Пропасть под ногами

Юрий Табачников
Антиутопическое размышление
В одном акте.
______________________________________________ 
Пустая комната,напоминающая камеру  тюрьмы.А может быть,это действительно тюрьма.В комнате двое -палач  и жертва.Палач что-то сосредоточенно мастерит;
Жертва -Тебе не надоело?Господи,да брось ты это.
Палач -Ещё немного.Я чувствую,что он должен пойти.
Жертва -Не может он пойти,неуч.Не может!
Палач -Он оживёт.
Жертва -Как же он оживёт,если у него нет половины деталей ?.
Палач -( упрямо) Я заставлю его работать.
Жертва -Интересно,как этот будильник сюда попал?
Палач -Попал и всё.
Жертва -Упрямый осёл.
Палач -Если ты не замолчишь,я сделаю из тебя отбивную.Занялся бы хоть чем нибудь.Подкоп хотя бы делал.
Жертва-Ценный совет палача.А ты меня в нём засыпешь,да?
Палач -Ты мне надоел.
Жертва -( ёрничая) Извини,не могу тебя покинуть.Ну что,сыграем?
Палач -Мне надоело.Меня уже тошнит от этой игры.
Жертва -Что же будем делать?
Палач -Какой смысл что -то делать?Это ведь твои слова...
Жертва -Не так буквально.Сыграем?
Палач -Мне уже осточертели эти проклятые слова.Господи,откуда они только взялись?
Жертва -А я в детстве очень любил играть в слова.Ты хоть знаешь,что такое детство?
Палач -( хмуро ) Не помню.Какой осёл придумал эту игру?
Жертва -Моя последняя просьба,разрешить эту игру.Ты что,не знаешь закон?
Палач -Моё дело исполнять,а не знать.Так легче жить.
Жертва -Легче? Ну,да,легче.А почему?
Палач -Ты мне надоел.
  Жертва -Ну,извини.Покинуть тебя не могу.Мы обречены сосуществовать вместе.Вот кто то схохмил,верно?
Палач -( лениво) Я сдеру с тебя шкуру.
Жертва -И останешься один? Глупо.
Палач -Ты замолчишь когда нибудь или нет?!
Жертва -Наверное.
Палач -Тебе что,доставляет удовольствие издеваться над людьми?
Жертва -Подумаешь,какой нежный.Ты же палач.Нервишки побереги.
Палач -С тобой побережёшь,как же.Думаешь,легко быть палачом?Жертва -Мне то что?
Палач -Я ведь по натуре человек очень мягкий.Кошки не обижу.
Жертва -Оно и видно.
Палач -Ты мне не веришь?Я никогда даже в детстве не дрался.Да,да.Эх,судьбина моя!Чего молчишь?
Жертва -Я тебя ещё и жалеть должен?
Палач -Служба у меня такая,пойми.Что я мог поделать?Так уж заведено.От деда к внуку.И прадед мой палачом был,и его дел.Так уж заведено.Без нашей профессии нельзя.Вот ты,за что сидишь?
Жертва -Не помню.
Палач -Но я то тут  не причём.Не я тебя сюда притащил.
Жертва -Ладно.Давай сыграем.
Палач -( нехотя) Давай.

 Жертва -Г...
Палач -Галактика.
Жертва -Апокалипсис.
Палач Судный  День.
Жертва -Надоело.
Палач -( садится на табурет) -Что же это за жизнь такая?Вот ты мне ответь.
Жертва -А там её может и вовсе нет.
Жертва -Но мы то -живы.
Палач -Живы.А почему?Жертва -Потому, что все забыли про нас.И слава Богу.
Палач -А может и забывать некому?Может и нет никого?
Жертва -Может и нет.
Палач -Я вот никак понять не могу.В один миг всё исчезло.Это как такое произойти могло?Не пойму.Эге-гей!Вот,эхо только.Помню картину одну.; слепцы идут держась друг за друга.Первые падают,а за ними другие.Жуть пробирает.Я -очень впечатлительный. Эге-гей!  Страшно и жуть берёт.
