08. 1 целеполагание. смысл целеполагания

Андрей Подойницын
Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал — Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более  разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели — это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание — это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное — домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа — для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели.  Человек без ответственности— это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом — итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, — так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, — это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи — величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача — предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля

Этот закон гласит, что наше отношение к самим себе позитивно в той степени, в какой мы контролируем свою жизнь, и негативно в той степени, в которой мы, согласно собственным ощущениям, теряем над ней контроль или попадаем под контроль иной внешней силы.
Данный принцип широко признан в психологии. Считается, что стресс, тревожность, напряженность и психопатические заболевания являются результатом потери человеком чувства контроля или ощущения отсутствия контроля над чем-то, что для него важно.
Например, если мы чувствуем, что нашу жизнь контролируют долги,  начальник, неважное здоровье, плохие отношения с людьми, поведение окружающих, то постоянный стресс гарантирован. Стресс проявляется в раздражении, гневе, негодовании. Если с ним не справиться, он вызовет бессонницу, депрессию, множество психосоматических заболеваний.
Возможен либо внешний, либо внутренний контроль. Мы можем ощущать, что 1) сами контролируем свою жизнь, испытывая счастье, уверенность, практикуя положительные подходы, или что 2) наша жизнь контролируется другими, и мы беспомощны, загнаны в ловушку, чувствуем себя жертвой.
В обоих случаях контроль над нашей жизнью начинается с наших же мыслей – это единственное, над чем наш контроль может быть безграничен. То, как мы воспринимаем мир, как размышляем о конкретных ситуациях, определяет наши чувства, а последние определяют наше поведение.
Никакой человек или ситуация не могут заставить нас чувствовать себя определенным образом, только наши собственные мысли о ситуации заставляют нас чувствовать себя так или иначе.
Закон контроля очень наглядно показывает, почему так важно знать, чего мы хотим, каковы наши собственные цели.
Если мы хотим взять собственную жизнь под контроль и удерживать его в своих руках, то мы должны контролировать «исходники» своего поведения, ощущения, настроения – целеполагание, управляющее нашей жизнью. Ощущение контроля становится фундаментом для построения счастья и успеха в будущем. Убедитесь, что этот фундамент достаточно прочен.
Подведем краткие промежуточные итоги.
1. Любая деятельность всегда является целенаправленной.
2. Любой человек всегда реализует цели – либо собственные, либо чужие.
3. У любого человека всегда имеются собственные цели, т.к. источник любой цели - это потребность.
4. У любого человека есть собственные потребности.
5. Реализация собственных целей и удовлетворение собственных потребностей приносит здоровье, удовольствие, свободу и процветание.
6. Реализация чужих целей может принести все, что угодно – в зависимости от того, какие именно чужие цели усвоил и реализует человек.
7. В подавляющем большинстве случаев реализация чужих целей приводит к разочарованиям, неудовольствиям, болезням. Это неизбежное следствие принципиального рассогласования между собственными потребностями и чужими целями, а также отсутствия контроля за событиями собственной жизни.
8. Люди очень часто не ставят собственных целей и не реализуют их, подчиняясь чужим целям.
9. Единственным способом выхода из коллизии, обозначенной в п.7, является постоянное собственное целеполагание и его реализация.
Итак, если мысль о том, чтобы прожить собственную жизнь, а не чужую, кажется привлекательной, имеет смысл задаться следующим вопросом: а как ставить собственные цели?
Цель есть образ результата, она не только предваряет всякую осознанную деятельность, но и упорядочивает ее, делает осмысленной. Цели, которые мы ставим перед собой, определяют то, что мы делаем.
Постановка целей есть О-сознание. Цели есть выражение в точных формулировках наших потребностей и желаний.
Осознанные цели, сформулированные в ясной и конкретной форме, направляют каждое действие человека на достижение результата, на превращение идеального образа в реальный.
Цели есть наилучший способ оптимизации затрат энергии, времени и средств в небесконечной жизни.
