07. 4 СТЫД

Андрей Подойницын
Стыд и чувство неполноценности
"Здесь и сейчас я должен в своем поведении, во внешности, в одежде, в способностях и во всем остальном соответствовать моей Я-концепции". Таков императив, нарушение которого наказывается стыдом.  Черты Я-концепции проявляются субъективно как наши ожидания относительно самих себя: быть умным, сильным, честным или каким-либо еще. Рассогласование с этими ожиданиями, то, что мы здесь и сейчас не таковы, какими должны быть согласно Я-концепции, и вызывает стыд.
Как при этом работает наше сознание? Какие операции оно совершает?
1. Сначала происходит определение   ситуации.
2. Затем строится программа ожидаемого поведения, соответствующая ситуации.
3. После этого осуществляется наше реальное поведение.
4. Реальное поведение сличается с программой ожиданий, при этом возникают приятные или неприятные переживания. Поведение или соответствует ожиданиям, что наполняет нас чувством согласия с самим собою и сознанием выполненного долга, или не соответствует. При обнаружении рассогласования возникает отчетливая боль, именуемая стыдом. 
Эти четыре операции ума осуществляются автоматически, привычно и не осознаются, кроме нашего реального поведения, которое воспринимается как раз как стыдное. Опять создается характерное впечатление, что стыд сам собою всплывает из глубин бессознательного.
Однако так было не всегда. В детстве маленький человек четко сознает свой стыд и то, откуда он возникает. То есть ребенок сознательно совершает эти четыре умственных действия. Но потом, когда эти умственные действия начинают повторяться часто и регулярно, они становятся привычными. А привычное не осознается.
Как образуется стыд?
Всякий раз, когда наступало рассогласование поведения ребенка и он "переставал быть хорошим", на него смотрели укоризненно, стыдили и качали головой: "Ай-яй-яй! Как тебе не стыдно!" В результате «пристыживания» ребенок начинал понимать, что неприятное переживание, которое в нем при этом возникает,  обозначается словом "стыдно". Все это повторялось достаточно раз, чтобы  образовалась умственная привычка думать в строго определенной последовательности. Когда нам стыдно, нашему бессознательному кажется, что тот, кто значим для нас или кого мы любим, укоризненно качает головой и показывает, что наше поведение не соответствует тому, какие мы есть. Чувство внутренней рассогласованности подкрепляется этими переживаниями и, повторяясь, приобретает способность самостоятельно вызывать переживания стыда и без «пристыживания».
Стыдные поступки в процессе нашей жизни связывались с лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением к нам со стороны других. Энергия стыда возрастает при представлении о том, что другие оценивают нас, неодобрительно относятся к нашему поведению или состоянию.
Если эти другие нами любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, ибо мы не соответствуем их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.
Значение стыда в человеческих отношениях
Стыд поддерживается человеческим окружением из субъективных соображений безопасности и удобства. Совестливый, стыдливый человек хорошо предсказуем и будет поступать даже во вред себе, лишь бы его поведение соответствовало внедрившейся в него Я-концепции. Те сообщества, в которых вырабатывался стыд, имели больше шансов на выживание, чем те, в которых эти качества личности не получали развития.
Стыд является аффективной составляющей большинства актов управления социальным поведением человека. Эта эмоция наказывает нас за отклонение поведения от требований Я-концепции и, тем самым, выполняет функции безличного       управителя поведением, встроенного в наш мозг воспитанием.
"Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели!", - воскликнул один мудрец, характеризуя людей и отрицая божественное вмешательство в создание морали. С ним легко согласиться, так как видно, что значение стыда состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в генерализированной Я-концепции человека. Благодаря появлению стыда процесс управления поведением людей, а также процесс воспитания детей ставится "на автомат".
Стыд в других - это удобно, предсказуемо, надежно. Поэтому мы стремимся, чтобы в других людях был стыд. Если удалось внедрить в другого бессознательные структуры ума, которые можно обозначить словами "я умный", "я правдивый", "я щедрый", то носящий в себе эти качества человек будет испытывать стыд всякий раз, когда окажется не совсем умным, правдивым или не сможет проявить широты души. Он будет испытывать внутреннюю разорванность, а не целостность.
Стыд как фактор социализации
Эмоция стыда приводит к принудительной социализации человека, который под уколами стыда влечется к добродетели. Стыд - утонченное насилие, встроенное в душу и действующее как автомат. Незрелый человек не в состоянии выдержать тиранию стыда и может погибнуть.
Шестнадцатилетняя девушка покончила жизнь самоубийством, так как не смогла признаться матери, что уже беременна без мужа. Чем в большей степени девочка думает, что мать ее считает добродетельной и «чистой», тем сильнее тирания стыда. Отец, которому на родительском собрании было стыдно, что он плохой папаша и у него невоспитанный сын, выпорол сына. Нетрудно понять, что полезная функция стыда возможна только при его  оптимальном уровне в качестве регулятора поведения. А когда стыд чрезмерен, он порождает зло.
