Революционная практика

Владимир Морозов 5
            1. РАБОТА В МАССЕ ПРОЛЕТАРИАТА.            

            В этой теме будут рассмотрены принципы, на которых строится практическая деятельность революционных марксистов.
            
            Здесь, в первой части, разберём деятельность марксистского авангарда по отношению ко всему классу пролетариата.
 
     Говоря в общем, задача марксистского авангарда состоит в систематическом, целенаправленном и принципиально выдержанном исполнении просветительской и организационной работы.

     Говоря более конкретно, работа сознательного авангарда состоит из работы с народной массой и работы внутри своей собственной среды.

     Работа внутри своей среды разделяется на самообразование, установление связей и дисциплинарную работу.

     Работа с народной массой раделяется на пропаганду, агитацию и организационное содействие протестным движениям.


            Разумеется, при работе с низовым народом ("народом" -  потому что нельзя замыкаться только на пролетарскости, помня и о неоднозначной, но важной мелкобуржуазной протестности) надо умно понимать как характер и уровень развития конкретных людей, так и цель, которая может быть реально поставлена перед ними. Различный уровень образования, различия интересов, жизненных амбиций, жизненной позиции, конечно, должны учитываться. Изучение теоретических высот марксизма необходимо лишь для отдельных, достаточно подготовленных товарищей, - менее подготовленному большинству революционный дух марксизма должен подаваться не в сложном, книжном, а в несколько упрощённом по форме, популяризированном виде и через конкретику проблем реальной жизни.

     Пропаганда на низовую массу это не то же самое, что, так сказать, "университетская" пропаганда на высокообразованное меньшинство. Если пропаганда для подготовленных и достаточно образованных – это серьёзная наука, проникающая довольно глубоко в суть экономических и политических явлений, то пропаганда на массу может считаться вполне выполняющей свою задачу, если сумеет донести хотя бы следующие четыре идеи:

     - 1) идею о том, что причина усугубляющихся отрицательностей жизни коренится не в лицах, а в неправильном устройстве системы;

     - 2) идею о принципиальной разделённости общества на классы, на "них" и на "нас", и о непримиримой противоположности коренных интересов этих классов;

     - 3) идею о невозможности избавиться от накапливающихся отрицательностей без действительной трудной и суровой борьбы, об абсолютной тщетности надежд на какое-либо решение вопроса без неё;

     - 4) идею о крайней необходимости широкой массовости этой борьбы и о высочайшей важности в ней единства, совместности, солидарности и чистоты принципов.


     В эту сторону и надо направлять массовую пропаганду, - направлять неустанно, настойчиво и убедительно.   


     Участники этой работы должны понимать, что она не относится к тем работам, которые дают быстрый и богатый результат. С одной стороны, нет ничего удивительного в том, что капитализм массово портит людей, самим своим эгоистическим частнособственническим бытием формирует соответствующее сознание большинства. С другой стороны, объективные ситуации, резко возбуждающие широкую активность недовольных низов, созревают не по нашей субъективной воле, а в зависимости от конкретного хода развития данного общества.

     Однако настойчивая добросовестная работа авангарда, несмотря на кажущуюся каким-нибудь нетерпеливым "торопыгам" бедность результатов, никогда не пропадает даром. Кропотливое и серьёзное исполнение этого долга обязательно обернётся плюсами в соответствующей революционной ситуации.

    
            Марксизм - это наука, и, конечно, нельзя ждать, что не то что большинство пролетариев, но хотя бы сколько-нибудь значительная их часть сможет самостоятельно выработать у себя качественное марксистское мировоззрение. Да, конечно, если взять сегодняшний день, то советское прошлое оставило в народе некоторые понятия этой теории. Но они обрывочны, несистемны и как правило искажены. Настойчивое распространение революционных марксистских воззрений должно быть одной из главных задач передового авангарда.
   
     Действительное марксистское знание не выработаешь простым изложением умных истин. Ленин пишет, что сознание пролетариев не может быть истинно политическим сознанием, если они не приучены откликаться на все и всяческие случаи произвола и угнетения, насилия и злоупотребления и притом откликаться именно с правильной, марксистской, точки зрения. Сознание рабочих масс, - говорит далее Ленин, - не может быть истинно классовым сознанием, если рабочие на конкретных и притом непременно злободневных политических фактах и событиях не научатся наблюдать жизнь всех классов общества. В рабочую массу надо побольше давать таких знаний, какие она сама из своего заводского опыта узнать не может, - политических знаний. И эти знания нужно давать не в виде только скучных статей, а непременно в виде живых обличений того, что именно в данное время делает наше правительство и наш командующий класс во всех областях жизни. Никогда эти массы не научатся вести политическую борьбу, - продолжает Ленин далее, - пока мы не поможем воспитаться руководителям этой борьбы из способных рабочих; воспитаться же такие руководители могут исключительно на систематической текущей оценке всех сторон нашей политической жизни.

     "Требуется выяснение рабочему его положения, - пишет Ленин, - выяснение политико-экономического строя той системы, которая гнетёт его, выяснение необходимости и неизбежности классового противостояния при этой системе... Политическая деятельность революционных марксистов состоит в том, чтобы содействовать развитию и организации рабочего движения, преобразованию его из разрозненных, лишённых руководящей идеи попыток протеста в организованную борьбу ВСЕГО класса против буржуазного режима."

            Классу, следовательно, нужна профессионально действующая, родная по духу и целям партия, - партия, которая, говоря словами Маркса, борясь за ближайшие интересы, не забывает конечную цель движения и "ни на минуту не перестает вырабатывать у рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролетариатом".

     Эта партия не может быть организована на организационных принципах, присущих  партиям буржуазной демократии, поскольку она ставит себе целью не законное участие в политической жизни строя, а движение против законов данного строя в направлении его ниспровержения.
   
     "У пролетариата, - писал Ленин, - нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации... Пролетариат может стать непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение принципами марксизма закрепляется ЕДИНСТВОМ организации, сплачивающей миллионы трудящихся в ЕДИНУЮ армию рабочего класса".

   (Здесь будет уместным привести и слова Сталина: "Ввиду опасности новых попыток оживления мелкобуржуазности вопрос о недопустимости существования двух или нескольких партий в условиях диктатуры пролетариата должен быть поставлен со всей принципиальной ясностью. Существование нескольких политических партий - и тем самым наличие борьбы между ними за власть - не могло бы быть ничем иным, как прямым разрывом смычки всех слоёв народа. Это означало бы прямой подрыв самых основ пролетарской диктатуры. Наличие борьбы политических партий (а также фракций внутри одной партии) несовместимо с победоносной диктатурой пролетариата и по существу было бы ничем иным, как тем или другим видом возрождения буржуазной демократии".)

     Организационные принципы такой партии вытекают из характера её деятельности и её задач. "Только самое грубое непонимание марксизма, - пишет Ленин, - могло породить мнение, что массовость рабочего движения избавляет нас от обязанности создать организацию революционеров. Напротив, это движение именно и налагает на нас эту обязанность, ибо стихийная борьба пролетариата и не сделается настоящей классовой борьбой до тех пор, пока эта борьба не будет руководима крепкой организацией революционеров."
   
     Партия, являющаяся по своим задачам не просветительским "клубом", а боевым руководящим штабом, должна подчинить себе деятельность всех других пролетарских организаций. Эта партия должна быть близкой и родной классу, должна "говорить массам горькую правду просто, ясно и прямо", но не смешиваться с классом, быть "крепостью, открывающей свои двери лишь перед достойными".
   
     Эта партия должна быть спаяна единством воли и действий, должна строиться на принципах твёрдого централизма, строжайшей дисциплины, на принципах абсолютной несовместимости с любыми видами оппортунизма, недопустимости фракционности и в значительной степени на принципе нелегальности, быть не очень широкой и возможно более конспиративной.

            
            (В сегодняшнем "левом" движении есть немало голосов против так называемого "принципа вождизма". В лучшем случае, это - правильное противодействие мелкобуржуазному индивидуализму политических руководителей. Но и в этом случае свою мысль надо было выразить более конкретно, не замахиваясь на принцип вождизма целиком. В худшем же случае, это - проявление буржуазно-демократических подходов.   
     Этим людям надо бы понимать, что первоначальное группирование единомышленников, конечно, может обходиться и без вождизма. Но революционное движение, охватывающее огромную массу (и партия, как единый и цельный руководитель этого движения) не может обойтись без вождя или сплочённой группы вождей и по самой своей природе так или иначе само выделяет себе вождей и идёт за ними.   
     Масса сильна количеством, но большое количество порождает и слабую сторону массы - неединость, разрозненность. Личность сильна цельностью, поскольку она одна, но в том, что она всего лишь одна, заключается и её слабость.   
     А через срастание единой, цельной личности с огромной массой в одно нераздельное, так сказать, "существо" и образуется та великая единая сила, которая лишена и того и другого недостатка. Таким образом, только через правильное осуществление принципа революционного вождизма огромность класса становится непобедимым одинаково-ориентированным монолитом.
   
