Святая Екатерина. Имя. Житие. Иконография

Тина Гай 2
Святая Екатерина, точней, ее иконография, имеет богатую историю, т.к. святая почитается во всем христианском мире: православии, католичестве, лютеранстве, армяно-григорианском мире и коптском.


В России имя Екатерины имеет особое значение, поскольку оно непосредственно связано с историей государства Российского. 25 ноября отмечается день святой Екатерины в католичестве,  в православии он приходится на 24 ноября по старому или 7 декабря  по новому стилю.


И не было в начале четвертого века более почитаемой и более известной святой, чем святая Екатерина. Ключом к подвигу Екатерины и далее к царствующим особам и не только с этим именем, является само имя.


Со звуковой точки зрения, по мнению Павла Флоренского, есть имена цельные, звучащие как единая линия с единственным центром ударения, например, Александрос.


А есть имена распадающиеся, идущие зигзагом, лишенные связности и плавности, где каждая частичка имени требует самостоятельности, каждая направлена вовне, к деятельности. К ним относится имя Николай (Никсолаос), а в женской его ипостаси - Екатерина (;;;;;;;;;;;;; - Ексатарина). И характеры людей с этими именами несут на себе их отпечаток.


Так Екатерина величественно и царственно несет в себе и на себе вечную чистоту (частичка «е» означает «всегда», «катарина» – чистота), постоянно и демонстративно подчеркивающая ее. Екатерина всегда правдива, даже прямолинейна, честна и открыта. Она вся здесь в своей прямоте, но в ней нет игры и внутренней глубины.


Екатерина горделива и уверена в своем праве носить это имя - «всегда чистая», считая себя действительно чистой; настолько уверена, что в глубине души и на самом деле усвояет себе требование быть всегда чистой, словно, взойдя однажды на имя как на трон, уже не вправе сойти с него и считать его просто седалищем или табуреткой.


Отсюда совершенная уверенность Екатерины, что ее долг - нести в себе чистоту, быть примером для других, лучом света в темном царстве. Это, в свою очередь, рождает у нее, как совершенной и всегда чистой, искреннее право на власть, любовь к власти и стремление к власти, дающей возможность утверждать эту чистоту.


Не она, а вечная чистота требуют этого. Не зря А.Н.Островский назвал свою героиню Катериной. Между пьесой и житием Екатерины в изложении Димитрия Ростовского явно прочитывается параллель, которую имел в виду автор пьесы. Екатерина как образ неоднозначна и противоречива.


Она считает себя богиней Справедливости, присваивая себе право и власть судить других, и это приводит ее к конфликтам с окружающими. Она - царевна из народной сказки, которая ест те же щи и кашу, но только кладет себе побольше мяса и масла. Исключительность (аристократизм или юродство) не про нее.

 
Теперь обратимся к житию святой Екатерины, чтобы понять, почему в иконографии делаются акценты на той или иной детали, держа в уме и особенности женского характера с именем Екатерина.


Екатерина родилась в третьем веке н.э. в семье богатого грека, направленный в город Александрию как правитель и царствующая особа. Как дочь знатного человека, Екатерина получила очень хорошее образование.


К восемнадцати годам она знала несколько языков (по некоторым данным – 72), изучила греческую философию и риторику, читала сочинения Вергилия, Гомера, Аристотеля, Платона, была знакома с книгами самых известных врачей. Словом была красива, знатна, богата и мудра.

 
И от желающих жениться на ней не было отбоя, но святая Екатерина всем отказывала, говоря, что выйдет замуж только за того, кто будет обладать всеми ее достоинствами: красотой, знатностью, богатством и мудростью. Но не находилось нигде равного ей.


Однажды мать решила сходить за советом к своему старцу. Старец, известный христианин, выслушав мать девицы, сказал, что есть такой Жених, который не только равен, но и превосходит Екатерину по всем качествам: уму, красоте, премудрости и знатности рода.


В конце беседы старец дал Екатерине образ Пресвятой Девы с Младенцем  и сказал: "Молись перед образом и тогда Матерь Божия покажет тебе Жениха". Однажды девушка после молитвы заснула и в тонком сне увидела, что предстала она перед ПрисноДевой, у которой на руках сидит Жених-Младенец.


Трижды Екатерина просила Его повернуться и посмотреть на нее, но Младенец только отворачивался, говоря, что она и безобразна, и не мудра, и не добра, и богатством не блещет. Словом, смотреть не на что. И сколько бы Его Мать не уговаривала взглянуть на сие чадо, Христос отворачивался.