Значение стыда в воспитании
Стыд не только порождает напряженность и страх, но и стимулирует приспособление человека к жизни, развивает личность. Стыд способствует углублению самопознания, поскольку фиксирует внимание человека на чертах, являющихся  предметом стыда. Стыд повышает чувствительность к оценкам других, так как в противном случае мы могли бы не обращать внимания на то, как нас оценивают другие. Противоборство стыду способствует развитию самоуважения, усиливает регуляцию поведения, самооценку, способность оценивать последствия своих поступков в большей   степени, чем если бы поведение человека контролировали другие люди.
Самоконтроль надежнее, чем контроль дру¬гих людей. От него не скрыться и не убежать.
Однако чрезмерный стыд становится деструктивной силой сознания. Если мы не можем эффективно осмыслить стыд, отделить его от себя и сделать предметом осознания, то это чувство полностью берет на себя управление поведением и мышлением человека, блокируя самосознание. Это превращает человека в робота.
Дом построен - леса не нужны
Стыд способствует развитию личности, которая автоматически программирует наше поведение в соответствии с требованиями культуры, наказывая за отклонение от них. Стыд осуществляет суровый надзор за нами изнутри. Самому себе солгать и перед самим собою притвориться невозможно.
Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность проявилась, она уже не нуждается в постоянном надзоре, в слепой работе этой эмоции как регуляторе поведения. Поступки зрелого человека определяются не стыдом, а разумом и сознанием блага. Зрелый человек должен принимать решения разумно. Для разумного человека стыд является лишь сигналом к тому, что здесь и теперь он не соответствует собственной Я-концепции. При слабости саморегуляции стыд становится несвободой. Именно в этом смысле Аристотель говорил, что "мы не хвалим взрослого, если он стыдлив". Для зрелого человека стыд становится атавистическим образованием души. Зрелый бесстыден в том смысле, что он руководствуется в отношениях и делах разумом, а не стыдом. И в этом нет ничего плохого.
Вина и стыд
Если в вине мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас, то в стыде мы виноваты самими перед собою. Структура стыда сходна со структурой вины. Различие в том, что в стыде мы рассогласованы с собственными ожиданиями относительно себя, а не с ожиданиями другого человека. Если мы чувствуем, что нам стыдно перед матерью или другом, то это говорит лишь о том, что к стыду примешивается чувство вины, усугубляя стыд. К примеру, эротическое поведение может подавляться как чувством вины, так и стыдом.
Важно различать эмоции стыда и вины. Это различение необходимо для психотерапевта, когда он, к примеру, имеет дело с фригидностью женщины. В соответствии с этим различением может быть разная природа фригидности, ибо Я-концепция, жестко программируя половое поведение, порождает половой стыд всякий раз, когда реальное сексуальное поведение женщины отклоняется от этой модели. Если стыд поддерживался матерью эмоцией отвращения, то девочка, став взрослой, будет не в состоянии наслаждаться сексом без изрядной дозы отвращения к самой себе и глубинного чувства стыда. Это состояние остается независимым от отношения женщины к своей матери.
Если же половое поведение подавляется только чувством вины, то с изменением отношений к матери меняются и переживания. Одна клиентка рассказала о том, что она не испытывает полового влечения к мужу, хотя и любит его. Выясняется, что к половым отношениям мать относится отрицательно, считая это вынужденной данью животности и духовному несовершенству человека. К этому следует добавить также и то, что мать не любит и даже презирает ее избранника. Чувства этой женщины к мужчине подавляются виной перед матерью. Причину жен¬ской фригидности многие психологи усматривают в чувстве вины.
На чувстве вины держится также и устрашающий, и патогенный эффект материнского проклятия.
Облики стыда
Сколько значимых черт в личности, столько потенциальных источников стыда. Диагностика стыда предполагает выявление того, в связи с какой чертой Я-концепции наступило рассогласование. Но поскольку большая часть Я-концепции не осознается, то и диагностика затруднительна. Она возможна только путем анализа самого переживания стыда. Это будет понятно из следующего рассуждения. Если мы действительно считаем себя умными, правдивыми, удачливыми, щедрыми, то всякий раз, когда оказываемся не очень умны, лжем или проявляем скупость, то непременно испытываем стыд. Поскольку наше реальное поведение осознается, мы безошибочно можем считать, что наша Я-концепция имеет эту яркую черту.
Любопытно, что каждый вид стыда - стыд глупости, стыд лживости, стыд неудачи, стыд скупости - протекает по-разному и имеет различный облик. Целесообразно уметь, совершая интроспекцию, размыслить свой стыд в его своеобразии черт.
