У кого что болит...

Эльвира Михайловна Пархоц
 О ПОЖИЛЫХ. ГРУСТНОЕ

Оказывается, старость надо делить на разные периоды. Первый – это активная старость, когда человек, выйдя на пенсию, чувствует себя наконец свободным и собирается сделать массу дел, до которых не доходили руки. Разобрать, наконец, в дальних углах, выбросить ненужные вещи всерьёз заняться любимым хобби, съездить, наконец, к морю, а то даже совершить путешествие, скажем, по Золотому Кольцу, и так далее.

Вначале всё идёт как задумано, но со временем человек начинает замечать, что дни становятся всё короче и короче. Домашние дела отнимают всё свободное время: глазами бы всё сделал, а сил нет. Начинаешь откладывать «на потом». Лёг-встал, лёг-встал – и вот уже недели нет, месяца и Новый год на подходе. И незаметно старость приобретает новое качество и о ней справедливо говорят: «Старость не радость». Ещё многого хочется, но уже понимаешь, что тебе это недоступно. Жить становится всё труднее, возникает масса проблем, о которых раньше не имел представления. Наваливаются болезни, с которыми справлялся, а то даже не обращал на них внимания. И всё время нужно помнить, что и когда от них принимать.

На последнем приёме у терапевта, глядя на длинный список лекарств, что она мне выписала, я робко спросила: «А моя печень это выдержит?». «Выдержит, выдержит», – успокоила меня врач. Но, когда я уже выходила из кабинета, она всё-таки сжалилась: «Ну, когда стенет невмоготу, делайте перерыв». Так я и делаю.

И всё время нужно быть внимательной и осторожной.

Вот подруга моей дочери рассказала о лохотронщиках, которые пытались «обработать» её отца. Он шёл в густой толпе по улице, ведущей к рынку. К нему неожиданно подскочила молодая женщина и, со словами: «Подарите своей жене вот такие духи!», сунула ему к носу что-то пахнущее. Отец тут же обмяк, его повело в сторону. Но сзади него, немного отстав, шёл его сын, который его подхватил. Лохотронщица растворилась в толпе.

Нашего знакомого, тоже пожилого человека, убедили на улице, что на его долю выпал лотерейный билет с крупным выигрышем, но нужно доплатить немного денег. Таких денег у знакомого с собой не было. Ему предложили: «Съездите домой, а мы подождём». Дома жена пыталась объяснить ему, в какую историю он попал, но он ничего не слушал и настойчиво повторял: «Им срочно нужны деньги», и начинал злиться. Узнав, что деньги только на сберкнижке, он порывался пойти их снять. Жена благоразумно спрятала ключ от квартиры. Муж, пока его искал, пришёл в себя и стал ругать «гипнотизёров».

Так что я после этих историй стала торопливо проходить мимо всех, кто обращался ко мне с каким-либо вопросом. Даже если просто улицу спрашивали. Им же лучше. Я в своём возрасте и напутать могу,  им потом разбираться.

Однажды со мной даже комичный случай произошёл. Иду по тротуару, и вдруг ко мне бросается девушка. Я шарахнулась от неё в сторону. И тут слышу знакомый голос: «Бабуль, ты что?!». Оказывается, это моя внучка меня увидела. Посмеялись.

Со временем лохотронщики куда-то схлынули. Пошла волна религиозных агитаторов. И на улице, и в транспорте обращались. Как только кто приветливо заговаривает – значит, жди проповеди. Но и их я в последнее время перестала встречать. Можно идти спокойно, внимательно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться, или под крыши домов, чтобы сосулька не упала.
Но есть ещё одна проблема, от которой никуда не денешься.

На днях иду с рынка. Солнце пригревает. Устала. Присела на скамейку отдохнуть и погреться на солнышке. И тут к этой же скамейке (или ко мне?) направляется пожилая женщина. Двигается осторожно – сразу видно, что у неё непорядок с ногами.