Жертва -Я уже привык,впечатлительный ты наш.А это ведь профессиональна непригодность.Не боишься?
Палач -Да ну, тебя.
Жертва -А я ко всему привыкаю.Даже когда ни хочу привыкать,всё равно.Ты знаешь,что такое привыкание,когда привыкать не хочется?Когда это уже по мимо твоей воли въелось в твои гены?Чёртовые  гены привыкаемости! Чёртово всетерпение!
Палач -Я и терплю.
Жертва -Мораль,религии,призывают к непротивлению.А я не хочу,понимаешь,не хочу подставлять левую щёку.Понимаешь!?
Палач -А говорил,что не знаешь за что сидишь.
Жертва -Но я всё же подставил.Понимал,но пересилить свой страх не смог!
Палач -За что же тебя тогда?
Жертва -Не знаю,но ещё с древности пошло,что есть палачи и есть жертвы.Так уж заведено.
Палач -(вздыхая) От дедов к внукам. ( Подходит к Жертве, заглядывает в глаза,обнимает за плечи) А давай изменим,а?
Жертва -Что изменим?
Палач-Порядок этот.Ты разве не слышишь?
Жертва -Что ?
Палач -Голос трубы.Он зовёт.Да ты прислушайся.
Жертва -Какой голос? Какой трубы?Ты спятил,приятель.
Палач -Значит  померещилось.А мне  показалось....Ну,да ладно.Слушай,а может поменяемся?
Жертва -Как это поменяемся?
Палач -Ну,я буду жертвой,а ты-палачом.Понарошку,как бы.А?Всё же веселее.Давай?
Жертва -Не могу.
Палач -Так понарошку же.
Жертва -Я-не умею.
Палач -Я тебя научу.Ну,чего тебе стоит?
Жертва -Займись своими часами.Да и не умею я пытать.
Палач -Думаешь я умею?Душа кровью обливается.Точно говорю.Её Богу.Научишься.Давай,а?
Жертва -Не стоит.Да и не хочу я.
Палач -Ну, не пытай,хрен с тобой.Ты с-следователем  будешь.Согласен?Соглашайся же,хлюпик! ( толкает Жертву) Размазня! ( бьёт Жертву)Слизняк!Суди меня за свои проклятые гены!За распятого Христа,с которого всё началось.За Бога!За дьявола!За то,что мы тут заживо  похоронены!Тьфу на тебя,тьфу!
___________________________________________________________
Тяжело дыша отходит.Жертва бросает в Палача табурет.
Палач -Ты чего?
Жертва -Я согласен.
Палач -( успокоившись) Вот и хорошо.Так.Табурет поставим на центр.Ты садись,садись.Нет,лучше я сяду,а ты будешь стоять надо мной.Начнём?
Жертва -Молчать!Где находишься,сволочь?!
Палач -Хорошо.Так.
Жертва -( бьёт его по лицу) Встать!
Палач -( вскакивает) Да я тебя! (хватает Жертву  за грудки)

Жертва -Сам же просил.
Палач -Извини. ( осторожно отпускает Жертву) Больше не буду.
Жертва -Ты,гад,проститутка,признаёшь себя виновным?!
Палач -В чём?
Жертва -Молчать! Я тебе подсказывать должен,ублюдок?
Палач -Так нельзя.Закон....
Жертва -Плевать мне на твои законы.Признаёшь?!
Палач -Что?
Жертва -Что ты виновен.Вот показания.
Палач -Это клевета.
Жертва -Забыл,как бычки в  глазах шипят,падаль?
Палач -Натурально  выходит.
Жертва- (-Бьёт Палача по лицу) В карцер захотел?!
Палач -(замахивается своим кулачищем) Ты,это,не очень то...Хотя...Давай,бей! Может на душе легче станет.
