05. 2 мотивы и мотивация поведения

Андрей Подойницын
В очередной раз возникает справедливый вопрос: к чему все эти подробности? Ответ прост: для понимания потребностей и желаний, а через них – причин собственного поведения. То есть, как всегда для самопознания. Одно дело – испытывать некое желание, другое – знать, как оно устроено и как может быть удовлетворено. В последнем случае включается сознание и возникает возможность управлять этим желанием.

Как ни смешно, но человек чаще всего плохо знает, чего же он таки хочет. Уточнение вопроса о своих хотениях всегда повышает возможности сознательного отношения к их формированию и удовлетворению.

Знать свои потребности и желания очень полезно с практической точки зрения. Становятся понятны и реализуемы пути получения удовольствия от процесса жизни.

Распознавание потребностей

На практике важно распознавать движущие силы поведения, как собственного, так и чужого, то есть знать, какие потребности вызывают либо интересующее нас поведение, либо действия, вызывающие неудовольствие. Для врача, консультирующего пациента, например, желательно понимать, отчего сжимается сфинктер желчного пузыря. От блокировки желания успеха, от получения признания или от любви? Ответ важен для лечения. Поэтому важно научиться распознавать потребности.

Потребность почти всегда есть потребность в определенных действиях, ведущих к удовлетворению. Совокупность этих действий мы можем назвать техникой удовлетворения потребности.

Наиболее эффективным способом распознавания той или иной потребности является анализ техники ее удовлетворения.

Если мы детально опишем технику удовлетворения какой-либо потребности, то не спутаем ее ни с какой другой. Например, потребность во внимании удовлетворяется тем, что кто-то, находящийся рядом, совершает действия, которые рассматриваются человеком как внимание к своей особе. И если то, что человек видит, доставляет ему удовольствие, можно с уверенностью сказать, что в данный момент действительно удовлетворяется именно потребность во внимании,  не какая иная.

Другой простой случай: вас пригласили в гости. Какие потребности будут удовлетворяться при этом? Все зависит от того, у кого вы находитесь в гостях. Если это будет государственный чиновник, который должен принимать решение об ассигнованиях на проект, предложенный вашей компанией, то при этом у вас будут желания, отличающиеся от тех, когда вы встречаетесь с одноклассниками через 30 лет после окончания школы.

Поэтому, если мы хотим выяснить, какие потребности преобладают в той или иной ситуации, нужно обратить внимание на то, что дает удовлетворение, приносит удовольствие.

Когда психологи стремятся составить окончательный список человеческих потребностей,  они оказываются в затруднении, так как списки, составленные разными авторами, обычно не совпадают. Одни выделяют больше потребностей, другие – меньше.

«Окончательный» список потребностей и не требуется. Достаточно научиться различать их в самом себе и анализировать их структуру, в частности, технику удовлетворения. Это дает ключ к управлению потребностями.

Наименование потребностей

    Как известно, наименование предметов делает возможным их различение и облегчает познание.
   
Обозначая словами свои потребности, человек научается отличать их друг от друга не только в себе, но и в других. «Я хочу есть» отличается от «мне одиноко и скучно!». Человек может думать, что он страдает от скуки, а на самом деле – от отсутствия любви или общения. Эти вещи распознаются легче, если человек владеет именами психических состояний. Поэтому наименование потребностей приобретает самостоятельное значение.

Слова, обозначающие потребность, облегчают взаимодействие людей. Правильно подобранные и уместно употребленные слова позволяют другим координировать свое поведение относительно нас, принимая во внимание, чего именно мы хотим. Маленький ребенок обозначает свои желания  вначале только криком по поводу любой потребности, потом специфическим поведением, распознаваемым только матерью, а с момента овладения речью – словами. Родителям становится радикально проще распознавать потребности малыша.
Одним словом, важно знать имена. Из наименования потребностей возникает возможность их идентификации и управления ими, следовательно, и поведением в целом.

Идея потребности

Через анализ и синтез, сравнивая и обобщая, мы создаем понятия. Они содержат в себе опыт восприятия многих предметов и опыт действий относительно этих предметов. Процесс логической обработки нашего восприятия осуществляется и применительно к потребностям и действиям по их удовлетворению.