    "Вождь, - говорил Энвер Ходжа, - подобен полюсу, направляющему стрелки всех компасов в одну точку."
   
     Да, историю творят не личности, а деятельность масс. Но масс, объединённых личностью, - такой личностью, которая честно и преданно вобрала в себя их мысли и чаяния. Такова историческая роль личности в истории.)

            2. ОТНОШЕНИЕ К МЕЛКОЙ БУРЖУАЗИИ.

            В этой части разберём правильное отношение пролетарской партии к мелкой буржуазии.

            При капитализме мелкобуржуазность сознания всегда охватывает огромное большинство. Неправы те, кто игнорирует это и сводит вопрос только к капиталистам и пролетариату.
   
     Мелкие собственники города и села, возможно и разоряющиеся, но возникающие вновь; большой слой интеллигенции разного уровня, частным образом применяющей свои, так сказать, средства духовного производства; широчайший слой средних хозяйственных и государственных служащих, выдвигаемых капиталистическими хозяевами выше уровня рядовой пролетарскости; немалое количество лавирующих, находящих законные и полузаконные тёпленькие ниши в общем капиталистическом механизме; частное потребительство в среде самих наёмных работников; наконец, прочные стереотипы буржуазного сознания под влиянием мощной идеологической машины, - вот обширнейший источник преобладающей мелкобуржуазности сознания в капиталистическом обществе.

     Мне приходилось встречать утверждения "марксистов", слишком поверхностно знающих марксизм, что капитализм, особенно на монополистической стадии, безвозвратно вытесняет мелкую буржуазию. Читая марксистские книжки, они не поняли, что речь идёт об оттеснении мелкой буржуазии от экономического (а значит и политического) главенства, об изменении её общественного статуса, но не об исчезновении её как явления. Капитализм, каким бы монополизированным он ни был, оставаясь частнособственническим обществом, ежечасно опять и опять порождает мелкобуржуазность, причём в массовом порядке.

     Мелкобуржуазная психология проникает во все слои общества, развращает и сам пролетариат. Трудно при капитализме найти достаточно чистую пролетарскость сознания. На каких бы радикальных позициях мы ни стояли, хорошо покопавшись, мы найдём даже в себе что-то от мелкобуржуазности. "Жить среди грязи и не запачкаться - невозможно", - как говорил один литературный персонаж.
   
     Пролетариат поднимается на революцию не потому, что он идеологически чистенький. Пролетариат поднимается на революцию, вынуждаемый накопившейся невыносимостью, ведомый более-менее лучшими своими представителями.

     Революцию творит реальный пролетариат - засорённый и испорченный капитализмом. Вот почему в своей преобразовательской деятельности он совершает много ошибок и искажений, и всякая реальная революция это наглядно показывает.  Ещё очень долгое время после взятия им власти пролетариат вынужден переделывать себя на основе изменения всего устройства жизни. "Революция, - как говорил ещё Робеспьер, - это болезненная хирургическая операция, которую делает народ над самим собой."

            Количественное преобладание мелкобуржуазного сознания при капитализме является причиной своеобразного ключевого, что ли (не нравится это слово, но другого пока не подберу), значения положения мелкой буржуазии для революции на всех её этапах. Упрощающие "знатоки" марксизма полагают, что всё дело в настроениях пролетариата, - когда пролетариат недоволен, он восстаёт. Однако на деле не будет преувеличением сказать, что каким бы недовольным ни был пролетариат, но если основная масса мелкой буржуазии удовлетворена, революция начаться не может. И точно так же, какие бы действия ни совершал пролетариат после взятия им власти, ни победить капитализм, ни построить новый строй он не сможет, если его действия не будут в чём-то существенном удовлетворять и значительную массу мелкой буржуазии.
   
     В российской революции 1917 года колоссальную положительную роль сыграло массовое недовольство крестьян помещичьим гнётом, накопившееся недовольство интеллигенции тисками самодержавия, общенациональное страдание от тягот империалистической войны. В антиимпериалистических революциях отсталых регионов огромную роль играет национально-освободительный фактор.
   
     В любом случае широкое мелкобуржуазное наполнение общества играет роль или тормоза, гасителя пролетарской революционности, когда мелкобуржуазность обывательски удовлетворена, или же наоборот, - роль дополнительных "дрожжей", на которых мощно активизируется всё общество, направляемое потом организованным пролетариатом в нужном направлении.
   
     Вот почему партия пролетариата обязана правильно решить вопрос о союзе с недовольной мелкой буржуазией в борьбе против гнёта крупного капитала, найти объективную основу и подходящие формы такого союза. Это касается, как периода борьбы за власть, так и периода диктатуры пролетариата.

                - - - -

            Умная капиталистическая элита, тоже понимая значение отношений с мелкобуржуазным большинством, старается проводить политику привлечения её целиком на свою сторону. Этому направлению работы капиталистической государственной машины придается очень важное значение. К счастью для перспектив революции это объективно невозможно в полной мере.
   
     Мелкая буржуазия имеет немало оснований протестовать против тех или иных ущемлений её интересов со стороны крупных капиталистов. Её классовая двойственность вызывает в её среде колебание и расщепление. Определённая часть радикальной мелкой буржуазии может сочувствовать революционному делу пролетариата. Главным образом это касается не второй, созидательной, преобразовательной, задачи этого дела - направленной против всякого частнособственничества, а первой, разрушительной, задачи - направленной лишь против крупного капитала.
   
     В этом отношении мелкая буржуазия делится на контрреволюционную, попутническую и срединную.
   
     Вред мелкой буржуазии, качнувшейся в контрреволюцию, наиболее очевиден. Он заключается в её конкретных враждебных действиях.
   
     Вред попутнической мелкой буржуазии, то есть мелкой буржуазии, качнувшейся в революционность, может заключаться в невольном искажении ею строительства нового строя, в подделывании его под свою, мелкобуржуазную, суть.
   
     Даже и срединная мелкая буржуазия, не имеющая склонности ни к революции, ни к контрреволюции, может оказывать вред, невольно пачкая новые формирующиеся отношения своими отрицательностями, невольно заражая своим влиянием рабочий класс или невольно выполняя роль посредника в работе пропагандистских аппаратов зарубежного капитализма.

     Социалистической революции для полного устранения базы мелкобуржуазности требуется очень долгое время, и на протяжении этого времени нельзя ни избежать её вреда, ни обойтись без этой массы народа. Задача состоит в том, чтобы на этом долгом отрезке извлекать из неё необходимую пользу и не давать вреду приобрести размеры, угрожающие пролетарскому делу.

     Реальный революционный поток на всех его стадиях состоит из двух радикальных потоков - пролетарского и мелкобуржуазного. Они переплетены между собой. Ни отменить мелкобуржуазный поток, ни устранить это переплетение невозможно. Вот почему с точки зрения конечных перспектив революции главнейшим вопросом является вопрос о гегемонии (главенстве) в этом общем потоке. Пролетарская идеология должна обеспечить это главенство за собой, и она может это сделать, ибо экономическое и, следовательно, политическое влияние пролетариата в современной хозяйственной системе значительно превышает его долю в населении.

     Да, попутническая мелкая буржуазия является союзником недостаточно прочным. Несмотря на часто встречающийся героизм, несмотря на многие положительные общечеловеческие качества, которые невозможно отрицать, двойственность и шаткость мелкой буржуазии не может не проявлять себя. Двойственное отношение к социалистическому преобразованию, невыдержанность, неустойчивость, тяга к буржуазно-демократическим свободам и анархизму, неопределённое отношение к классому разделению (то путанное и искажённое, то примиренческое), склонность к красивой позе, славолюбие, игра на публику, хвастовство, шарахание между самоуверенностью и паникой, нытьём и истерическими размахами, - вот характерные мелкобуржуазные отрицательных черты, приносящие вред революционному делу.

     Однако, исходя из объективной необходимости соединения с большинством народа (иначе революция не приобретёт необходимую силу), бояться такого союза не следует, безусловно сохраняя в нём  пролетарскую гегемонию.

    "Бояться временных союзов хотя бы и с ненадёжными людьми, - писал Ленин, - может только тот, кто сам на себя не надеется." И далее, говоря об организационных основах таких союзов, он приводит слова Маркса: "Если уже надо было соединяться, то заключайте договоры ради удовлетворения практических целей движения, но не допускайте торгашества принципами, не делайте теоретических уступок."
   
     Мысль о правильном подходе к подобному союзу Ленин заключает, вероятно, известными многим словами: "Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, необходимо сначала решительно и определённо размежеваться."
   
     Буржуазные зубоскалы часто потешаются над ленинским выражением "чтобы объединиться, надо размежеваться", изображая его логическим абсурдом. Но в свете всего здесь сказанного правильность и важность этой мысли очевидны, ибо речь идёт об обязательной мере, предотвращающей смешение идеологических принципов, а значит и потерю гегемонии.
   
