01. 4 я концепция

Андрей Подойницын
В процессе восприятия всегда происходит не только построение того или иного образа или модели, но и их оценка , соотнесение с некой матрицей значений (ценностей, значимостей и пр.). Всякий образ или модель не просто строится, но и одновременно оценивается исходя из потребностей и интересов сознания, осуществляющего данное моделирование.
В этой связи принципиальное значение имеет такой феномен, как апперцепция.
Термин «апперцепция» обозначает влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта, установок, целей и мотивов человека, его личностных и индивидуальных особенностей.
Иными словами,  в процессе апперцепции происходит придание смысла образу восприятия.
Удивительно, но апперцепция – весьма «нераскрученное» понятие. Между тем оно означает буквально следующее: разные люди, в зависимости от их способности осмысливать, расшифровывать и анализировать прошлый опыт, в зависимости от их целей и мотивов, от умений распаковывать смыслы, видят разное.
У людей - разная апперцепция, разное (обусловленное) восприятие одних и тех же объектов. Мы полагаем, что если бы люди по умолчанию всегда учитывали это обстоятельство, то сами принципы человеческого общения строились бы несколько иным образом.
Каждому образу восприятия, возникающему на основе ощущений, всегда придается не только содержательное, но и оценочное значение: хороший - плохой, вкусный - невкусный, тяжелый - легкий, приятный - неприятный, полезный - вредный и пр.
Однако существует один образ, значение которого на много порядков превосходит совокупные значения всех остальных. Это образ самого себя, своего Я в этом мире.
Образ своего Я принято называть Я-концепцией.
Люди давно поняли, что наши представления о мире и о других людях час¬то носят характер самоисполняющихся пророчеств. Человек, который счи¬тает, что мир — место опасное, обнаруживает, что мир полон страхов, несчастий и разочарований. Тот, кто считает, что мир несет в себе множе¬ство возможностей и неизведанных чудес, обнаруживает в том же самом мире бесконечное разнообразие, изобилие и радость.
То, что мы думаем о самих себе, многократно важнее этих представлений, по¬скольку наша Я-концепция сопровождает вас повсюду и влияет на весь ваш опыт. Если мы полагаем, что окружающие порочны и глупы, то хотя бы на время можем уединиться на лоне природы, и это придаст нам сил. Но если мы полагаем, что порочны и глупы мы сами, то бежать физически некуда — за исключением временно¬го спасения в виде чрезмерной стимуляции, притупляющих сознание нар¬котиков или сна. С другой стороны, если вы верите в собственную доброту и ум, эти представления питают и поддерживают вас, даже когда вам очень трудно совладать с событиями и окружающими людьми.
Посмотрим, почему Я-концепция так важна.
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. У них еще не сформированы ни «личность», ни «характер», не инициирована сама мета-программа «сознание». По мере роста начинает развиваться «телесное Я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него контакты с личностно значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют его представления о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. Завершается процесс формирования «личности» на основе вполне сложившейся к этому времени Я-концепции.
Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).
На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Важно помнить, что огромное число принципиальных утверждений относительно самого себя человек усваивает путем импринтинга, безусловно и «некритично». Даже отдельная единичная фраза или слово, произнесенные кем-то в период «импринтной уязвимости», могут на всю жизнь остаться в Я-концепции в качестве категорического императива, который будет постоянно вызывать те или иные действия или, наоборот, бездействие. Примечательно, что сам человек, давно забывший об этих словах, может и не подозревать, что в его Я-концепции сохранились соответствующие записи. Нам нередко доводится сталкиваться с фактами, когда люди считают себя «глупыми», «толстыми», «безответственными», «неудачниками», когда на взгляд независимого внешнего наблюдателя к тому нет никаких реальных оснований. В этих случаях очень хочется спросить: «Откуда у тебя в голове такая ересь?» Чаще всего настоящий ответ прост и банален: это импринты, запечатленные в Я-Концепции, давно забытые, но по-прежнему актуальные и чрезвычайно действенные.
Записи в Я-концепции очень часто становятся глубинной причиной фобий, неврозов, психосоматических расстройств и прочих неудобств.
Не хочется никого расстраивать, но эмпирический опыт говорит определенно: Я-концепции большинства из нас образовались вполне беспорядочным образом. Наша идентичность чаще всего формируется путем весьма случайного процесса проб и ошибок, некоторым образом группирующим различный опыт, положительный и отрицательный, который у нас был, наряду с тем, что говори¬ли нам родители и окружающие, и чему они нас учили. Несмотря на лучшие намерения родителей, учителей и друзей, стремившихся, видимо,  сообщить нам полезные качества, лишь некоторым из нас посчастливилось сфор¬мировать Я-концепцию, которая работает вполне успешно, тогда как другие оказались менее удачливыми. В результате многие люди имеют дело с Я-концепцией, которая функ-ционирует очень плохо и подводит их именно тогда, когда они более всего в ней нуждаются.
 Пожалуй, нет случая, когда бы после предложения изложить свою Я-концепцию на бумаге респонденты не оказывались бы в состоянии изрядного удивления и, скажем прямо, серьезного стресса. Однако итоги такой работы неизменно дают отличные результаты.
Я-концепция и реальное поведение человека
Если давать самое общее определение тому, что такое Я-концепция, то оно будет звучать следующим образом: это совокупность всех оценочных представлений человека о себе,  являющаяся принципиальной основой для реального поведения человека. В данном случае, такими представлениями являются все личные качества, свойства, навыки, умения, таланты, особенности и определения, которые человек может отнести к себе. Эти качества и свойства являются описательной составляющей Я-концепции и часто называются образом Я или картиной Я.
Однако человек не только относит к себе какие-либо личные качества и свойства, он еще и непременно оценивает их тем или иным образом. Человек может оценить определённое характерное ему личное качество как положительно, так и отрицательно.  Составляющая Я - концепции, связанная с отношением человека к себе или к отдельным его качествам, называется самооценкой или принятием себя. Что собой представляет человек на деле, зависит от того, что он сам о себе думает, как оценивает свои достижения  и возможности развития в будущем.
 Предметом самовосприятия и самооценки человека могут,   в частности, стать его собственное тело, его интеллектуальные способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, являются ли они объективно истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию Образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Всё это абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа человека они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: в словах мы пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики,  описания  жизненных целей и т. п. Все они входят в Образ Я, но с различным удельным весом - одни представляются человеку более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный  оценочный момент.
Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие, на первый взгляд, объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я - концепции. Например, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост в 170 сантиметров одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим же он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, которые существуют в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Это связано с тем, что человеку свойственна тенденция проецировать  даже внешнюю дефектность Образа Я  на свою личность в целом. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения.
Даже эмоционально нейтральные характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Например, такой малозначимый элемент Я - концепции, как местожительство может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с престижностью района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой из характеристик самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хоть небольшой, но всё же оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.
В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех или вас преследуют неудачи, спортсмен вы или болельщик, обладаете высоким или низким ростом - все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл. Источником его является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их  объективно существующими или через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Эмоционально - оценочная  составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не  воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья.
Представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение  реальных достижений индивида к его притязаниям (рис.2). Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
 
