Замок Вилландри - любовь и порядок. Часть 1

Тина Гай 2
Замок Виландри, если с ним познакомиться близко, оставляет ощущение теплого семейного дома, в который хочется возвращаться снова и снова.


Это ощущение возникает, правда, не сразу, а только когда погружаешься в его историю, в тот огромный тысячелетний путь, который прошел замок Вилландри, прежде чем обрел и свою семью, и своих хранителей, и своих добрых делателей.


Вот уже более ста лет замок Вилландри принадлежит одной семьи, основатель которой испанец Йоахим Карвальо (1869-1936),  врач и ученый. Его друг по научной деятельности стал нобелевским лауреатом. И он мог бы им стать, но выбрал другой путь – восстановления утраченных традиций средневековья и Ренессанса.


Но научная школа и закалка ученого чувствуется во всем: в системности, трудолюбии, глубоком проникновении в историю вопроса, в тщательности проработки каждого метра, каждого квадрата, каждого клочка земли, осмысленности и не случайности появления даже отдельного цветочка, что можно сравнить только с монашеской подвижнической жизнью и стремлением все творить по Божественному замыслу и Его соизволению.


Испания и Франция всегда славились монашескими традициями, которые здесь нашли свое полное воплощение и продолжаются по умолчанию: от дивного сада Крестов до монашеской структуры сада-огорода и сада лекарственных трав с его кругами и крестами, сокрытого, по традиции древних монастырей, от любопытных глаз.

 
Почему-то вспомнился Умберто Эко с его мистически-средневековой книгой «Имя Розы», где с такой же тщательностью описываются монастырские сады, травки, библиотека, в лабиринтах которых путаются не только герои, но и читатели. В замке Вилландри все пропитано средневековьем, переходящим в Возрождение и итальянский Ренессанс.


Когда встретилась с этим местом двадцать лет назад, оно поразило своим внешним видом, так же, как поражает каждого, кто в него входит. Но читая собственные воспоминания о замке и впечатления о нем других, меня не покидает ощущение разрозненности и малосвязанности между собой цветных пазлов-воспоминаний и впечателений, которые требуется собрать вместе, чтобы, собранные  в один рисунок, они могли, наконец, прояснить, что так завораживает в этом замке, что так долго потом не оставляет.

 
Вилландри - это не только сад-огород, хотя, конечно, и он тоже, и не поразительной красоты и четкости квадраты-партеры, каждый имеющий свое название, и не только дикая природа, соседствующая и не мешающая окультуренной одомашненной, а вместе составляющие две половинки единого целого.


Сад-огород только конец ниточки, ведущей в лабиринт истории создания всего ансамбля замка Вилландри, в котором все выверено, все продумано, все расставлено по своим полочками и местам, как в хорошей библиотеке.


Здесь все выдает руку ученого, по скрупулезности сравнимого только с монашеством, здесь все сохраняет его дух, его требовательность к себе, его серьезность по отношению к делу, за которое он взялся и которому посвятил жизнь, оставив свое мирское призвание.

 
Этот дух ведет, как нить Ариадны, в понимание смысла замка, ведет вглубь, выход из которого находишь только дойдя до центра лабиринта, где  назначена встреча с Богом. По этому принципу на территории замка создан лабиринт из кустарников, и, на мой взгляд, он и есть ключ к самому замку Вилландри.


Не всем удается сразу прийти к центру, надо потрудиться. Мне тоже не пришлось воочию увидеть лабиринт, потому что, как всегда, галопом по Европам, но вот фотография, на которой можно найти не только путь к Богу (центру), но и увидеть бесконечные дырки в кустарниках, проделанные для заблудших овец христовых.


Кстати, лабиринт сделан не по греческому образцу, в котором прячется страшное животное Минотавр. Это лабиринт Возрождения, проникнутый христианским духом, где движение человека символизирует движение жизни, в центре которого его всегда ждет встреча с Богом, а не со страшным Минотавром.