     Обращаю особое внимание на один элемент этой мысли, который почему-то очень часто упускается даже "левыми" комментаторами. Ленин не просто говорит "прежде, чем объединяться", он говорит ещё и "ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ объединиться". Вдумайтесь в этот нюанс. Предварительное идеологическое размежевание необходимо для того, чтобы это было именно союзническим объединением. В противном случае придётся применять другое выражение. Без такого предупредительного размежевания это будет не ОБЪЕДИНЕНИЕМ, а беспринципным СЛИЯНИЕМ. Это уже другой термин. Это уже совсем другое дело, абсолютно ненужное и вредное пролетариату.

            3. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАСИЛИЕ.

            В этой части рассмотрим взгляды марксизма по вопросу революционного насилия.

            Вопрос о насилии с точки зрения логики не кажется трудным. Как иначе преодолеть силу, если не силой? Однако эта мера постоянно находит себе ноющих оппонентов даже среди сочувствующих целям революции.

     Зачем нужна насильственность революции? - говорят они. - Не лучше ли достичь того же мирной эволюцией?
   
     Но ведь чтобы направлять эволюцию в нужном для пролетариата направлении, ему нужен инструмент власти. Для того, чтобы в нужном ему духе воздействовать на сознание общества, пролетариату нужна монополия на идеологическую машину государства. Как он может заполучить это, если мирно ему это не дадут ни в коем случае?

     Зачем в революции такая степень насилия, - говорят далее эти фантазёры, - если революцию делает подавляющее большинство над жалким меньшинством?
   
     Класс капиталистов численно действительно составляет меньшинство в обществе, но совсем не жалкое, а оснащённое немалыми средствами силы.
   
     Условия капитализма таковы, что если революционный пролетариат будет ждать, когда на его сторону встанет подавляющее большинство общества, то он не дождётся этого никогда. Даже при активизирующей революционной ситуации революционность, становясь довольно значительной, всё же составляет меньшинство в обществе, ибо в условиях разлагающего воздействия капитализма изменить сознание контрреволюционной мелкой буржуазии, срединной обывательской мелкой буржуазии и недостаточно сознательной части самого пролетариата невозможно.
   
     На первоначальной стадии власть берётся меньшинством, и лишь быстрые и решительные меры обладающего властью меньшинства в пользу большинства народа обеспечивают ему сначала сочувствие, а потом, по мере продвижения революционных преобразований, и прямую поддержку низового большинства. Целиком завершить всю долгую революцию, весь процесс преобразования строя без участия в этом большинства невозможно. Но самый начальный этап революции не может быть ничем иным, кроме как насильственным ударом сознательного и организованного меньшинства.

     Это ещё одна из весомых причин невозможности революционного овладения властью через механизм буржуазной демократии, через завоевание большинства при капитализме.
   
     Ленин писал: "Пускай сначала, при сохранении частной собственности, при сохранении власти и гнёта капитала, большинство населения выскажется за партию пролетариата, только тогда она может взять власть, - так говорят мелкобуржуазные демократы. Пускай сначала революционный пролетариат низвергнет буржуазию, сломит гнёт капитала, разобьёт буржуазный государственный аппарат, - тогда пролетариат, одержавший победу, сможет быстро привлечь на свою сторону сочувствие и поддержку большинства трудящихся, удовлетворяя их за счёт эксплуататоров, - говорим мы."
   
     И далее Ленин пишет: "Во всех капиталистических странах, наряду с той частью пролетариата, которая осознала свои революционные задачи, имеются многочисленные несознательные слои, которые идут за буржуазией и буржуазной демократией, будучи обмануты ею, не веря в свои силы. Эти слои дают авангарду пролетариата союзников, с которыми он имеет прочное большинство населения, но завоевать этих союзников пролетариат может лишь при помощи такого орудия, как государственная власть, то есть лишь ПОСЛЕ низвержения буржуазии и разрушения её государственного аппарата."

             Но ведь возможны ситуации, - утверждают противники насилия, - когда революция может осуществиться мирно. Есть целый ряд примеров этого.
   
     Нет, эти примеры - лишь эпизоды долгой борьбы. Если отдельные эпизоды борьбы по каким-то случайным причинам и могут совершиться без прямого насилия, то по мере дальнейшего продвижения событий степень остроты всё равно обязательно нарастёт до насильственных мер. Было бы нелепо утверждать, что крайнее насилие сопровождает революцию абсолютно во всех её эпизодах, но то, что революция В ЦЕЛОМ неосуществима без достаточной степени насилия, марксизм считает бесспорным.

             Но насилие имеет свойство возбуждать ответное насилие, и так без конца, - любят говорить сторонники эволюций.
   
     Да, возможно, что это так. Но разве марксизм ведёт речь о преобразовании общества одним насилием? Разве насилию придаётся роль решающего или даже единственного средства преобразования?
   
     Преобразование общества, переход от строя к строю осуществляется созидательными изменениями, которым, конечно же, принадлежит главная революционная роль. Если бы не было перестраивания экономических отношений, если бы не изменялись вследствие этого классовая структура общества и вся система межчеловеческих отношений, то одно голое репрессивное принуждение было бы бессмысленным и действительно обоюдно бесконечным.
   
     Насилие, таким образом, являясь неизбежным элементом революции на разных её этапах, не стоит на первом месте в ряду её средств, а имеет лишь вспомогательное значение. "Репрессии есть вспомогательное средство нашего продвижения вперёд", - говорил Сталин.
            
     Да, надо признать, что во всякой революции есть проблема, порождаемая соединением насильственных средств с мелкобуржуазной засорённостью самих революционеров, - следовательно, неизбежны, так сказать, неправильности применения насилия. Но можно ли сначала создать идеальный народ, а уже потом приступить к революции? Ясно, что нет. Если бы можно было создать идеальный народ без революции, тогда зачем была бы нужна революция? Революция есть путь к конечному идеалу, и на этом пути остаточные пороки общества не могут не проявлять себя. Можно ли на том основании, что она неосуществима без тех или иных порочных перегибов, отказываться от самой революции? Разумеется, нет.
            
             Говорят, что насилие деморализует тех, кто его применяет. Говорят также, что насилие, падающее на общество, порождая в нём страх и приспособленчество, делает общество неспособным к искренней политической активности и тем самым разрушает сам замысел социалистического самоуправления.
   
     Да, таковы действительно последствия неправильно осуществляемого насилия. И  это справедливо не только для насилия, но и для любого другого средства, применяемого неправильно.
   
     Правильное осуществление революционного насилия основывается на соблюдении трёх следующих принципов. Насилие должно проводиться против тех врагов, которые уже достаточно ясно осознаются как враги значительной массой общества. Насилие должно проводиться открыто, гласно. Насилие должно проводиться с привлечением самого народа и под контролем его политических организаций.
   
     Правильное проведение революционного насилия не создаёт таких психологических отрицательностей в обществе, которые делали бы  невозможным его социалистическое самодействие, и не деморализует борющийся класс, а напротив, - придаёт ему чувство уверенности и силы.

            
            Казалось бы, накапливающиеся беды капитализма должны накапливать и ненависть к классовому врагу. Откуда же берутся наивные сторонники ненасилия, где источник этих утопических идей?
   
     Нетрудно понять, что таким источником является уже известная нам мелкобуржуазная двойственность, намеренно направляемая идеологической машиной капиталистического государства.
   
     Конечно же, никто не возражал бы, если бы революцию можно было совершить абсолютно безболезненно для всех слоёв и классов. Человеку, который открыл бы такое средство, надо было бы поставить золотой памятник самой грандиозной высоты. Но за всю историю человечества такого открытия пока не сделано.

            ("Есть такая идея и такое средство, - может быть, скажут верующие люди. - Это всеобщая любовь, принесённая Христом". Однако не может такого быть, чтобы эти, довольно мудрые, книги не отразили объективную истину нашего мира, хотя бы и в религиозной форме. По-видимому, некоторые верующие неправильно толкуют заповедь "любите врагов ваших", делая ударение на словах "любите врагов", тогда как его, вероятно, надо делать на слове "ваших". Идея, видимо, заключается в том, чтобы не было распрей внутри народа, идущего за Христом. В Евангелии от Луки (Глава 19, стих 27) Иисус говорит: "Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною". Как видим, здесь проводится чёткое различие: любите врагов ВАШИХ, но избейте врагов МОИХ.)


     Ситуация, следовательно, такова, что буржуазия, сидящая на согнутом пролетариате, говорит ему при его попытке выпрямиться: "Не выпрямляйся, а то будет кровопролитие, ведь я же не захочу упасть и буду сопротивляться." Неужели же пролетариат должен послушаться её и, оставаясь в согнутом положении, во избежание кровопролития, заниматься лишь словесным увещеванием буржуазии, гуманным взыванием к её совести?

    "Применять насилие нехорошо",- говорит буржуазия. Та самая буржуазия, которая не колеблясь применяет любое насилие, если только раб позволит себе взбунтоваться.

