Кришна

Константин Рыжов
                1) Жизнь  Кришны
 
В городе Матхура правил праведный царь Уграсена. Но случилось так, что один из ракшасов принял образ Уграсены и сблизился с его женой. От этой связи родился Канса.
Канса  был коварен и ненасытен. Свергнув законного царя Уграсену, он сам захватил престол в Матхуре. Канса терпел вокруг себя одних рабов и стремился  к неограниченной власти над всей Индией. Союзником его был Калайени, приверженец богини Кали, придававшийся мрачному искусству магии. Супругой Кансы стала дочь Калайени Нисумба, жадная и коварная колдунья. Она овладела сердцем царя, разжигала его темные страсти и умножала заложенное в его душе зло. Кроме Нисумбы у Кансы было еще  триста жен. Страстным желанием Нисумбы было иметь сына, но чрево ее, несмотря на все ухищрения. Оставалось бесплодным.

Однажды в Матхуре  начались торжественное жертвоприношение и молебствие о рождении у царской четы сына и наследника. Бросив на алтарь горсть благовоний, Нисумба отступила на несколько шагов, и ее место занял Канса. Обратившись к жрецу-возжигателю, считавшемуся также предсказателем, он спросил: «скажи, какая из моих жен родит владыку мира?»

В это время к алтарю приблизилась сестра Кансы, рожденная от Уграсены по имени Девака. Она была женой Васудевы и была известна добродетельным образом жизни и трудолюбием. При виде Деваки на лицо  жреца внезапно пал свет, и он воскликнул: «Ни одна из твоих жен, царь, не родит владыку мира. Его родит твоя сестра, которая стоит сейчас на коленях. Она родит восемь сыновей, и один из них погубит тебя».

Услышав предсказания, Нисумба потребовала, чтобы царь немедленно убил свою сестру, однако тот не решился на такое злодеяние. Но Канса постарался максимально обезопасить себя. Васудева и его жена были заточены в крепости на острове посреди Джамны. Все их сыновья должны были немедленно после рождения предаваться смерти.

Так Васудева и Девака стали царскими узниками. В следующие годы у них родилось шесть сыновей, и все они были убиты Кансой. Зародыш седьмого сына Васудеве удалось передать сквозь решетку своей второй жене Рохини. Она выносила его в своей утробе, а затем передала его на воспитание в страну пастухов. Его имя было Баларама.

Но вот под звуки небесной музыки небесной музыки появился еще один ребенок с необычной темной кожей. Поэтому при рождении он получил имя Кришна. Васудева и его жена решили ни за что не допустить его смерти. Втроем они вышли на берег бурной Джамны. Но как им перебраться на другой берег? Тут маленький Кришна совершил свое первое чудо. Он коснулся воды своей маленькой ножкой, и могучая Джамна тотчас обмелела. Родители благополучно перешли через нее. На берегу их ожидали пастух Нанда и его жена Яшода. Она была на сносях. Вскоре она родила девочку. Васудева подменил новорожденную Кришной и поспешил возвратиться в свою темницу.

Нанда с Кришной отправился в Гопалу. Здесь, среди коров и пастухов, прошло детство Кришны.

Канса знал о бегстве Кришны и старался извести его всеми возможными способами. Один раз он подослал к нему под видом кормилицы богини оспы Путану. Но когда Кришна стал сосать ее, обличье красивой женщины с нее спало, и она превратилась в безобразную старуху. В другой раз в колыбельку Кришны забрался какой-то демон, но тот убил его ударом ножки. Одолел он и другого демона, который выбрался из вод Джамны.

Когда Кришне исполнилось четыре года, его заботам поручили стадо. Тогда у мальчика обнаружились необычайные способности к музыке. Своей игрой  на флейте он буквально зачаровывал коров, которые следовали за ним, как за своим вожаком. Дочери и жены пастухов, заслышав его игру, также теряли всякую волю. Они бросали свои дома и с криками «Кришна! Кришна!» устремлялись за юным пастухом.  Утром они украдкой возвращались домой, но вечером вновь убегали к своему любимцу.

Маленький Кришна в детстве был знаменит своими шалостями и проказами. Он крал у своей приемной матери масло, пел песни, играл на флейте, а повзрослев, начал сводить с ума окрестных пастушек, сбегавшихся послушать его чарующую музыку. Щедро одаривая всех их своей любовью, Кришна особо выделял среди них Радхарани.

Однажды Кришна услышал о Калайени, царе змей. Том самом, который был другом и тестем царя Кансы. Рассказывали, что самая страшная из его змей уже уничтожила сотни людей, и никто не может с ней справиться, ибо она заколдована. Кришна решил убить ее. Он отправился  в непроходимый лес, к горе, внутри которой была необъятная черная  пещера, храм богини Кали.

И вот он видит выползающее из пещеры змеиное тело зеленовато-голубого цвета. При виде Кришны змея вскинула голову с красным гребнем. Глаза ее зажглись мрачным пламенем. И в то же мгновение он услышал голос Калайени: «Перед тобой демон, исполненный могущества. Ему открыты все тайны, но он открывает их только тому, кто его победит. Поклонись демону или погибни в борьбе с ним!»