Жертва -Да пошёл ты.
Палач -Чего?
Жертва -Надоело...
Палач -Давай,давай!
Жертва -Ладно,подписывай.
Палач -Чего?
Жертва -Что ты тупое,грязное орудие.Мясник,сволочь.
Палач -Сам ты сволочь.
Жертва -И все предки твои сволочами были.
Палач -Хватит!Дорвался.Театр устроил. ( отпихивает Жертву)Легче думал станет.Не черта.Гены эти проклятые,никуда от них не деться.Никуда не уйдёшь.А ты ничего.Хе-хе.Надо же,как быстро жертва превращается в палача.
Жертва _Каждый несёт свой крест.А смысл? Где во всём этом смысл?
Палач -Чего?
Жертва -Я всегда любил запах полыни.Разотрёшь её в ладонях...
Палач -От блох хорошо помогает.
Жертва -Или сушёная трава...
Палач -У меня радикулит,а тут сыро.
Жертва -Зато покой.Где ещё так спокойно?
Палач  -Если хочешь...Я тебя отпускаю...Совсем.
Жертва -От сюда всё равно не выйти.А ты ничего.Мы бы могли стать друзьями.
Палач -А чего не могли  ? Могли.Мы и так связаны теснее родства.Расскажи о своём прошлом
___________________________________________________________
 Жертва -Я,человек без прошлого. У меня его нет.
Палач -Как так?Оно у всех есть.Какое ни есть,а его.Ну...ладно...Давай сыграем?
Жертва -И...
Палач -Идеал.
Жертва -Любовь.
Палач -Вселенная.
Жертва -Почему у  нас не кончился воздух?
Палач -А мне как знать?
Жертва -Наверное остались большие скопления.Где-то в прослойке.
Палач -И есть не охота.Загадка природы  .Знаешь,что я тебе  скажу.По секрету.Это слабость конечно...Но...я думаю ты в случае чего не настучишь...
Жертва -О чём ты?
Палач -Понимаешь...Это нам запрещено...Статус надо бюз, блю...сти,вот.Категорически...Понимаешь,я люблю....
Жертва -Что ты ещё любишь?
Палач -Стыдно сказать...И не по статусу...
Жертва -Ты всегда-не знаешь. Что это за палач такой.?  .Ты всегда  такой тютя?
Палач -Нет,но если узнают...Стыдно сказать.Петь.Не смейся.Палачу нельзя Уволит могут...А это может моя  судьба,понимаешь?Но такая страсть,такое желание....Спрячусь бывало в туалете и напеваю.
Жертва -Пой.
Палач -А ты никому?
Жертва -Как хочешь.
Палач -Кх,А-а-а. (Звучит фонограмма Робертино Лоретти) Ну,как?
Жертва -Здорово.Но это же...
Палач -(скромно) Я трансформирую через себя.
Жертва -А ты-талант.Я даже забыл на миг,что я здесь.Будто всё разрушилось и мы вышли из этих стен.Небо синеет,от ветерка колышется  ковыль...Всё! Я больше не хочу тебя видеть!Слышать! ( бросается на лежанку,отворачивается от палача к стене.)
Палач -Ты чего?  Ну,чего ты?Может попробуем выбраться?Я же тебя отпустил.
Жертва -А ты подумал своей  куриной головой,что может там нет жизни.Вспомни как грохнуло и нас завалило.Куда выбираться?
Палач -Ну,не знаю.Зато побудем на свободе.Там не будет ни палача и не жертвы.Просто два живых существа.
Жертва -А если там,всё  ещё есть жизнь и я опять стану жертвой?Так уж заведено    испокон веков.Жертва  всегда останется жертвой.
Палач -А здесь разве лучше?Сойти с ума можно от этой тишины.Скоро мы будем ненавидеть  друг-друга
Жертва -Я и так с трудом выношу тебя.
Палач -Вот.Вот.Надо   что то  делать или...