     Наверное, неправильно, когда некоторые "левые" возмущаются репрессивными мерами власть имущей буржуазии. "Ах, нас избивают! Ах, нас сажают в тюрьмы! Ах, нас пытают!" Чем же тут возмущаться? Насилие буржуазии против революционеров так же законно и естественно в настоящем, как и насилие революционеров против буржуазии в будущем.


            (Да, революция далеко не лёгкое и весёлое приключение. Нежелание сильной буржуазии мирно подчиниться пролетариату, который поначалу ещё слабее её, вызовет гражданскую войну. Вырывание страны из взаимосвязанной системы мирового капиталистического хозяйства почти неминуемо вызовет интервенцию внешних капиталистических сил. Война. Следовательно, разруха. Следовательно, голод, эпидемии, временное безвластие, бандитизм, ломка миллионов судеб и жизней. Разве случайно известное произведение о революции А.Н.Толстого названо им "Хождение по мукам"?
   
     Некоторые из "зелёной" левонастроенной молодежи, воспринимая революционную борьбу как нескучное развлечение, презрительно осуждают рабочую массу за то, что она, дескать, тяжела на подъём и не спешит к радикальным действиям. Им не понять, что практическая народная мудрость гораздо серьёзнее видит все последствия массового радикализма.
   
     Здесь хочется ещё раз напомнить, что революция - не самодеятельная акция передовых выскочек, а естественно-историческое явление, то есть такое субъективное действие масс, к которому они будут принуждены объективной ситуацией, хотят ли они сами того или не хотят, если эта ситуация сложится необходимым образом.
   
     Один из старых немецких марксистов, сподвижник Энгельса, разъясняя это положение марксистского исторического материализма, сравнивал с жизнью людей на огромной льдине. Люди живут спокойно и вовсе не активизированы, но когда вдруг сама льдина начнёт трескаться и раскалываться, все они моментально придут в состояние массовой активности, - объективное породит субъективное.
   
     Неизбежная тяжёлая насильственность революций проистекает не из "кровожадности" революционеров, а из непреодолимой неуступчивости эксплуататоров. Объективно назрев, революционная ситуация породит необходимую революционную активность в массовом масштабе, и те, кто сейчас "тяжёл на подъём", тогда  проявят настоящие чудеса мужества и героизма.)

            4. ОТНОШЕНИЕ К ВОЙНАМ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС.

            В этой части кратко рассмотрим основные принципы отношения марксизма к вопросу о войне и к национальному вопросу.

                * * *

            Главное отличие научного марксистского взгляда на войну от распространённого обывательского взгляда состоит в том, что обывательский взгляд, во-первых, выпячивает трагическую сторону войны, во-вторых, выдвигает на главное место вопрос о том, кто на кого напал, и в-третьих, в определении "наших" и "ненаших" руководствуется национальным, "патриотическим" принципом, тогда как марксистское отношение к вопросу о войне основывается на классово-политическом подходе.
   
     Марксизм не рассматривает войны как нечто принципиально отличное от политики мирного времени. Марксизм считает, что война, проводимая какой-то политической силой, является осуществлением той же самой политической линии, которая присуща этой силе вообще, и что переход к войне означает только использование другого способа (именно - военного способа), но в русле той же самой политической линии. Если так, то оценивать войну, вырабатывать своё отношение к ней нужно не по её трагичности, не по тому, кто нападает, а кто защищается, и не по национально-патриотическому принципу, а исходя из своего отношения к данной политической линии.

     В этом смысле марксисты делят войны, как это принято говорить, на справедливые и несправедливые, выдвигая в оценке справедливых войн на первый план не трагическую, а героическую составляющую войны.
   
     Конечно, эти выражения являются какой-то уступкой простонародному мышлению, - понятия "справедливость" и "несправедливость" недостаточно научны и очень относительны. Лучше, очевидно, говорить просто: войны, обеспечивающие интерес эксплуататорских классов, и войны, наоборот, - служащие делу освобождения от их господства.

     К первому роду войн относятся: войны между капиталистическими державами за эксплуататорское первенство; войны за захват империалистическими державами выгодных регионов периферии или войны по подавлению антиимпериалистической борьбы этих регионов; войны капиталистического мира против социалистических государств или интервенции против социалистических революций.
   
     Ко второму роду войн относятся: революционные гражданские войны восставшего народа; войны поддержки одних революционных государств другими революционными государствами; освободительные войны революционных государств против внешней агрессии; войны борющейся периферии против господства империализма.

     Как видим, марксизм не выступает против всяких войн вообще, а разделяет их с точки зрения интересов социалистического преобразования мира.

            
             Если стоять не на марксистском взгляде, а на обывательском, то легко впасть или в отрицание войны "справедливой" на основании её трагичности или в поддержку войны "несправедливой" на основании того, что, дескать, "на наших напали ненаши".

     Предположим, ваш дом захватила банда, выселила вас в сарай, эксплуатирует вас и господствует в вашем доме. Предположим далее, что какая-то другая банда хочет вытеснить эту банду и занять её место. Будете ли вы защищать в этой стычке "свою" банду от "чужой"? Разве это правильная позиция?

            (Хотя национальный вопрос будет рассмотрен позже, но будет очень уместно именно здесь указать на принципиальные различия а) естественного чувства этнической близости, б) национализма и в) патриотизма. Многие, к сожалению, смешивают эти три самостоятельных понятия в одно.
 
     Чувство близости к родной этнической среде (к среде, в которой данный человек сформировался как человек) является не классовым и не политическим, а, так сказать, житейски-бытовым, нормальным и естественным для всякого.

     Национализм, то есть выпячивание своей нации относительно других наций, это явление классовое. Национализм происходит от конкуренции буржуазии разных стран за владение своим национальным рынком. Других, естественных, оснований для национализма нет и быть не может.

     Патриотизм - это понятие политическое. Патриотизм, в правильном понимании этого слова, означает отстаивание и защиту политической структуры того общества, в котором человек в данное время живёт.

     Как видим, это принципиально разные вещи. И очень прискорбно, когда под маркой одного обобщающего понятия "родина" всё это смешивается в одно.


     Почему эти три понятия смешивают в одно?
 
     Потому, что именно в направлении намеренного смешивания работает мощная идеологическая машина капиталистического государства. Ей нужно воспитать в массе народа патриотизм к существующему государственно-политическому устройству общества и защитить свой внутренний рынок. Она специально подаёт политический патриотизм и буржуазный национализм в общей упаковке с естественной этнической родностью. Она видит в этом приёме самый эффективный способ добиться своей цели. Многие, очень многие люди ловятся, к сожалению, на этот омерзительный приём.
   
     Люди, воспитанные капитализмом в патриотическом и националистическом духе, в случае войны, защищающей капиталистические интересы, явятся надёжными и верными слугами капиталистического государства.)


             Можно ли устранить всякие войны? В свете того, что говорилось в предыдущих главах о сущности международного капитализма и о роли насилия в историческом развитии, ответ, думаю, ясен.
   
     Войны, ведущиеся в интересах капитала, неустранимы, пока существует международный капитализм. Огульно-антивоенные, - так называемые пацифистские, - настроения народов мира могут использоваться международным пролетариатом для затруднения капиталистических агрессий, но забывать о том, что действительно решить вопрос о всеобщем мире можно только уничтожением международного капитализма (что невозможно без войн революционных), сознательный пролетариат не должен.

                * * *

            Взгляд марксизма на национальный вопрос основывается на следующих принципах.

     Отрицательное в межнациональных отношениях происходит от конкурентной борьбы буржуазных национальных хозяйств и от угнетающего господства буржуазии одного национального хозяйства над другим.
   
     Таким образом, лозунг "национального освобождения" является лозунгом не пролетариата, а буржуазии.
   
     В этом смысле, - но только в этом смысле, - национальный вопрос лежит вне классовых задач пролетариата.

     Действительно, если, скажем, арабского рабочего эксплуатирует американский капиталист, то арабскому рабочему важна не национальность эксплуататора, а сам факт эксплуатации; для него это является вопросом отношений рабочего и капиталиста, а не араба и американца.
   
     Так ли важно пролетарию, капиталист какой национальности, - какой-то иной или той же самой, что и у него, - будет его эксплуатировать? Задача пролетариата - не разбираться в национальностях капиталистов, так же как и в национальностях работающих рядом с ним товарищей-пролетариев, а объединившись со всеми пролетариями, свергнуть всех капиталистов. При чём тут цвет волос, форма глаз, вероисповедание и язык?

     Именно в этом смысле, говоря в известной работе "Марксизм и национальный вопрос" о буржуазном характере национальных движений, Сталин писал: "У сознательного пролетариата есть своё собственное испытанное знамя, и ему незачем становиться под знамя буржуазии."

            
            Но это не значит, что борющемуся пролетариату национальный вопрос безразличен полностью, что пролетариат может отстраниться от этого вопроса.
   
     Да, во главу угла пролетариат ставит выполнение своей собственной исторической задачи, но происходящее в национальном вопросе, - действительно межбуржуазном по своей природе, - содержит в себе и нечто такое, что или невероятно затрудняет, или же в огромной степени облегчает выполнение пролетарской задачи. В этом смысле, - и только в этом смысле, - пролетариату небезразлично, что именно будет происходить в национальном вопросе.

