Эмиграция

Леонид Воронов
                ЭМИГРАЦИЯ.



Я человек вроде рассудительный и совершенно не склонна к авантюрам. Правда, некий чертик вечно старается поставить меня не в глупое, так в смешное положение, и частенько это ему удается. Но, благодаря своему выдающемуся уму, невероятному терпению, удивительной работоспособности и безупречной скромности, мне иногда удается преодолеть его каверзы, и даже извлечь какую-то пользу. Судите сами.
 Вот, например, в пошлом году: каждый раз после завтрака в отеле я выносила на террасу крошки и остатки еды нахальным чайкам, которые здесь неплохо устроились. И вот я, на глазах всего зала, выполняя свой ежедневный ритуал, иду на террасу, на которой важно и нетерпеливо прохаживаются эти гарпии, и совершенно неожиданно натыкаюсь на незримую преграду. Ну, конечно, я сделала еще одну попытку, и за спиной послышался уже не сдерживаемый смех. Если бы не это, я бы попыталась и в третий раз расплющиться на этом проклятом стекле. Пять дней эта стеклянная дверь стояла распахнутой, я и не догадывалась, что она там существует. И вот ее задвинули, тщательно вымыв для таких, как я! Я воровато оглянулась – все тридцать или пятьдесят человек в зале выглядели очень счастливыми. Потом уже я подумала, что мой аттракцион обошелся мне не дорого, зато скольким хорошим людям поднял с утра настроение, и это меня утешило.
Но если вы думаете, что я и дальше намерена смешить вас таким образом, то лучше бросайте чтение, потому что речь пойдет о серьезных вещах.

               
Однажды небрежно прогуливалась по Интернету. Несколько раз мне на глаза попадалась какая-то  Болгарская реклама. Искала я не это, но вот наткнулась на рекламу недвижимости, открыла, а там сплошная сказка: количество, местоположение, архитектура, цены! Поверить рекламе мне было трудно (кто же в здравом уме верит рекламе!), но главное, я не собиралась никуда переселяться, с какой стати: прекрасная денежная работа, приятный коллектив, благоустроенное жилье. Но яд в кровь уже попал…
Скажу по секрету, не для чужих ушей: у меня есть друг и по совместительству изощренный  любовник. И вот между двумя бокалами вина я небрежно брякнула: «поехали  жить в Болгарию». А он наглым небрежным тоном отвечает: «поехали».  А нужно отметить, что если он что-то в жизни и любил, то это свой частный дом, который, признаться, довольно уютный, но уж очень старенький. Плюс его рефлекторное отвращение к тем неисчислимым предметам, которые объединяет емкое слово «ДОКУМЕНТ» и агрессивная ненависть к его синонимам - словам «ЧИНОВНИК» , БЮРОКРАТ, МЕРЗАВЕЦ».
 Как бы то ни было, тема затронута, пришлось ее обсуждать, сначала на уровне скептицизма, недоверия, предположений и едкой сатиры. Пришли к выводу, что придется ехать в Болгарию, и смотреть на месте в паузах между заплывами. Как принято у джентльменов, на разведку послали женщину, то есть меня,  снабдив множеством советов, предположений, наставлений и инструкций: как вести себя на чужой территории, как взяться за реализацию плана, откуда начать, куда обратиться, что сказать, как найти, что выяснить, как сэкономить. Было такое впечатление, что этот субъект прожил в этой стране много лет, хотя не то что в Болгарии, он в Европе не был ни разу! Правда, за границей бывал немало, но только не в Европе. Я не могла молчать, я выразила все  свое  недоверие к этим инструкциям, и даже все пренебрежение к ним, а он, с не свойственной ему горячностью доказывал их ценность и непогрешимость.
С прискорбием должна была потом себе (и только себе)  признаться, что этот сноб оказался прав.
