Осознание

Галина Гущина2
     Мать тащит за руку упирающегося ребёнка и приговаривает:" Наказание ты моё! Вот скажу папе..."
     Я задумался над словом "наказание"... Что оно для тебя означает, малыш? В угол поставят? Игрушку не купят? Поругают? Так ведь это не наказание, это забота о тебе. Как хотелось бы вернуться в то далёкое время! Любое наказание вытерпел бы, только были бы живы мама с папой.
     А вот теперь я сам себе голова! Ну и наказания серьёзнее: с супругой развёлся (ведьма!), работы лишился (начальник своего пристроил!), у детей проблемы (неслухи!), друзья...Да какие они друзья, так, собутыльники. Всё здоровье из-за этого потерял. Но пока я винил всех вокруг - это было ещё не наказание.
     В один прекрасный момент (так говорится, на самом деле этот момент был - хуже не придумаешь) я вдруг прозрел: увидел все камни, о которые спотыкался, все ямы, куда скатывался, всю грязь, которую насобирал... Увидел и развилку, где свернул не на ту дорогу. Оказалось, что прозрение - вот настоящее наказание!
     А ведь выбор был! Воспоминания теснятся в голове. Скорее бы ночь прошла, да в магазин - выпить, забыться... Память - ещё одно моё наказание. Ведь и жена не ведьма: она билась, бедная, и на работе, и с детьми, а я веселился с друзьями и оставлял её без денег. Дети не слушали? А кого слушать-то? Меня и дома частенько не было... И начальник правильно уволил: я давно уже ничему не соответствовал... Верный друг был, как он тянул меня из развесёлой компании, но куда там, тогда он был мне врагом! А врач скорой, приехавший на первый сердечный приступ? Ведь он предупреждал о последствиях...
     Хриплый стон вырывается из моей груди:
- Да осознал я, осознал! Не то делал, не туда ходил, не с теми дружил... Что теперь-то делать? Это же наказание - такая жизнь: ни семьи, ни уюта, ни денег в кармане, ни здоровья! Господи, дай хоть что-нибудь!
     А что мне может дать Господь? Чужого не положено... Только то, что сам наработал.