усадьба Отрада

Стансы
 Ворошу прошлое, чьи листы слиплись и переворачиваются с характерным треском..

 Современная городская архитектура изрядно подсушила само понятие архитектуры, уставшее сознание уже не шепчет на ухо ответы. Иное дело - архитектура века восемнадцатого: мягкие геометрические формы, дома-рояли, графские развалины, где плотность, пустота и полная гармония.

 На снимке - усадьба Семеновское-Отрада графа Владимира Григорьевича Орлова,
младшего из братьев Орловых, кои учавствовали в заговоре, приведшем на престол Екатерину.
Заходим из теплого мартовского дня - в сумрак первого этажа усадьбы.
Помещение, изумляющее своими неожиданно маленькими размерами, по форме напоминающими каретный пандус. Здесь, обернувшись к двери,  представила я, как с мороза влетает кто-то из графьев, как потирает он коченелые руки и бодро произносит голосом Михалкова -
- "ну-с, матушка,  а что у нас сегодня к обеду?" .. а сверху доносится звон фарфоровых тарелок, Гаврила ронянет поднос.

 Иван Бунин, посетивший Отраду в 23 году написал в "Несрочной весне" именно об этом месте : "и чаще всего направлялся прямо во дворец, в вестибюле которого весь день сидел в старинном атласном кресле, с короткой винтовкой на коленях, однорукий китаец, так как дворец есть, видите ли, теперь музей, "народное достояние", и должен быть под стражей. Ни единая не китайская душа, конечно, ни за что бы не выдержала этого идиотского сиденья в совершенно пустом доме, - в нем, в этом сиденье, было даже что-то жуткое. Но однорукий, коротконогий болван с желто-деревянным ликом сидел спокойно, курил махорку, равнодушно ныл порою что-то бабье, жалостное и равнодушно смотрел, как я проходил мимо.(с)

 К девяностым годам века прошлого работы по реставрации усадьбы были практически завершены - ! Но тут страна разбежалась - как в самой усадьбе  разбегаются во все стороны лучи анфилад. Естественная работа времени - выветривание, человека же - выламывание. Везде, где дотянулась рука человека - зияют контуры исчезнувших барельефов, лепнины, etc.
Второй этаж усадьбы - разрушенные камины, искореженный паркет, пустые оконные проемы, причудливое эхо.

 В тридцатых годах века двадцатого Сталин выбрал Отраду под свою отдаленную дачу, но
от главного дома отказался, и тогда для Иосифа был выстроен новый дом - контуры его
прослеживаются в окнах "Отрады".

В усадьбе удивительная и одновременно - пугающая неожиданностью своей, акустика.
По причине построения комнат по принципу сообщающихся сосудов, шаги человека, вышедшего в дверной проем, начинают  звучать словно издалека,  совсем в другом месте.
Вдруг начинает казаться, что в доме находится кто-то ещё, неведомый.
Когда-то в стенах этого дома висел плафон, выполненный по эскизам Карла Брюллова. Болконы-ротонды второго этажа с изгибами лестниц, сбегающими вниз - во двор.

Ворон, пролетая над усадьбой, видит контуры ее, похожие на римскую единицу
с кособокими перекладинами у основания.
При Орлове в этой из комнат первого этажа хранился уникальный архив Ломоносова, который куплен был у вдовы Михайло Васильевича.

 Хожу по усадьбе и думаю о том, что именно здесь ходили  Тютчев, Чехов, Бунин, Давыдов.
Дом, бывший без малого два века одним из величайших творений подмосковной архитектуры,
да и собственно - до сих пор таковым и являющийся - ветшает и дряхлеет.
Втекает под крышу его вода, покрываются плесенью и мхами стены.  Но нутро его - живое.   


усадьба Орлова "Отрада"
12 мар, 2013 в 1:52