Каким бывает целеполагание?
Пассивное целеполагание. Это наиболее понятный, распространенный и знакомый всем вид постановки целей – целеполагание извне.
Сюда относятся:
• а) усвоение прямых заданий. Простейший уровень целеполагания, исполнение чьих-то внешних целей, формируемых директивно;
• б) целеполагание от текущих потребностей (жизненных и психологических) – поесть, поспать, купить брюки, перехватить до получки, избавиться от головной боли, пр. Такие цели не являются предметом субъективного выбора. Это «рефлекторное целеполагание» - прямая реакция на тот или иной внешний или внутренний стимул простого порядка;
• в) целеполагание от угроз. Разработка «безопасного поведения» как защитного, так и упреждающего типа — массовая практика человечества во все времена;
• г) целеполагание от «проблем». Разновидность «рефлекторного целеполагания». Оно возникает из-за случившихся или ожидаемых неудач в осуществлении каких-то планов (препятствий, нехватки, сбоев).
Есть еще один хорошо знакомый всем вид - целеполагание от сравнения. Это тоже классика жанра: быть, как он (она, они); не быть, как он (она, они); не отстать от того, обойти этого. Конечно, взаимное сравнение — сильный мотиватор человеческого поведения, и каждый из нас хорошо знает это по себе еще с детства. Необходимо только найти целевой вариант и двигаться к нему или превзойти его. Однако и этот способ целеполагания есть копирование, усвоение либо отрицание внешних образцов – разницы нет. Образцы в обоих случаях – внешние. Это подстраивание под чужие правила игры и вообще под чужую игру как таковую.
Своя же игра строится на ином принципе: целеполагании от собственных потребностей  и ценностей.
Только мы сами в состоянии найти и сформулировать наши цели. Праздно думать, что чей-то авторитетный внешний голос – пусть даже самого близкого человека, знатока, эксперта или просто настоящего гуру, - сможет помочь в этом интимном деле. Ответы на вопросы о содержании наших целей находятся исключительно внутри каждого из нас. Надо обратить взор внутрь себя.
С чего же начать? В принципе, существует большое количество литературы, в которой с той или иной степенью подробности рассказывается о способах, методах и приемах целеполагания. Все они очень полезны и разумны, благо что масса авторов сообщает не просто какие-то теоретические выкладки, а делится живым практическим опытом. Обратимся к нему и мы. Вот что хотелось бы рассказать, основываясь на эмпирических наблюдениях за собой и близкими соратниками.
На мой взгляд, процесс целеполагания необходимо начинать с окончательного ответа на вопрос о свободе и ответственности (см. раздел «Потребности»). Т.е., с вопроса о том, кто или что определяет все происходящее с нами. (Те, кто уже разобрался с этим вопросом и решил его для себя,  могут пропустить эти строки).
 Будем исходить из того, что принципиальное решение о начале целеполагания уже принято.
В основании процесса эффективного целеполагания лежит необратимое, абсолютно однозначное понимание того непреложного факта, что мы сами всегда и во всем определяем то, что с нами происходит. Независимо от того, нравится нам происходящее  или нет. Осознание, что наша жизнь целиком зависит от нашего  целеполагания, выбора и действия.
Надо дать целеполаганию допуск в собственное сознание.
Пусть не покажется сказанное простым повтором или трюизмом.
В силу вековых привычек и традиций человеческое сознание склонно относить причинность происходящего с людьми (как с отдельными индивидами, так и с человечеством в целом) в область внешних по отношению к людям факторов – от «слепой природы» до Бога и Божьего Промысла. Людям свойственно верить в счастливый или несчастливый случай («как карты лягут»), во внешние болезнетворные начала, в ограниченность ресурсов и возможностей (типа «не всем хватает места под солнцем»), в несправедливость мира и предопределенность судьбы – «карму».
Это сильнейшие умственные привычки, мощнейшие автоматы сознания, их влияние на человеческое сознание нельзя недооценивать.
В этом контексте принятие ответственности за все происходящее на себя – шаг очень нетривиальный и очень сильный. И весьма непростой.
