Чаадаев и Пушкин

Валентина Томашевская
В 1836 году в журнале "Телескоп" было напечатано "Философическое письмо" Чаадаева, в котором он резко и сурово критиковал  прошлое и настоящее России. "Письмо потрясло всю мыслящую Россию", – писал Герцен. После опубликования "Философического письма" "Телескоп" был закрыт, а Чаадаев официально объявлен сумасшедшим. Ему было запрещено писать. 20 лет, до самой смерти, безвыездно прожил он в Москве.

Чаадаев был весьма известной личностью в обществе и до публикации «Философических писем».
Блистательнейший из всех молодых людей  Петербурга, он был весьма образован, имел отличные манеры, владел искусством изысканно одеваться.  Его дружбы искали и ею гордились.

Его современник писал о нём: «от остальных людей отличался необыкновенной нравственно-духовной возбудительностью… Его разговор и даже одно его присутствие, действовали на других, как действует шпора на благородную лошадь. При нем как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости. При его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался».

Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать в 1797. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве, в Серебряном переулке, рядом с известной церковью Николы Явленного на Арбате. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев
получил первоначальное, замечательное для того времени образование, которое закончил слушанием лекций в Московском университете. Зачислившись юнкером в Семеновский полк, он участвовал в войне 1812 г. и последующих военных действиях.

Начало знакомства Пушкина и Чаадаева относится к 1816 году, когда Чаадаев был переведён корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Познакомились  они  в доме Николая Михайловича Карамзина.
 Близкая дружба серьезным и образованным, исключительно умным Чаадаевым оказала большое влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина. Чаадаеву ( "К Чедаеву" - Пушкин писал:  Чедаев) посвящены знаменитые пушкинские строки:
 
 «Любви, надежды, тихой славы…»

Стихотворение имеет около 70 вариантов и разночтений. Рукопись Пушкина не сохранилась, и авторство его иногда оспаривается. Версия, канонизированная пушкинистами, печатается по так называемой копии А. В. Шереметева. Стихотворние часто относят к 1818, поскольку оно связано с речью Александра I на Польском сейме 15 марта 1818 г. Пушкин не верил либеральным обещаниям царя, а также в мирное введение конституционного правления в России. Стихотворение было напечатано Михаилом Бестужевым-Рюминым в 1827 г. в альманахе «Сириус» в виде короткого отрывка (4 строки). Затем он же опубликовал его в альманахе «Северная звезда» в 1829 г., так же в искаженном виде. Стихи «Товарищ, верь…» и следующие были выпущены. Пушкин выразил своё недовольство по этому поводу.

Варианты и разночтения:
    1. Заголовок
    *Послание к Чаадаеву1
    *К Чаадаеву 1
    *Чаадаеву 1
    *Послание ***
    *Послание к Дельвигу
    *Послание к Дельвиг
    *К Дельвигу
    *К N….
            1. Любви, надежды, тихой славы
            *Любви, надежды, милой славы
            *Любви, надежды, краткой славы
            *Любви, надежды, гордой славы

            2. Недолго нежил нас обман,
            * Недолго нежит нас обман
            *Недолго тешил нас обман
            *Недолго тешит нас обман

            3. Исчезли юные забавы,
            *Исчезли легкие забавы

            4. Как сон, как утренний туман;

            5. Но в нас горит еще желанье,
            *Но в нас еще горит желанье
            *Но в нас еще горит желанье
            *Но в нас кипит еще желание
            *Но в нас кипят еще желанья
            *Но в нем еще горит желанье

            6. Под гнетом власти роковой
            *Под гневом власти роковой
            *Под игом власти роковой
            *Под игом цепи роковой

            7. Нетерпеливою душой
            *Нетерпеливою рукой
            *Нетерпеливою душой
            *И с терпеливою душой
            *Отчизны внемля призыванье

