Неля Харитоновна

Дмитрий Кашканов
По мнению моих одноклассников я был любимчиком нашей учительницы литературы Нели Харитоновны. Не стесняясь класса, она говорила, что уважает меня за неординарное мышление, умение заглянуть в суть вещей, распознать низменные движущие силы поступков вроде бы положительных героев.

Мои друзья относились к такой оценке с юмором и не клеймили меня позором. Я сам тоже не комплексовал. Просто учится. Писал сочинения и отвечал у доски. Привычно, и вроде бы заслуженно, получал пятерки.

Была у меня одна смешная проблема. Я иногда заикался. Что-то нервное. Однажды из-за заикания я вообще ничего не сказал. Поднялся из-за парты отвечать, но вместо человеческих звуков шипел и сипел, пытаясь выдавить из себя слово «Страдание». Выдавить слово не получилось. Огорченный я сел. Неля Харитоновна пожалела заику и поставила пятерку авансом. За художественное шипение.

Где-то в середине десятого класса пришло время Достоевского.

Разбор "Престурления и наказания" Неля Харитоновна решила провести необычно. Вместо "кдоскепойдееее-т" она предложила устроить суд над главным героем. По замыслу я играл прокурора, призванного обвинить нигилиста в бездуховности, но меня сдуру понесло не туда. Неожиданно для всех я встал на защиту убийцы и просил у судьи снисхождения к подсудимому. Режиссура Нели Харитоновны полетела к черту, но в целом "суд" прошел интересно и весело.

Перемена после "суда" пролетела в бурных дебатах и успокоиться ко второму уроку не получилось.

Мы с друзьями продолжали громким шепотом обсуждать беднягу Базарова, но постепенно отошли от проблем преступлений и наказаний и переключились на вопросы, не имеющие к литературе никакого отношения. Некоторое время Неля Харитоновна терпела в надежде на самосознание болтунов. Потом не выдержала и громко сказала:

- Дмитрий, если не перестанешь болтать, я тебе тройку поставлю!

Класс замер в изумлении. Тройка в наказание! Вот это Да-а-а!!! На задних партах засмеялись.
 
Я мигом оценил остроту шпильки и пристыжено замолчал.