Тигр Львович

Сан Саныч Кузнецов
Приношу свои искренние извинения родственникам Тигра (Тигрия по паспорту) Львовича за возможные автобиографические ошибки в судьбе главного героя рассказа, возможно возникшие из-за несовершенства человеческой памяти.
Дорогой читатель, тебе (извини за фамильярность) часто приходилось встречать в жизни мужчин, которых звали Тигр Львович. Нет…. Вот и я, за всю свою долгую жизнь, встретил такого лишь однажды, и до сих пор в моей голове он остаётся для меня примером во всём, наглядным эталоном мужчины.
Волею судеб, он стал моим родственником. При первом знакомстве, в многочисленной толпе родственников, я не мог не обратить на него внимания. Кряжистый мужчина с седой шевелюрой крупно-волнистых волос, как-то выгодно выделялся из всей массы гостей. Его неторопливые манеры, какая-то скрытая вальяжность поведения, невольно привлекали внимание. Хотя лицо ничем особенным не выделялось, но явно носило грузинские черты, но как-то слабо выраженные. Его запросто можно было отнести к представителям Москвы или Рязанщины, типичное лицо мужчины средней полосы России. А вот поведение сразу выдавало аристократичное поведение дворянина, в самом лучшем понимании этого слова. Неторопливость движений, негромкий, но внятный разговор, веская аргументация своих доводов, сразу поражали своей энциклопедичностью знаний. Он мог свободно и в красивой манере читать по памяти стихи Пушкина и Блока, вставить в разговор цитату из трудов Фрейда, оставаясь при этом совершенно простым и понятным, без какого-то снобизма.
Описывая Тигр Львовича, мне невольно приходит на ум старый анекдот, в котором сравниваются старый и новый интеллигент. Старый интеллигент был до СИНЕВЫ побрит, был слегка ПЬЯН и знал от Баха до Фейербаха. Новый интеллигент – до СИНЕВЫ ПЬЯН, слегка побрит и знает от Эдиты Пьехи, до иди ты на …….  Вот этот анекдот, точно воспроизводит впечатление от знакомства с  Тигр Львовичем.
Кстати, Тигр, это производное от грузинского имени Тигран. Кому-то, из его родственников в  детстве, пришло в голову ласково назвать его Тигрий, а потом уже в более взрослом возрасте имя Тигран, как-то не привилось и его так и звали Тигр Львович.  Так было и короче, и весомее.
У нас с Тигр Львовичем, несмотря на почти тридцатилетнюю разницу в возрасте, с первых минут общения, возникла обоюдная симпатия. Тем более что между нами оказалось много общих точек соприкосновения интересов. Мы оба одинаково любили технику, точные науки, поэзию, художественную литературу, оба были страстными охотниками. Со временем наша симпатия переросла в настоящую мужскую дружбу. Мы иногда, если позволяли обстоятельства, вместе охотились, общались семьями. У нас с ним, даже хобби, были почти одинаковы. Мы оба любили что-то мастерить своими руками, но об этом чуточку позже.
Тигр Львович был настолько увлечён охотой, что всегда держал охотничьих собак, причём сразу совершенно разных, для разной охоты. Он очень любил курцхааров и гончих. И если первых держал в квартире, то вторых отдавал знакомому леснику, приплачивая ему за это. В первую же совместную охоту меня поразила его экипировка, всё продумано до мелочей, лёгкая куртка и штаны на гагачьем пуху, с множеством карманов. Небьющиеся термоса из нержавейки, такие же фляжки, оригинальные охотничьи ножи, а уж о ружьях и говорить нечего, это немецкий зауер, бельгийское лежье и тульское ружьё штучного изготовления со сменными стволами. Даже его автомашина внушала почтение. Это бала автомашина ГАЗ-69, которая уже давно снята с производства, но доведённая хозяином до совершенства, причём своими собственными руками. В этом газике рундуки под боковыми сидениями были превращены в дополнительные баки для бензина, сделанные из нержавеющей стали. Вместо победовского родного двигателя, Тигр Львович поставил волговский, а коробку передач, раздатку и мосты от  уазика. Он и на охоту ездил не только в леса средней полосы европейской части России, но и в горы Урала и Кавказа. Его лёгкая машина на широкой уазовской резине могла ездить по абсолютному бездорожью и вдалеке от бензозаправочных станций, так как он единоразово мог залить в бензобаки более трёхсот литров бензина. Надувной матрац, положенный вдоль рундуков, позволял ему комфортно ночевать в машине, далеко от цивилизации.