Интересное дело. Я всю жизнь обращаю внимание на людей с определёнными признаками. Когда ходила в положении, в поле моего зрения почему-то постоянно попадали беременные. А раньше я их не замечала, словно их и вовсе не было. Когда стала прогуливаться с коляской, мир наполнился малышами и их мамами, и мы заговаривали друг с другом, как хорошие знакомые, которым есть о чём поговорить. В последнее же время, когда у меня стали болеть ноги, появилось много прохожих с палочками, или без палочек, но всё равно с непослушными ногами. А пожилых сколько! Кругом одни старики. Грустно становится от такой картины. Дочь иногда спрашивает: «Ты что давно своим знакомым не звонишь?». «А зачем? Ты знаешь, о чём мы говорим? Всё одно и то же – о своих болезнях, да как с ними бороться. Начнёшь издалека, а в голове одна мысль: не знают ли знакомые, какое новое лекарство, средство, метод?».

Так вот и тогда, сидя на скамейке, я подумала, что женщина идёт не просто посидеть. Ну, так и есть. Села близко, хотя скамейка пустая, а нас всего двое. «Сейчас заговорит», – подумала я и хотела уже встать, но осталась: уж очень хорошо было на солнышке. «Ноги не держат, отдохну», – обратилась она ко мне. В ответ я показала ей свою палочку-трость – что я, мол, всё понимаю. Дальше разговор пошёл стандартно. Она рассказала мне обо всех своих болезнях и о том, где, у кого и чем лечится. Гормональные уколы ей уже делали, теперь операцию предлагают – удалить отложения солей в коленных суставах. Я заинтересованно слушала и думала, что я на такое не способна, нет ни сил, ни времени. Их так мало осталось, а так много хочется сделать. Одних книг сколько ещё не прочитано! А вышивание? Хочется своим родным что-то на память оставить.

Наша беседа закончилась традиционно. Она спросила, что спасаюсь я. Я охотно поделилась своим опытом. И мы разошлись, каждая унося свой рецепт и метод. Но я при этом думала, что все лечатся (а куда деваться?), но почему-то полно больных. Надо искать что-то новое. Может, лечебное голодание попробовать? Вон Поль Брегг в 95 лет погиб (а не умер от болезни), катаясь на водных лыжах. Он не болел, а жил. А мы, старики, не живём а только лечимся. Хотя про этот метод мне рассказывали, что один молодой человек голодал-голодал по Бреггу, потом позвонил своему брату, долго разговаривал с ним, наконец замолчал и растерянно спросил: «А ты кто? Как тебя зовут?».

На другой день я встретила знакомую. Она за зиму перенесла две операции. Поговорили на эту тему. Возле соседнего подъезда незнакомый мужчина пожелал мне здоровья и долго рассказывал о своих болезнях. Из нашего подъезда вышла соседка – поговорили о самочувствии. Я, кстати, вспомнила, что радио уже не включаю. Хочется о событиях или погоде узнать, а натыкаюсь всё время на медицинские беседы. Ка-ра-ул! Неужели в жизни не осталось ничего интересного?

Захожу в наш подъезд и вдруг вижу две детские коляски. Как я же я раньше на них внимания не обращала? А они тут всю зиму стоят. А если не стоят – значит, малышей прогуливают. Вспомнила, что и у соседнего подъезда часто коляску встречаю. Так что не всё вокруг так грустно. Жизнь продолжается!

Моя внучка, Эльвира-младшая, посвятила мне очень душевное стихотворение:

...Вот и старость пришла –
Белой странницей в мягких сапожках.
Жатва кончена в сроки.
Так садись – говорить, полунощничать
За чаями
Душистыми, горькими.

В последнее время я часто сталкиваюсь с положительным явлением: чужие, незнакомые мне люди проявляют внимание и доброту. То дверь в магазин откроют, то помогут поднять что-то, если я уроню, а то и вообще руку подадут, чтобы помочь пройти ступеньки или лужу. Смущает и радует людская отзывчивость, желание помочь. Ведь это делается бескорыстно, по зову души. И внимательны не только женщины, и не только пожилые. Спасибо вам, люди!

Вот только огорчает, что идёшь по улице, а присесть отдохнуть почти негде. Разве на остановках, а они далеко друг от друга.

Так что в последнем периоде «Старость не радость» есть чему радоваться, пока живётся. На, а потом – «даруй мне, Господи, кончину безболезненную и не постыдную», но только попозже, когда жизнь станет не в радость.