Обучение взрослых

Юрий Левин 2
     В конце октября началась бесплатная школа для тех, кто собирается работать- для этого знание государственного языка им обязательно. А в начале ноября- бесплатные занятия для тех, кто работать не будет. Эта школа в переводе с иврита значит Студия. Но не та, к которой мы привыкли. А вот было в ХVIII такое словцо на Руси- штудии, вот оно здесь уместно. Собрав некую информацию о штудиях, нашёл по меньшей мере три  особенности- не смог найти никого, кто бы заговорил после обучения (1); обучающие в Студии искренне верят, что могут объяснить иврит на иврите же (2); то есть это либо не учительницы, либо их квалификация низка (3). Для начала я познакомился с теми, кто проходил обучение в Студии. Затем решил заглянуть и в саму Студию хотя бы на одно занятие.
     Те, кто будут работать, занимаются 5 раз в неделю, изучают язык, историю евреев (с обязательными экскурсиями к памятным местам), историю государства (с обязательными экскурсиями для такого случая). Занятия ближайшей для меня группы- в школе. Все школы здесь охраняются, что вполне оправдано, и туда я не попал. Но пообщался с соседками, которые  делились своими впечатлениями. А кто работать не собирается, у тех занятия 3 раза в неделю, программа та же, и я смог побывать в ближайшей группе- занятия в Новом Доме, где мы поём. Как 5-разовые, так и 3-разовые группы штудируют программу 5 месяцев (а на канале Культура обучение идёт 16 уроков, то есть чуть больше месяца). И каков же результат?
     Сужу лишь о городе, за всю страну не скажу. Не удалось услышать ни о ком,  кто после штудий стал говорить на иврите. И если собирается работать, то уже за плату обучается у репетитора. 
     Преподающие в Студии убеждены, что уроки иврита можно проводить на иврите же. Тогда как педагогика уверяет, что нельзя объяснять новое и непонятное через непонятное. На занятии, которое мне удалось посетить (это было 1-е занятие), дама прижимала руки к груди и что-то говорила. Все вежливо слушали. Она продолжала свой монолог с мимикой, как бы умоляя нас о чём-то, а слушатели- не понимая чего она от нас просит- вежливо молчали. Похоже, до неё дошло, что урок ею проваливается, и она сказала по-английски: моё имя такое-то. Вздох облегчения пронёсся по комнате- вот чего она от нас хотела, давно бы так. Дело в том, что в группе сидело три американки, а среди русских двое знали английский (но иврита не знал никто). А дальше всё было проще- дама познакомила со словами Я и ТЫ и перешла к алфавиту. Изучили три (ТРИ!) буквы за урок. Мне стало понятно, почему спустя 5 месяцев из Студии выходят не научившиеся говорить. На следующем занятии новая дама начала урок тоже с изучения алфавита, изучили четыре первые буквы. Почему дама не выяснила, что было изучено до неё? У меня  одно объяснение- она не учитель. Попробуйте угадать, с чего начался третий урок у третьей дамы? Разумеется, с алфавита, всё с тех же первых букв!
     Похоже, что среди обучающих нет учителей (а учитель отличается некими обязательными для него признаками- цель занятия, средства обучения, методы изучения и способы проверки и т.д.)- а ведь государство выделяет немалую сумму на это! Если допустить, что чиновник вместо квалифицированных (но хорошо оплачиваемых) преподавателей возьмёт не очень-то подготовленных- но за МЕНЬШУЮ плату- то любой россиянин поймёт меня, и дальше могу не продолжать. Разумеется, это лишь мои домыслы. Но читая в период выборов русские газеты в городе, я нашёл немало интересных фактов для местной прокуратуры, и они не были опровергнуты…