Человек – существо мыслящее, а не только переживающее свои потребности. Кроме того, что он хочет, он желает еще и осознавать свое хотение,  стремится обозначить его словом и, более того, вырабатывает идею, которая лежит в основе значения слова.

Этот процесс выработки идеи потребности ускоряется, если имеются слова для обозначения потребности, и ими пользуются в обиходе. Например, термин «аффилиация» (потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви) непонятен нормальному читателю, так как им пользуются преимущественно психологи. Но читатель может понять, что скрывается за этим словом, если ему сказать, что аффилиация состоит в стремлении быть членом группы, вступать в общение ради удовольствия самого общения, поддерживать хорошие отношения с целью сделать устойчивым наслаждение общением. Она же, аффилиация, проявляется в переживании чувства одиночества при недостаточном удовлетворении этой потребности.

Но если вы стремитесь вступить в общение с приятелем для того, чтобы увидеть, как он восхищается вашими успехами в карьере, то это уже не  аффилиация, а скорее потребность в признании, как вариант - в престиже. Употребление конкретного слова позволяет яснее выразить идею потребности и лучше ее отличать от идей других потребностей.

  Девушка хочет выйти замуж, а ее поклонник, как водится, думает, что она его «любит». Он как раз «престижный жених», и вполне может быть, что за «любовью» скрывается любая другая потребность невесты: в статусе, защите, помощи, материальном обеспечении, потребность надежного продолжения рода или какая другая, а собственно «любви» может и не быть. Поразительно много людей вступают в брак без любви, понимая под этим  вещи, которые никак не могут быть названы любовью, если иметь в виду подлинный смысл этого слова.

Идея потребности, выраженная в термине, если вы усвоили его содержание, позволит вам понять самого себя и другого человека намного лучше, чем если бы вы не владели этим термином.

Идея потребности – это не просто понятие потребности. Идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Человек, охваченной идеей потребности, например, в пище, придает всему своему поведению «пищевой» оттенок: он интересуется едой, обсуждает ее качества, накапливает знания о кулинарии,, приобретает продуктов намного больше, чем ему нужно для поддержания своей жизни, т.е. все делается ради пищи. («Пищей», понятно, может быть что угодно, например, престиж). Таким образом, понятие (термин) только отражает реальность наиболее четко, точно и содержательно, в то время как идея включается в поведение и реализуется в нем.

Наличие идеи потребности в корне отличает потребностное поведение человека от такового у животных: если животное приходит в состояние возбуждения под влиянием реальной нужды, то человек может прийти в это же состояние и под влиянием идеи. Идея потребности может усилить установку человека и заставить его интерпретировать большую часть ситуаций как соответствующих данной потребности.

Структура потребности

Наши потребности осознаются в образах, отражающих объекты и ситуации, в которых в прошлом опыте данные потребности удовлетворялись. Особое значение приобретают образы, отражающие ситуации и действия, сопровождающие удовлетворение потребности.

Потребность может переживаться и ощущаться только посредством образа. Этим объясняется то, что вы, увлеченные, например, решением интересной задачи или изготовлением чего-либо в мастерской, начисто забыли о том, что хотите отдохнуть, но стоит вам представить в сознании идею этой потребности и ее образы, как ваш организм немедленно расслабляется, в нем появляются ощущения усталости. Откуда они взялись?
 
Идея потребности организует всю структуру образов и действий, связанных с удовлетворением потребности. Поэтому управление потребностью есть управление идеей потребности и образами, связанными с ней.

Контроль потребностей

Тот, кто пытается «проявлять силу воли» и подавляет свои потребности, всегда будет терпеть поражение. Конечно, до определенного момента их можно угашать, но стоит потерять бдительность или оказаться в состоянии внутреннего конфликта, кризиса, когда воля слабеет, как потребности немедленно овладевают положением и начинают господствовать, как и прежде.

