Когда заканчивается детство?

Дмитрий Владимирович Голубев
Подругу моего детства звали Олей. Это была  девочка с  тоненькими ручками и ножками. Белые кудрявые волосы и очки делали ее похожей на одуванчик. Наше знакомство произошло  в один из дней бесконечного лета, на развалинах заброшенного дома. Мы спасали котят от неминуемой гибели. Они были голодными, громко пищали и дрожали, а их непутевая мать не спешила накормить их молоком. Котята были почти дикие, и при нашем появлении разбежались по щелям как мыши, но нам удалось выловить  их. Тут же было  решено разобрать бедных малюток по домам. Как выяснилось позже, Оле разрешили оставить котенка, а вот моя мама, хоть и встретила нас с Барсиком улыбкой, не торопилась дать свое разрешение на нового жильца.  И все же, пару дней котенок побыл у нас, но потом пропал. Мама сказала, что сосед - дядя Миша,  работавший шофером на грузовой машине, увез его на рыбокомбинат. Я, конечно, понимал, что Барсику, наверное,  там будет лучше, но без него было скучновато.
 
Оля жила с родителями, старшей сестрой и бабушкой в небольшом  деревянном домике.  Отец Оли работал на стройке. Бабушку он называл «тещей», а меня «Дмитрий-хитрый».  К  дому была пристроена большая  застекленная веранда, обшитая изнутри  фигурными рейками покрытыми лаком. На одной из внутренних стен веранды,  Олин папа сделал надпись, смысл которой я,  хоть и являлся учеником второго класса, до конца понять не мог. На стене, при помощи электровыжигателя, красивыми буквами было написано:  «Бог создал три зла - бабу, черта и козла». Я вполне допускал, что Бог это все создал, но не понимал, в чем состоит зло от козла и бабы. С чертями было все более-менее ясно. Однажды в нашем сарае я нашел старинную пепельницу в виде противной морды с рогами, кривым носом и козлиной бородкой; нашел и положил на поленницу дров. Каждый раз, когда я проходил мимо, мне на глаза обязательно попадалась эта рожа, до того страшная, что однажды я не выдержал, схватил ее, побежал и утопил в пруду. А вот с бабами, на тот момент ясности не было, и надпись, в общем-то, мне понравилась, и я решил, что обязательно научусь выжигать рисунки на фанере. 

Олину бабушку знали все дети. Она работала продавцом мороженного.  Оле многие завидовали и были уверенны в том, что она ест мороженное каждый день.  И конечно все хотели дружить с Олей, а я уже дружил с ней, и даже бывал в гостях.  Дома у  Оли было пианино. Пианино было новое. Оля не умела играть на нем, но умела красиво садиться на круглый табурет, красиво  открывать крышку и красиво класть руки на клавиши. Еще она знала, для чего пианино необходимы педали и объясняла это мне, но я сразу все забыл.

- Наташа, сыграй Жаворонка, очень хочется! - просила мама Олину сестру.

Когда Наташа играла, я вспоминал мою любимую телепередачу «В мире животных», а когда я потом смотрел  «В мире животных»,  то вспоминал - как играла Наташа. Иногда и мне удавалось поиграть на пианино. Клавиши были немного ватными, а мои пальцы были еще слабы, чтобы извлекать звуки. Но я старался;  получалось громко и весело. Оля помогала - тогда приходил ее папа и выпроваживал нас гулять на веранду. Мы мешали Наташе готовиться к экзаменам.

Несмотря на то, что бабушка торговала мороженным, нас им не угощали. Хотя на веранде было полно пустых стаканчиков и деревянных палочек, которыми едят мороженное. На мои вопросительные  взгляды Оля отвечала, что это чистые не использованные стаканчики и бабушка принесла их с работы, чтобы сажать в них рассаду. На веранде было холодно, но зато были  палочки для мороженого, перевязанные веревкой и много других игрушек.  А еще на веранде пахло кошками, и когда я вечером возвращался домой, мама всегда знала - где и с кем я гулял.

Однажды, когда мы уже были немного постарше, Оля заболела и несколько месяцев не ходила в школу. Я, как одноклассник и друг, приносил ей домашнее задание. Как же я завидовал Оле. Если бы и я мог не ходить в школу, я бы гулял целыми днями, а так - жизнь проходила зря, и не было никаких надежд на изменения.  Дома у Оли было много книг. Особенно меня восхищали тома выпущенные издательством «Иностранная литература». Книги были в глянцевой обложке, и приятно пахли полиграфией. Крылатый конь по имени Пегас, на фоне земного шара, точно такого же, как в заставке «Международной панорамы», венчал корешок. Оля объяснила мне, что книги были в суперобложке. И она была права тогда; истинное значение этого слова я узнал много лет спустя.  А потом Оля уехала. Вернее уезжали ее родители. Отцу предложили хорошую должность и квартиру в другом городе. Я знал только, что этот город находится далеко. Я пришел провожать ее. Совсем не знал, что нужно говорить в таких случаях. Когда присели «на дорожку», то время для меня остановилось совсем, а когда все встали, я принялся энергично таскать вещи в машину, которая должна была отвезти Олю и ее семью на вокзал. Оля махала мне рукой через окно, а я постеснялся помахать ей в ответ. Машина отъехала, а мы с Олиной бабушкой остались стоять у калитки. Бабушка держала на руках кошку Мурку, которую мы спасли и плакала. А потом я пошел домой.
 