Речь идет, по сути дела, о том, чтобы изменить один из основных параметров мировоззрения, усвоенный еще с пеленок, в период импринтинга.
К счастью, есть и «хорошие новости» в этой связи. Как бы ни была сильна та или иная умственная привычка – это «всего лишь» привычка. Ее можно изменить – на другую, более эффективную.
Поэтому принятие ответственности на себя – не разовое точечное решение, а процесс. Нельзя исключать, что у кого-то такая «перезапись» произойдет почти мгновенно, в виде единовременного озарения. Но скорее всего, данный процесс займет время.
Таково устройство человеческого сознания. Оно достаточно консервативно (к счастью), и ему требуются неоднократные, последовательные и настойчивые предъявления нового формата, чтобы на «матрице» произошла требуемая перезапись.
Значит ли это, что до окончания процесса «перезаписи» не надо приступать к собственно целеполаганию? Конечно же, надо. Нужно лишь учесть три обстоятельства.
Первое. Перед началом поиска и постановки целей необходимо твердо и даже безапелляционно сообщить своему сознанию (т.е. самому себе), что это – не игра в куклы, не «планирование понарошку» - авось что получится, а самая что ни на есть настоящая жизнь. Т.е. вот это новое осознание своей ответственности – и есть жизнь. Эта новая установка должна повторяться постоянно, ежедневно, как при успехах, так и при затруднениях.
Второе. Пока процесс «перезаписи» будет продолжаться, в сознании будет регулярно генерироваться сомнение – той или иной степени интенсивности. Между тем, сомнение, как известно, обладает способностью ослаблять и даже разрушать мыслеформы. Это означает, что целеполагание будет сталкиваться с внутренним противодействием, торможением. И это  совершенно нормально. Каждый новый навык требует времени для своей наработки.
Третье. Надо изначально создать адекватную установку относительно совершенно неизбежных ошибок и сбоев. Их не может не быть, т.к. вы будете пробовать и применять новую для вас технологию.
Установку следующего свойства: любая ошибка является не признаком «неработающей системы целеполагания», а лишь указанием на неточность и неотработанность технологии применения этой системы. Т.е. ошибка в результате (или неудача) должна вызывать не отказ от целеполагания, а поиск ошибки в технологии целеполагания. Если зимой заглох дизельный двигатель, то никто в здравом уме и твердой памяти не будет взрывать его динамитом. Для начала поменяют топливный фильтр, а впредь будут заправляться на другой заправке.
Данную установку нужно вспоминать и методически применять каждый раз, когда что-то «не срастется». Она может стать полезным умственным автоматом. И, кстати, весьма эффективным предохранителем от сомнения.
Имеется еще одно наблюдение. По мере того, как человек во все большей степени обращает внимание внутрь себя, – а это абсолютно естественно при смене парадигмы ответственности, – он становится «непривычен» для окружающих. Поскольку внимание обращено на создание собственных целей и  их реализацию, человек во все меньшей степени обращает свое  внимание на множество внешних стимулов и раздражителей, особенно отвлекающего, негативного свойства. Внешне это производит впечатление некой отрешенности и равнодушия к окружающему миру, безэмоциональности.
Все непривычное в первую очередь вызывает беспокойство – именно по устоявшейся человеческой привычке. По мере того, как человек меняется внутренне, меняется его поведение и его результаты. А между тем его родные, его близкие друзья  давно привыкли к нему, все точно знают, чего от него ждать. Знают, на что человек способен. И вдруг – «пошло движение»! Что-то совершенно новое, непривычное. Ближайшему окружению человека обычно не очень комфортно менять свою оценку. У кого-то может сработать простое непонимание происходящего (что, зачем, почему?), у кого-то – бытовая зависть. А у третьих и вовсе хватит ума принять это, как личный вызов.