Я-концепция и личность
Когда на нашу Я-концепцию смотрят стороны другие люди, то они воспринимают т.н. личность. Когда же мы смотрим на себя "изнутри", то наша «личность»  воспринимается нами как Я, или, на психологическом жаргоне, - как Я-концепция. Это следует иметь в виду. Под этими двумя словами скрывается одно и то же программное образование. К сожалению, Я-концепция и личность осознаются нами лишь частично, так как механизмы психической защиты тщательно скрывают от осознания наши подлинные черты.
Экзистенциальный стыд
Мы различаем экзистенциальный стыд и стыд атрибутивный. Рассмотрим эти различия.
Наша концепция-Я содержит большое количество черт, каждая из которых может стать меркой, в сличении с которой возникает стыд. Стыдно, что рост маловат или родители не те, или нос не имеет нужной конфигурации и т.д. Например, рослые девочки обязательно сутулятся. Стыд пригибает их к земле, преобразовывает строение тела; он может вызывать спазмы сосудов, питающих орган, и способствовать заболеванию. Все это - следствие атрибутивного стыда. Атрибут - это свойство. Поэтому стыд, возникающий при отклонении от какого-то ожидаемого свойства, которое человек приписывает себе, предлагается называть атрибутивным стыдом.
Экзистенциальный стыд есть рассогласование индивида с его личностью безотносительно к отдельным чертам. Ядерное чувство неполноценности порождается потерей базового доверия и отсутствия любви на первоначальных этапах развития человека. Ребенок, лишенный эмоциональных контактов, чувствует себя отвергнутым и ненужным, обузой для родителей независимо от того, "хороший" он или "плохой". Постепенно ребенок приобретает чувство глобального несоответствия тому, какой он есть, потому что опыт общения с близкими говорит ему: "Такой, каков ты есть, ты - плохой". Это тяжелейшее хроническое рассогласование порождает чувство неполноценности независимо от того, соответствует ли человек отдельным чертам своей Я-концепции или нет.
Фиксированное глубинное рассогласование полностью оторвано от реальности и подлинных свойств человека. Если человек имеет в концепции-Я черту "Я - неумный, неспособный, недалекий человек", то он все время вносит поправку, подгоняя себя под эту черту, даже если он и успешен. В его подсознании автоматически реализуются следующие операции: "Мне удалось решить эту трудную задачу, но это - случайность, я все равно глупый"; "она восхищается мною, считает сильным и красивым, но это - заблуждение, вызванное тем, что она или глупа, или временно ослеплена". Женщина думает: "Этот мужчина восхищался мною. Думаю, что это простое проявление вежливости или благодарности воспитанного человека. Ему не хотелось обижать меня, показав, насколько я неприятна". Видно, что в данном случае рассогласование между отрицательной чертой и положительным поведением поддерживается путем упорного навязчивого приписывания себе этих отрицательных черт.
Экзистенциальный стыд представляет собой не обнаружение рассогласования между тем, «каков я здесь и теперь» и Я-концепцией, а, скорее, общую отрицательную реакцию на сам факт оценки себя другими людьми. Отрицательные оценки других настолько привычны, что независимо от того, как они меня оценивают сейчас, человек автоматически воспринимает любую оценку как неблагоприятную, отрицательную.
Экзистенциальный стыд - это когда стыдно за то, что ты есть, за то, что ты существуешь. Строго говоря, это катастрофа, это отрицание собственного права на жизнь.
Как спрашивать себя о стыдном?
Когда становится стыдно, появляется как раз самый потрясающий и уместный повод задать себе важный для самопознания вопрос:
Каким я должен быть и как мне следует себя вести, чтобы мне не было стыдно?
Ответ исключительно поспособствует осознанию невидимой части Я-концепции и раскроет его реальную структуру. Это будет постепенно освобождать от иллюзий относительно самого себя.
Вот еще о чем будет полезно себя спросить.
1. Откуда возникли эти черты моей Я-концепции, то есть ожидания, которые я имею относительно самого себя?
Эти ожидания могут осознаваться, но могут и не осознаваться, так как они привычны и об их существовании можно узнать, только когда вдруг становится стыдно.
2. Насколько мои ожидания, мои черты реалистичны?
Почему мне стыдно? Каким я должен быть, чтобы мне не было стыдно? Как я должен был бы вести себя, чтобы мне не было стыдно? Это как раз повод пофилософствовать о природе наших реальных отношений с близкими людьми и с нашим социальным окружением.
3. Существует ли возможность скорректировать свои ожидания в направлении большей реалистичности, чтобы устранить внутренний разлад с  Я-концепцией?
4. Что мешает мне совершить эту поправку?
В процессе ответа на эти вопросы происходит эффективное размысливание эмоции  стыда и осуществление контроля над эмоцией.