             То, что происходит в национальном вопросе, важно для пролетариата в четырёх аспектах.

         1). Намеренное раздувание буржуазией (крупной - специально, а мелкой - может быть, невольно) национального вопроса, выпячивание его на первое место отвлекает низовую массу от классовой борьбы, создаёт у неё иллюзию общности интересов всех классов одной национальности.
   
     Натравливание национальностей друг на друга мешает объединению пролетариев разной национальности в их общем классовом деле и ясному размежеванию по классовому признаку.

     Не ради национального вопроса, а ради своего собственного, классового дела пролетариат должен вмешаться в национальный вопрос и найти меры борьбы против "объединяющего" национализма и против стравливания наций.

         2). Пролетариат угнетённой нации не сможет установить так необходимый ему союз с подходящей для союза частью мелкой буржуазии, если не внесёт свою долю усилий в борьбу против национального угнетения.
   
     Не ради национального вопроса, а ради успеха своего пролетарского дела пролетариат должен выступить против национального угнетения и выступить как ведущая сила. Только таким образом он не утратит ни союз с национальной мелкой буржуазией, ни свою гегемонию в этом союзе.

         3). Пролетариат угнетательской нации не сможет создать крепкое социалистическое государственное образование без добровольного союза наций этого государства. Пролетариат должен добиться обеих этих целей - и союза, и его добровольности.

     Ради этой задачи пролетариат должен вмешаться в решение национального вопроса и правильно совместить безусловное право на самоопределение каждой нации с предъявлением им всех преимуществ общего союза.

         4). Наконец, освободительная борьба наций, угнетённых империализмом, - даже если она ведётся преимущественно мелкобуржуазным большинством и, следовательно, не замахивается на капитализм как таковой, а ищет способ несоциалистического освобождения от гнёта империализма, - всё равно является мощным фактором, ослабляющим и расшатывающим империализм.

     Пролетариат ради своих пролетарских целей обязан всемерно поддерживать эту борьбу, входить в союз с ней и в самом лучшем случае обретать в этой борьбе своё политическое главенство для перевода несоциалистической антиимпериалистической борьбы в поэтапно развивающуюся социалистическую революцию.


             Пролетарии не могут не испытывать чувство естественной близости к родной этнической среде. Как уже говорилось, это естественное чувство всякого человека, не являющееся ни классовым, ни политическим. Но по отношению к политическому патриотизму и классовому национализму пролетариат обязан занимать тоже чётко выраженную политическую и классовую позицию.

     Ни о каком государственно-политическом патриотизме при сохранении капиталистического устройства для пролетариата не может быть и речи. Родина борющегося пролетариата находится не в настоящем, а в будущем.

     Точно так же пролетариат ни в коей мере не разделяет националистические взгляды, распространённые в среде мелкой буржуазии и намеренно подогреваемые буржуазией крупной. Пролетарии всех стран, - независимо от национальности, - являются его братьями; капиталистическая буржуазия всех стран, - опять-таки независимо от национальности, - является его вечным врагом.
   
     Построение революционной партии пролетариата на многонациональном принципе, недопустимость национального разделения в организациях пролетариата - один из главнейших законов пролетарской политики.

     Сознательный пролетариат понимает, что, поскольку основой национального угнетения и национальных распрей является буржуазность и капиталистические интересы, действительно полное и окончательное решение национального вопроса возможно только при установлении строя общественной собственности - дело, которое требует интернационального единства действий всех борющихся низовых слоёв.
   
     Вот почему известному марксистскому лозунгу "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", как многие знают, было придано другое звучание: "Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!"

     В этом лозунге кратко и сжато заключена вся суть марксистского взгляда на национальный вопрос.

            5. ОППОРТУНИЗМ.

            В этой части речь пойдёт об устойчивых проявлениях буржуазности в среде тех, кто по тем или иным причинам также причисляет себя к марксистам.

     Слово "устойчивых" здесь употреблено неслучайно. Поскольку буржуазное влияние в капиталистическом обществе чрезвычайно сильно и абсолютно чистой пролетарскости сознания в этом обществе быть не может, люди, искренне стоящие на антибуржуазных позициях и принимающие марксизм, конечно, могут в каких-то отдельных случаях ошибочно склоняться к идеям или действиям, которые на самом деле играют на руку буржуазии и не соответствуют истинному марксизму. Однако, если главная сущность этих людей всё же небуржуазна, то при разъяснении им их ошибки или при самостоятельном осмысливании они скоро замечают несовпадение этой идеи со всей системой марксистского мировоззрения и исправляют свою ошибку, свой временный уклон.
   
     Мы же здесь ведём речь о тех причисляющих себя к марксистам, главная сущность которых буржуазна, и, следовательно, подобные уклоны у них не случайны и кратковременны, а закономерны и неустранимы.

     Используя марксистскую фразеологию, они на самом деле создают и проводят в практику целую систему взглядов антимарксистского характера. И поскольку в основе этого лежит их буржуазная сущность, их классовый интерес, переубедить их, вернуть их на правильную позицию невозможно.

            Возникает вопрос: но почему же люди с буржуазной сущностью причисляют себя к марксистам?
   
     Основных причин две: или политическая необходимость притворно изображать себя сторонниками марксизма (характерный пример - хрущёвско-брежневская буржуазия), или же искреннее увлечение антикапиталистической мелкой буржуазией этими взглядами при одновременной неспособности избавиться от своей мелкобуржуазной психологии (характерный пример - троцкизм).
            
     В практике эти люди проводят линию приспособления пролетарской политики к воззрениям буржуазии (крупной или мелкой), - это называется оппортунизмом. В теории они ревизуют (то есть подправляют и искажают) принципиальные положения марксизма опять-таки в буржуазную пользу, - это называется ревизионизмом.

     Таким образом, оппортунизм - это не просто ошибочные взгляды пролетариата. Всякий оппортунизм означает, что мы имеем дело с буржуазией.
   
       (Это очень важно понимать. В сегодняшнем "левом" движении некоторые деятели очень долго критиковали КПРФ и подобные ей партии за оппортунизм и только в последнее время, - да и то не все, а лишь некоторые из этих деятелей, - вдруг стали именовать эти партии буржуазными. Какое величайшее "открытие"!)
 
            Каждая разновидность оппортунизма и ревизионизма, возникшая на каком-то историческом этапе, проистекает из классового интереса буржуазии на этом этапе. Поняв, в чём интерес буржуазии именно на этом этапе революции, мы поймём и логику того оппортунизма, который именно на этом этапе и возник.

     Мелкая буржуазия имеет в общем-то один интерес - обеспечить себе устойчивую индивидуальную выгоду. В реальных условиях это имеет две стороны: во-первых - получение индивидуальных свобод в общей конкурентной среде, во-вторых - отстаивание своего уже добытого положения. Первое создаёт буржуазно-демократическую тенденцию, второе - авторитарную. Противоречия тут нет, эти стороны взаимно дополняют друг друга. Вот почему душа мелкой буржузии так легко тянется то к либеральной анархии, то к твёрдой фашистской руке, - всё зависит от условий данного момента.
   
     Вошедшая в революционное движение мелкая буржуазия может проявлять обе эти тенденции и порождать, следовательно, два оппортунистических направления: авторитарный и буржуазно-демократический.
   
     Первые - прикрывают марксистской идеей о централизме и диктатуре своё стремление устроиться в партийной системе, не допустив в неё пролетарскую демократию.
   
     Вторые - прикрывают марксистской идеей о демократичности социализма своё стремление добиться индивидуалистических свобод в той же системе, не допустив пролетарской централизации.

                - - - -

            На тему оппортунизма и ревизионизма можно писать целые книги-исследования. Это были бы очень полезные книги. Но здесь мы разбираем только основное и очень кратко. Вот почему я лишь перечислю основные неправильности подобного рода, исходя из опыта предыдущей истории.

     Думаю, будет удобно разделить эти неправильности на четыре блока - по количеству основных мелкобуржуазных слабостей, о которых уже говорилось в предыдущих главах.

            Первый блок - буржуазно-демократическое сознание этих людей. Отсюда - абсолютное предпочтение легальных методов; парламентаристские иллюзии; навязывание буржуазно-демократических принципов в пролетарских организациях вплоть до фракционистских и анархистских.

            Второй блок - склонность к примирению классово-противоположного. Отсюда - избегание острых форм классовой борьбы; стремление избежать её и заменить её мирными эволюционистскими реформами; проповедование возможности мирного перехода к новому строю; отрицание необходимости диктатуры пролетариата или сокращение перечня её задач; примиренческая позиция в отношении к внутрипартийному оппортунизму; подлаживание к отсталости масс.

            Третий блок - проявление буржуазного патриотизма или национализма (великодержавного или местного). Отсюда - поддержка "своей" господствующей буржуазии; высокомерное презрение к национальному вопросу других наций или же, напротив, - раздувание своей национальной самостоятельности внутри партии; узконациональное отгораживание от мирового революционного процесса.