Если человек начинает объяснять окружающим суть происходящего, то их беспокойство, как правило, только усиливается. Например, легко можно оказаться записанным в «сектанты», в «мечтатели» и пр. Это тоже нормально. Близкие, любящие люди привыкнут и примут ваше новое качество. А кто не примет – так это его свободный выбор.
Еще одна небольшая ремарка. При принятии ответственности на себя целесообразно соблюдать правила безопасности, иначе можно случайно нагрузиться эмоциями вины или стыда, что было бы особенно обидно в данной ситуации.
Принятие ответственности подразумевает и ответственность за свое прошлое. Вот тут и могут ожидать подвохи. У каждого есть неприятные, неудачные, досадные и иные несимпатичные воспоминания о разных событиях, поступках, мыслях. Мало кто может похвастаться идеальным здоровьем. Мысль об ответственности может взять и трансформироваться в совершенно ненужные оценки и страдания типа «это я во всем виноват», «это я такой плохой», «это я все и заслужил». Подобные сентенции следует решительно пресекать.
О-сознание означает понимание причин, а не поиск виноватых. Это разные умственные операции. Виноватых нет. Есть разные степени осознания и понимания. Вместо страданий по прошлым промахам значительно разумнее переключить внимание на настоящие и будущие успехи.
Возможен и обратный вариант, когда воспоминания о прошлом вызовут крайнее несогласие с постулатом о том, что все происходящее сейчас и произошедшее ранее – это результат «хотения» вспоминающего. Действительно, как можно было самому хотеть болезней, скандалов, болезненных расставаний, неприятных начальников, столь же малосимпатичных подчиненных и пр.
Однако и тут ответ весьма прост. Случавшиеся огорчения – не только результат воздействия неидеальной человеческой среды, но и прямой итог отсутствия качественного, осознанного целеполагания в прошлом. Свято место пусто не бывает. Там, где отсутствовала организованная и направленная вами воля, там присутствовала чужая, т.е. тот самый случай, который шел вразрез с вашими подразумевавшимися ожиданиями.
Итак, первый шаг - принятие ответственности как таковой на себя.
Следующий шаг –ориентировка на местности. Прояснение подробностей. Анализ текущей ситуации. Это требует воображения и определенной свободы от необоснованных ограничений, которые в данный момент принимаются вами как само собой разумеющееся.
Многие авторы предлагают в этой части своих рекомендаций изучить и проанализировать условия среды, включая финансовые, социальные и временные.
Считаю целесообразным поступить чуть иначе, точнее, в другой последовательности.
Прежде всего следует написать собственную Я-концепцию (см. раздел Я-концепция).
Перед тем, как начать что-либо планировать, целесообразно изучить того, кто будет планировать, и для кого это будет происходить. Это и будет лучшим анализом текущей ситуации.
Как уже отмечалось, Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность сознания, определяет интерпретацию любого опыта и сама является источником ожиданий.
Из этого следует:
1) испытывая потребность в достижении внутренней гармонии (это важнейший параметр), человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Таким образом, уже образуется целый блок целей, связанных с обеспечением внутренней согласованности. Отметим, что без такой согласованности человеческое сознание вообще не может длительно существовать в адекватном состоянии;
2) ориентиры, однажды установленные человеком в качестве критериев его собственной ценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким. Эти ориентиры неизбежно оказывают влияние на целеполагание, в частности, они могут привести к выставлению низких или неадекватных лимитов. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (недостаточность ощущений), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. Посмотрите на себя со стороны – нет ли в ваших представлениях о себе автоматических ограничителей, которые радикально сократят размах вашего творчества при определении целей?
3) если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления и противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская «чужеродное тело» внутрь этого сбалансированного организма. Т.е., цели, не согласующиеся с Я-концепцией, будут отторгнуты сознанием, даже если они «объективно» будут отражать совершенно реальные потребности самого носителя этой концепции;
4) Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать человек в конкретной ситуации, а во - вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Таким образом, написав концепцию, вы тем самым уже составите значительную часть списка целей;
5) у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. В том числе – опыта целеполагания и опыта реализации целей. Наконец, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Стремясь соответствовать этому мнению других, человек очень часто невольно и свои цели подстраивает под это мнение.