Хочется отметить и ещё одну особенность Тигр Львовича. Я многократно наблюдал его поведение в домашних условиях, где он всегда производил впечатление человека неспособного сварить или пожарить картошку, починить водопроводный кран, вызывая жэковского слесаря. Обычно он садился на своё постоянное место за столом, и жена обслуживала его, подавая еду только в его любимой тарелке, с его персональной вилкой или ложкой. Но я видел его и в полевых условиях, где он был совершенно другим человеком. Он мог в дождливую погоду, совершенно свободно мгновенно развести костёр, приготовить еду из убитой дичи, причём так, как вам не подадут и в лучших ресторанах страны. Молчаливый и немногословный в домашних условиях, на природе он буквально преображался, рассказывая интересные истории из жизни, или рассуждая о творчестве отдельных писателей, порой приводя такие подробности, которые можно найти только в специальной литературе. Его эрудиция поражала воображение. Он знал диаметрально противоположные науки. Свободно изъяснялся в вопросах электроники, и тут же перескакивал на металловеденье, и там и там показывая глубокие знания.
Ещё на заре наших взаимоотношений, во время очередной совместной охоты, мы как-то заговорили об охотничьих ножах, которые продавались в наших охотничьих магазинах. В основном это были примитивные ножи, которые плохо держали лезвие, быстро тупились, лезвия ржавели, ручки были не очень удобны и некрасивы. Я поведал Тигр Львовичу о том, что мечтаю сделать самодельный охотничий нож и назвал конкретную марку стали, из которой собирался сделать лезвие ножа. Мой собеседник, как-то укоризненно посмотрел на меня, как на неразумного ребёнка, заявив, что это хорошая сталь, которая будет хорошо держать лезвие, но уж очень хладноломкая и может подвести в зимних условиях. Лично я - инженер механик по образованию и мне было стыдно этого не знать. Придя с охоты, я перелопатил массу технической литературы и нашёл-таки подтверждение хладноломкости выбранной мной стали.
Тигр Львович, в тот самый разговор о ножах, посоветовал мне сделать нож из нержавеющей стали, назвав конкретную марку, которая хорошо калится, и долго сохраняет остроту лезвия и не корродирует. Из этой стали делается хирургический инструмент. Впоследствии Тигр Львович дал мне кусок стали этой марки для изготовления ножа. Спустя какое-то время, когда мы были на охоте, он увидел у меня сделанный мной нож и попросил показать. А когда внимательно рассмотрел нож, то отметил, что нож сделан по всем канонам Самсона. К своему стыду, я даже не знал, кто такой Самсон, о чём не преминул сообщить. И Тигр Львович поведал мне, что это был мастер на тульском оружейном заводе, который делал ножи и другое оружие для царского двора.
Тигр Львович никогда не кичился своими знаниями, был всегда скромен и безгранично великодушен. Он был сыном русского военного, который за боевые заслуги был царским указом причислен к дворянскому сословию, но и в советское время дослужился до командира полка и был в чине полковника. А мать Тигра Львовича, была княжной из Грузии, и это как-то неосознанно   проявлялось в поведении сына.  Это его врождённое внутреннее благородство, душевное богатство невольно сквозило в его жизненных поступках.  Он не мог пройти равнодушно мимо человека, просящего подаяние, и обязательно давал не мелочь, а бумажную купюру.
Кстати, говоря, о его материальном положении, хочу отметить, что во все времена своей жизни, он никогда не бедствовал. Получив приличное образование (он закончил----------), он быстро пошёл по карьерной лестнице и к тридцати годам был уже директором крупной промышленной фабрики, где проявились его организаторские способности, в купе с инженерной изобретательностью. За одно такое изобретение, позволившее сократить себестоимость продукции почти в два раза, он получил крупную премию. Правда, спустя какое-то время, нашлись злопыхатели, которые обвинили его, чуть ли ни в плагиате. Было разбирательство, в результате чего Тигр Львович был исключён из рядов коммунистической партии. Впоследствии, он был полностью реабилитирован, но из-за природной гордости не вернулся на старую работу, а устроился совершенно в другую отрасль, нефтехимическую, где руководил конструкторским бюро и занимался вопросами электроники.
Эта человеческая зависть и несправедливость оставила в его душе неприятный осадок на всю жизнь, и он замкнулся, сознательно ограничил число друзей и знакомых, с кем раньше общался. После этого инцидента, он стал ещё больше уделять времени любимой охоте, усовершенствованию своих легковых машин, и одновременно, помимо основной работы, начал кустарное производство самодельных охотничьих ножей, в которых в полную силу проявился его талант отличного инженера и изобретателя. Каждый его нож был уникален и не похож на другой. Он делал и однолезвийные ножи типа финок, и складные многолезвийные ножи.  Причём в складных ножах были пилки для рогов и костей, лезвия для снятия шкур, вилки и ложки, лезвия для открывания консервов. Поражала идеальная прецизионная точность изготовленных деталей ножа, автоматическая фиксация лезвий, исключающая непроизвольное складывание лезвий. Красивые ручки, отделанные рогом северных оленей, чехлы и ножны, сделанные из выделанной толстой кожи со своим собственным брендом, в виде головы рогатого лося, вытесненном на этой коже, создавали незабываемое впечатление от этих ножей. Это была мечта любого охотника, воплощённая в жизнь, предмет нешуточной зависти настоящих ценителей оригинальных изделий. Все лезвия были сделаны из нержавеющей стали, хорошо закаленной и отполированной до зеркального блеска. Ими можно было рубить кости, пилить их и они долгое время не тупились.  В застойные годы, когда зарплата приличного инженера была сто пятьдесят – двести рублей, ножи Тигра Львовича скупались оптовиком по триста рублей за штуку, а он их делал не меньше десяти в год, часами пропадая в своём гараже или выпиливая лезвия на подоконнике в квартире.