Овладение своими желаниями и постепенное восхождение к индивидуальности не может быть основано на все возрастающем насилии над собой. Результаты насилия неустойчивы, и чтобы их сохранить, требуется постоянное бдительное напряжение, чтобы вовремя совершить акт насилия и подавить в себе «человека привычки». Насилие сегодня потребует большего насилия завтра, и конца этому не будет. На этом пути гарантировано перенапряжение и все сопутствующие ему издержки.

Важно ненасильственно управлять потребностями.
   
Потребности контролируются путем определения отношения к идее потребности и повышением способности контролировать свое воображение и мышление путем формирования умений и привычек саногенного мышления.

Мотивы и мотивация

Потребности проявляются в желаниях и мотивах поведения. В желаниях потребности переживаются, а мотивы придают смысл поведению, направленному на удовлетворение потребности. Все это происходит в системе «личность».

Возбуждение потребности способствует появлению определенной активности, которая регулирует и направляет действие. Это принято называть мотивацией. Процессы в сознании, которые регулируют и направляют действие, энергетизируют его, принято называть мотивацией поведения.
Мотивы – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. То, что принадлежит самому субъекту поведения, что является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению действия.
Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку, то есть совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. Она объясняет целенаправленность действия, его  организованность. Это процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков (каузальная атрибуция). Каузальная атрибуция представляет собой процесс, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение тех или иных его поступков, а главное - на развитие у человека способности предсказывать их, что является очень важным в общении и взаимодействии людей.
Что такое мотив технологически?

Мотив – это, прежде всего, образ, который содержит предвосхищение удовлетворения потребности в определенной ситуации. Он отвечает на вопрос «зачем?», т.е.  ради чего совершается действие, и

Мотив и цель действия могут совпадать, но могут и расходиться. Различение мотива и цели действия важно при анализе действия и его исполнителя. У человека мотив представлен в виде определенного суждения. Обычно в виде мотива представляется последующее действие: «Я делаю пункцию вены для введения лекарства».

Мотивы как образы

Благодаря потребности актуализируются образы, связанные с опытом прошлого удовлетворения (голод актуализирует пищевые образы, одиночество – образы лиц, с которыми имелись в прошлом удовлетворительные общения, и т.п.).
   
Следовательно, мотив можно рассматривать как ожидание будущего удовлетворения, представленного в образах. Наиболее значимый образ становится «направляющим» в процессе целеполагания. Но поскольку цели поведения часто не совпадают с его мотивами, то происходит отделение мотивации от целей деятельности.

Откуда возникает побуждающий характер потребностных мотивов – образов? Побуждающий характер образов состоит не в том, что они вызывают конкретное переживание, а в том, что они вызывают предвидение определенных переживаний. Именно это ожидание переживаний удовлетворения, а не само по себе удовлетворение, и создает импульс к достижению цели.

Предвосхищение переживания удовлетворения возможно только в том случае, если в нашем опыте уже было такое переживание. Чем сильнее оно было в прошлом, тем больше побуждения к действию создает его предвосхищение, или, как говорят психологи, тем сильнее мотивация поведения. Поэтому, чем больше удовольствия мы получили от удовлетворения конкретной потребности в прошлом, тем сильнее мотивация, которая создается предвосхищением этих переживаний. Сила желания зависит еще и от силы нашего воображения, прогностической способности нашего ума.

Мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение. Поэтому знание мотивов позволяет предвидеть направление поведения и, тем самым, контролировать его. Особенно большую помощь знание мотивов оказывает при рассогласовании своего поведения с чужим. Чем правильнее мы сознаем свои и чужие мотивы, тем легче нам прогнозировать усилия по достижению общей цели.

Поэтому самопознание и познание других прежде всего предусматривает правильное приписывание мотивов, чтобы они соответствовали свойствам другого, а когда мы познаем себя, то нашим собственным свойствам.