6) вернитесь в раздел «Я-идеальное»  и убедитесь, что это вообще готовое целеполагание в чистом виде.
Третий шаг – сформулировать смысл жизни
Суть этой юмористической фразы мы с вами уже расшифровали в разделе «Потребности», поэтому здесь частично повторим сказанное.
1. Смысл жизни — это главное желание. И он же – Доминанта, основная, преобладающая над всеми остальными жизненная потребность человека. Можно сказать и иными словами: смыслом жизни являются те цели, которые заставляют нас ценить её.
Быть счастливым – значит следовать своему главному желанию.
2. Источник главного желания находится исключительно в самом человеке, в его сознании в широком смысле слова. Бессмысленно пытаться найти это желание где-то вне себя, вычитать из книг, узнать у «эксперта», почерпнуть у друзей.
3. Доминанта есть у каждого человека от рождения. Все искусство заключается в том, чтобы ее найти.
4. Нахождение своей Доминанты – это одна из важнейших предпосылок Осознания, осознания себя и жизни.
5. В жизни можно избрать любой вид деятельности и образ жизни, если и то, и другое соответствует Доминанте. И этот выбор на самом деле огромен.
6. Все, что бы ни происходило с человеком в его жизни - и особенно все, что он может сделать доступным с помощью саморегуляции, то есть управление собственным состоянием, - должно служить достижению главной цели в его жизни. 
7. Для этого исключительно важно, чтобы человек осознавал эту главную цель, иными словами, ясно представлял свой жизненный смысл, свое предназначение. Но не просто декларировал такую цель, не занимался невольным самообманом, выдавая в собственных глазах желаемое за действительное, а именно осознавал тот действительный индивидуальный смысл жизни, носителем которого он является.
8. Последнее представляет собой результат серьезной внутренней работы, осмысления жизненного опыта и миропонимания, а главное - диалога с собственным подсознанием, которому, в конечном счете, принадлежит решающая роль в формировании эффективной (устойчивой, истинной, глубинной) мотивации любой деятельности. Причем переоценка жизненного опыта с точки зрения его полезности для достижения главной жизненной цели способна в подавляющем большинстве случаев изменить эмоциональное отношение к событиям прошлого с негативного на позитивное или, по крайней мере, нейтральное.
Из конвенционального опыта известно, что искать Доминанту целесообразно ближе к детству. Вспомните, чем вам больше всего нравилось заниматься, во что играть, кем себя представлять. Посмотрите в памяти, какие виды деятельности удавались вам лучше всего, где вы бывали наиболее успешны, какое занятие доставляло наибольшее удовольствие. Запишите ответы, не пропускайте и не вычеркивайте решительно ничего, ни из каких соображений.
Поставьте вопрос своему подсознанию. Техник тут существует масса, приведем только один пример: метод «Санкальпа» — техника йоги, практикуемая в состоянии релаксации или непосредственно перед сном.
1. Четко, кратко и, главное, позитивно сформулируйте вопрос, на который хотели бы получить ответ.
2. Повторите эту фразу-формулировку многократно и возвращайтесь к ней при каждой возможности во время релаксации.
3. Не закладывайте в формулировку вопроса конкретных сроков.
4. Не делайте жесткого интеллектуального анализа открывшихся, пришедших решений.
Итак, теперь мы знаем, какие три принципиальных шага лежат в основании процесса целеполагания как такового. Это принятие ответственности на себя, написание Я-концепции и формулировка смысла жизни – главного желания.
Но есть еще и дополнительные опции.
1. Зона личной ответственности
Перед началом практического целеполагания необходимо достичь абсолютно точного и однозначного понимания того, кто именно является бенефициаром данного процесса. Постоянно и непрерывно надо помнить о том, что все, что вы будете представлять, планировать и претворять в жизнь, вы делаете исключительно для себя.
