Стать писателем

Критика Текста
В двух словах. Монолог о банальностях.

Образованность - не показатель талантливости, тем более в тех случаях, где речь идёт о литературном творчестве. Но, согласитесь, когда образованность (теоретические познания, скажем, в области литературы) и продуктивный жизненный опыт накладываются на талант, на интеллектуальные возможности, на природу человека, писателю состояться много проще.
Хотя, главное условие, конечно же - талант, искра божья, без этого талантливого писателя не получится. Невозможно стать выдающимся композитором, не имея музыкального слуха, а имея слух, необходимо учиться нотной грамоте. Нельзя стать художником, не научившись держать кисть и смешивать краски. То есть данные человеку от природы способности необходимо развивать, и чаще всего по индивидуальной для каждого программе. У творца - свой путь во тьме собственных заблуждений и ограничений.

А образование ещё никогда и никому не вредило. Вопрос в том, как говорится, "в коня ли корм". Литературный институт и филфаки всевозможных ВУЗов нашей страны (про журналистов не будем, это - совсем другая история) ежегодно выпускают сотни и тысячи специалистов в области составления слов в предложения, условно выражаясь. И сколько из них становится потом успешными, талантливыми, признанными писателями? Я слышала лишь про некоторых из них, а чьи-то произведения и читала. Речь не о гениях, конечно. Их по определению не может быть много.

Допускаю, что система образования в Литературном институте слишком далека от совершенства, возможна она в какой-то степени "ломает автора", он старается писать тексты правильно, "как надо", и в итоге погибает, как творец. Поэтом учить кого-либо "писательскому мастерству" - это может быть преступлением против человечества. Я вот не представляю себе Бунина или Чехова в этой роли. Уверена, что научить "как стать писателем" невозможно в принципе. Это - большой и популярный миф. Здесь всё зависит лишь от самого автора, исключительно.

Что касается критики, то она нужна. Как автор узнает мнение читателей или профессионального критика, если все будут помалкивать? Писать только "для себя" можно, но крайне трудно обходиться без обратной связи. Писатели пишут обычно не для "стоячих вод", а для людей.

А вот определить точно, насколько текст автора является высоко художественным произведением искусства могут, вероятно, литературоведы. И время, разумеется.
Читатели могут это лишь предполагать, ведь у каждого из них - свой уровень потребностей и культуры в области художественной литературы. Каков читатель - таков и круг его чтения. Кому-то, возможно, интересно и вывески на зданиях прочитывать, и тексты Проза.ру в стиле "быстро придуманного, нереального реализма" (сюжет, давно ставший общим местом, убогие лексические конструкции и избитый набор словесных штампов).


Вы спросите, а что же делать тем, у кого нет, мягко скажем, ярко выраженных литературных способностей? Надо ли им писать стихи, прозу, мемуары, дневники?
Безусловно, надо, если в этом есть потребность и доставляет удовольствие. Отчего нет? Это - творческое, пусть и любительское, самовыражение, способ общения с миром. Это должно делать человека лучше, гармоничнее, счастливее.