01. 9 Воля

Андрей Подойницын
Вокруг понятия «воля» сломано бессчетное количество философских копий. По установившейся традиции, мы постараемся обойтись без заоблачных онтологических высот и рассмотрим данный вопрос в сугубо прикладном, поведенческом аспекте.
Как и у многих других феноменов человеческой психики, у воли и волевого поведения человека имеется аналоговая предпосылка на других эволюционных этажах - так называемый рефлекс свободы у животных, врождённая реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений.
По точному замечанию И.П. Павлова, не будь рефлекса свободы, всякое малейшее препятствие, встреченное животным на своём пути, совершенно прерывало бы течение его жизни. Этот рефлекс является прямым и естественным продолжением инстинкта самосохранения. Можно сказать, что рефлекс свободы – один из главных инструментов практической реализации инстинкта самосохранения.
Очевидно, что приведенная аналогия весьма ограничена. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым. Главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности.
По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях - начиная от таких, в которых достаточно принять решение, и действие осуществляется словно само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребёнка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для её преодоления, т.е. проявление силы воли. Простейший случай – когда сильное желание отдохнуть борется с необходимостью завершить важную часть работы.
Представление о воле обычно связано со способностью к определенному усилию для достижения определенной цели. Это субъективная сторона воли или волевого усилия.
С позиций поведенческого подхода волю можно рассматривать как способность человека к управлению собственным поведением в самом широком смысле.
Чтобы понять объективное проявление воли, следует рассмотреть основные функции управления собственным поведениям. Этих функций три: направляющая, организующая и сдерживающая.
Направляющая функция воли
Данная функция состоит в выборе целей поведения и принятии решения, что же делать в той или иной ситуации. В тех случаях, когда цель соответствует доминирующей потребности и соответствующей мотивации поведения, им управляют мотив и потребность, что само по себе не требует волевого регулирования. Человек, который хочет есть и намерен это делать, не совершает волевого акта.

Однако чаще встречается ситуация, когда  цель и доминирующая потребность не совпадают –например, если возникают препятствия к удовлетворению потребности или актуальная потребность приходит в диссонанс с ранее взятыми на себя обязательствами. В этом случае «естественно» возникающее поведение должно быть скорректировано. Становится необходимым сделать выбор. Такого рода волевое действие предполагает подавление одних импульсов и стимулирование других.
Воля – это умение осуществить выбор цели.
Направляющая функция выражается одновременно в сдерживании и подавлении тех мотивов и желаний, которые противоречат осуществлению выбранного поведения, и, напротив, в стимулировании мотивации желательного действия, соответствующего принятому решению.
Здесь вновь требуется  волевое усилие, влияющее на доступность необходимой информации и устранение той, которую следует стереть. Выполнение долга может подавлять иные импульсы, которые либо излишни, либо мешают выполнению действия.
Таким образом,  воля – это программа-селектор, реализующая выбор и иерархическое построение целей, мотивов, потребностей.
Организующая функция воли
Эта функция состоит в управлении вниманием и активизации тех функциональных элементов действия, которые обеспечивают его выполнение. После того как выбрана цель, осуществляет синтез программ. Это предполагает сосредоточение внимания именно на тех объектах среды, использование которых делает эффективным действие. То есть, волевое усилие будет направлено на ориентировку в среде и анализ условий выполнения действия. Оно также будет снижать пороги тех действий, которые должны будут синтезированы в программу волевого действия.
Организующая функция воли проявляется в регулировании исполняемого действия в соответствии с особенностями ситуации и фазами выполняемого действия. В любом поведении требуется усилие, направленное на выполнение определенных фаз программы, сличения этого сегмента программы с выполняемым действием, сличение результата с целью и приложение усилия к продолжению действия до тех пор, пока не будет получен запланированный результат.. Усилие в чистом виде может проявляться, например, в случае, если человек решил отжаться на полу определенное число раз или пробежать определенное расстояние.
Исполнение волевого действия предполагает противостояние помехам и импульсам, которые вносят дезорганизацию в желательное поведение человека. Таким образом, воля – это и удержание «маршрута следования» в растре своего внимания в течение всего времени следования к цели.
