сути  ещё  не  юноша, а  скорее  мальчик,  не  находилось  времени…
Но    надо  было  случиться такому,   чтоб  мы  с  ним  встретились,  пусть  и  уже  в  разных  мирах,  разные  по  возрасту,  по  судьбам  люди.
В 1999  году  я  впервые  споткнулся  о  целый  пласт  написанного  к  тому  времени  о  нём  и  обойти  стороной  это  огромное  препятствие  на  своём  пути  не  мог. Словно  кто-то  свыше  специально  ниспослал  мне этот  материал  для  того, чтобы  я  жил  им  и  мучился  до  тех  пор, пока  он, переработанный  в  душе  и  в сердце,  не  воплотится в  крепко  связанный  образами   словесный  памятник  молодому  пограничнику,  русскому  герою-воину.
 В  газете  «Завтра»  со  ссылками  на  другие  источники  впервые  я  встретил  обширный  материал  о  жизни  и  подвиге  этого  юноши,  настолько  обширный,  насколько  можно  было  назвать  обширным  его  девятнадцатилетний  жизненный  путь.  Много  раз   перечитав,  уже  зная его  чуть  ли  не наизусть, я  пришёл  к  выводу, что    приход Жени  Родионова на нашу  землю  не  был  случайным,   ему  такая миссия  была уготована свыше. 
Ничего  необычного  в  его  жизни  до  армии, до  плена  не  было.  Как  и  не  было ничего  героического  и  сверхъестественного.  Мальчик,  как  мальчик,  юноша, как  и  все  вокруг  него.  Разве  что - поскромнее  других,  поспокойнее  и  повзрослее,  видящий  что-то  впереди  такое, чего  не  могли  видеть  его  сверстники…
Его  некоторая  молчаливость  и  уединённость  свидетельствовали  о  том,   что  в душе  постоянно шла  напряжённая  борьба, в  ходе  которой рождались  и  закалялись,  как в горне, жизненные  принципы,  которые  в одночасье  вознесут  его  к  вершинам  духовно-нравственного  подвига.
Несмотря  на то,   что  я  «болел»  поэмой  десять  лет, написал   её  довольно  легко, за  исключением  одного  эпизода,  -  за  два  с  половиной  года.
6  марта  2009  года  поэма  была  закончена. У  неё началась  самостоятельная  жизнь.

За  прошедшие  десять  лет, работая  над  образом  молодого  русского  воина,  я  многое  узнал  и  о  его  маме – Любови  Васильевне  Родионовой,  о  её  мытарствах,  о  том, как  тяжёл  крест,  который  она  несёт  по  жизни,  посвятив  всю  себя  сохранению  памяти  о  сыне.
Я  не раз  пытался  представить,  но  так  и  не  смог,  а  именно:  что могла  чувствовать  мать, когда  ей  сообщили  о  «дезертирстве»  сына?! Сколько  нужно  было  сил  каждый  раз,  как  сквозь  строй  гордо  проходить  по  селу,  чувствуя  на  себе  молчаливо-укоризненные  или  горестно-сочувствующие  взгляды  односельчан?   «На  каждый  роток,   как  говорится,  не  накинешь  платок…»
А  разве  легче  было,  когда  она,  приехав  в  Чечню,  правдами  и  неправдами  добилась  встреч  почти  со  всеми  полевыми  командирами  бандитов, дошла  до  главного  их  палача  Басаева  и  убийцы  сына – Хархороева,  была  избита  до  полусмерти  и  брошена  на  дороге  умирать?
Как  она  выдержала,  не лишившись  рассудка,  получив  известие  о  казни  сына  после  100 дней  истязаний  в  плену?  Не  о смерти  мгновенной  в  бою,  а  медленной  и  мучительной,   когда  кровиночке  своей  не  в  силах  помочь?!
Если  бы  время  не  было  так  бессердечно  и  бесстрастно,  оно  бы  затормозило  свой   бег  на  сутки и  возможно   отсрочило  бы  казнь…Для  этой  Матери  нет  преград,  которые  она  не  смогла  бы  одолеть.  И  если  бы  время   дало  ей  такую возможность - попасть  на  сутки  раньше  в  Бамут,  хотя  бы  в  день  казни  ребят,   она  бы  это  убийство  предотвратила. Не  допустила  бы  такого  бесчеловечного  насилия.  Мне  так  кажется…
Самое  страшное  состоит  в  том,  что  когда    казнили  пограничников,  она  находилась  рядом – в  нескольких  километрах,  а   на  другой  день,  после  взятия  нашими  войсками  Бамута,   уже  была  на  месте  казни  сына  и  его  товарищей…
У  меня  нет  сил  и  воображения  представить,  как  она  ночью  при  свете  автомобильных  фар  выкапывает  обезглавленное  тело  сына, (а  вместе  с  ним  и  тела  трёх  его  товарищей),   везёт  его в Подмосковье  предать  земле,  чтобы  через  какое-то  время  возвратиться  в  Чечню  и  за  деньги  от  проданной  квартиры  выкупить  у  бандитов  его  голову.  И  когда  моя  поэма  появилась  на отдельных  сайтах  в  Интернете,  а  в  особенности  после  того, как  был  опубликован  отрывок  в  «Советской  России»  в  прошлом  году,  я   стал  ждать  и  внутренне  готовиться  к  тому, как  Любовь  Васильевна  отнесётся    к моей  работе.  А  вдруг  я  неумышленно,  каким-то  словом,  неприятно  задел  её материнские  чувства?  Имел  ли  я  право  вторгаться в этот  самый  дорогой  для  неё  мир  и  делать  его  достоянием  других?