Жертва -Всё вернётся на круга свои.Ты останешься палачом,а я...
Палач -А я не хочу!Понимаешь ты,не хо-чу!Я хочу,чтобы на мне оборвалась эта проклятая  генетика,слышишь?! Что молчишь? НУ,МОЛЧИ,МОЛЧИ.Когда я достиг совершеннолетия и сменил своего отца,мне пришлось подписать договор.Маленький такой.Ты знаешь,что такое ДОГОВОР?
Жертва -Мне это ни к чему.
Там был один пункт,крошечный совсем.Я,такой то отрекаюсь от своей совести.Ты,понял? ОТРЕКАЮСЬ.А она-мучает.Загоняешь её в самый дальний угол,а она ,нате тебе,выглядывает. У тебя так было?
Жертва -Мне это ни к чему.Я - жертва.Понятно тебе?Жертва и всё.
Палач -А меня мучает.Стыдно сказать,а поди ж ты.
Жертва -Всё это химера.Где он критерий совести?Может ты знаешь?У палачей своя совесть,а у меня своя.Вот и вся мудрость.
 Палач -Может и так,а может...она одна на всех,как Бог,воздух,земля?
Жертва -А мне будет легче от твоей совести,когда ты станешь затягивать петлю на моей шее?
Палач -Так что же мне делать?
Жертва -Засунь свою совесть подальше и не давай ей высовываться,приятель.И тебе будет легче,да и меня смущать не станешь.
___________________________________________________________
Палач -Давай сбежим?Я один не справлюсь,а вот если   вдвоём...
Жертва -Я же сказал...не смущай.
Палач -Ну,что тебе стоит.Помоги мне.
Жертва -Я?
Палач -Неужели  тебе не нужна свобода?Я готов помочь тебе.
Жертва -( встает,ходит нервно по камере) Всё! Всё. ( подходит к палачу,пересиливая себя обнимает его за плечи Тихим речетативом ,то ли поёт,а может молится...) Время создавать и время разрушать.Время жить и время умирать.Время разбрасывать камни,но настало ли время собирать их?
Палач -( смахивая слезу ) Давай уйдём от сюда.Я прошу тебя.Ну,почему  ты молчишь?!
Жертва -И что же мы будем делать?Ответь мне?Создадим новые города?Дадим новое потомство?Что?!Может возродим  ЗАКОН,где для каждой вещи и для каждого человека своё место?Мир,где есть палачи и есть жертвы?Суды и тюрьмы?Голод и обжорство? Не,что же ты молчишь?Только на это способна наша генетическая память.Только на это.
Палач -А мы пойдём куда глаза глядят.По леса...
Жертва -А если уже нет лесов?
Палач -Ну  так по  пустыне.Под палящим солнцем.По горячему  песку.
Жертва -И куда же мы придём?
Палач -Неважно!Главное идти.Вот твоя куртка.Бери!Да,бери же.Надевай. ( пытается натянуть на безвольно сидящего Жертву.Кое как надевая на него куртку.)Жертва -Надоел ты мне, Господи.Ну,куда от тебя деться? (стягивая куртку,ложится)
Палач -Ну вот,всегда так.Я вырваться хочу.  ( пинает табурет.Затем обречённо возвращается в свой угол.Опять возится с будильником)
Жертва -Ты надеешься,что он зазвонит?
Палач -Да,чёрт возьми,да!Я верю в это.
Жертва -Ты счастливый,если веришь в нелепость.Счастливый....
Палач -Счастливый ?    Я?
Жертва -Ты ещё во что-то веришь.
Палач -Послушай,такой шанс бывает только раз,пойми на конец!  Ты   ЗНАЕШЬ, ЧТО ТЕБЯ ЖДЁТ,ЕСЛИ ВСЁ ВОЙДЁТ В НОРМУ?
 Жертва -Тебе то что?