Одно время, когда я женился, то моя жена жила в том же областном городе, где жил и Тигр Львович. Мне приходилось часто приезжать к жене на выходные дни, пока я не получил квартиру в Москве. Зная об этих мытарствах, Тигр Львович, со свойственной ему широтой души, предложил мне купить легковую автомашину и ездить не общественным транспортом, а когда захочется и на автомашине. Я посетовал, что в данное время не могу это себе позволить из-за финансовых трудностей. Он тут же предложил одолжить необходимые средства, которые я могу вернуть в необозримом будущем и даже, рассмеявшись, могу про них забыть, ибо они пошли на благое дело. Его великодушие и доброта, идущая от самого сердца, подкупала и поражала. В его поведении одновременно проявлялся и деловой прагматизм и детская непосредственность. 
Тигр Львович был истинным ценителем хорошей музыки и часто приезжал и переписывал на магнитофон качественные записи, сделанные в зале Чайковского в Москве, где у меня работал друг, снабжавший меня этими записями.  Сейчас, прочитав это, многие улыбнуться, но в семидесятые годы прошлого столетия только истинные ценители музыки могли себе позволить достать импортную, чаще всего японскую звукозаписывающую аппаратуру.  Отечественные магнитофоны чаще всего передавали качественно только хрип простуженного горла, а не музыку.  Как-то, будучи вместе на охоте, я обмолвился, что скоро у меня будет юбилей, и обязательно съедутся школьные друзья мушкетёры. Тигр Львович с определённой долей юмора спросил, а не включу ли я и его кандидатуру в число приглашённых гостей. Естественно я это считал как-то само собой разумеющимся и пригласил, и не только его, но и всех членов его семьи. Он заверил, что обязательно будет.
И этот день настал, но к назначенному времени, Тигр Львович не появился. Я не выдержал и позвонил ему домой, мне ответила его жена, которая поздравила меня и сообщила, что муж с дочкой давно уехали, одновременно она извинилась, что не поехала из-за болезни. Тигр Львович появился спустя три часа, но один, без дочери, и с огромной ссадиной на голове. Извинившись за опоздание, он поведал, что выехав из своего города, он почти сразу попал в аварию. В тот день был ужасный гололёд. При аварии серьёзно пострадала дочь. Он отправил её на скорой помощи в больницу. А сам, отвезя на эвакуаторе разбитые жигули в автосервис, завёл свой охотничий козёл и приехал на торжество. Когда мы все это услышали, то стали его ругать, что нужно было просто позвонить и всё объяснить, а не ехать по ледяной дороге сотню километров. Выслушав наши  возмущённые возгласы, он со свойственной только ему улыбкой ответил, что раз мужчина дал обещание, то ничто его не должно остановить в выполнении этого обещания. Так поступить мог только ВЕЛИКИЙ человек.
Спустя многие годы, я приобрёл дачу в той области, где жил мой друг Тигр Львович, к тому моменту его уже не было в живых, к нашему огромному сожалению.  Но жизнь – удивительная штука и даже здесь в дикой глуши, я опять неожиданно столкнулся с памятью о Большом человеке. Как-то я вместе с местными охотниками поехал на охоту, и они предложили поохотиться в Тигровом болоте. Я невольно спросил, почему так называется это болото, вроде тигров здесь испокон веку не было. Местные охотники поведали мне, что так болото назвали в честь приезжавшего сюда охотника из областного города, который стреляя по лосю, провалился в этот момент в болото, проломив еще неокрепший лёд и не попав при этом в зверя. На мой вопрос, не Тигр ли Львович приезжал к ним, они утвердительно закивали головами, а председатель охотничьего общества села достал и показал подаренный ему Тигр Львовичем нож. Я непроизвольно взял в руки знакомый мне нож, захотелось погладить красивую и полезную вещицу, которая живо  напомнила о Тигр Львовиче.  Он навсегда остался в моей памяти, как идеал настоящего мужика, которому я всю свою сознательную жизнь старался подражать, но если честно, то чаще всего это не получалось……. Все деяния этого человека были штучного покроя и не подлежали копированию….