Именно «приписывание», а не «познание» мотивов. Почему здесь употребляется первое  слово? Все дело в том, что мы не познаем мотивы в обычном смысле. Они становятся известны нам задолго до того, как мы делаем их предметом сознательного рассмотрения. Нам хотелось пить и есть задолго до того, как мы научились пользоваться словами «пить» и «есть». Эти слова лишь потом стали использоваться для приписывания собственных мотивов. «Юра хочет пить», - может сказать ребенок примерно в три или четыре года, а до этого он использует только глагол «пить». Лишь с того момента, как малыш начинает осознавать свое Я через собственное имя, он приобретает способность определять свое поведение путем приписывания себе мотивов.

Мотивы и слова
 
  Мотивы осознаются в словесных выражениях. Формулы «Я это делаю ради того, чтобы…», «Если я этого не сделаю, то ….», «это можно делать ради…» и другие призваны выражать мотивы. Мотивы всегда заключены в словесные конструкции, посредством которых мы осознаем их сами и делаем известными другим, если в том есть необходимость.

Мотивы, которые мы приписываем себе или другим в связи с каким-либо поведением, берутся извне, из обычного словоупотребления, отражающего обыденную жизнь. Мотивы в виде определенных словесных конструкций существуют в общественном сознании и хранятся в языке, культуре, так что мы берем мотивы в готовом виде. А наша самостоятельность состоит в том, что мы выбираем один, два, реже – несколько мотивов из некоторого привычного набора и приписываем их себе или другим на основе наблюдаемого поведения.

Приписывая себе мотивы, мы определяем направления своего поведения. Наш язык помогает нам контролировать и направлять свое поведение. Большей частью это делается автоматически, и слова, обозначающие мотив, проговариваются не вслух, а на уровне внутренней речи, «про себя». Слова, таким образом, помогают придать поведению определенность и отчетливость как для самого себя, так и для других людей.

Высшая правда в понимании себя и других состоит в правильном приписывании мотивов. Чтобы понять других и себя, следует разобраться с темой мотивов, изучить их и познать. Это обеспечит успех в общении с другими людьми и выполнении совместной работы, включая, например, создание гармоничной семьи.

С другой стороны, большая часть лжи, которая порождается людьми, также связана с приписыванием мотивов.

Установки, желания, мотивы

Установка - это неосознаваемое, как правило, личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности.
Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом. Это своеобразный «автопилот». Автоматические установки определяют направленность поведения человека до тех пор, пока поведение не наталкивается на препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные аналитические механизмы. Возникшие затруднения привлекают внимание и осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь передается на уровень подсознательных установок. Эта непрерывная передача управления обеспечивает наиболее экономное взаимодействие сознания и подсознания. Однако она же требует и регулярного «осознания», осмысления того, какой тип установки действует на данный момент.
Актуализированные потребности переживаются как желания. Когда желание осознано,  оно выступает как мотив. Как устроены желания? Мы видели, что сознание часто в конечном счете есть «языковая деятельность», «словарное мышление», так как речь позволяет осознать свои желания.

Если мы подумаем о наших желаниях и стремлениях, то заметим, что они, как правило, выражены в виде глаголов  неопределенной формы, к которым мы добавляем слово «хочу». Хочу пить, танцевать, петь, молчать, забить гвоздь в доску, построить домик, изготовить табуретку, поговорить с другом, испытать успех, заставить кого-то сделать то, чего я хочу. В некоторых случаях мы описываем наши желания путем добавления слова «быть» к прилагательным: быть первым, быть любимым, сильным, быть одному и т.д.

Каждый может с успехом попытаться подробно описать свои многочисленные желания с помощью небольшого и относительно примитивного набора слов. Постараемся рассмотреть, что подразумевается под тем или другим словом, обозначающим наше желание.

Можно заметить, что наше желание в момент возбуждения в большинстве случаев есть желание неопределенное, так как оно представлено глаголом в неопределенной форме; но когда мы начинаем действовать, побуждаемые желанием, в это языковое представление вносится определенность путем добавления того, что мы намерены делать, дабы         удовлетворить желание. «Хочу пить». Но для этого, в зависимости от обстоятельств, мы должны пожелать открыть банку с соком или налить воды из крана.

Смысл потребности - в ее удовлетворении. Очевидно, что смысл любой потребности легко описать, указав какие действия требуются для ее удовлетворения: для потребности в пище – действия еды, для жажды – питья, для потребности во власти – действия, подчиняющие других, и др. Однако и тут не все так просто, есть детали.