Первый  звонок  прозвенел  в  рождественский  день,  рано  утром  7  января  прошлого  года.  Звонил  человек, представившийся  отцом  Виктором.  Он  поблагодарил  меня  за  поэму,  рассказав,  как  они   чтут  память героя-пограничника  и  его  товарищей,  как  растиражировали  моё  произведение  и  раздают  его  прихожанам.
Он-то  и  сказал,  что  поэму  передали  Л.В. Родионовой.  Связь  прервалась,  я  даже  не  успел  поинтересоваться,  каким  образом  звонивший  узнал  номер моего  мобильного  телефона.
И  вот  теперь,   преисполненный  душевного  волнения  и  некоторой  робости,    внимаю  негромкому  и  неспешному  голосу  одной  из    представительниц  славной   когорты  русских  женщин,  в  списки  которой  золотыми  буквами  вписаны  имена:  Епистинии  Фёдоровны  Степановой, проводившей  на  фронт  девять  сыновей, а  встретившей  по  возвращении  лишь  одного,  Любови  Тимофеевны Космодемьянской,  воспитавшей  двух  Героев  Советского  Союза,  Анны  Тимофеевны  Гагариной -  матери  первого  космонавта  планеты  и  многих-многих  других  великих  и  простых  русских  женщин.
Мои  опасения  сразу  развеялись,  и  словно  гора свалилась  с  плеч, когда  я  услышал  этот  приятный  женский  голос. Уже  через  несколько  минут  мы  были  с ней,  словно  давно  знакомые  люди.  Хотя,  так  оно  и  есть  на  самом  деле.  Просто  встретиться  нам  пришлось  через  десяток  лет…
Любовь  Васильевна  разыскивала  меня  не  только  для  того, чтобы  поблагодарить  за поэму,  но  и  пригласить  на  Днепропетровщину,  где  22  ноября – в  очередную  годовщину  перезахоронения  Евгения  Родионова  на  малой  родине, -  в  ходе  дней  его  памяти состоится  фестиваль  патриотической  песни «От  креста  до  креста»  с  инсценировкой  моей  поэмы, давшей  название  всему мероприятию.
В  ходе  первого  нашего  разговора  выяснилось, что  мы  с  Любовью  Васильевной  в  чём-то  схожи,  и  наши  позиции  и  взгляды  на  многие  вещи,  события  и  явления  близки.  Мы - почти  одногодки,  и  в  одно и  то  же время  закончили  школу, вступили  во  взрослую  жизнь. Ностальгическими  были  наши  воспоминания  о  большой  стране,  которой  не  стало  более  двадцати  лет  назад.
Я  был  приятно  удивлён  и  обрадован  тем, как  Любовь  Васильевна  приняла душою вписанные  мною  в  поэму  встречи её сына  с  Зоей  Космодемьянской, с  русским  унтер-офицером  Фомой  Даниловым,  также  изуверски  казненном  в  плену  за  верность  православию  и  за отказ  принять  ислам, с Дмитрием  Михайловичем  Карбышевым,   зверски  замученным  в  фашистских  застенках. 
Значит,  мне   удалось  органически  объединить  в  одном  патриотическом  порыве  царского  офицера,  советского  генерала  и  девушку-комсомолку.  Их  объединила  одна  Родина  -  Россия.
Я  понял,  что  она  так же,  как  и  я,  считает,  что  у  нашей  Родины – одна  тысячелетняя  героическая  история, в  глубину которой уходят  корни,  и   откуда произрастает  высокое  и  могучее  древо  подвига,  стержень  которого -  патриотизм. И  эта  тысячелетняя  история – почва является  мощным  фундаментом,  который  скреплён  сильной  верой в  Россию,     материнской  любовью  к  ней,  надеждой   на  её  светлое  будущее.
Это  - наша  национальная  идея.  Она  помогала    нам   и  сейчас   помогает  выстоять,  что  бы   ни  случилось,  как  бы  ни  бесновались,  не  кричали  с  пеной  у  рта  хулители  и  очернители  прошлого,  сегодняшние  поборники  либеральных  идей  и  псевдоценностей.

Прощаясь  с  Любовью  Васильевной  до  следующего  раза,  я  узнал,
  что  теперь  у  неё  есть  дорогое  местечко  и  на  Владимирщине,  о  чём  я  к  своему  стыду  не  знал.  Оказывается,  в  Муроме,  в  Спасо-Преображенском  монастыре,  стараниями  игумена  Кирилла  (полтора  года  назад трагически  ушедшего  из  жизни)  установлен  памятный  знак  в  честь  Евгения  Родионова.