Сдерживающая сила воли
Простейший акт сдерживания мы наблюдаем при научении в ситуации с отрицательным подкреплением, тем или иным «ударом тока», полученным в результате совершения какого-либо действия. (Отрицательное подкрепление – это вид научения, когда действие сочетается с неприятностью, страданием). Сигналом для сдерживания являются раздражители, предшествовавшие исполнению действия. Например, если после вспышки света животное нажимает рычаг с намерением получить привычное вознаграждение, но вместо этого получает удар током, то при последующих повторения появляется импульс к сдерживанию наученного действия. Если же сдерживание становится привычным, то оно происходит автоматически, мотивация и действия вытесняются в бессознательное.
Ситуации сдерживания для человека, обладающего сознанием, может быть следствием прогнозирования отрицательных последствий выполнения определенного действия. Отрицательное подкрепление может проявляться в виде угрызений совести, чувства вины или стыда, что заставляет человека применять усилие к сдерживанию. Сила сдерживания определяется «совестливостью» или иными эмоциями, которые могут интерпретироваться как ожидаемые следствия выполнения действия. Например, удовольствия от развлечений могут быть изрядно омрачены ожидаемыми неудачами и стыдом невыполненного учебного долга.
Если ожидаемое отрицательное подкрепление какого-либо действия в той или иной ситуации по своей силе примерно равно или больше, чем получаемое удовлетворение, то, по-видимому, не приходится вести речь о волевом усилии и волевой регуляции. В этом случае субъект сдерживается одной из самых сильных эмоций – банальным страхом. Подавление происходит автоматически, без сознательного усилия.
В случае же сильного нарушения этого баланса в пользу потребности или влечения к запретному действию можно говорить о волевой регуляции поведения. Нетрудно заметить, что сила волевой регуляции зависит от мышления и воображения.
Человек должен быть в состоянии отчетливо представить последствия выполнения запретного действия, что предполагает сознательное волевое воображение. Поведение психопата характеризуется как раз недостатком воображения и прогнозирования, когда сила мотивации запрещенного действия ломает все культурные сдерживания. Правильнее было бы говорить не о психо-патии, а о «воле-патии», то есть патологии воли, которая «хорошего» человека может сделать преступником.
Воля и эмоции
Эмоции обладают очень неудобной для общественной жизни способностью брать управление поведением на себя,  подчинять себе и мышление, и сознание, и энергию поведения. Охваченный ревностью Отелло оказывается «не в своем уме», ибо его поведением и мышлением управляет ревность. Аналогично обстоит дело с нами, когда мы испытываем эмоции: обиду, стыд вину, зависть или гнев. Это поведение не может квалифицироваться как волевое поведение, хотя при этом затрачиваются огромные усилия. Мы просто реализуем программу «эмоции», и все.
Напрашивается предположение, что воля проявляется с момента, когда мы пытаемся регулировать свои эмоции, сдерживать их или давать определенное, приемлемое для нашей личности направление реагирования. Само сдерживание эмоций считается проявлением силы воли. При оценке силы воли человека мы предполагаем некоторый средний уровень эмоций и рассматриваем его как точку отсчета. Поэтому человека, у которого эмоции слабы, мы склонны считать волевым, равно как и психопата с мощными эмоциональными всплесками, которые он не может сдержать, и у которых идет на поводу.
Известно, что наши асоциальные проявления, например гнев, контролируются просоциальными чувствами – жалостью, сочувствием, человечностью. Если же эти чувства не развиты, мы склонны считать человека, причиняющего страдания многим людям, обладателем железной воли. Потому моральная дефективность может интерпретироваться как железная воля, управляющая миллионами.
Эмоции иногда мешают достижению сознательно поставленной цели: страх за собственную жизнь побуждает к бегству солдата с поля боя, страх за близких делает нас беспомощными, когда заложниками оказываются любимые, жалость или своекорыстие могут побудить судью оправдать закоренелого преступника или принять иное неправосудное решение. В каждом из этих случаев проявления воли приобретают своеобразный и контрастный характер. Воля не может быть механически сведена к «управлению эмоциями», кто бы и что бы под этим ни понимал. Воля – это, конечно же, сила, но сила сознательная и организованная, представляющую собою равнодействующую огромного числа факторов: ситуационных, нравственных, духовных.
Очевидно, что сама способность и готовность применять эту мощную силу должна, в свою очередь, регулироваться – сознанием, конечным позитивным смыслом и эффективной этикой. Воля, не сопровожденная сознанием и осознанием, - всего лишь усиленный рефлекс, имеющий прямые аналоги в животном мире.
Способность к саморегуляции поведения возрастает с выработкой умений контролировать свои потребности и эмоции. Саногенное мышление, ослабляющее эмоции за счет их осознания, повышает способность волевой саморегуляции поведения, хотя уровень усилия, которое для этого применяет человек, остается прежним или даже меньшим.
