Камчатский Север. Из полевого дневника. Часть 1

Игорь Шатило
В ПУТЬ

Эта «быль» — яркое подтверждение тому, что Мысль материальна!
Лет пять у меня на работе за спиной висела карта севера Камчатки — Terra inkognita. При всяком удобном и неудобном случае «путешествовал» там... по бумаге.
Слухи, опять же всякие — рыбы — ВО!!! щуки, сиги там разные... Брошенный аэродром для перегона «Аэрокобр»...
Очень хотелось попасть туда «в реале» — но как...? Даже не представлял, чем туда добираются.


И, вот. Подвозил как-то двух мужиков в аэропорт. По пути услышал, что они обсуждают дела в Пенжинском районе. Полюбопытствовал — не тамошние ли они мужики? Оказалось да! Тогда я представился, что являюсь научным сотрудником рыбохозяйственного НИИ, а их края до крайности интересуют на предмет побывать, половить, исследовать и как туда вообще добираются люди?
После недолгого но толкового разговора, Костя, так звали одного из мужиков, по северному просто, сказал: «Ну, чего тут тебе долго про это рассказывать — приезжай к нам весной в Аянку, сам все и увидишь». Обменялись телефонами и расстались. В апреле, вдруг звонок — от Кости…!?
— Ну, что, ты собрался? Давай приезжай скорее, у нас тут рыбалка в самом разгаре!
Я доложил ситуацию руководству — получил добро и в конце апреля с командировочным удостоверением вылетел из Петропавловска в Корф (он же Тиличики).


Все четко рассчитал — в четверг я в Корфе, ночую в гостинице у Липатовых (забронировал), на следующий день вертак в райцентр Каменское (рейс раз в неделю — по пятницам). А там, рукой подать — 200 км чем-то по тундре и я на месте.
В Корфе радостный, счастливый выволок свой баул из Ан-26 и... столкнулся с реальностью. «Завтрашний» вертолет улетел полчаса назад... Типа, прогноз плохой, пассажиров под завязку — взяли, и улетели... Когда следующий — неизвестно...
Делать нечего... устроился в «нумерах». Это только снаружи вид «Липатовского отэля» непрезентабельный — внутри все чисто, хорошо, уютно.


Но на душе у меня было совсем «неуютно» — столько пропер, столько усилий, и в результате почти «фальстарт» ...
Делать нечего — звоню Косте в Аянку, докладываю обстановку...
Костя (вот же-ж особенность Северных людей), как будто так и было запланировано, с абсолютным спокойствием меня взбодрил и успокоил:
— Ты, это..., там не ссы... Вездеход оттуда должен завтра выйти, с ними и доедешь. Только, это... мест там, наверное, уже нет... С баранами поедешь?
— Да, не вопрос!!! — отвечаю. По нескольку суток доводилось на рыбе мороженной ездить (и ночевать — как с кондиционером), а тут баранина... Для настоящих летчиков — пыль.
И точно — утром подкатил ну очень модный вездеход — ТМ-130 (подарок Президента).
Мужики с вездехода, тоже переспросили:
— Согласен ли ехать с баранами?
— Лишь бы ехать — согласен на все!


За баранами поехали в с. Тиличики (райцентр Олюторского р-на, километрах в 6-ти по прямой от Кофа) и тут... выяснилось, что... БАРАНЫ БУДУТ ЖИВЫЕ!!!???
Натолкали их в «салон» аж 16 штук... И поехали... А дороги только до Каменского около 400 км... по тундре...
Смешно...?
А я был счастлив — ЕДЕМ!!! К тому же, вездеход шел до «конечной», т.е. без геморроя до самой Аянки.


Но, вернемся к «нашим» баранам... Когда их всех затолкали в кунг — там некуда было поставить ногу. Ну, если очень постараться, то в принципе, ногу воткнуть было возможно, но на нее тутже какая-нибудь паршивая овца гадила, или мочилась...
Спасало то, что бараны не могли сидеть задницами на лавках и через это не пользовались комфортабельностью салона по-полной — осталось кое-что и нам. А таких, как я страждущих (помимо восьмерых из кабины), и согласившихся на «бараний» класс набралось четверо. Два коряка возвращались домой с заработков (без денег и еды), паренек из Петропавловска, спешивший на гусиную охоту в Каменское и я.


Салон был реально классный. Если бы не бараны, было б как в просторном купе или каюте — внизу шикарные диваны-лавки, откидной стол, две полки-дивана повыше и над ними багажные полки. Поскольку внизу было «не камильфо» (время от времени какая-нибудь тварь норовила туда залезть), я расположился на откидной полке справа. Правда лежать там можно было только плашмя (лицом вниз или вверх). Для «на боку» не хватало габарита между полками. Но это мелочи — главное ЕХАЛИ!!!


Ехали хорошо. Когда вездеход вырвался в тундру, водитель вломил под 60 км/ч. Ну, не везде, конечно — были и кочки... В общем, держаться приходилось крепко. Но это оказалось «полбеды»... Твари нагадили... было жарко, душно и аммиак от мочи резал глаза. Когда открывали люк, начинали дубеть от холода... Чередовали.