Желания и программа «личность»

Одна и та же потребность выражается в разных желаниях. Способы удовлетворения желания и сами желанные объекты определяются не человеком, а культурой. Поскольку метапрограмма «личность» детерминирует поведение человека в соответствии с требованиями культуры, то та же «личность» определяет и желания, и ее объекты, а также способ удовлетворения. Поэтому наши желания носят личностный характер. Именно «личность» повинна в том, что некто имеет извращенные желания. Этого нельзя сбрасывать со счета при понимании человеческих желаний.

 Значение удовлетворения

Любая культура представляет собою определенным образом сформированные способы жизни и удовлетворения витальных, социальных, иных потребностей. Существующие нормы, правила поведения и удовлетворения потребностей являются продуктом культуры. Поэтому любые потребности являются продуктом культуры именно потому, что обычаи определяют технику удовлетворения потребностей каждого человека.

В одном и том же поведении могут удовлетворяться различные потребности. Например, студент может учиться или ради престижа, или для избавления от неприятностей, связанных с неуспеваемостью, отчислением и последующим армейским призывом, или же ради удовлетворения познавательной потребности.

Потребность и научение

  Если определенный вид пищи сочетается с удовольствием, то происходит формирование данного пищевого предпочтения. Например, мы привыкли солить вареную пищу и выработали потребность ощущать соленое. Сочетание удовлетворения потребности и наслаждения постоянно восстанавливает и поддерживает саму потребность. Нельзя сбрасывать со счета глубинные потребности организма, его «здоровый инстинкт». Но его влияние незначительно, иначе человек не поедал бы в огромном количестве вещества, которые собственно и не являются пищей, такие как соль, кофе, или избыточную жирную пищу. Потребность в пище в основном развивается под влиянием наслаждения пищей. Аналогично обстоит дело и с другими биологическими потребностями.

Становление социальных потребностей

Становление так называемых социогенных потребностей происходит по законам научения, в процессе социализации. Если какой-либо вид социальных действий, обращенных на другого человека, будет повторяться систематически, сопровождаясь переживанием удовольствия, то постепенно это действие и его цель наполнятся новым мотивационным содержанием.

Если научение оказалось стойким и прочным к угашению, то происходит формирование той потребности, которая удовлетворяется в данной деятельности. Например, установлено, что если мать систематически подкрепляет лаской, нежностью и любовью успехи ребенка, то постепенно сам успех, то есть более высокий уровень исполнения, чем в прошлом, приобретает способность приносить удовольствие. Таким образом, устойчивое предвосхищение удовольствия от достижения успеха и становится движущей силой, потребностью в достижении.

Если успех будет подкрепляться не любовью, а избавлением от страха или тревоги, то будет иметь место подкрепление избавлением: «успех это хорошо, по крайней мере, у меня не будут сегодня неприятности!». Так создается потребность в избегании неудачи, характерная для нетворческих личностей.

Потребность в аффилиации (общении) формируется аналогично.С момента рождения и далее действия общения ребенка с матерью получают сильное подкрепление как кормлением, так и удовольствиями от нежности, прикосновения, поглаживания, то есть возбуждением кожно-мышечного эротизма.   
Со временем, вследствие научения, с расширением общения возникает способность получать удовольствие от общения как такового, даже если оно уже и не подкрепляется пищей и эмоциональными контактами. Если же общение не будет получать положительного подкрепления, а начнет сопровождаться отрицательными эмоциями, то потребность в общении не получит полного развития, вместо нее формируется интроверсия, тенденция к общению с самим собой.

Навязчивое стремление к власти или половые извращения возникают именно в результате того, что некоторые отклоняющиеся поведения получают сильное подкрепление со стороны сообщества или ситуацией.

