О М.В. Ногтевой (1936-2013)
Александр Павлович Кузьмичев.
Потомок поэта Е.К. Кузьмичева, предоставивший семейный архив для книги М.В. Ногтевой "Крестьянский поэт Егор Кузьмич Кузьмичев". М. 2008.
Артист театра и кино, выпускник Театральное училище им. Щепкина.
Основные театральные работы в театре "Эрмитаж". С 1979 по 2013 год главные и эпизодические роли более чем в 50-и фильмах.
Мне позвонили и сказали: "Мы хотели бы побольше узнать о ваше деде. Нас интересуют яркие, забытые личности, такие как Кузьмичев и Семенов - поэты и писатели, которые звучали на малой родине и о них есть упоминания в музеях Шаховской и Волоколамска".
Пришли ко мне в гости Маргарита Ногтева и Вячеслав Одинцов, и на кухне за столом начался разговор о моем деде Егоре Кузьмичеве. Маргарита Васильевна уже до этой встречи занималась изучением творчества и судьбы Сергея Терентьевича Семенова, ближайшего друга моего деда. Они поддерживали друг друга, вместе ходили в Ясную поляну, были на первом съезде крестьянских писателей в 1929 году.
Я показал имеющийся у меня большой архив: письма, фотографии, книжки, журналы и газеты. Затем отдал Маргарите Васильевне для изучения все материалы, которые вызвали большой интерес у нее. Работа над книгой длилась почти год. Маргарита Васильевна сказала, что её цель воскресить имена незаслуженно забытых писателей и поэтов.
Тогда я не знал, что М. В. Ногтева сама очень интересная личность и большой поэт. Её знали во многих редакциях и библиотеках. У меня было с ней несколько встреч. Она была полна энергии, несмотря на возраст. Ей хотелось возвратить из небытия поэта Егора Кузьмичева. Я впоследствии ей был очень благодарен, так как в результате её работы имя поэта Кузьмичева было увековечено в мемориальной доске в Волоколамске. Изучив творчество Е. Кузьмичева, его книги, в основном, дореволюционные, она написала эссе.
На презентации книги в ЦДЛ Маргарита Васильевна читала стихи, а Вячеслав Одинцов со своей мамой исполнили фольклорные песни. Таких вечеров было несколько, в том числе и в музее Серебряного века.
Я выкупил тираж книги, подписывал и дарил их всем желающим при открытии памятной доски, передал так же администрации района и в библиотеки.
Дома Маргарита Васильевна была очень приветливая и гостеприимная хозяйка, всегда приготовит угощение. Во время прогулки в Губайловском парке я спросил у неё: " Где Вы берете метафоры?" Она ответила: "Ниоткуда, из воздуха". Иногда у неё сам стих - метафора, например, "Соловей ручьём заливался и ручей соловьём отзывался... И пока соловей не замолк, не ручей был, а сам кипяток."
Она была человеком с юмором, саркастического склада. В музее Серебряного века было представление книги "Усмешка бытия", написанной М. В. Ногтевой и В. Гальпериным о поэте Лазаре Шерешевском. Обложка книги была оформлена моей супругой Ольгой Ивановной Богачевой. Маргарита Васильевна по этому поводу написала: "Гениальной художнице от Бога и известному актёру - внуку простого крестьянского поэта".
Она написала мне с юмором следующие четверостишие:
"Приехал мой электорат,
Он надевает свой наряд.
Всегда одним зимой и летом
Он освещен электросветом".
Я пригасил Маргариту Васильевну в Московский ТЮЗ на Чеховский спектакль "Иванов и др.", в котором я играл роль Симеонова-Пищика. Спектакль сам по себе оригинальный, оформил его художник Бархин. Она пришла со своей приятельницей. Спектакль им не понравился. Закончился первый акт. В антракте входят за кулисы две шумные дамы и громко спрашивают: "Где тут наш Александр Павлович?!" Я вышел из гримерной. Она со смехом стала говорить: "Это невозможно смотреть! Ха-ха! Но ты лучше всех!". Я сказал, что неудобно при других актерах говорить, что я лучше всех.
А она в ответ: "А пускай все слышат". Оказывается, они недосмотрели первый акт, решили, что это надругательство над текстом Чехова, и пошли в буфет, где немножечко позволили себе...
Я довольно скромно вел себя в театре, т.к. был в нем новым человеком. И вдруг такой шум и такие реплики. Ее не смущали никакие авторитеты. Свободная и раскрепощенная. В этом весь характер Маргариты Васильевны.
По поводу посещения спектакля она написала стихотворение "Театральная баллада", посвященное мне:
Наслушались мы пустомель.
Актрисы сменили обновы
Зашли отелиться в отель
Две тучные бабы коровы.
С актерами нынче беда:
Одни - умирают на сцене,
Других не заманишь сюда
За слишком ничтожную цену.
Бедны, как церковная мышь,
Актеры босые чуть живы,
Ботинки засунув под мыш-
Ку, чтоб дольше они прослужили.
Пред сборищем дам - чеховедьм,
К глазам прислонивших бинокли,
Актеры ломают комедь,
Роняют и слезы и вопли.
Смешно в этом зале. Темно,
Как будто бы в недрах пещеры.
В глазах застревает бревно
И все режиссерские перлы.
Читала бы лучше КАМЮ,
Учила бы лучше сонеты,
Казненному королю
Несла бы венки Генриэтта.
Смычком не визжи по стволам
Деревьев, окрашенных синькой,
"Камо ты грядёши, мадам?"-
Простонет Огинский
О - Гинскис!
Ноябрь 2011 г. после просмотра в ТЮЗЕ постановки "Иванов и другие". Размашистая подпись Ногтевой.