малые боги восточных славян

Петр Котельников
ЛИХО

В восточнославянской мифологии олицетворение горя. Внешне Лихо похожа на одноглазую худющую женщину. Встреча с нею грозит либо гибелью, либо потерей руки. По своим действиям напоминает одноглазого циклопа Полифема из Одиссеи Гомера, выпускающего по овце, чтобы поймать ослепивших его.

Встретился с Лихом,
Считай, что пропал,
Лучше беги от ней сразу.
Руку, иль ногу свою потерял,
Либо остался без глаза!

НАВЬ

В восточно-славянской мифологии Навь – воплощение смерти. Существовал в давние времена особый Навий день, день поминовения умерших. Его приурочили к последнему четвергу великого поста.  В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущих на невидимых конях по Полоцку: «Навье бьют полочаны»... У скандинавских народов эта особь носила название Хель.
               
Теперь нет царства у нее,
А это – явь.
Сменила имечко свое,
Теперь зовется – Навь!

Но тот же прежний
жуткий вид,
И тот же запах трупный.
За что должно ее молить,
И встреча с нею трудна!

РОД

В славянской мифологии – божество, воплощение рода, единства потомков одного предка. Это слово стало основой слов: «роды» «родственники» и так далее.

Бог семейства,
Бог родства,
Предков бог и славы.
Бог чудесный естества,
Мести бог кровавый.
Есть достоинство и честь,
Есть великодушие,
А урон – воздастся месть,
А неравнодушие.

РУСАЛКИ

Вредоносные мифологические существа, умершие девушки, преимущественно утопленницы. Имеют вид красивых девушек с зелеными волосами.

Танцуют девы у реки,
И музыка свирели льется.
Движенья медленны, легки,
Трава под стопами не гнется.

А форма ног, изгибы тел
Великолепны и прекрасны...
Увидеть краски захотел,
У дев их ожидать напрасно.

Недвижима, застыла кровь,
Нет чувств у них, они бездушны,
И слово нежное «любовь»
У девы не щекочут уши.

Они холодны, как вода,
Хоть слышны смех и воркованье,
Застигнут у воды – беда,
Родным твоим – печаль, страдания!

 В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти, могут увлечь в воду. Поэтому в русальную неделю купаться  нельзя, выходить за пределы селения следовало с пучком полыни. Чтобы отвлечь русалок от людей их занимали тем, что развешивали на деревьях пряжу, нитки, полотенца.

Началась русальная неделя –
На деревьях полотенца, пряжа,
Песни для русалок в избах пели,
И купанья прекратились разом.

Вечер начинался. Тишина,
Выпь кричала где-то на болоте.
Освещала полная луна,
Чтобы уберечь от бед кого-то!

Из глубин озер и прочих вод
Выходили на берег русалки.
Заводили песни, хоровод,
Но слова печальны песен, жалки!


И те, которые пришли,
и те, которые встречали,
Друг в друге общее нашли
И спора не было вначале.

Да и потом бывал не спор,
Но так, межродственные встряски,
Миролюбивый разговор,
И тризны общие и пляски.

СУД

Мифологическое воплощение судьбы. Когда Суд сорит золотом, рождаются те, кому суждено быть богатыми. Когда сеет черепки, рождаются бедняки. От Суда зависит и почет, и слава. Он может стать причиной бесславия.

Бог судьбы, бог рока
Милостив к кому?
Жизнь дает – два срока,
Солнце и луну.

А другой в темнице
Без вины сидит...
Как определиться?
Кто определит?

ЧЕРНОБОГ
 
Соответствует древнеисландскому Клинтлингасаге. Злой бог, приносящий несчастье, главным образом в военных делах.  Изображался кумиром черного цвета с серебряными усами Чтоб изгнать Черноголова, нужно было испить круговую чашу медовой браги.

Чернобог на Русь пришел,               
Темнолик, серебряные усы,
Места на Руси он не нашел,
Никому тот бог не приглянулся.

Разъярен, творит лишь зло,
Поражая ею души наши.
Чтобы зло от нас ушло,
Вкруг пускаем с пьяным медом чашу...


ЧЁРТ

Означает «проклятый» Вначале это был мелкий дух зла, скорее пакостник. Но, с принятием христианства, роль чёрта резко возросла, стала прямым воплощением дьявола. Он способен принимать любую форму, даже самого близкого человека. Любимыми местами встречи его с людьми являются перекрестки дорог, болото. Рекомендуется не употреблять его название, заменяя его другими названиями. Скажем, лукавый, анчутка, окаянный, черный, лысой ...

Черная шерсть, хвост и рога,
Волосы дыбом, шишом,
Нос пятачком и козлинья нога,
Может ходить нагишом.

Путников любит встречать
На перекрестках, болотах,
Может обличье менять,
Напоминая кого-то...

ВОРОЖЕЯ

Служить бесу можно по-разному, понимая открыто, рассчитывая на что-то, и слепо повинуясь ему и считая, что этим оказываешь услугу человечеству.
 
Если верите вы в Бога,
То зачем вам ворожея?          
С ней общение недолго,
Долго бес сидит на шее.

Два источника познанья:
Светел путь и тайна мрака.
Первый – радость созиданья.
А второй – источник страха!

Посылает Бог пророков,
Чтобы путь добра открыли.
Ворожея – дочь порока,
Сеть грехов ей бесы свили.

Ловит слабых ворожея,
И порой, сама не знает,
Что не разум она сеет,
Беса к жизни призывает!

Пребываете в сомненье,
Время тратите без меры.
Соль познания – мгновенье,
Путь к нему ищите в вере!

ЯРИЛА

По-русски часто называют Ярило – божество весеннего плодородия. Вспомните знакомые вам слова: яровой хлеб, ярь, яркий, ярый... Изображалось в виде девушки, одетой в белое платье с венком на голове, ржаными колосьями в одной руке, и человеческой головой – в другой.

Отмели метели, и земля парила,
Конь, соха на пашне, сеют яровой.
На лошадке белой ехала Ярила,
А в руках колосья, с желтой головой.

Белая одежда, из цветов веночек,
К трудовому люду ехала она.
Холод не вернется, стал длинней 
денечек.
К нам пришла хорошая, теплая весна!

ЧТО  БЫЛО  ПОТОМ?

Сколь долог был почет?
Я не скажу, о том не знаю.
Пусть солнце греет и печет,
Пусть в небе ласточки летают,

Пусть все, как прежде. Но, увы?
Настало время потесниться:
Не могут древние волхвы
Знаменьем века поделиться!

Добра так мало, много зла,
И от Перуна Русь устала.
Нужны не добрые слова,
А нужно доброе начало!

И вера новая в Христа
Перуна, Велеса сразила.
Она добра, она – чиста
И справедлива – в этом сила!

И боги по Днепру поплыли...
А киевлянам, трын-трава!
Чьи изваянья не доплыли,
Пошли на топку, на дрова!

Осталось в памяти немного.
Ну, значит, им такая честь!
Несовершенны были боги
Ни в Скандинавии, ни здесь