Мотивационно-потребностный цикл

Большинство процессов в мире носит циклический характер. Потребности в этом плане не исключение, они тоже реализуются в виде циклов: напряжение, достижение цели, удовольствие, релаксация. У некоторых потребностей этот цикл выражен отчетливо и определяется временными условиями: сон – бодрствование, потребность в пище, потребность в активности. У других цикличность сглажена. Например, потребность в общении не обнаруживает цикличности столь отчетливо, хотя в ней есть периоды напряжения, проявляющиеся в остром чувстве одиночества, и периоды отсутствия потребности в общении, тяги к уединению. Те и другие периоды в какой-то степени скоординированы во времени.

Фазы потребностного цикла

Потребностный цикл проходит следующие фазы: возбуждение потребности, ориентировка и определение целей, достижение которой дает возможность удовлетворения, техника удовлетворения, расслабление.

Поскольку любая потребность в процессе ее удовлетворения уменьшает напряженность мотивационно-потребностной сферы, то можно считать, что существует некоторая цикличность в функционировании не только биологических, но и социальных потребностей.

Насыщение общением приведет к стремлению к уединению, которое снова усиливает потребность в общении. Потребность в достижениях после временной релаксации разгорается с новой силой. Ни одна потребность человека не может быть удовлетворена раз и навсегда.

В мотивационно-потребностном цикле можно выделить следующие этапы.

Возбуждение потребности. Оно происходит вследствие сочетания потребностного состояния и потребностной ситуации. Потребностное состояние возникает вследствие воздействия как внутренних, так и внешних факторов. Внутренние факторы: отклонение состояния системы от требуемого. Например, требуется, чтобы в крови и тканях концентрация растворов соответствовала требованиям гомеостазиса. Отклонение от этого вызывает жажду. Аналогично возникает напряжение голода.

Однако для полного выражения потребности требуется действие внешнего фактора - например,  восприятие воды, объектов пищи. Все многообразие стимулов, характеризующих эти воздействия, называются потребностной ситуацией. Потребностная ситуация и состояние потребности связаны. Если нет чувства голода, то и пищевая ситуация не воспринимается как таковая.

Социальные потребности возбуждаются не столько вследствие действия внутренних, сколько  внешних факторов. Так, ситуация, в которой возможно получить удовлетворение успехом, образует ситуацию достижения и тем возбуждает потребность в достижениях. Головоломка или кроссворд «притягивают» к себе удовольствием, которое получит индивид в результате удовлетворения потребности в достижениях, разгадав их.

Возбуждение мотивов и целеполагание. Осознание потребности и ее возбуждение активизируют ориентировочную активность, в которой организм или личность становятся особо чувствительным к ситуациям, дающим возможность удовлетворения. Ориентировка включает не только осматривание среды, но и воспроизведение  воспоминаний о прошлых удовлетворениях.

В результате рестимуляции прошлого опыта возникают образы прошлого удовлетворения, которые трасформируются в мотивы, способствующие выбору цели поведения. Это приводит к актуализации соответствующих нервных связей, к целеполаганию и, соответственно, выбору программ достижения цели. Формируется установка и намерение действовать в соответствии с требованиями потребности и с учетом особенностей ситуации.

Деятельность по достижению цели. Если по ходу действия встречаются препятствия (недостаток возможностей, компетентности, средств или силы и т.п.), то развивается первичное приспособление: решение проблемы путем образного, абстрактно-логического или творческого мышления. Первичное приспособление предполагает также повышение энергии поведения, вызванной сопротивлением среды.

Если же препятствия неодолимы и проблема неразрешима, а отказ от удовлетворения потребности невозможен, то возникает вторичное приспособление, которое приводит в движение механизмы психической защиты, с одной стороны, снимающие напряженность, вызванную неудовлетворенной потребностью, а с другой уменьшающих психическую травму, наносимую индивиду ситуацией блокировки поведения, то есть блокированием техники удовлетворения.

Техника удовлетворения потребности. Консуматорное поведение

В случае, когда цель достигнута, наступает фаза удовлетворения потребности. Она может быть в основе своей врожденной или же являться результатом научения; любая техника удовлетворения у человека является продуктом воспитания. Мы обучаемся есть, пить, общаться, выражать восхищение или печаль, стремиться к успеху, наслаждаться престижем или вниманием других. Если техника удовлетворения отклоняется от требований культуры, то она может быть заблокирована другими.