Лабиринт символизирует начало пути посвящения человека и в нем есть два пути: широкий и дальний, узкий и близкий. Каждый может испробовать себя и найти их на фотографии.

 
Символизмом средневековья проникнут не только лабиринт, но и все садово-парковое пространство замка. Изюминкой и кульминацией его, центром и восторгом, является, конечно, сад-огород. Но прежде чем он появился, было прочитано, проработано и восстановлено многое из уже утраченного в ландшафтной культуре к началу XX века.


Сад состоит из девяти квадратов. Почему девять? Девять – символическое число: три раза по три, а Троица – один из христианских догматов. Но каждый квадрат имеет свой геометрический узор, отличающий его от других, нигде и ничто не повторяется и не цитируется.


Каждый квадрат - смешение овощей и цветов, обрамленных медленно растущим самшитовым кустарником, требующим подрезки только раз в году. Цвета чередуются между собой: красная капуста, красная свекла, синий лук-порей, зеленая ботва моркови, которые в своих сочетаниях создают иллюзию многоцветности, как в сумках известной фирмы Louis Vuitton.

 
Тщательное изучение литературных источников позволило Карвальо мысленно воссоздать сад-огород XVI века, к восстановлению которого он и приступил. Такой огород возник в монастырской среде средневековья. Монахи любили геометрические формы, в которых выращивали различные овощные культуры.


Чтобы украсить свой партер, каждый монах в центр помещал розу, олицетворявшую собой Деву Марию. Так возникла традиция совмещения овощных и цветочных культур, что особенно поражает и делает сад уникальным и неподражаемым.


В саду много крестов, созданных из кустарников и цветов, есть и особый сад Крестов, о котором – дальше. Но есть еще один символ сада: каждый монах – одиночка и он укрывается в партере, как в своей келье, стенами которой служат кустарники самшита. Все симметрично и строго распланировано, как и в монастырской жизни, где все подчинено  регламенту и правилам.


Кроме  монастырского влияния, имеющего корни во Франции и Испании, есть у сада-огорода и другой вдохновитель – Итальянский Ренессанс, от которого в саду-огороде идет множество украшений и декоративных садовых элементов: фонтанов, беседок, вазонов, ажурных решеточек, навесных пешеходных и зрительских проходов, превращающих обыкновенный огород из утилитарного в шедевр садово-паркового искусства.

 
Посадки в саду-огороде производятся дважды: весной и осенью, чтобы он цвел практически весь год, меняя свой окрас. Высаживается сорок видов овощей, принадлежащих к восьми ботаническим видам. Прополка  только ручная, чтобы не повредить корни кустарников.


При этом необходимо согласовывать между собой форму и цвет растений и учитывать особенности землеоборота, чтобы земля отдыхала и не перегружалась. Вся система орошения утоплена и находится под землей.


Вода в нее поступает из каналов, которыми замок окружен со всех сторон. Каждое последнее воскресенье сентября в замке проходит праздник День Огорода, на который съезжаются профессионалы и любители садоводы.

 
К монашескому Саду-огороду примыкает Сад лекарственных растений. Он незаметен за деревьями и располагается на относительно небольшой территории, между старинной церковью и Садом-огородом, что тоже очень символично.


Этот Сад – тоже традиционный сад средневековья. В нем выращивается около тридцати ароматических и целебных трав, а на клумбах растет до сотни сортов различных цветов. Сад разработан Карвальо, но заканчивали его создание внук и жена. Травы здесь посажены по кругу, символизирующим вечность, а аллеи Сада образуют на пересечении Кресты.

 
Сад-огород и сад Лекарственных растений расположены в самом низу замка. На него выходят окна апартаментов нынешнего хозяина. Он тоже посвятил свою жизнь саду и бережно сохраняет семейные традиции по обустройству замка.


И последнее в этой части. Два сада, о которых рассказала, находятся на последнем, третьем, уровне общего садово-паркового ансамбля по имени «Замок Вилландри». О втором и первом уровнях сада - рассказ в следующей части.

(Продолжение следует)


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/zamok-villandri-chast-1/