Примеры ответов на эти вопросы
Мои ожидания прямо производны от обычаев и сложившихся представлений о подобающем поведении, закрепленных в традициях семьи или окружения.
Ожидания о самом себе определяются культурными стереотипами, привычками общения, указывающими на то, как должен вести себя человек, в соответствии с той ролью, которую мы реально исполняем или которую нам приписывают другие.
Стереотипы поведения, закрепленные в Я-концепции, внедрены в восприятие родителями и близкими, которые разделяли эти требования культуры.
 Серия подобных вопросов позволит получить представление о нашей Я-концепции на основе дедукции, например:
        1) Мне стыдно потому, что мое поведение или мое обладание, или моя принадлежность к группе отклоняется от некоторых ожиданий о самом себе. Мне нужно установить, к какой черте моей Я-концепции относятся эти ожидания. Мне нужно иметь представление о чертах человека, характера. Тогда я смогу думать правильно, эффективно.
         2) Мне сейчас стыдно. Почему?
         3) Мое поведение или состояние обладает следующими признаками: скажем, я оказался не таким умным или не таким богатым, или не так красиво одетым, или у меня не те родственники, или я принадлежу не к той группе людей и т.д. Значит, нужно представить противоположное указанным признакам качество, которое, по-видимому, содержится в нашей Я-концепции.
          4) Следовательно, моя концепция содержит в себе черты: или "умный", или "богатый, должен быть богатым", " я должен быть хорошо одет", " я обязательно должен принадлежать именно к той группе людей, к которой я не принадлежу", или "у меня не те родственники". Я об этом узнаю, так как мне стыдно.
        Эмоция стыда как линза для интроспекции
Для самопознания стыд превращается в призму, через которую отлично видно самого себя. Посмотрим, как реализуется это внутреннее зрение.
Например, вам стало стыдно, что вы проявили незнание чего-то. Значит, в вашей Я-концепции содержится черта "Я - знающий". Иначе невозможно объяснить ваш стыд.
Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепции бессознательно считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе. Психолог дает ему понять, что такого рода неудачи встречаются в жизни любого мужчины, независимо от его сексуального потенциала. Это понимание корректирует ожидания клиента о самом себе.
Перечисленные и аналогичные случаи предполагают ответ на вопрос: "Реалистичны ли бессознательные ожидания относительно   самого себя?"
На самом деле, не абсурдно ли ожидание, что могли быть иные родственники, или требование к себе "быть всегда умным", в то время как достоверно известно, что сила интеллекта у каждого сильно колеблется, и даже гении делают глупости, и нет человека, который бы временами, когда у него «безрыбный период», не был глупым, и нет мужчины, который разок-другой не оказался бы несостоятельным с женщиной.
Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде - один из самых надежных путей самопознания и различения того, каким сознательно нам хочется казаться, и того, каковы мы есть согласно нашим Я-концепциям.
Нейтрализация стыда
Надо научиться быть ни хорошим, ни плохим. Лучше изменить свои требования к самому себе, иначе придется «отказаться от себя», чтобы не находиться в разладе с самим собою. Человек не может всегда быть всегда «хорошим» (эталонным), когда-то он бывает еще и «плохим» (не вполне эталонным). Не нужно кричать об этом громко и вслух, но себе сказать на ушко – полезно.
Чтобы снять напряжение стыда, следует просто попросить прощения у самого себя, независимо от того, хороши мы или плохи, обоснованы ли или нет наши ожидания. Радикальное средство для угашения чувства стыда - принять себя несовершенным, любить себя и эталонного, и не совсем.
Я-концепция программирует поведение. Любая оценка - это модель, под которую подгоняется поведение человека, стандарт, который навязывается ему. Я-концепция - это наш собственный стандарт. Наша привычка жестко оценивать себя происходит от привычки жестко оценивать других. Оценка - завуалированное насилие.
Стимулятором обиды или вины является упорство, с каким мы отказываемся признать свободу и индивидуальность другого человека. В стыде мы отрицаем свою свободу. "Почему я должен принять себя плохим, несовершенным, когда я совершенен, хорош, и об этом мне все всегда говорили!"- вот ход мысли, который закрепляет и усиливает чувство стыда. Требовательность к самому себе не должна быть чрезмерной.
Отстранение от стыда
Отстраниться от стыда легче, если постараться понять источник происхождения наших ожиданий относительно себя. Зная, что эти ожидания усвоены от наших близких, будет полезным ответить на вопросы:
1. Почему они именно так думали обо мне?
2. 3нали ли они мои возможности и индивидуальные особенности?
З. Склонны ли были переоценивать меня и почему?
4. Принимали ли они меня "плохим"? Кто был тогда для них «хорошим»?
5. Испытывали ли они гордость или стыд за меня?