Ярость охватила Кришну. Он кинулся к змее и двумя руками схватил шею чудовища ниже головы. Змея попыталась обвить Кришну своими кольцами, но его пальцы сжимались все сильнее и сильнее. Почувствовав, что у змеи нет больше сил, он выхватил меч и отрубил ей голову.

 Услышав об этом подвиге, Канса решил взять Кришну к себе на службу. Царь отправил к Нанде гонца с приказом: «Пришли ко мне юношу, убившего змею. Я сделаю его своим возницей!» Кришна отправился в Матхуру и поступил на службу к царю (он не знал, что Канса его дядя). Вскоре Канса проникся к ему таким доверием, что поручил наблюдение над всем царством. Так Кришна стал главным советником царя, вторым человеком в государстве.

Красота Кришны не могла оставить равнодушной ни одну женщину. Едва увидев его лицо, страстная царица  Нисамба потеряла покой. Вернув с помощью колдовства молодость и красоту, она постаралась заманить Кришну в свою опочивальню. Но все ее ухищрения оказались напрасны. Более того, обещая Кришне могущество, она утратила власть над собственным телом и вновь обратилась в старуху.

Между тем Канса в сопровождении Кришны отправился к мудрецу Васиштхе, чтобы узнать у него о сыне Деваки. Увидев царя, Васиштха сказал: «Царь Матхуры!  Ты все еще хочешь узнать, где сын Деваки, который тебя убьет и займет твой престол. Но ты привез его с собой. Вот он, склонившийся передо мной твой возница Кришна. Благодаря тебе он узнал о себе самое главное». Канса тотчас схватил лук и пустил стрелу. Он целился в Кришну, но попал в грудь Васиштхи. После этого он вскочил на колесницу и бежал.

Царь позвал племянника в Матхуру для безобидного поединка и выслал против него великанов и асуров. Но Кришна победил их. Тогда Канса сам вступил с ним в битву. Он был могуч и силой злобы превосходил все на земле, но Кришна нанес дяде смертельную рану и столкнул его тело в Джамну. Престол возвратился справедливому Уграсене.
После этого Кришна сменил пастушью  бечеву на брахманский шнур, сел за изучение вед и вскоре познал неведомую ему прежде мудрость.

Кришна узнал о том, что Канса убил шесть его старших братьев и решил вывести их из подземного мира. Прежде всего он добрался до Паталы, уходившую в глубины земли на семь ярусов. Там царствовали наги, существа со змеиными туловищами и человеческими головами. Их столица Бхаговати была  выложена золотом, а посредине ее высился сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Басуки.

С помощью гандхаров Кришна  проник в место, где находились души умерших, и извлек оттуда шестерых братьев-младенцев. Но приобрести жизнь они могли лишь припав к груди своей матери. Кришна понес их на седьмое небо, по пути, указанному ему душой старца Васиштхи. На небе он увидел свою светлую мать Деваки. Тысячи дев теснились вокруг нее, принимая ее свет. Но никто не мог  обратить к ней взгляда из-за яркости сияния и смущения. Увидев своих сыновей, Деваки протянула к ним свои руки и приняла на грудь всех шестерых.

Кришна возвратился на землю преображенный и обновленный. После этого он провел семь лет в качестве отшельника на горе Меру, размышляя над своим учением. 
               
                2) Бхагавад-Гита

В эпических сказаниях образ Кришны усложняется.  Прежде всего он выступает здесь как колесничий и мудрый советник  одного из главных героев «Махабхараты» – воина Арджуны. Но в определенные моменты его божественная сущность выступает из-за смертной оболочки и тогда оказывается, что устами Кришны говорит сам Вишну, явившийся на землю и раскрывающий перед Арджуной высший смысл небесного и этического закона. Это знаменитое толкование Кришны (которое мы с полным основанием можем считать Божественным Откровением) вошло в состав «Махабхараты» в виде небольшой вставной поэмы «Бхагавад-Гиты», то есть «Песни Господней». Уже в древности ее справедливо почитали как одно из величайших религиозных произведений всех времен и народов.
 
     В чем же суть религиозного учения Кришны? Гита начинается с того момента, когда борьба за власть среди владетельных бхаратов достигла кульминационной точки и многолетнее соперничество пандавов и кауравов вылилось в истребительную войну. На равнине Куру встретились «братья и отцы», чтобы в жестокой схватке решить вопрос о царском наследии. Незадолго до начала битвы Арджуна выезжает на середину поля, чтобы в последний раз окинуть взглядом враждебные армии. Вид бойцов, готовых к атаке, приводит его в уныние: ведь здесь, обнажив мечи и натянув луки, сошлись дети одного предка, «товарищи, братья, сыновья и внуки». Эта картина готовящегося братоубийства ставит перед совестью князя вопрос: как ему поступить? Имеет ли он право проливать кровь соплеменников? И Арджуна обращается за советом к своему возничему Кришне. Отвечая на конкретный вопрос Арджуны, Кришна начинает издалека и заводит разговор о смысле бытия, о Высшем Начале, о мироздании и о том, какое место занимает человек во Вселенной.