            Четвёртый блок - проявление типичной для мелкой буржуазии "разнузданности" в теории и в тактике. Отсюда - характерная невыдержанность, неспособность к всестороннему политическому анализу, шарахания то в авантюризм, то в панику, упрощение неоднозначных теоретических вопросов, спрямление сложных политических линий, перепрыгивание необходимых ступеней, склонность к революционному фразёрству, к преувеличенному революционаризму вне всяких рамок здравого смысла.

      (Обычно принято отход от марксизма в сторону большего внешнего радикализма именовать "левым" оппортунизмом, в отличие от отхода в сторону меньшей радикальности, именуемого "правым" оппортунизмом. Я стараюсь не употреблять этих выражений, потому что они, по-моему, невольно мешают понять, что это - не два противоположных оппортунизма, а один и тот же, только проявляющий себя в разных ситуациях, а значит и по-разному.
      
     Очень важно увидеть сам принципиальный отход от марксизма по причине устойчивой внутренней буржуазности, а конкретное направление отхода не является таким уж важным вопросом. Если вы идёте по проволоке над бездной, то поставили вы ногу правее проволоки или левее её, - так ли важно в этом копаться?)

                - - - -

           То, что подобных политических течений нельзя избежать, это ясно. Так же ясно то, что от них надо постоянно очищаться, проявляя великую бдительность ("Крепости, как известно, легче всего берутся изнутри" - Сталин). И наконец, не представляет труда понять, что они будут возникать и искажать правильную марксистскую линию опять и опять, по своей сути представляя всё то же самое, но все время меняя внешнее своё выражение в зависимости от исторической ситуации и от их умения маскировать себя.
   
     Вот почему важно изучать этого неприятеля не по штампу "изма", не по имени лидера (которые могут меняться), не только по конкретным действиям в прошлой истории, а по его вечной основе, которая будет проявлять себя каждый раз по-разному, но оставаясь всё той же по сути.
   
     Меньшевиков давно нет, Троцкого нет, Хрущёва нет. Их отдельные тезисы по некоторым конкретным вопросам того времени, может быть, уже и утратили актуальность для сегодняшнего дня. Но то явление, которое проявляло себя тогда через них, никуда не ушло, продолжает существовать по-прежнему и проявляет себя уже через фигуры сегодняшнего дня с учётом сегодняшних условий.
   
     Разные вариации всех прошлых направлений оппортунизма живы до сих пор и нагло рядятся в "коммунистические" одежды. Вот почему правильно понимать их важно и сегодня.


             Показывая отличие правильного и неправильного отношения к подобным исказителям, Ленин в одной из своих работ сравнивал позицию социал-демократов 2-го Интернационала и позицию большевиков.
   
     Социал-демократы, - пишет Ленин, - считали подобные течения лишь законным оттенком мнений в пределах будто бы того же класса. Разрыв этих оттенков ими осуждался во имя так называемого "единства". Когда же приближался решающий исторический момент, слияние всех оттенков в общем деле на нашей стороне революционного фронта считалось тем более необходимейшим делом с целью количественно усилить общее движение. Большевики же в подобных течениях видели проводников буржуазного влияния на пролетариат. Чисто тактический союз с ними допускался лишь в обстановке заведомо нереволюционной и с сохранением всей резкости идеологической борьбы. В обстановке же серьёзного обострения событий полный и бескомпромиссный раскол категорически обязателен, ибо в революционной ситуации как никогда важно именно усиление качества.
   
     Революционная эпоха требует абсолютной враждебности с подобными течениями, безоговорочного отношения к ним как к прямому врагу, находящемуся по ту линию фронта.

            6. ЦИТАТЫ КЛАССИКОВ.

            В этой части я привожу ряд высказываний известных деятелей марксизма.
   
     Я не буду сопровождать эти цитаты никакими комментариями, - они скажут сами за себя. Читателям нужно просто прочесть их не торопясь, вдумываясь в смысл сказанного. Всё-таки эти личности были далеко не рядовыми людьми в истории человечества.

   МАРКС:

   = "Буржуазная интеллигенция видит в демократической республике воплощение царства божьего на земле... Смысл буржуазной демократии таков - господство буржуазии, как результат "честных всенародных выборов"... Цивилизация и гуманность буржуазии существует лишь до тех пор, пока угнетённые не восстанут против господ. Тогда эта цивилизация и эта гуманность превращаются в варварство и месть."

   = "Мелкий буржуа составлен из "с одной стороны" и "с другой стороны". Таков он в своих экономических интересах, а потому и в своей политике, в своих религиозных, научных, художественных воззрениях. Таков он в своей морали, таков он во всём... Он быстро привыкает жонглировать своими собственными противоречиями и превращать их, смотря по обстоятельствам, в неожиданные, кричащие, подчас скандальные, подчас блестящие парадоксы. Шарлатанство в науке и политическое приспособленчество неразрывно связаны с такой точкой зрения."

   = "Сила численного превосходства рабочих уничтожается их разобщённостью."

   = "Средние слои никогда не сплотятся все без исключения вокруг пролетариата. Народ, таким образом, всегда окажется разделённым."

   = "Лишь после того, как великая социальная революция овладеет достижениями буржуазной эпохи, - мировым рынком и современными производительными силами, - и подчинит их ОБЩЕМУ контролю наиболее передовых народов, можно будет говорить о победе."

   ЭНГЕЛЬС:

   = "Когда людей ставят в условия дрессированных или испорченных животных, им ничего более не остаётся как или восстать, или на самом деле превратиться в животных... Рабочий на каждом шагу видит, что буржуазия обращается с ним, как с вещью. Поэтому психологически он спасает своё человеческое достоинство затаённой ненавистью к буржуазии."

   = "Буржуазия захватила в свои руки монополию на все средства к жизни. Всё, что требуется, можно получить только от буржуазии с её согласия. И это охраняется властью."

   = "Интересы буржуазии диаметрально противоположны интересам рабочих, хотя она постоянно пытается доказать обратное и уверить рабочих в самом сердечном сочувствии к их судьбе. Её дела опровергают её слова."

   = "Когда рабочие объединены между собой, держатся вместе и преследуют одну цель, они бесконечно сильнее богатых."

   = "Война бедных против богатых будет самой кровавой из всех войн, которые когда-либо велись между людьми."

   = "Пока у власти остаются имущие классы, любое огосударствление будет не уничтожением эксплуатации, а только изменением её формы."

   = "То, что движение идёт поначалу ощупью, неловко, не имея ни ясных целей, ни знаний, - неизбежно. Всё это наладится; движение будет и должно развиваться, учась на своих собственных ошибках. Не помогут никакие проповеди до тех пор, пока не возникнет фактическая необходимость... Эксперименты с новыми попытками организации более чем бесполезны, пока действительно не появится то, что следует организовать... Для переворота в сознании рабочих нужна более сильная осязательность и более массовый характер неизбежных отрицательных результатов современной крупной промышленности... Весь многочисленный рабочий класс не приведёшь в движение проповедями, но если условия назрели, достаточно небольшого толчка, чтобы лавина сдвинулась с места."

   = "Первым важнейшим шагом всякой вновь вступающей в движение страны всегда должна быть организация рабочих в самостоятельную политическую партию, всё равно, каким бы путем это не было достигнуто, лишь бы она была действительно рабочей партией. Массы должны иметь возможность развиваться, а эту возможность они получат лишь тогда, когда у них будет собственное движение - безразлично, в какой форме, лишь бы это было их собственное движение, в котором они будут идти вперёд, учась на собственных ошибках, на собственном горьком опыте... Большая ошибка - превращать теорию в своего рода всеспасающую догму и держаться в стороне от всякого движения, не приемлющего этой догмы. Надо участвовать во ВСЯКОМ действительно всеобщем движении рабочего класса, принимая его фактическую точку отправления такой, какова она есть, и постепенно поднимать его на уровень теории, указывая, что каждая допущенная ошибка, каждая неудача является глубинным следствием неправильных теоретических положений... Но прежде всего дайте движению укрепиться и не усиливайте неизбежной на первых порах путаницы, навязывая людям такие вещи, которые они в данный момент не могут по-настоящему понять, но которым они скоро научатся."

   = "Сильный наплыв в партию литераторов и студентов сопряжён со всяческим вредом, если только не держать этих господ в должных рамках... В будущей революции самой большой помехой будут мелкие крестьяне и те назойливые сверхумные образованные, которые тем больше делают вид, что всё знают, чем меньше они смыслят в данном деле."

   = "Засорённость партии теми, у кого отсутствует соответствующее сознание, имеется, как правило, со стороны образованных, вышедших из среды дворянства и буржуазных кругов, которые не представляют даже, сколь многому они должны ещё учиться у рабочих."

   = "Теория Маркса - основное условие всякой выдержанной и последовательной революционной тактики. Чтобы найти эту тактику, нужно только приложить теорию к экономическим и политическим условиям данной страны."

