Бальзак, Флобер и другие

Дмитрий Кашканов
Девочки умнеют несравнимо быстрее мальчиков. Пока мальчики, вырастая, играют во все более дорогие игрушки, девочки тем временем узнают главную сторону жизни – человеческие отношения. 

Особым вниманием девочек пользуются, конечно же, отношения мужчин и женщин. Технология познания бывает разной. Это могут быть книги умные и не очень, взрослые фильмы, флирт и романы с мальчиками и мужчинами. К восемнадцати годам почти любая девушка точно знает откуда дети берутся и, самое важное, она знает, каким образом организовать отношения так, чтобы появившиеся дети не остались голодными.

Я к шестнадцати годам в вопросах брака и семьи был совершенной бестолочью. То есть, я, конечно, понимал теорию про пестики и тычинки, но что такое ответственность мужчины перед женщиной, родившей ему детей, было далеко за пределами моего юного еще сознания.

Одноклассница отличница Марина Бродская, девочка из правильной еврейской семьи, с высоты своего неоспоримого интеллекта смотрела на меня немного по-матерински, с теплотой, нежностью и сожалением, что я еще такой маленький.

Однажды я встрял в беседу двух умниц Марины и Лены о Бальзаке, Флобере, Мопассане. Ничего из этого я еще не читал, но показаться балбесом не хотелось, и я с вызовом заявил:
- А вы читали Джеймса Болдуина? 

(Я случайно купил несколько журналов «Иностранная литература» и наткнулся на повести черного американского писателя о тяжелой судьбе негров в США.)

Девушки переглянулись. 

- Ах, Болдуина, спокойно, улыбнувшись, сказала Марина. - Читала. Знаешь, не особенно интересно. «Двуликий Янус», что там еще? Развитие идеи «Хижины дяди Тома» в современном исполнении.

Я начал скисать.  Козырная карта бита!

- Если хочешь, я дам тебе почитать французских классиков. Интересно, про жизнь, - предложила Марина, - только обложки из бумаги сделай, а то у нас мама над ними трясется.

Разумеется, я сразу согласился на любые обложки. 

За три месяца дите прочитало «Человеческую комедию», собрание Флобера, Мопассана, Роллана, Рабле. К концу девятого класса я смотрел на мир людей уже немного другими глазами.

Маринин опыт получения человека из первобытного бульона удался.