Бенкендорф и Пушкин

Валентина Томашевская
Царь Николай I поручил А.Х Бенкендорфу надзор за А. С. Пушкиным. Когда Пушкин отклонялся от правильного, по понятиям  Бенкендорфа,  пути к добру, генерал писал ему вежливые письма ... В большинстве писем Бенкендорфа были выговоры, иногда резкие. Зачем, не спросясь, читал Пушкин в Москве «Годунова»? Зачем не известил, что едет в Петербург? в Москву? в деревню, на Кавказ? Почему вообще разъезжает не спросясь? Зачем явился на бал во французском посольстве во фраке, а не в дворянском мундире? Из месяца в месяц, из года в год...

Родился Александр Христофорович в 1783 году в семье прибалтийского дворянина, генерала от инфантерии Христофора Ивановича Бенкендорфа. Отец его в свое время был военным комендантом Риги.
Бенкендорфы (нем. Benckendorff) — графы и дворяне, происходящие от Иоганна Бенкендорфа, старшего бургомистра города Риги, приобретшего этим званием дворянство (по шведскому закону 1660 года со званием старшего рижского бургомистра было сопряжено потомственное дворянство).

В возрасте пятнадцати лет Бенкендорф определился на военную службу в чине унтер-офицера Семеновского полка. В 1803 храбро воевал на Кавказе. В 1809 в турецкую кампанию выполнял самые трудные и опасные поручения.
В войне 1812-1814 Александр Христофорович проявил выдающиеся качества боевого генерала, находясь в авангарде при наступлении и арьергарде при отходе.

Однако, несмотря на многочисленные воинские подвиги, в царствование Александра I, Бенкендорф особым вниманием царя не пользовался. В 1821 генерал-лейтенант Бенкендорф по собственному почину подал Александру I докладную записку, в которой со знанием дела изложил собранные им сведения о "Союзе благоденствия",  одной из наиболее известных организаций декабристов. И высказался за срочные и действенные меры, но император оставил доклад без внимания.  Таким образом, сам царь, косвенным образом, сам способствовал декабрьскому восстанию.

Был женат с 1817 года на сестре Санкт-Петербургского коменданта Г. А. Захаржевского Елизавете Андреевне Бибиковой (11.09.1788—07.12.1857), вдове подполковника Павла Гавриловича Бибикова (1784—1812), погибшего в бою под Вильно. Овдовев, проживала с двумя дочерьми в Харьковской губернии у своей тетки Дуниной, где познакомилась с Бенкендорфом.  В браке имели трёх дочерей.

С вступлением на престол Николая I многое изменилось в жизни Бенкендорфа.
Новый царь высоко ценил Бенкендорфа. В 1826 году Бенкендорф назначается начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Данное отделение занималось политическим сыском. При создании в том же году корпуса жандармов, как вооруженной силы третьего отделения, Бенкендорф возглавляет и его.

Слух, запущенный А. Скабичевским в массово изданной биографии Пушкина о том, что Бенкендорф,  зная о предстоящей дуэли, намеренно отправил наряд жандармов, призванный помешать поединку,  в другую сторону, так и остался слухом.
Зато существует письмо Пушкина к Бенкендорфу от 21 ноября 1836 года – письмо с описанием конфликта с Дантесом и Геккерном. Сам Пушкин считал это письмо «доказательством уважения и доверия», испытываемого им к Александру Христофоровичу.
Письмо написано по-французски. Перевод.

Граф!

Считаю себя вправе и даже обязанным сообщить вашему сиятельству о том, что недавно произошло в моем семействе. Утром 4 ноября я получил три экземпляра анонимного письма, оскорбительного для моей чести и чести моей жены.  По виду бумаги, по слогу письма, по тому, как оно было составлено, я с первой же минуты понял, что оно исходит от иностранца, от человека высшего общества, от дипломата.  Я занялся розысками. 3 Я узнал, что семь или восемь человек получили в один и тот же день по экземпляру того же письма, запечатанного и адресованного на мое имя под двойным конвертом.  Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не переслали.
В общем, все были возмущены таким подлым и беспричинным оскорблением; но, твердя, что поведение моей жены было безупречно, говорили, что поводом к этой низости было настойчивое ухаживание за нею г-на Дантеса.
Мне не подобало видеть, чтобы имя моей жены было в данном случае связано с чьим бы то ни было именем.  Я поручил сказать эта г-ну Дантесу. Барон Геккерн приехал ко мне и принял вызов от имени г-на Дантеса, прося у меня отсрочки на две недели. 
Оказывается, что в этот промежуток времени г-н Дантес влюбился в мою свояченицу, мадемуазель Гончарову, и сделал ей предложение. 7Узнав об этом из толков в обществе, я поручил просить г-на д’Аршиака (секунданта г-на Дантеса), чтобы мой вызов рассматривался как не имевший места.  Тем временем я убедился, что анонимное письмо исходило от г-на Геккерна, о чем считаю своим долгом довести до сведения правительства и общества. 
Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни мщения, я не могу
и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю.
Во всяком случае надеюсь, граф, что это письмо служит доказательством уважения и доверия, которые я к вам питаю.
С этими чувствами имею честь быть, граф, ваш нижайший и покорнейший слуга
А. Пушкин.

21 ноября 1836.