Рис.2. Значение самооценки
Из описанной выше формулы следует, что человек может улучшить представление о себе либо увеличивая числитель этой дроби (реальные достижения), либо уменьшая ее знаменатель (притязания), поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Каждый человек волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограничены, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый - сильным и т.д. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией (то есть «переход извне вовнутрь») социальных реакций. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности (то есть «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру»). Человек испытывает удовлетворение не от того, что  просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия к тому, чтобы с наибольшим успехом вписаться в структуру общества.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура с заданными стандартами.
Из сказанного очевидным образом вытекает, что Я–концепция - это совокупность специфических установок человека, которые он применяет к самому себе.
 
Рис.1. Структура установки
Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с Образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к вам другого человека достаточно просто, для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если кому-то не нравится ваш новый костюм, вы всегда можете убедить себя в том, что у этого человека нет вкуса, что он не знает последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую вас от неприятных суждений.
Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким- то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Существуют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Это то, что думает человек о том, каким его считают другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы стать.
Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе.
В дальнейшем генезисе Я-концепции реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.
Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные желания и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности.
Большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помощь человеку в отказе от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия.
Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.
Значение Я - концепции
Отправное и определяющее сравнение любого сигнала, факта или события происходит именно с Я-концепцией.
Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Человек в развитии личных качеств всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи человека, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта или когнитивного диссонанса (то есть «состояния индивида, характеризующегося столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение неполноты жизни»).
Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Человек является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить представлениям о нем людей, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих. Существенным фактором внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.
Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления и противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская «чужеродное тело» внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений человека о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют возможности составляющих ее установок.
Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация (то есть «поиск рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины»). Эти механизмы позволяют удерживать Я - концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера приведем такую ситуацию. Приятели подбили десятилетнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о хорошем не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищи, другие мальчики втянули его в это дело и этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Стремление защитить Я - концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает человек для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение - абсурдным. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.
Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно, самооценку можно повысить и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами «нормального» общества (например, в группах радикально настроенной молодёжи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные человеком в качестве критериев его собственной ценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким. В то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и, в конечном счете, выбор этот осуществляется самим человеком.
Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией.
У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро Я - концепция сформировалась и  выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.
Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь "высокую должность", которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действии может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: "Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное" пли "Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой".
Не существует практически такого действия, которое можно было бы предпринять, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие - ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы с раннего детства у ребенка формировалось положительное представление о себе. Я - концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать человек в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция я - концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти.
Дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: "Я знаю, что окажусь полным дураком" или "Я знаю, что плохо напишу эту контрольную". Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе.
Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (недостаточность ощущений), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты.
Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.