   ПЛЕХАНОВ:

   = "Путь, ведущий социалистов к их великой цели, - содействие росту классового сознания пролетариата."

   = "Рабочий имеет слишком мало возможностей и способностей, чтобы в куче печатного хлама найти глубоко сокрытое зерно истины, чтобы выработать в себе способность ориентироваться среди недомолвок и лицемерия легальной печати."

   = "Конкретный ум рабочего плохо поддаётся на отвлеченные логические построения. Для него гораздо понятнее пропаганда фактами."

   = "Пропаганда утратила бы всякое значение, если бы она не сопровождалась агитацией. Агитация - цель пропаганды. Пропаганду ведут для того, чтобы иметь возможность перейти к агитации."

   = "Секрет успеха агитации - в придании вполне сознательного выражения уже готовому настроению массы, хоть, может, не совсем ясному для неё самой. В случае забегания вперед агитатор будет непонят, в случае отставания - он станет невольным тормозом."

   = "Экономическое освобождение рабочего класса может быть достигнуто только путём политической борьбы. Пока рабочий класс занимается чисто экономической борьбой, он ещё не думает о коренном изменении своего положения. Он заботится лишь о том, чтобы несколько улучшить его в пределах существующего строя. Имея политическую власть, буржуазия всегда может свести на нет успехи рабочих в экономической борьбе."

   = "Долгое время рабочие добиваются лишь уступок. Только пройдя школу борьбы за отдельные клочки неприятельской территории, они приобретают качества, необходимые для битвы за всю территорию. Так называемая революция есть только последний акт в длинной драме классовой борьбы."

   = "Если бы в то время, когда мы занимаемся пропагандой между рабочими, страна стояла на одном месте, то в конце нашей пропаганды правительство было бы так же сильно, как и в начале её. То обстоятельство, что его ненавидело бы несколько тысяч распропагандированных рабочих, уменьшило бы его прочность лишь на бесконечно малую величину. Но пока наша пропаганда вырабатывает революционеров, история создаёт необходимые для них условия."

   ЛЕНИН:

   = "Работа марксистов состоит в пропаганде марксизма, в распространении среди рабочих правильного понятия о строе, его основаниях и его развитии, о различных классах, об их взаимоотношении и борьбе, о роли рабочего класса в этой борьбе... Наша задача - слить свою деятельность с практическими вопросами рабочей жизни, помогать рабочим разбираться в этих вопросах, обращать их внимание на важнейшие злоупотребления, развивать в рабочих сознание своей солидарности... Работать над созданием боевой организации обязательно при какой угодно серой, мирной обстановке, в период какого угодно упадка духа - более того: именно при такой обстановке и в такие периоды особенно необходима указанная работа, ибо в моменты взрывов и вспышек уже поздно создавать организацию; она должна быть наготове, чтобы сразу развернуть свою деятельность."

   = "На другие классы и партии пролетариат ни в коем случае не должен смотреть, как на одну реакционную массу. Наоборот, он должен принимать участие во ВСЕЙ политической и гражданской жизни, поддерживать прогрессивные классы и партии против реакционных, поддерживать всякое движение против существующего строя, быть защитником всякой угнетённой нации."

   = "Серьезно думать, что при капитализме возможно включить в организации большинство пролетариев, не приходится... Для того, чтобы действительно весь класс, чтобы действительно широкие массы трудящихся дошли до позиции поддержки авангарда, для этого одной пропаганды, одной агитации мало. Для этого нужен собственный политический опыт этих масс... Силы растут в процессе борьбы, через процесс борьбы... Если господа реформисты говорят с таким чванством о воспитании масс, то под воспитанием они обыкновенно понимают нечто школьное, педантичное. Действительное воспитание масс никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и в особенности от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю."

   = "Каждый рабочий должен видеть в большевиках людей, учение которых ему, может быть, и непонятно, учению которых он, может быть, сразу и не поверит, но на живой работе которых он видел бы, что это действительно те люди, которые желают ему добра и показывают ему верный путь."

   = "Крепкая нелегальная организация партийных центров, систематическое нелегальное издательство, а главное: местные и в особенности заводские партийные ячейки, руководимые передовиками из самих рабочих, живущих в непосредственной связи с массой, - такова основа, на которой мы строим и построим непоколебимо-прочное ядро революционного движения... Легальные организации есть лишь опорные пункты для проведения в массы идей нелегальных ячеек. Единственно правильным типом организационного строительства является нелегальная партия, как сумма партийных ячеек, окружённых вспомогательной сетью легальных и полулегальных рабочих обществ."

   = "Партия, которая не ведёт систематической всесторонней нелегальной работы вопреки законам буржуазии и буржуазных парламентов, есть партия предателей и негодяев, которые словесным признанием революции обманывают народ."

   = "Оппортунизм сейчас является ГЛАВНОЙ опорой капитализма. При империализме под его влиянием остается большинство или значительная часть рабочих, которые боятся в случае революции потерять своё сравнительное мещанское благополучие, созданное привилегиями империализма... Империализм создаёт громадное затруднение для борьбы рабочего класса. Есть связь между империализмом и победой оппортунизма. Привилегированная прослойка пролетариата империалистических держав живёт отчасти за счёт сотен миллионов нецивилизованных народов... Наша обязанность, если мы хотим остаться революционерами, идти ниже и глубже, - к настоящим массам... Без решительной, беспощадной борьбы против этого оппортунизма не может быть и речи ни о борьбе с империализмом, ни о марксизме, ни о социалистическом рабочем движении... Без освобождения от оппортунистов рабочее движение останется буржуазным рабочим движением. Победа революции в мировом масштабе идёт и будет идти, совершается и совершится ТОЛЬКО против оппортунизма, будет победой НАД НИМ."

   = "Единство - великое дело. Но рабочему делу нужно единство марксистов, а не единство марксистов с извратителями марксизма."

   = "Та партия, которая на словах враждебна империализму, а на деле не ведёт революционной борьбы внутри "своих" колоний за свержение там "своей" буржуазии, не помогает систематически революционной работе в колониях, есть партия предателей."

   = "Война - следствие капитализма. Бороться против войны, оставляя капитализм, значит бороться со следствием, не трогая причину."

   = "Борьба должна состоять не в одной замене войны миром, а в замене капитализма социализмом. Не в том суть, чтобы помешать только возникновению войны, а в том, чтобы использовать порождаемый войной кризис для ускорения свержения буржуазии... Марксисты не могут быть против всякой войны. Характер войны зависит не от того, кто напал и в чьей стране стоит враг, а от того, какой класс ведёт войну, какая политика продолжается данной войной... Только после того, как мы окончательно победим буржуазию во всём мире, войны станут невозможными."

   = "Допускать, что при сколько-нибудь глубокой и серьёзной революции решает дело просто-напросто соотношение большинства и меньшинства в голосовании, есть величайшее тупоумие, есть глупейший предрассудок, есть обман масс, сокрытие от них заведомой исторической правды. Эта правда состоит в том, что правилом является при всякой глубокой революции долгое, упорное, яростное сопротивление эксплуататоров, которые сохраняют на протяжении ряда лет огромный фактический перевес над эксплуатируемыми."

   = "Всякая великая революция, даже если бы не было войны внешней, немыслима без войны внутренней, то есть гражданской войны."

   = "Только иллюзия мелкобуржуазных демократов может воображать, что при капитализме трудящиеся массы в состоянии приобрести столь высокую сознательность, твёрдость характера, проницательность и широкий политический кругозор, чтобы иметь возможность одним голосованием решить или вообще как бы то ни было наперёд решить, без долгого опыта борьбы, что они идут за таким-то классом или за такой-то партией. Капитализм не был бы капитализмом, если бы он, с одной стороны, не осуждал массы на состояние забитости, задавленности, запуганности, распылённости, темноты; если бы он, с другой стороны, не давал буржуазии в руки гигантского аппарата лжи, массового надувания, отупления. Вот эти обстоятельства и упускают постоянно из виду поклонники "демократии", воображающие, что серьёзные политические вопросы могут быть решены голосованием. На деле эти вопросы решает гражданская война, а в этой войне гигантское значение имеет опыт трудящихся масс, опыт сравнения, сопоставления ими власти пролетариата с властью буржуазии."

   = "Не сошедший с ума социалист не может решиться сказать перед любым собранием, что можно придти к социализму без гражданской войны... Вы не найдёте ни у одного ответственного и серьёзного социалиста такой нелепости, будто когда-нибудь социализм может наступить иначе, как через гражданскую войну. Это - наивность, граничащая с глупостью... Иного пути для социализма нет. Кто ведёт борьбу против гражданской войны, тот изменяет социализму полностью."

   = "Представлять себе социализм так, что нам господа социалисты преподнесут его на тарелочке, в готовеньком платьице, нельзя, - этого не будет. Ни один ещё вопрос классовой борьбы не решался в истории иначе, как насилием. Насилие, когда оно происходит со стороны трудящихся против эксплуататоров, - да, мы за такое насилие."

   = "Насильственная революция перевоспитывает массы, переобучает их, поднимает их самосознание, самоуважение."