Техника удовлетворения содержит инстинктивные формы поведения (так называемое консуматорное поведение) и поведения, связанные с конкретными социальными ситуациями. Например, процесс слюноотделения или перистальтика пищевода – это врожденное консуматорное поведение, в то время как манеры за столом и искусство пользоваться ножом и вилкой, или китайскими палочками – продукт воспитания.

Смысл жизни и удовлетворенность

Как уже отмечалось, жизнь может рассматриваться как удовлетворение потребностей.

Смысл жизни и сопутствующее ему чувство собственной значимости, нужности в наибольшей степени определяются нашей способностью быть удовлетворенными, чем какими-то другими факторами. Есть люди, которые в окружении людей страдают от одиночества, так как техника удовлетворения потребности в общении у них не развита, они не в состоянии включиться в контакт и удовлетворить свою в нем потребность. Они неожиданно «теряют смысл жизни», если общение для них –значимый фактор. И есть люди, которые при кажущемся одиночестве не одиноки, поскольку удовлетворены своим общением, например с книгами, немногими друзьями или деловым общением.

Действия удовлетворения могут быть умственными. Например, когда мы смотрим кино, то удовлетворяем потребность в знании или в сочувствии героям. Действия восприятия тоже могут работать на удовлетворение потребности. Например, мы наслаждаемся, созерцая красивый цветок.

Можно выделить и мануальные (ручные действия), когда мы получаем исключительное удовлетворение, мастерски вбивая гвоздь в табуретку, которую сделали сами. А когда вы видите, что ваш помощник быстро и точно исполняет ваши требования, то вы удовлетворяете потребность во власти. Таким образом, удовлетворение включает в себя все многообразие действий, которые имеются в «репертуаре» нашей жизни.
   
Двойственный характер удовлетворения

В психологии иногда пользуются термином «насыщение» потребности - по аналогии или с химическим процессом образования насыщенного раствора, который уже не растворяет вещество или по аналогии со словом «насытиться» в значении стать сытым. Думается, что эти термины не вполне удачны, так как создают ложные представления.

Иногда бывает так, что человек вроде имеет все возможности удовлетворить определенную потребность, но испытывает странное чувство неудовлетворения. Кто-то, выйдя из-за стола, вроде бы наелся, но не удовлетворен. Другой, встретившись с другом, которого давно ждал, вдруг чувствует неудовлетворенность общением. От чего зависит удовлетворение?

В опытах И.П. Павлова собака, у которой был зашит вход в желудок, а пищевод выведен наружу, ела мясо. Предполагалось, что она должна бесконечно есть, так как пища не попадает в ее организм, и она должна постоянно чувствовать голод. Но на поверку оказалось иначе. Она съедала определенное, привычное количество мяса и отходила от кормушки, что свидетельствовало о том, что она есть больше не хочет.

    Откуда у нее появилось ощущение сытости? Ответ может быть один: количество действий удовлетворения, в данном случае числа и интенсивности жеваний, глотаний, ощущений, которые она получила при этом, оказалось достаточным для удовлетворения, т.е. она удовлетворила потребность в получении пищевого наслаждения, хотя другую сторону потребности – введение в организм нужного количества пищевых веществ – она не удовлетворила. Точно так же обстоит дело и с удовлетворением других потребностей.

Можно сделать вывод, что удовлетворение является следствием полноты действий удовлетворения, их количества, интенсивности и насыщенности переживаниями.

Эти действия можно назвать гедонистическими. Удовлетворение в еде зависит от процессов жевания, смакования пищи, сосредоточения на удовольствии, от времени, сколько это длится, и интенсивности тех ощущений, которые при этом получаются. Аналогична техника удовлетворения любых других потребностей. Удовлетворение происходит в гедонистических действиях. Они, освобождая энергию в функциональной системе, вызывают состояние релаксации, успокоения.

Любая техника удовлетворения содержит два класса действий, которые можно назвать действиями 1) функциональными и 2) гедонистическими. Любая функциональная система имеет действия, обеспечивающие ее функцию в системе организма, с одной стороны, и действия, побуждающие к исполнению этих функций, с другой.