В родном Российском консульстве в Болгарии лакей на входе по своей гнусной лакейской натуре постарался меня унизить, что он сладострастно проделывал со всеми посетителями. Словоохотливая секретарша, сверкая фальшивой голливудской улыбкой, тотчас рекомендовала мне риэлтерское агентство под названием «РК Реал». И я, презрев инструкции изощренного джентльмена,  клюнула на эту приманку, надеясь на благородство земляков, которое в то время еще было для меня почти реальным, и, вероятно, не без помощи того мистического персонажа, о котором уже упоминала.
Земляки взялись за меня всерьез, и в скором времени я уже заключила подозрительный договор на покупку апартамента на этапе «грубое строительство». Дом был почти готов, за исключением мелочей: не установлен лифт, нет воды и электричества. Меня заверили, что все будет готово через месяц. От моего Алексея, который, если судить по надежности, то больше друг, а если судить по сексуальности, то больше любовник, я получила все полномочия на заключение подобного договора и для него. Я присмотрела для него полностью готовый апартамент. Все складывалось прекрасно, и оказалось, что реклама (невероятно!!!) не врала. А сколько плюсов помимо рекламы! Идеальный климат, теплое море, добродушные жители, горячий песок, понятный язык, много зелени, и все это бесплатно! А еще качественные вина, изобилие дешевых фруктов, овощей! А шашлыки, растущие во дворах и на крышах, и которые они почему-то называют латиноканадским словом «барбекю»! А еще хороводы, которые, по преданиям, водили и на Руси, однако не остались в памяти благодарных русских потомков но остались великим удовольствием, для болгар!
Через полгода у нас с Алексеем появилась возможность ехать в Болгарию для завершения сделки. Я связалась с агентством «РК Реал», которое заверило что мой дом готов, можно вселяться. Мы приехали.
 Увы, дом остался все в той же стадии, в какой я его видела первый раз. Мало того, оказалось, что мой апартамент на четвертом этаже по документам вовсе не апартамент, а склад, а в этом случае я не могу считаться собственницей жилья в Болгарии, а значит не могу претендовать на получение вида на жительство.
Наше негодование достигло кульминации, когда владелец этого «РК Реал», который обычно всегда улыбался, с наглым апломбом заявил, что у меня нет выбора, поскольку еще не было случая, чтобы внесенные по предварительному договору деньги кто-то возвращал. Тут сыграл свое соло мой Алексей. Спокойно и уверенно он  сказал, что о последнем взносе не может быть и речи, и договор мы расторгнем а деньги вернем согласно пунктам договора. После чего вознегодовал владелец агентства, явно не ожидавший отпора, согласно местной пословице: «только ленивый не зарабатывает на русских». Болгарин – строитель в разговоре почти не участвовал, уныло молчал, а потом предложил компромисс – такой же апартамент на первом этаже, окна которого в упор и очень внимательно смотрели на стену соседнего дома.
Пришлось прибегнуть к услугам адвоката, пережить много дипломатических ходов противника, открыть для себя незаурядные дипломатические способности моего Алексея, потратить нервы и время, но деньги через полгода вернули и даже оплатили услуги судебного исполнителя и адвоката. При этом выяснилось, что и болгарин-строитель, и наш  болгарский адвокат оказались порядочнее и честнее наших земляков из агентства, и что болгарские законы работают лучше наших, российских.
Мы были напуганы моей несостоявшейся сделкой, естественно, ждали неприятностей и от другой сделки - покупки апартамента для Алексея. К счастью, все состоялось быстро и без хлопот. На радостях Алексей пригласил в ресторан владельца дома, который продал ему апартамент. Болгарин пришел с семьей, и мы впервые дружески общались с болгарами, и имели возможность оценить их вежливость, воспитанность и дружелюбие. Но так и не проникли в тайну воспитания детей в болгарских семьях. Детей, которые умеют вести себя тихо, незаметно, вежливо и дружелюбно. (эта великая тайна так и осталась нераскрытой, тумана стало еще больше, когда выяснилось, что болгары детей не наказывают!) В долгу они не остались, пригласили нас к себе на  обильный ужин, угощали крепчайшей ароматной ракией и густым красным вином собственного производства.
