Венок воспоминаний о поэте, публицисте и краеведе

Ирина Юлина
          О М.В. Ногтевой (1936-2013)


                Александр Павлович Кузьмичев.
Потомок поэта Е.К. Кузьмичева,  предоставивший семейный архив для книги  М.В. Ногтевой "Крестьянский поэт Егор Кузьмич Кузьмичев".  М. 2008.
Артист театра и кино, выпускник   Театральное училище им. Щепкина.

 Основные театральные работы в театре  "Эрмитаж".  С  1979 по 2013 год главные и эпизодические роли  более чем в 50-и фильмах.




    Мне позвонили и сказали: "Мы хотели бы побольше узнать о ваше деде. Нас интересуют яркие,   забытые личности, такие как  Кузьмичев и Семенов - поэты  и писатели, которые звучали на малой родине и  о них есть упоминания в музеях Шаховской и Волоколамска".

     Пришли  ко мне в гости  Маргарита   Ногтева и Вячеслав Одинцов,  и на кухне  за столом начался разговор о моем деде Егоре Кузьмичеве. Маргарита Васильевна уже до этой встречи  занималась  изучением творчества и судьбы  Сергея Терентьевича Семенова, ближайшего друга моего деда.  Они поддерживали друг друга, вместе ходили в Ясную поляну, были на  первом съезде  крестьянских писателей в 1929 году.
   
     Я показал  имеющийся у меня большой архив: письма, фотографии, книжки, журналы и  газеты.   Затем отдал Маргарите Васильевне для изучения все материалы, которые вызвали большой интерес у нее. Работа над  книгой длилась почти год.  Маргарита Васильевна  сказала, что её цель воскресить имена   незаслуженно забытых   писателей и поэтов.
 
     Тогда я не знал, что М. В. Ногтева сама очень интересная личность и большой поэт. Её знали во  многих редакциях и библиотеках.  У меня было с ней несколько встреч. Она была полна энергии, несмотря на возраст.  Ей хотелось возвратить из небытия поэта Егора Кузьмичева. Я впоследствии ей был очень благодарен, так как в результате её работы имя  поэта  Кузьмичева   было увековечено  в  мемориальной доске  в Волоколамске.     Изучив творчество  Е. Кузьмичева, его  книги, в основном, дореволюционные,  она написала эссе.
   
       На презентации   книги в  ЦДЛ Маргарита Васильевна читала стихи,  а Вячеслав  Одинцов со своей мамой  исполнили фольклорные песни.  Таких вечеров  было несколько, в том числе и в  музее Серебряного века.

      Я выкупил  тираж  книги,  подписывал и дарил  их  всем желающим при открытии памятной доски, передал так же администрации района и в  библиотеки. 
      Дома  Маргарита Васильевна  была очень приветливая и гостеприимная хозяйка, всегда    приготовит  угощение.       Во время прогулки в  Губайловском парке я спросил у неё: " Где Вы берете метафоры?" Она ответила: "Ниоткуда, из воздуха". Иногда у неё сам стих - метафора, например,  "Соловей ручьём заливался и ручей соловьём отзывался... И пока соловей не замолк, не ручей был, а сам кипяток."

       Она была человеком с юмором, саркастического склада.   В музее Серебряного века было представление книги "Усмешка бытия", написанной М. В. Ногтевой и В. Гальпериным о поэте Лазаре Шерешевском.   Обложка книги  была оформлена  моей супругой Ольгой  Ивановной  Богачевой.  Маргарита Васильевна по этому поводу написала: "Гениальной художнице от Бога и известному актёру - внуку простого крестьянского поэта".

     Она написала мне с юмором следующие четверостишие:
                "Приехал мой электорат,
                Он надевает свой наряд.
                Всегда одним зимой и летом
                Он освещен электросветом".

    Я  пригасил  Маргариту Васильевну в Московский  ТЮЗ на Чеховский  спектакль "Иванов и др.", в котором я играл роль  Симеонова-Пищика. Спектакль сам по себе оригинальный, оформил его художник  Бархин. Она пришла со своей приятельницей.  Спектакль им не понравился.  Закончился  первый  акт. В антракте входят за кулисы две шумные дамы и громко спрашивают: "Где тут наш Александр Павлович?!"  Я вышел из гримерной.  Она со смехом стала говорить: "Это невозможно смотреть!  Ха-ха! Но ты лучше всех!". Я сказал, что неудобно при других актерах говорить, что я лучше всех.

       А она в ответ: "А пускай  все слышат". Оказывается, они недосмотрели первый акт,  решили, что это  надругательство над текстом Чехова, и пошли в буфет, где немножечко позволили себе...

   Я довольно скромно вел себя в театре, т.к. был в нем новым человеком. И вдруг такой шум и такие реплики.   Ее не смущали никакие авторитеты. Свободная и раскрепощенная.  В этом весь характер Маргариты Васильевны.               
   По поводу посещения спектакля она написала  стихотворение "Театральная баллада", посвященное   мне:               
 
Наслушались мы пустомель.
Актрисы сменили обновы
Зашли отелиться в отель
Две тучные бабы коровы.
           С актерами нынче беда:
           Одни - умирают на сцене,
           Других не заманишь сюда
           За слишком ничтожную цену.
Бедны, как церковная мышь,
Актеры босые чуть живы,
Ботинки засунув под мыш-
Ку, чтоб дольше они прослужили.
            Пред сборищем дам  -  чеховедьм,
            К глазам прислонивших бинокли,
            Актеры ломают комедь,
            Роняют и слезы и вопли.
Смешно в этом зале. Темно,
Как будто бы в недрах пещеры.
В глазах застревает бревно
И все режиссерские перлы.
             Читала бы лучше КАМЮ,
             Учила бы лучше сонеты,
             Казненному королю
             Несла бы венки Генриэтта.
Смычком не визжи по стволам
Деревьев, окрашенных синькой,
"Камо ты грядёши, мадам?"-
Простонет Огинский
                О - Гинскис!
               
 Ноябрь 2011 г. после просмотра в ТЮЗЕ постановки "Иванов и другие". Размашистая подпись Ногтевой.