            8. Отчизны внемлем призыванье.
            *Отчизны внемлем призыванье
            *Отчизны внемлем призыванья
            *Отчизны внемля призыванье
            *Отчизны внемлем мы призванье
            *Отчизны внемлют призыванье
            *Отчизны внемлет призыванье
            *Нетерпеливою душой

            *8a. [Питай, мой друг, священный жар:]
            *8б. [И искра делает пожар]

            9. Мы ждем с томленьем упованья
            *Мы ждем в томленьи упованья
            *Мы ждем в тени очарованья
            *Мы ждем свободы роковой

            10. Минуты вольности святой,
            *Минуту вольности святой,

            11. Как ждет любовник молодой

            12. Минуты верного свиданья.
            *Минуты легкого свиданья
            *Минуты сладкого свиданья
            *Минуты тайного свиданья
            *Минуты первого свиданья
            *Минуту верного свиданья
            *Минуту сладкого свиданья

            13. Пока свободою горим,
            *Пока надеждою горим

            14. Пока сердца для чести живы,
            *Пока сердца для славы живы

            15. Мой друг, отчизне посвятим

            16. Души прекрасные порывы!
            *Души высокие порывы!
            *Души прекрасные позывы

            17. Товарищ, верь: взойдет она,
            *Поверь, мой друг. Взойдет она

            18. Звезда пленительного счастья,
            *Звезда таинственного счастья
            *Звезда желаннейшего счастья
            *Звезда цивического счастья

            19. Россия вспрянет ото сна,
            *Россия встанет ото сна

            20. И на обломках самовластья

            21. Напишут наши имена!
Викитека.


В 1817 году, в возрасте 23 лет, Чаадаев был назначен адъютантом командира гвардейского корпуса генерал-адъютанта Васильчикова. В октябре 1820 взбунтовался I-й батальон лейб-гвардии Семёновского полка. Эту историю найдете в биографии Чаадаева.
Он подал в отставку. После отставки прожил за границей целых шесть лет.
 Все события 1825 - 1826 годов прошли, таким образом, в его отсутствие. Эти события снесли с исторической арены почти весь цвет того поколения, к которому принадлежал Чаадаев. Возвратясь на родину, он застал уже иное время и иных людей .
( П. Я. Чаадаев считается одним из возможных прототипов Александра Чацкого — главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

К Чаадаеву обращены еще два пушкинских послания 1821 и 1824 гг. и стихотворение "К портрету Чаадаева".
Чаадаев убедил Карамзина заступиться за Пушкина перед императором, когда поэту в 1820 году грозила ссылка в Соловецкий монастырь.
В Михайловской ссылке Пушкин помнил Чаадаева, переписывался с ним, посвящал ему стихи:

В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой...

Личность Чаадаева, несомненно, повлияла на создание образа Онегина. В 1819 году Пушкин сравнивает с Чаадаевым Евгения Онегина, желая характеризовать своего героя как настоящего денди: «Второй Чадаев, мой Евгений…» (Чаадаев - устар. Чадаев, Чедаев).

А в дневнике 1821 года Пушкин делает запись, относящуюся к Чаадаеву:
"Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя" 

В последние годы жизни Пушкин встречался с Чаадаевым, но прежней близости между ними уже не было. Присоединяясь к критическим оценкам Чаадаева, высказанным в "Философическом письме", Пушкин не разделял пессимистических взглядов на судьбы России. Он писал Чаадаеву: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться... ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков..."

Пётр Яковлевич Чаадаeв ( 7 июня 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, Москва) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ»), писатель и публицист.

"Мало  одной  готовности,  мало  доброго  желания,  чтобы
н а ч а т ь    историю.    Ее    вообще   немыслимо   начать.   Не   хватает
преемственности,   единства.  Единства  не  создать,  не  выдумать,  ему  не
научиться.  Где  нет  его,  там  в лучшем случае - "прогресс", а не история,
механическое  движение  часовой  стрелки,  а  не  священная  связь  и  смена
событий."
Петр Яковлевич Чаадаев
http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0062.shtml

Источники:
Википедия, интернет-сайты.