У Алексея был на руках нотариальный акт на недвижимое имущество, таким образом он имел основания подать заявление на выдачу долговременной визы в болгарское посольство. Однако у нас для этого был всего один день, и этот день был пятницей. В посольстве в Москве  была очередь угрюмых российских граждан, сытых, как и мы, политикой Путина, и жаждущих убраться от него подальше. Очередь двигалась медленно, болгарки в окошках объясняли все вроде по-русски, но понять их не смог бы даже матерый болгарин, а рабочее время истекало. Наконец мы поняли, что нужно перевести на болгарский язык один документ. Переводчика в этот день в посольстве не оказалось. Мы уныло представили себе, что придется еще раз проделать путь от Камчатки до Москвы только для того, чтобы подать эти документы. Тут Алексей куда-то исчез, потом появился, и невозмутимо сообщил, что сейчас приедет переводчик. Оказывается, он познакомился с охранником на воротах, посетовал, что сложно жить на свете без переводчиков на болгарский язык. Тот сказал, что нет проблем, позвонил этому переводчику, который оказался его другом, и тот приехал, демонстрируя пустой кошелек и дружелюбную улыбку. Мы его ждали с нетерпением и умеренной щедростью, и осаждали окошки с новыми силами. Тут, наконец, болгарки безвозмездно поняли, что мы с Камчатки и завтра улетаем. На нас обратили внимание. Вышла сотрудница и сказала что нас примет консул. Потом вышла другая, и сказала, что документы примет, как только переводчик вернется с готовым переводом. А рабочий день у них закончился час назад!
И с этого дня наши проблемы стали решаться. Удивительно, все они решались почти в последний момент, особенно у Алексея. Например, он даже не знал, что право на собственность дома имеет не только он с дочерью, но и ее бабушка и дедушка. Но эти люди жили в другой стране и вряд ли были расположены к походам по кабинетам. Проблема казалась не решаемой. Она решилась благодаря хорошему совету знающего человека.
После какого-то ремонта в прошлом, в его доме появилось лишних полтора квадратных метров площади. Все просто: идешь в какой-то комитет, делаешь заявку, ее рассматривают в течении месяца, посылают к архитектору, в хорошем настроении он даже может подписать, но перед этим нужно пригласить комиссию из санэпидстанции, из пожарной охраны, предоставить разработанный лицензированной проектной организацией проект, потом БТИ, потом снова добродушно и альтруистически настроенный городской архитектор, к которому вас любезно пригласит человеколюбивая секретарша, и никаких проблем. Один день Алексей ходил мрачнее тучи. Потом привез десяток досок, сколотил фальшивую стенку, пригласил на следующий день техника из БТИ. Полтора лишних квадратных метра как бы пропало, Техник иронично идею бутафорской стенки оценил, проблема решилась.
Удивительно, древний деревянный дом на Камчатке, где у людей всегда есть надежная альтернатива: вымереть или уехать - был продан. На эти деньги куплен апартамент в новом, шикарном по российским меркам доме, остались деньги на новый автомобиль и приличный счет в банке, и все это в благословенной стране с идеальным климатом, который не входит в стоимость.
Да простят меня немногочисленные читатели за сумбурную исповедь, я постоянно уклоняюсь от главной своей мысли, поскольку мне не хочется, но все же придется, признаться в главном своем недостатке, имя которому – мой возраст. Да, мы пенсионеры с Алексеем, поэтому можем жить в Болгарии на свою пенсию, которой здесь вполне хватает на жизнь, благодаря низким ценам. На Камчатке ее не хватало, приходилось работать. Здесь найти работу трудно, особенно в нашем возрасте. Но зима короткая, а летом скучать не приходится, есть что посмотреть, есть с кем пообщаться, есть, где погулять. Важно то, что болгары хорошо относятся к русским изначально, вам не нужно заслуживать их симпатию, дальше все зависит от вашей коммуникабельности, воспитания, вежливости, чувства юмора и всех тех качеств, которые вам привили ваши родители, и которые пока не удалось обесценить государственному телевидению Росси. Берегите эти качества, эта валюта пока еще конвертируется в нормальных странах.