Но в конце Он все-таки дал совет, чтобы шла она снова к тому старцу и он научит ее всему. Проснувшись, Екатерина поспешила к старцу, который рассказал ей о вере Христовой, крестил и дал совет снова обратиться с молитвой к Деве Марии. Приснившись Екатерине во второй раз,  Господь не просто взглянул на нее, но сказал, что она настолько хороша и красива, что Он хочет обручить ее Себе в невесту.


На этот раз отказывалась Екатерина, но Иисус, взяв ее правую руку, одел на палец обручальный перстень, сказав, чтобы она всегда оставалась верной только Ему и никогда не выбирала себе в мужья из живущих на земле. Проснувшись, Екатерина действительно увидела на своем пальце перстень.


Вскоре после обручения явился в Александрию император Максенций (Максимин), приказавший всему населению принести жертву языческим богам. Екатерина, как христианка, решила противостоять бесчинствам и отправилась к императору, чтобы уговорить его отказаться от язычества и обратиться в христианство.


Император был поражен красотой и умом Екатерины, но спорить с женщиной не пристало царю. Вместо этого он собрал пятьдесят философов и риторов, чтобы те убедили ее в язычестве и отвратили от христианства.

 
Перед диспутом святой Екатерине явился архистратиг Михаил и сказал, чтобы она ничего не боялась, что Господь даст ей Премудрость, а ее враги сами примут крещение и многие другие через нее обратятся ко Христу.


Победа в споре действительно оказалась на стороне святой. Тогда император повелел сжечь в печи всех философов, которые под влиянием ее слов перед смертью обратились в христианство, а их тела были найдены нетленными, что было еще одним чудом, послужившим новым обращением свидетелей казни.


Тогда Максенций повелел заточить святую в темницу и оставить ее там без еды и питья. Святая Екатерина пробыла в заточении двенадцать дней. В течение всего  времени Екатерину в темнице кормил ангел, приносивший ей еду, а в последний день явился Сам Иисус в Славе и с ангелами, укрепляя святую Екатерину.

 
В это же время услышала о премудрой Екатерине жена Максенция, Августа, и решила познакомиться с ней. Вместе с военачальником Порфирием и еще двухстами воинами она пришла к Екатерине в темницу. И так она была поражена ее познаниями и светом, исходящим от лика святой, что уверовала во Христа, но святая предсказала ей мученический венец.


Когда святую Екатерину после заточения привели к императору, он был еще больше восхищен ее красотой и умом, которую не сломили ни заточение, ни голод. Тогда по совету одного их вельмож для нее была изобретено специальное орудие для пытки – четыре колеса с вбитыми в них железными остриями. Колеса крутились в разные стороны и перемалывали все, что попадало между ними.


Но когда все было готово, и святую Екатерину поместили между колесами, слетел с неба ангел, освободил девицу, а в колеса ударила молния и разрушила их, а щепки от них поразили многих неверующих.

 
Услышав о чуде, вышла из своих палат царица Августа и стала обличать императора. Рассвирепевший император приказал мучить свою жену, сжимая ее сосцы между ящиком с оловом и крышкой с гвоздями до тех пор, пока они с болью и кровью не оторвались. Потом он велел казнить Августу: отсечь ее главу.


Верный военачальник Порфирий захоронил  тело Августы и наутро предстал перед императорам, объявив себя тоже христианином. За это и он вместе со своими воинами был казнен. И произошло это за день до смерти святой Екатерины.


Наконец, после всех кровавых казней, император снова приступил к святой Екатерине в надежде уговорить ее стать его женой и отречься от христианства. Но все было напрасно. Тогда императору ничего не оставалось, как только казнить святую через усекновение главы. Из места отсечения истекла не кровь, а молоко, и тело ее было тотчас взято ангелами и перенесено на гору Синай.

 
Мощи святой Екатерины были найдены синайскими монахами и перенесены в синайский монастырь только в VII веке. С того времени монастырь стал носить имя святой Екатерины Александрийской, а житие и сказания о мученичестве святой стало распространяться по всем городам и вышло далеко за пределы монастыря.

 
Этот пространный рассказ о жизни Екатерины Александрийской важен, т.к. без его знания невозможно понять иконографию святой. Житие, рассказы о мучениях и легенды о ее жизни и смерти тоже имеют свою историю и претерпели на протяжении многих веков существенные изменения, но все иконы святой Екатерины, с клеймами или без них, житийные или простые, основаны на именно на них.


(Продолжение следует)


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/svyataya-ekaterina/