Брамея цертиа, рядовой Иванов!

Юрий Бахаев
– Или несколько занятных историй из жизни энтомологов –

Я был когда-то коллекционером бабочек, а мой друг Вадим собирает их до сих пор. Бывший военный моряк. Он ловил бабочек на службе! Как-то раз пошёл Вадим проверять караул и видит: на освещенной лампой стене сидит ночная бабочка-брамея. Не было ещё у него такого вида в коллекции, мечтал о ней. А сидит высоко…
– Рядовой Иванов, тащи лестницу! – крикнул Вадим.
Дежуривший в караулке боец приволок лестницу. Вадим долез по ней до бабочки, взял осторожно пальцами за грудь… Спускаться об одной руке – как? Ну «вставил» бабочку… в зубы и полез вниз. Боец ошарашенно смотрит… Командир спустился, опять взял в руку бабочку, показывает ему и говорит:
– Брамея цертиа, рядовой Иванов! Редкий вид.
Тот:
– Ага…
И пятится. Не знал боец, что командир собирает бабочек…
Ну и другие были у моего друга «приколы» по энтомологической теме в армейские годы. Носил сачок под кителем, кокон «хранил» в кобуре… Как-нибудь напишу отдельный очерк об этом Паганеле в погонах.

Киргизия, горы Тянь-Шаня… Международная экспедиция энтомологов, членом которой был ваш автор. Наш отряд из пяти человек прошёл ущелье и наткнулся на реку. Быструю, выше колена… А на той стороне – Такие места! Надо переходить... Один из группы, русский проводник, вытащил из рюкзака моток верёвки, вручил мне её конец, а с другим, буруня воду, перешёл реку. Натянул я с ним верёвку, и, держась за неё, через поток пошёл второй турист. Потом – третий…
Четвёртым переправлялся малорослый бельгиец. И на полпути – поток сбивает его! Бельгиец болтается, как бельё, на мчащейся воде, держась за верёвку… Одной рукой! Проводник заорал ему:
– Тю хэндс тэйк роуп!! (Двумя руками возьми верёвку!!) Тю хэндс!!!
Держится одной… Проводник стал быстро подтягивать к берегу верёвку с болтающимся на ней бельгийцем. Тот наконец схватил её второй рукой. У берега встал на ноги… Ниже пояса – голый! Поток сорвал штаны с трусами. Хорошо, зацепились на ботинках, а то пришлось бы ему идти до лагеря, больше часа, нудистом.
Впечатлённый этим форс-мажором, я перед входом в реку снял штаны и повязал их на шею. А поскольку трусов в экспедициях не ношу, сеанс нудизма повторился. Ну, слава богу, женщин среди нас не было… Посмеялись же мы все на берегу!

Снова Киргизия: генератор, большая горящая в ночи простыня… Ловлю с зарубежными энтомологами на свет ночных бабочек. Прискакал вдруг на лошади узкоглазый местный:
– Что, кино будет?
– Нет, мы бабочек ловим…
Глядел он долго молча «на процесс». Оно и было тут: кино для местного!

Июнь 2020-го, Магаданская область… Я – в походе, ловлю бабочек и других насекомых, устал от следов медведей и пришёл на дорожный участок, где охранник проживал с собакой: здесь в палатке для безопасности стать. Он меня в одном из вагончиков поселил бесплатно… Только сказал, что начальник у них вредный – прогнать может. Дня два бродил я с сачком по округе, и – приехал начальник! В обед дело было, меня он застал…   
– А ты кто?
– Энтомолог. Насекомых ловлю. Ну ещё арахнолог – за пауками тоже охочусь…
Это не насекомые, кстати – отдельный отряд. Ловил их для знакомого учёного по его просьбе.
– И много тут пауков? 
– Да полно! Вот в штабном вагоне на кухне поймал здоровенного… Что-то типа чёрной вдовы.
Не соврал. Был похож, только – жёлтые пятна… В пузырьке заспиртованного его показал.
– Ё-моё! Вот так придёшь сюда чаю попить, и – бац…
Разрешил начальник в итоге мне жить на участке хоть месяц, если пауков на кухне и в вагончиках буду ловить. Жил с неделю я там, их вечерами ловя!