По  ряду  причин  мне  пришлось  отказаться  лететь  с  Любовью  Васильевной  на  Украину,  о  чём  сожалею  с  того  момента,  как  прочитал  отклики  в  Интернете  о  проведённом  мероприятии. 
Всё  в  те  дни прошло  торжественно  и  запоминающе, благодаря  неустанной  заботе  настоятеля  Свято-Духовского  храма села  Вольное  Новомосковского  района  Днепропетровской  области, руководителя  парашютно-десантного  клуба  «Батя»  Георгия  Ханова.  Звучала  со  сцены  и  моя  поэма  в  постановке  молодёжного  театра-студии «Муравейник»  из  города  Новомосковска.  В  один  из  этих  памятных  дней  Любовь  Васильевна  посадила  две  рябинки  около  храма  в  селе  Вольное.  Такие  же  деревца,  как  и    посаженные   когда - то  Женей  в  детстве  у  школы.
Недавно  я  позвонил  ей  ещё  раз  и  застал  её  в поезде  «Москва – Санкт-Петербург».  Любовь  Васильевна  ехала  по  приглашению  на    турнир  по  силовым  единоборствам,  посвящённый  памяти  Евгения  Родионова.  Она  снова  благодарила  меня  за поэму,  а  я  - её  за  воспитание  сына.  Говорила,  что я  создал  памятник  Жене,  своеобразный  реквием,  рассказывала, как  прошла  и  была  встречена  зрителями  постановка  «От  креста  до креста»,   обещала  мне  по  приезде  с  соревнований  выслать  экземпляры  изданной  ими  моей  поэмы.
Мне  запомнилось,  как  я,  восхищаясь  силой  духа  молодого  русского  воина,  назвал  его  мальчиком, на  что она  сразу  ответила:  «Он  мальчиком  никогда  не  был!     Он  всегда  был  мужчиной!»
Показывая  свою  осведомлённость  о  проведённом  мероприятии  на  Днепропетровщине,   я  рассказал  Любови  Васильеве,  что  видел  на  фото,  как  она  сажает  рябины  на  аллее  почётных  гостей,  как  это  символично,  что  под  Подольском  у  школы  растут  тоже  две  рябины,  посаженные  её  сыном.
…Оказалось,  что  уже  не  растут,  о  чём  она  мне  с  горечью  поведала  в  ответ.  Кто-то  спилил.  Кому-то  они помешали…
На  прощание  Любовь  Васильевна  говорила  о  своих  ближайших    планах:  побывать  на  Жениной  родине – в  городе  Кузнецке  Пензенской  области.  У  неё  нет  свободного  времени,  всё  расписано  далеко  вперёд в  той  подвижнической  деятельности  по сохранению  памяти  о  сыне,  патриотической  работе  среди  молодёжи,  которой  она  отдаёт  себя  всю  без  остатка,  и  которая  стала  её  сутью, смыслом  жизни.
Она  что-то  ещё  говорила,  а  перед  моими  глазами  зримо  возникала  и  гасла  картина: искореженная тяжёлой  техникой  поляна  со  спиленными    безжалостной  рукой  рябинами -  единственным  из  того,  что    оставалось  живым  после  сына.  Теперь  эта  боль  и  любовь, воспоминания  и  память остались  только  в  ней,  в  её  душе  и  сердце…
Через  месяц  я  получил  от  неё  посылку.  Любовь  Васильевна  прислала  мне  книги  о  сыне, среди  которых  была  и  эта – «От  креста  до  креста»  - с  моей  поэмой  и  стихами российских  поэтов  о  подвиге  пограничника  Евгения  Родионова.  В  красной  бархатной  коробочке  лежало  удостоверение,  заполненное  на  украинском  языке,  о  награждении  меня  от  имени  верховного  атамана  Войска  Запорожского  Свято-Евгеньевским  Крестом  3-ей  степени  и  сам  Почётный  знак.
Не  получилось  у  нас  с  Любовью  Васильевной  встретиться в  первые  новогодние  дни  на  древней  владимирской  земле,  как  планировалось,  отложена  была  ею  запланированная    поездка  в  Муром  к  сыну.  Вот  и  послала  она  мне  награду,  получить  которую  я  должен  был  ещё  в  конце  ноября  на  Днепропетровщине,  когда  проходил  фестиваль  «От  креста  до  креста».  Видимо,  захотелось  ей  пораньше  меня  порадовать  наградой,  не  откладывать  приятное  до  другого  срока,  в  лучшем  случае  -  до  лета.  Но  я  не  сомневаюсь,  что  мы  обязательно  встретимся.  Пути  Господни  неисповедимы…

Юрий  ПАВЛОВ,
                г.Владимир




Р.S.  Мы  встретились  с  Любовью  Васильевной  11  мая  2013 года  в  Москве,  на  телеканале  «Россия -2»,  на  записи  передачи  «Прямой  эфир» . Тема:  «Евгений  Родионов:  русский  воин  или  святой?».  Передача  вышла  в  эфир  23  мая  т.г.  в  день  рождения  Жени.  Ему   исполнилось бы 36...