Воля и насилие
Способность человека проявлять насилие в отношении самого себя ради какой-либо цели, как правило, характеризуется как сила воли. На самом же деле это свидетельствует об узости сознания человека, который не владеет способами ненасильственного управления собственным поведением. Эта ограниченность сознания, доходящая порой до степени явного дефекта, приводит к фанатизму и склонности к постоянному самопринуждению. Насильственное управление собственным поведением предполагает не только самонаказание за невыполнение действия, но и отработку определенной концепции наказания, греха, вплоть до посмертного воздаяния. По сути, тут мы имеем дело с принципом управления страхом.
Склонность к самопринуждению очень часто проявляется в таком хорошо известном качестве, как упрямство. Последнее, по сути дела, всего лишь гипертрофированный рефлекс самоутверждения. Его поведенческие признаки могут быть довольно просто описаны следующим образом: переходом из предметного плана общения в межличностный. Знаменитый «переход на личности», агрессия. Кстати, и упрямых граждан тоже нередко по ошибке причисляют к волевым, подразумевая силовой аспект воли.
Ведь что такое рефлекс самоутверждения? По сути, это естественная пролонгация инстинкта самосохранения. Любая живая система стремится сохранить свою целостность и дееспособность. В данном случае – любая живая система в соответствии со своими потребностями манифестирует, предъявляет во внешней среде свои права на определенные ресурсы и пространство по факту своего существования. Это нормально и природно-естественно, в том числе и для людей. В самом деле – как узнать о потребностях кого-то, если этот кто-то их не артикулирует? Однако данный рефлекс может быть гипертрофирован, и тогда тот или иной человек осуществляет манифестацию себя и составных частей своего страждущего Я, игнорируя за другими Я наличие ровно такого же права. Рациональный смысл рефлекса полностью утрачивается, остается только форма, если угодно, «ритуал самоутверждения».
Воля и ненасилие
Однако существует и ненасильственное управление  поведением, по крайней мере - собственным. Реальная, сознательная воля в наибольшей степени проявляется в искусстве ненасильственного управления собой. Сознательная воля предполагает самопознание, в результате которого мысль активизирует мотивы и желания, способствующие исполнению желательного поведения. Например, к собственной работе можно относиться двояко. Работа может нравиться и не требовать самопринуждения. Работа может не нравиться  и требовать постоянных усилий над собой.               
Правильно думая о своей работе, акцентируя внимание на ее приятных компонентах, человек постепенно вырабатывает положительное отношение к ней, и с момента, когда она начинает нравиться, уже не нуждается в самопринуждении. Либо сознательно выбирает себе иное место работы.
Искусство управления поведением других, когда управитель не прибегает к насилию, а умело возбуждает в людях нужные для дела желания и мотивации, почти не нуждается в применении силы любого рода. Некоторые усилие тратится лишь на осмысливание ситуаций и выбора правильного решения.
Об «энергии воли»
Слово «энергия» часто употребляется в сочетании со словом «психическая». Считается, что волевой человек обладает большой психической энергией. «Волевой, энергичный человек» - хорошо известное с детства выражение. Что следует под этим понимать? Значит ли это, что у волевых людей больше физической энергии, или они имеют доступ к каким-то иным «тонким энергиям», недоступным обычным людям?
Энергия определяется физиками как возможность выполнения определенной работы. Энергии нужно больше, если предстоит сделать много работы. Очевидно, что энергия расходуется не только на совершение полезной работы, но и рассеивается в среде. В психологии аналогом работы является поведение.
Вероятно, на самом деле речь идет о КПД, о коэффициенте полезного действия. Люди, обладающие сильной сознательной волей, очень рационально расходуют физическую энергию, которой располагает их организм. Таким образом, психическая энергия – это физическая энергия, управляемая сознанием. А сильная воля –умение тратить энергию по назначению, концентрировать усилия. Отсюда возникает видимый эффект «сверхэнергии».
Секрет явления заключается в том, что «обычный» человек исключительно много энергии тратит не на осознанное, целесообразное и полезное с точки зрения конечного результата поведение, а на рефлексии, эмоциональные переживания и действия, связанные с этими переживаниями. При рефлексиях и эмоциях энергия и время рассеиваются «в никуда», тратятся на «обогрев пространства», не производя никакой содержательной работы ни для человека, ни для окружающих.