Пока светило, через каждые 3-4 часа «ралли» по тундре устраивали чаевки — проветрить баранов и самим перекусить размяться.
А как стемнело погнали без остановок. Мой уставший организм вырубился частично (руки держались). Очнулся от тишины — мотор молчал, стояли. Оказывается, добрались в Каменское. Было 3 часа ночи. Весь путь занял 16 часов. Бывалые пассажиры отметили, что очень удачно. При другом снеге или погоде, этим путем добираются сутками.


Наконец-то выгрузили баранов — им только до Каменского. Хотел бы отметить, что и вездеход и бараны это результат государственной программы поддержки «муниципальных образований в районах крайнего севера и Дальнего востока», а также развития малого и среднего предпринимательства. Иными словами, тем, кто имеет желание «посуетиться», насобирал бумажек (3 штуки) и зарегистрировался в налоговой — государство по этой программе отваливает на шару 200-300 тыс. руб. (10 тыс. $). Как ни странно, желающие «озолотиться» в очередь не стоят — попугиваются налоговой, и влом отписывать раз в квартал отчеты.


Как только сбыли баранов, все попутчики куда-то незаметно рассосались. Остались только мы, с пареньком «гусятником». Еле успел ухватить водилу, для разъяснения — «А где тут переночевать...?» Махнув в темноту — «Туда...» , исчез и водила.
Мы с Сашей (кажется так звали парня), пошли в указанном направлении и, на наше счастье, увидели горящие окна и девушку, курившую на крыльце.
Мы точно вышли на «гостиницу», в которой не оказалось мест, но девушка (постоялица) любезно пригласила почаевать (перекантоваться до утра у них на кухне).


Не успели мы с Сашей уговорить бутылку водки (девушки пить отказались — молодцы!), как в апартаменты ввалился «ответственный» за меня здесь (по поручению Кости). Двухметровый мужик бросился ко мне как к родному — «Ты, че не звонишь!? Я уж заждался. Давай собирайся — пошли!»
Так я познакомился с Мишей Жаравиным. У него же и пожил двое суток, пока «отдыхал» водитель вездехода.


Архитектурные ансамбли райцентра Каменское, как-то не впечатлили... Одно-двухэтажные деревянные типовые дома периода СССР, уже изрядно «износились», но за неимением лучшего, и это для людей за благо.


Через день, все-таки тронулись. Правда, сразу отъехать далеко не удалось — при «штурме» пологой сопки у вездехода лопнул трак. Хорошо, что опытный водитель не съехал с гусеницы.
Пришлось всем маленько поднапрячься. Как и сам вездеход, гусянки, тоже, очень «модные» — один запасной трак (он же последний) — 5000 руб. или 170$. К счастью, это было последнее приключение на этой дороге.


С увала открылись виды на широкую долину р. Пенжина. В тундре вообще снега мало — сам удивился. Так получается из-за того, что все выдувает сильными ветрами. Поэтому олени и могут сравнительно легко доставать ягель. Лед был еще крепкий, но по реке побоялись ехать из-за возможных промоин.


Где-то через час после ремонта приехали в с. Оклан. Меня впечатлила местная архитектура — в отличие от почти всех камчатских поселков, где настроили «по-типовому», в Оклане практикуют свой стиль. Рубленные домики очень маленькие, чтобы полегче было протопить, а также, если захочется, по быстрому перенести на другое место.


Окланское село таки производит впечатление...
Хрен знает где... в опупенной глуши... без дорог и супермаркетов, стоят у реки десятка три избушек... живут люди...
Живут — хлеб жуют, чем-то занимаются... и никуда отсюда сваливать не собираются. Потому, как — Родина.


В селе Оклан немного постояли, отдали почту. Из ближних домов вышли человек пять мужиков, позвали к себе чаевать в ближний дом. Отведали, поговорили — все как у людей. К обеду тронулись дальше.
Сразу за околицей села — река с одноименным названием (правый приток р. Пенжина). Только по кромке берега и пойме есть деревья — тополь, корейская ива (чозения), на сухих пятаках береза, кое-где кедрач. Река уже была с промоинами, но мелко — прошли без проблем.


А за рекою, до самого горизонту открылась огромная тундра, которая раскинулась в широкой межгорной котловине — долине р. Пенжина. Цепочки гор — края долины, видны лишь на горизонте, километров 80-100 между ними, а в даль вообще сотни полторы-две — катайся-не-хочу.
После Оклана следующая остановка — с. Слаутное, километров 100 по прямой. Здесь, те, кто остался до Аянки, бросились закупать у местных картошку. Оказывается в тутошнем крае ну очень благоприятные условия для выращивания этого овоща — лето жаркое и, в отличие от других районных поселков, здесь нет мерзлоты.


продолжение:
http://www.proza.ru/2013/11/27/301