Это даже не «здоровый эгоизм», это - элементарное соблюдение технологии и здравого смысла. Технологии – потому, что свобода воли есть свобода исключительно в отношении самого себя. Равно как и ответственность – мы все определяем исключительно свою жизнь, и ничью иную. Наше целеполагание и наши мыслеформы замечательно трансформируют нас и нашу жизнь, но совершенно инородны и чужды для других людей, хотя бы и самых близких.
Скажем еще проще – наши цели должны располагаться в зоне нашей личной ответственности.
Нет лучшего способа облагодетельствовать весь мир, чем стать счастливым самому. Счастливый человек – это живой пример и лучшее доказательство того, что счастье есть, и оно возможно. Счастливый человек, как магнит, притягивает счастье и себе, и тем, кто рядом с ним. Если мы научились качественно управлять своей жизнью, «стали счастливыми», то обретаем нечто, чем можно уже и поделиться. Душевная и иные виды щедрости – отличительный признак счастливых людей.
Простой пример. Вы поняли, что ваша Доминанта – это спасение жизни и здоровья маленьких детей, страдающих врожденными пороками и недугами. Это прекрасная Доминанта. Осталось лишь корректно сформулировать ее в терминах цели и результата. Ваша цель в данном случае – это наработка такой квалификации, которая позволит вам качественно, на уровне настоящего мастера корректировать нарушенное здоровье малышей, а результат – это получение вами глубочайшего удовлетворения от своей профессиональной деятельности и удовольствия от самой жизни, наслаждения от именно этой, столь осмысленной деятельности. Логика очевидна – и в такой ситуации вы планируете  и ставите цели для себя.
2. Система обратной связи
Целеполагание – это системный проектный процесс, состоящий из стандартных этапов всякого проекта: афферентный синтез (констатация потребности, анализ текущей ситуации и свойств среды, привлечение ресурсов памяти и интуиции, формирование акцептора результата действия); принятие решения; действие; получение результата; реализация обратной связи.
Каждый из этих этапов безусловно требует письменной формы фиксации данных. Об этом мы еще скажем ниже. Здесь хотелось бы подчеркнуть тот факт, что важна не только письменная фиксация как таковая, но и регулярное, весьма детальное описание параметров планирования и практических результатов. Сличение их между собой. Нахождение и закрепление успешных техник и решений, а также фиксация ошибочных алгоритмов с целью исключения таковых на будущее. Дьявол кроется в деталях. Целеполагание – это не общие принципы и теоретические постулаты, а весьма тонкая технология, состоящая из множества мелких, на первый взгляд, подробностей.
Полагаться на память тщетно. Что не было записано и обработано сегодня, завтра будет прочно забыто. Полезный опыт будет потерян, возможные неучтенные ошибки повторятся.
Потому обратная связь, контроль за своими планами и результатами должны происходить в лучшем случае  ежедневно; тогда процесс обучения новой технологии будет идти быстро и эффективно.
3. Нематериальные активы
Еще до начала планирования желательно учесть еще одно существенное обстоятельство. Около 80% потребностей людей носят нематериальный характер. Они связаны с такими факторами, как статус, социальный ранг, востребованность, эмоционально-психологическая реализованность, наличие друзей, близких («сфера»), любимых и любящих. При всей исключительной значимости материально-вещественных (например, финансовых) параметров вашего благосостояния, ощущение качества жизни, в конечном счете,  в решающей степени зависит от тех людей, которые находятся в вашем личном пространстве. Начиная с наличия таких людей вообще.
Т.е. имеет смысл не только спланировать будущее место работы, но и пожелать себе тех людей, с которыми хотелось бы проводить по 8 часов в день вместе. Не просто вообразить себе будущий загородный дом, но и соседей по поселку. И не забыть, что у будущей избранницы (избранника) тоже есть родственники и друзья.
4. Тайм-менеджмент
Попробуйте исключить из вашего режима дня дела, которые не относятся к достижению целей. Например, массу времени забирают социальные сети. Часами можно обновлять новости, смотреть, чего у кого нового. На это могут уходить часы, но вы этого не будете замечать.