В Приморье тому лет двенадцать… Иду я по лесной грунтовке, на фотокамеру уссурийскую природу снимаю. Люблю я делать репортажи… Вот, например, один: https://ussuri555.livejournal.com/1826.html. Полянка, и на её краю сухой ильм высится. На ильмаках таких огромного (до 10 см!) и очень редкого жука-каллипогона можно встретить. В трухе этого дерева разводится. Вот бы заснять!.. Продрался я через кустарник к ильму. Есть!! Каллипогон сидит на нём.
В 6 метрах выше… Но залезают ведь на столб за подарком на праздниках. На голый столб! А тут – шершавый. Могём... Закинул я фотоаппарат на спину и полез вверх по стволу. А-а!.. Грубая кора обдирает голые руки и сквозь футболку – живот. Но, стиснув зубы, лезу… Глянул вверх – а жук, видно, меня заметив, тоже пополз. Тоже вверх! Меня быстрей…
Нет, так я не играю. Вниз спускаюсь... Окончательно себя изодрав. Жук всё ползёт. Кидаю в него палкой – вдруг собью. Рядом с ним попадаю… С громким жужжанием он срывается с места и растворяется в небе.
Взметнул к нему я кулаки… Да – фотоохота нервное дело. А каллипогона я позже всё-таки снял.

Опять Приморье, 90-е лихие... Было мне тогда под 30, бабочек любил выращивать (чем и сегодня «балуюсь» порой), и вот в окрестностях одного посёлка рвал и клал в пакет побеги кирказона: гусениц красивой и довольно редкой бабочки серицин кормить. Вдруг из кустов вываливают два диковатого вида парня. Один мне:
– Чё, конопельку рвёшь?
– Нет – кирказон.
– Покажи!
Показываю им сбор в пакете, он трогает стебли…
– Не конопелька… И на чё?
– Выращиваю гусениц…
– А сколько тебе лет?

Песчаный пляж на берегу Амура под Хабаровском… Лето 2007-го, утро. Переночевали здесь вдвоём в палатках, с моим воронежским приятелем Володей – транзитом с севера Приморья в Магадан. Экспедиция «по бабочкам». Он начал раскладывать на пляже свои вещи, чтобы их правильно упаковать, а я гулял с сачком в округе, ловил что-то… Вдруг слышу крик:
– Брось! Брось, с…ка!
Вижу: бежит Володя вдоль Амура, яро маша сачком, а впереди над пляжем набирает высоту ворона чёрная – с чем-то прямоугольным в клюве. Да это же его чехольчик с паспортом и авиабилетами!!!
Тоже заорал…
Ворона бросила чехольчик, и он упал на песок пляжа. К нему мы кинулись – спасли.
А было что: порхнула бабочка «крутая» у палатки, и побежал за ней с сачком Володя – лагерь бросив. Тут как тут ворона… Привлёк воровку, видно, серебристый кант чехольчика.
Наша экспедиция чуть было не сорвалась... не нахожу слов мата по какой идиотической причине.

Ну и совсем анекдотичный случай. Друг-энтомолог рассказал. Шёл он как-то с молодым коллегой по краю села, где-то в Черноземье. Тот изучает жуков, и особенно неравнодушен к навозникам. Ни одну коровью «лепешку» не пропустит. Раскапывает, извлекая пинцетом разнообразных мелких, а иногда и крупных жуков. Человек непосредственный – и нередко бормочет в процессе: «Ух, ты!.. Ммм… Классный коприк…» и т. д. И вот попалась им на пути очередная коровья лепешка, сел он перед ней на корточки, копается, говорит что-то… Мимо две пожилые женщины идут. Перекрестилась одна и говорит:
– А матери-то каково?


На фото – мой приятель Олег Полумордвинов с его студентками биофака. Мне любезно прислал…