Палач -Что?! да я всю жизнь мечтал петь,ты это можешь понять?И вот выпал шанс,единственный,быть может.На миллион лет.Я не хочу быть палачом,понимаешь?!Пусть на мне прервутся эти проклятые гены. Тебе,нужно сделать лишь одно усилие,помочь мне и ты станешь свободным.  Но почему? Почему?!
Жертва -Потому,что не возможно обрести свободу.
Палач -Ложь!Нужно только  немного захотеть,понимаешь?Жертва -А я не хочу.
Палач -( неуверенно) Ты,не хочешь быть свободным?Давай уйдём отсюда.Ты просто не в себе.Устал просто.Нам стоит только открыть эту дверь.
Жертва -Она тяжела.
Палач -Сантиметр за сантиметром,вдвоём мы осилим.
Жертва -А если там жизнь?Если там осталось лишь скопище наушников,клятвопреступников?Если там -Ад?Что ещё мог после себя оставить человек,что?Более сильные начнут уничтожать более слабых и...опять завертится проклятая машина человеческой мерзости.И хоть природа создала нас равными,но всё равно одни становятся палачами,а другие жертвами.Так уж заведено.
Палач -( со вздохом) От дедов к внукам.У-у-у.Голова.Гремит,как колокол.Ты,слышишь?
Жертва -Что?
Палач-От дедов к внукам.Да,да.А вот и они.Не бойся,они выведут нас.
Жертва -( кричит) Кто?!Чёрт,возьми,кто?!Я никого не вижу!Не слышу!Ты псих,псих.Я не хочу.Не подходи ко мне!
Палач -Тсс.Вон они идут вдоль стен.Тише,не вспугни их.Какие у них белые саваны. Сейчас,ты не уходи.Сейчас ( из кармана достаёт огрызки свечей.Одну ставит возле  Жертвы,а вторую на табурет.С трудом зажигает мерцающей зажигалкой)Это-ты.А это -я.Пошли за ними приятель.Какая щемящая музыка.Не упрямься,пошли за ними.
Жертва -Нет! Нет никакой Музыки!
Палач -Тсс.Тени обидятся.Пойдём,приятель.Они зовут нас с собой.Они выведут нас.
Жертва -Стоп! ( трясёт палача за плечи ) Очнись! Хватит!9 бьёт палача по лицу,затем ,сбрасывая свечи на пол,затаптывает их ногами.)
Палач-Нет! Что ты делаешь?!Нет! Остановись!  (плача опускается на пол.)
Жертва -( успокаиваясь)Послушай,давай поговорим спокойно.Да,спокойно. Я,никуда от сюда не выйду.А там....Время решит само.Но ты иди.Я помогу тебе отодвинуть дверь.Зачем тебе оставаться со мной?Я очень устал.Очень,ясно тебе?
___________________________________________________________
Палач -Я не могу.Один не могу.Я вообще не могу один.
Жертва _Убирайся от сюда! Ты мне надоел!Мне и тут хорошо,спокойно .Может это и было самой заветной мечтой,остаться самому.Уйдёшь ты наконец или нет?
Палач -( обнимая Жертву) Ну разве я могу тебя бросить?
Жертва -( в зал) Ты посмотри,сколько призраков.Они когда то были людьми.Любили,страдали,ненавидели. .Сейчас это ведь только маски,слепки с тех,кого уже нет.Это лишь подобие людей.Ты смотри,внимательней.Неужели ты хочешь,чтобы я пошёл к ним?
Палач -Э...Может ты и прав.Вот она,дверь.Нужно только немного поднажать на неё,но...нужно ли это делать?
Жертва -Если ты всё-таки соберёшь свой будильник....
Палач -Я-соберу его.
Жертва -Давай сыграем? " С".
Палач -Свобода.
Жертва -Апокалипсис
Палач -Было.
Жертва-  Есть.Ну,ладно.Арест.
Палач -Тишина.

Свет понемногу убирается.Но из темноты ещё доносятся невнятные голоса.