Летом Оля приезжала к бабушке на каникулы. Мы, конечно, встречались и даже играли вместе, но она изменилась, стала какой-то чужой. Хвалилась новыми туфлями и рассказывала о своих  одноклассниках, которых я и не знал никогда. Она уже не хотела играть только со мной, даже смеялась надо мной в присутствии других мальчиков. Однажды они забежали в дом и заперли дверь, а меня не впустили. Тогда я решил залезть через окно и сломал раму. Оля топала ногой и кричала, что я все испортил. Я ушел домой и после этого мы не виделись  несколько лет.

Шли годы, я рос, окончил восемь классов. На протяжении школьных лет у меня совершенно пропало желание учиться. К тому же преподаватель русского языка и литературы в конце учебного года объявила - кому из моих одноклассников, по ее мнению, стоит продолжать учебу. Меня в ее списке не было, и я с легким сердцем отправился в ПТУ, благо, что экзамены туда сдавать не требовалось. На третьем курсе бросил учебу, пошел работать, кое-как окончил школу рабочей молодежи и был призван в армию. Началась взрослая жизнь. Олю я вспоминал нечасто. Кое-что о ней доходило до меня. Бабушка умерла. Сама Оля вышла замуж, кажется даже за капитана дальнего плавания. Родила дочь. Вот и все, что мне было известно. И вот совсем недавно мы вдруг встретились, и она пригласила меня в гости в бабушкин дом. Я пришел. Дом стоял на том же месте. Он был такой старый, что уже перестал стареть. Веранда состарилась вместе с ним и не казалась новостройкой. Оля открыла мне дверь. Она была все такой же тоненькой и кудрявой. Мама-одуванчик. Очки в пол лица, быстрая речь, та же резкость в движениях; она ни сколько не изменилась.  Я сидел за столом, пил чай из огромной белой чашки и слушал ее щебетанье.

От мужа она ушла. Он действительно был капитаном дальнего плавания. Уходил в море на полгода и больше. Когда возвращался, устраивал сцены ревности, пил водку и скандалил. Дочь Варя приехала вместе с ней. Варе уже восемнадцать и она очень похожа на мать. Теперь они будут жить здесь. С ее экономическим образованием она без работы не останется. Нужно приводить в порядок дом, продолжат жить, верить в лучшее. Началом новой жизни стала кошка по имени Мурка. Кошку она подобрала где-то на улице. Мурка была такая же всеми брошенная и одинокая, как и она – Оля. Но теперь все наладится. Смешно, но к Мурке, откуда только, приходит столько котов! Они метят все вокруг. Да так, что краска отколупывается от входной двери. Представляешь? Я сидел, слушал, кивал головой и пил свой чай. У стены стояло когда-то новое пианино. Шпон растрескался и местами отошел совсем. Одна из точеных декоративных колон отвалилась и была приставлена в углу комнаты. Педали заржавели. Оля поинтересовалась моей жизнью. Что моя жизнь? Вторая жена, две дочери, машина сломалась, кот есть у меня – Барсик. Дом работа, работа дом. Денег не хватает,  бывает, что  болит желудок, прихватывает сердце. Отец умер, матушка жива, слава Богу! Посидели, еще поговорили и я решил, что пора уходить. Провожать меня Оля не пошла. Мы попрощались в прихожей, пообещали встретиться, когда станет теплее. Я прошел через веранду. Надпись на стене уже давно была закрашена краской.

Выйдя на воздух, не стал уходить сразу, а присел на крылечко. Была оттепель, капало с крыш,  птицы пели свою скороговорку «скоролето-скоролето, скоролето-скоролето». Где-то у сараев орали коты. Захотелось мороженного. Посидев еще немного, я поднялся и зашагал по нечищеным от талого снега улицам, на автобусную остановку, домой. Только забравшись в автобус, я почувствовал, что от моей куртки довольно сильно воняет котами. Или не очень воняет? Да вот, кажется  и пассажиры оборачиваются. Вот вляпался! Угораздило же меня на крылечко это присесть. Ну, ничего, дома закину куртку в стиральную машину,  и будет как новая.