   = "Революция подвергается самым серьёзным испытаниям на деле, в борьбе, в огне. Если ты угнетён, эксплуатируем и думаешь о том, чтобы скинуть власть эксплуататоров, если ты решил довести дело свержения до конца, то должен знать, что тебе придётся выдержать натиск эксплуататоров всего мира. И если ты готов этому натиску дать отпор и пойти на новые жертвы, чтобы устоять в борьбе, тогда ты революционер. В противном случае тебя раздавят. Вот как поставлен вопрос историей всех революций."

   = "Отношение пролетариата к мелкой буржуазии - вопрос трудный, требующий для победы пролетарской власти сложных мер, или, вернее сказать, целой системы сложных переходных мер."

   = "Пролетариат обессилит себя, если позволит своей партии колебаться так, как колеблется мелкая буржуазия. Пролетариат выполнит свою задачу лишь тогда, если он сумеет идти к своей великой цели, не колеблясь, толкая вперед и мелкую буржуазию... Надо из воли миллионов и сотен миллионов, раздробленных, разрозненных, раскиданных на просторах громадного государства, создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неизбежно".

   = "Мы не претендуем на то, что Маркс или марксисты знают путь к социализму во всей его конкретности. Это вздор. Мы знаем направление этого пути, мы знаем, какие классовые силы ведут по нему, а конкретно, практически, - это покажет лишь опыт миллионов, когда они возьмутся за дело."

   = "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, как на что-то законченное и неприкосновенное. Мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях."

   = "Добросовестный, смелый, повсеместный приступ к передаче дела управления в руки пролетариев и полупролетариев даст такой невиданный в истории революционный энтузиазм масс, умножит во столько раз народные силы, что многое кажущееся невозможным для наших узких, старых, бюрократических сил станет осуществимым для сил миллионной массы."

   = "Пусть кричит на весь свет продажная буржуазная пресса о каждой ошибке, которую делает наша революция. Мы не боимся наших ошибок. От того, что началась революция, люди не стали святыми. Безошибочно сделать революцию не могут те классы, которые веками угнетались, забивались, насильственно зажимались в тиски нищеты, невежества, одичания. Только через такие ошибки научатся строить новую жизнь рабочие и крестьяне... На каждую сотню наших ошибок приходится десять тысяч великих и геройских актов. Но если бы даже дело обстояло наоборот, если бы даже на сто наших правильных актов приходилось десять тысяч ошибок, всё-таки наша революция была бы перед всемирной историей велика и непобедима."

   СТАЛИН:

   = "Буржуазии выгодно замазывать классовые противоречия даже там, где они явно налицо. Нам же, наоборот, выгодно выпячивать классовые противоречия даже там, где их очень мало."

   = "Чтобы рабочие могли победить, их должна воодушевлять одна воля, их должна вести одна партия, пользующаяся несомненным доверием большинства рабочего класса. Если внутри рабочего класса имеются две конкурирующие партии одинаковой силы, то даже при благоприятных внешних условиях невозможна прочная победа. Ленин был первый, кто особенно настаивал на этом в период до Октября, как необходимейшем условии победы пролетариата."

   = "Внутрипартийные противоречия являются неизбежностью. Развитие партии возможно только через внутреннюю борьбу."

   = "В чём состоит основное стратегическое правило ленинизма? Оно состоит в признании того,что: 1) наиболее опасной социальной опорой врагов революции в период приближающейся революционной развязки являются соглашательские партии; 2) свергнуть врага НЕВОЗМОЖНО без изоляции этих партий; 3) главные стрелы в период подготовки революции должны быть, ввиду этого, направлены на изоляцию этих партий, на отрыв от них широких масс трудящихся."

   = "Партия укрепляется тем, что она очищает себя от скверны... Мы имеем всего-навсего 700 тыс. членов. Могу уверить вас, что мы могли бы довести количество своих членов до 7 млн., если бы мы этого хотели и если бы мы не знали, что 700 тыс. стойких коммунистов представляют более серьёзную силу, чем 7 млн. никому не нужных и ни к чему не способных попутчиков. Если Россия устояла перед напором мирового империализма, если она развила из себя силу, потрясающую основы мирового империализма, то этим она обязана, между прочим, той сплоченной, закалённой в боях и выкованной из твёрдой стали коммунистической партии, которая никогда не гонялась за количеством своих членов и первой своей заботой считала улучшение качественного состава. С другой стороны, несомненно, что если, например, крупнейшая из социал-демократических партий мира, германская социал-демократия, оказалась во время первой мировой войны игрушкой в руках империализма, а после войны рухнула в пропасть, как колосс на глиняных ногах, то это потому, что она увлекалась целые годы расширением своих организаций за счёт всякой мелкобуржуазной дряни, которая и убила в ней дух живой."

   = "Чтобы провести большевизацию партии, необходимо добиться, по крайней мере, некоторых основных условий, без которых невозможна вообще большевизация компартий.

  1). Необходимо, чтобы партия рассматривала себя не как придаток парламентского избирательного механизма, как по сути дела себя рассматривает социал-демократия, и не как бесплатное приложение профессиональных союзов, как об этом твердят иногда некоторые анархо-синдикалистские элементы, – а как высшую форму классового объединения пролетариата, призванную руководить всеми остальными формами пролетарских организаций, от профсоюзов до парламентской фракции.

  2). Необходимо, чтобы партия, особенно её руководящие элементы вполне овладели революционной теорией марксизма, неразрывно связанной с революционной практикой.

  3). Необходимо, чтобы партия вырабатывала лозунги и директивы не на основе заученных формул и исторических параллелей, а в результате тщательного анализа конкретных условий революционного движения, внутренних и международных, при обязательном учёте опыта революций всех стран.

  4). Необходимо, чтобы партия проверяла правильность этих лозунгов и директив в огне революционной борьбы масс.

  5). Необходимо, чтобы вся работа партии, особенно если социал-демократические традиции ещё не изжиты в ней, была перестроена на новый, революционный лад, рассчитанный на то, чтобы каждый шаг партии и каждое её выступление естественно вели к революционизированию масс, к подготовке и воспитанию широких масс рабочего класса в духе революции.

  6). Необходимо, чтобы партия в своей работе умела сочетать высшую принципиальность (не смешивать с сектантством!) с максимумом связей и контакта с массами (не смешивать с "хвостизмом"!), без чего невозможно для партии не только учить массы, но и учиться у них, не только вести массы и поднимать их до уровня партии, но и прислушиваться к голосу масс и угадывать их наболевшие нужды.

  7). Необходимо, чтобы партия умела сочетать в своей работе непримиримую революционность (не смешивать с революционным авантюризмом!) с максимумом гибкости и манёвроспособности (не смешивать с приспособленчеством!), без чего невозможно для партии овладеть всеми формами борьбы и организации, связать повседневные интересы пролетариата с коренными интересами пролетарской революции и сочетать в своей работе легальную борьбу с борьбой нелегальной.

  8). Необходимо, чтобы партия не скрывала своих ошибок, чтобы она не боялась критики, чтобы она умела улучшать и воспитывать свои кадры на своих собственных ошибках.

  9). Необходимо, чтобы партия умела отбирать в основную руководящую группу лучшие элементы передовых бойцов, достаточно преданных для того, чтобы быть подлинными выразителями стремлений революционного пролетариата, и достаточно опытных для того, чтобы стать действительными вождями пролетарской  революции, способными применять тактику и стратегию ленинизма.

  10). Необходимо, чтобы партия систематически улучшала социальный состав своих организаций и очищала себя от разлагающих, оппортунистических элементов, имея в виду, как цель, достижение максимальной монолитности.

  11). Необходимо, чтобы партия выработала железную пролетарскую дисциплину, выросшую на основе идейной спаянности, ясности целей движения, единства практических действий и сознательного отношения к задачам партии со стороны широких партийных масс.

  12). Необходимо, чтобы партия систематически проверяла исполнение своих собственных решений и директив, без чего эти последние рискуют превратиться в пустые посулы, способные лишь подорвать к ней доверие широких пролетарских масс.
Без этих и подобных им условий большевизация есть звук пустой."

   = "Желательно пролитие крови или нет, хорошо это или плохо, говорить об этом не приходится. Дело не в наших желаниях, а в том, что вооружённое восстание несомненно произойдёт и избежать его невозможно."

   = "Сила Октябрьской революции состоит, между прочим, в том, что она сплотила вокруг русского пролетариата многомиллионную мелкую буржуазию, и прежде всего, наиболее мощные и многочисленные её слои - крестьянство. Тем самым крупная буржуазия была изолирована, оставлена без "армии", а русский пролетариат превращён в вершителя судеб страны. Без этого русские рабочие не удержали бы власти."

   = "В народной массе мы - капля в море. И мы можем успешно управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народу нужно. Без этого вожди не потянут за собой партию, партия не потянет за собой пролетариат, пролетариат не потянет остальной народ - и вся машина развалится."

( mvm88mvm@mail.ru )