Описанный выше опыт Павлова позволяет полагать, что в каждой потребности есть две стороны: одна состоит в получении удовлетворения путем эмоционального насыщения, а другая – в действительном удовлетворении, в результате которого данная потребность на время полностью устраняется. Собака Павлова, удовлетворенная процессом еды, спустя десять минут возвращается к кормушке, чтобы повторить свой завтрак, так как она не получила действительного удовлетворения. Она не устранила ту причину, которая вызывает чувство голода.

Интерес

Нужда не обязательно является признаком потребности. Есть потребности, которые возникают и без всякой нужды, например, потребность в успехе, в достижениях. Когда мы стараемся что-то сделать как можно лучше, и это приносит удовлетворение, то мы испытываем потребность в достижении.

Мощным источником потребностей служит интерес – «эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности».

Фаза релаксации

Возбуждение потребности и деятельность, направленная на достижение цели, вызывают напряженность. В процессе удовлетворения потребности напряженность уменьшается и сменяется состоянием релаксации, которое переживается как удовлетворенность. Это состояние само по себе создает положительный эмоциональный тон и является фактором подкрепления, кроющимся в самой выполненной деятельности.

Выводы

• Мотив и цель действия могут как совпадать, так и не совпадать. Различение мотива и цели действия важно при анализе действия и его исполнителя.

• Мотив можно рассматривать как ожидание будущего удовлетворения, представленного в образах. Наиболее значимый образ становится "направляющим" по отношению к другим образам в процессе целеполагания. Но поскольку цели поведения часто не совпадают с его мотивами, то происходит отделение мотивации от целей деятельности.
   
• Побуждающий характер образов состоит не в том, что они вызывают конкретное переживание, а в том, что они вызывают предвидение определенных переживаний. Именно ожидание переживаний удовлетворения, а не само по себе удовлетворение, создает импульс к достижению цели (выставление ожиданий в эмоциях).

• Все потребности носят циклический характер (ключ к научению).

• Потребностный цикл проходит следующие фазы: возбуждение потребности, ориентировка и определение целей, доающих возможность удовлетворения, техника удовлетворения, релаксация.

• Возбуждение потребности происходит вследствие сочетания потребностного состояния и потребностной ситуации. Потребностное состояние возникает вследствие воздействия и  внутренних, и внешних факторов. Внутренние факторы представляют собой отклонение состояния системы от требуемого.

• Социальные потребности возбуждаются не столько вследствие действия внутренних, сколько внешних факторов.

• В результате рестимуляции прошлого опыта возникают образы прошлого удовлетворения, которые трансформируются в мотивы, способствующие выбору цели поведения.

Любая техника удовлетворения у человека является продуктом воспитания. Если мы детально опишем технику удовлетворения какой-либо потребности, то не спутаем ее с другой.

• Удовлетворение является следствием полноты действий удовлетворения, их количества, качества, интенсивности, насыщенности переживаниями.

• Прошлые удовольствия, испытанные в конкретных ситуациях, в сходных ситуациях вызывают желания. (Образ действия, образ цели, образ ситуации, удовольствие в этих ситуациях).

• Удовлетворение происходит в гедонистических действиях. Они, освобождая энергию, связанную в функциональной системе, вызывают состояние релаксации, успокоения.

• В каждой потребности есть две стороны: одна состоит в получении удовлетворения путем эмоционального насыщения, а другая - в действительном удовлетворении, в результате которого данная потребность на время полностью устраняется.

• Мои потребности - суть  и только мои, и я их должен, в конечном счете, удовлетворять сам, никто вместо меня этого делать не в состоянии, даже если он и накормит меня.

• Идея, овладевшая человеком, определяет его поведение.

• Если животное приходит в состояние возбуждения под влиянием реальной нужды, то человек может прийти в это состояние и под влиянием идеи.

• Потребность может переживаться и ощущаться только посредством образа.

• Потребности контролируются путем определения отношения к идее потребности и повышения способности контролировать свое воображение и мышление.