Что значит выражение «вся энергия ушла на эмоции»? Его следует понимать очень и очень буквально. Каждой эмоции, тем более сильной и выраженной, соответствует огромное напряжение, причем не только психическое, но и чисто физическое -- напряжение мышц, тканей, сосудов, сухожилий и т.д. Особенно энергозатратны постоянные, неснимаемые напряжения, которые настолько привычны, что не осознаются человеком как напряжения вообще. Такие гипертонусы работают как мощные насосы по откачке энергии организма. Приведем простые примеры.
Гнев требует очень много энергии, так как в реализации этой эмоции участвует биохимия  иммунной, эндокринной, кровеносной системы и системы мышц, которые готовятся к хорошей драке. Энергия гнева трудно поддается контролю, так как системы, в которых связывается эта энергия, регулируются исключительно мощными рефлексиями. То же можно сказать и об энергиях страха, отвращения. Эмоция отвращения «высасывает» энергию из пищеварительной системы, сильно ослабляя ее. Это нетрудно понять, так как основой отвращения является рвотный рефлекс, направленный на защиту организма от интоксикации.
В закономерности своеобразной «психической энергетики» можно увидеть некоторую аналогию с известным в физике законом сохранения энергии: общее количество «энергии», доступное индивиду, остается постоянным, вне зависимости от того, на что она затрачивается; отдельные виды энергии могут переходить друг в друга. И если некоторое количество энергии направляется на психологическую защиту - например, на вытеснение проблемы (подавление психологического комплекса), то оно отвлекается от других, более полезных применений, и в первую очередь от производимой человеком активной деятельности. В медицине подобная ситуация неадаптивного распределения ресурсов называется «синдромом обкрадывания»,  что приводит к снижению позитивного личностного потенциала.
Когда же человек оказывается в ситуации новой психотравмы либо телесного заболевания, требующих от него максимального использования всех душевных и физических сил, происходит перераспределение «энергии». И вот уже она вся без остатка направляется на другие неотложные дела, на подавление старого подсознательного комплекса ее уже не хватает, и вытесненный ранее комплекс высвобождается, прежняя психологическая проблема оживает с новой силой. Примером является так называемый когнитивно-поведенческий субсиндром стресса, когда на фоне психоэмоциональной напряженности у человека существенно снижается продуктивность интеллектуальной деятельности, включая как процессы внимания, так и мышления. При этом снижается и качество принимаемых решений, и адаптивность поведения в целом.
Сила воли, то есть способность к саморегуляции, сама по себе зависит от запасов  энергии в организме. Дефицит энергии затрудняет процессы саморегуляции; на отдых и восстановление требуется значительно больше времени.
Еще йоги заметили, что для усиления воли целесообразно заниматься дыхательной гимнастикой, выполняющей двоякую функцию: она пополняет нервную систему зарядами электричества, которые несут на себе молекулы воздуха и резко снижает внутреннее фоновое напряжение, сокращая бессмысленные энерготраты.
Полезно помнить, что в результате дыхания накапливается неспецифическая энергия, которая может быть использована в волевом действии или в инстинктивном, но тренировки воли при этом не происходит.
А в чем же тогда состоит тренировка воли?
Полагают, что упражнение воли заключается в самопринуждении, в преодолении трудностей. Так ли это?
Например, вам нужно заставить себя делать зарядку или пробегать трусцой три километра каждый день. Постепенно вы привыкаете к этому занятию, с каждым разом происходит уменьшение усилий, нужных для зарядки и бега. Потом наступает момент, когда это начинает нравиться и потребность в сознательном усилии отпадает. На самом же деле это - не тренировка воли, а отработка привычки к данным видам поведения и не более того. Привычка - нечто противоположное воле; она в ней не нуждается и ее игнорирует. Можно привести достаточно примеров подобных тренировок, принимаемых за отработку воли.
Воля и тренировка произвольного внимания

Основным показателем воли и психической энергии является выносливость внимания. Выносливость можно определять как раз в способности длительное время освобождать энергию в поведении. От умения правильно регулировать поведение зависит устойчивость внимания, так как в каждую единицу времени у опытного человека тратится энергии меньше, чем у неопытного.
Искусство сосредоточения является главным признаком силы воли. Поэтому тренировка внимания является и тренировкой воли. Ведь слабость как раз проявляется в том, что мы не можем сосредоточиться на нужном: внимание переключается, колеблется и действие,  соответственно,  дезорганизуется.