      Согласно учению Кришны, в мире нет ничего поистине вечного, кроме Брахмана, кроме высочайшего духа. Воплощаясь в каждом человеке, он составляет бессмертную сущность смертного. Убивая человека, можно убить только тело. Но не в нем сущность человека. Бессмертная душа человека потом воплощается вновь и вновь.
Действительность материального мира лишь иллюзия, только Брахман есть единственная действительность в полном смысле этого слова.  Есть два пути избежать множественности рождений и приобщиться к истине: философское мышление (санхья) и мистическое самоуглубление (йога). Во всем этом Кришна следует за авторами Упанишад (http://proza.ru/2010/03/18/218), однако взгляд его на взаимоотношения Бога и мира, Бога и человека совсем другой. Прежде всего он говорит, что к совершенству ведет не только мистическая отрешенность, но и бхакти – путь любви и простодушной веры. Всякий, кто с доверчивым сердцем прибегает к Богу, не погибнет, кем бы он не был. Любовь человека не тщетна, молитва его не бессмысленна, упование его не ложно. Для Неба как бы не существует земных различий и условностей. Члены разных каст, мужчины и женщины, все призываются в чертог высшей Любви. Гита указывает, что к проникновению в духовные сферы ведет не заносчивое умствование, а сердце, полное благоговения. Даже ложная вера, если она искренняя, направляет нас к спасению. Мудрый человек чтит единого Бога – Господа неба и земли. Люди, обуреваемые страстями, более склонны к почитанию многих богов. И все же Господь не остается равнодушным к этим заблудшим. Кришна говорит: «Какие бы образы с верой ни почитал поклонник, его нерушимую веру Я ему посылаю. Он ищет образ милости, укрепясь этой верой, от него получает желанные блага, хотя они даются Мной». 

     Отношение Кришны к Абсолюту  и к акту миротворчества также совершенно иное, чем в религии Упанишад. На вопрос: как мог Абсолют быть и Творцом, Кришна отвечает: мир есть результат творчества, результат действия, но действует не сам по себе Брахман, а Его «частица». Она созидает миры и вливается в них живительной силой, духовной энергией. Таким образом Сверхличное Божественное Начало превращается в личное – в творящего Бога. И даже более того – Бог опускается в саму природу, становясь Душой мира: «Войдя в землю, - говорит Кришна, - Я существа поддерживаю силой. Я взращиваю все растения…, став огнем…, в тела живых входящим, Я перевариваю четверовидную пищу. Сияние от солнца исходит и весь мир озаряет, так же от луны, от огня. Знай, это мое сияние. В сердце каждого Я пребываю… Я – вкус воды… Я – блеск луны и солнца, Я – во всех ведах живоносное слово, Звук в эфире, человечность в людях, Я – чистый запах в земле, в огне сиянье, жизнь во всех существах. Я – подвижников подвиг, Я – вечное семя существ… Ибо не Я в них, а они во Мне постигли это».
 
    В отличии от Абсолюта брахманов, Кришна не только одушевляет мир, но и активно участвует в историческом процессе. Во все периоды истории, когда человечество оказывается в духовном кризисе, когда слабеет закон и воцаряется беззаконие, Бог «создает Себя Сам для спасения праведных и для гибели злодеев». Так приходит он к людям «из века в век». В то время как Упанишады  считали всякое земное дело, в сущности ненужным и бесполезным, Гита призывает к действию. Человек должен быть активным, ибо и сам Господь действует. «Не совершай Я дел, эти миры исчезли бы», - говорит Кришна. У человека всегда перед глазами его повседневные обязанности, порожденные жизнью, которые он должен исполнять. Но, совершая свои дела, человек, как и Божество, должен стоять выше страстной привязанности к ним. Подобно тому как Бог творит бескорыстно, должен трудиться и он, не думая о последствиях своего труда. «Действия совершая, привязанность к ним оставь».  Это отрешение от заинтересованности  придает каждому акту человека характер богослужения.

      В соответствии со сказанным, Кришна дает ответ на вопрос Арджуны.  Долг человека, говорит он, заключается в добросовестном исполнении своей дхармы. Долг кшатрия – сражаться. Поэтому Кришна не только не одобряет скорби Арджуны по поводу убийства сородичей, а призывает его смелее идти в битву. Этим выводом заканчивается «Бхагавад-Гита». Кришна рассеивает сомнения Арджуны и возвращает ему утерянную уверенность. Но понятно, что значение проповеди Кришны далеко выходило за пределы этого конкретного случая. По сути дела, изложенное  учение было попыткой найти к Богу иной путь, нежели тот, который предлагали философствующие брахманы. Их учение о непостижимом Абсолюте, для достижения которого нужно утратить свое «я», многих пугало и отталкивало; люди хотели не только стоять у врат божественного молчания, но и услышать голос Божий. Как ответ на это стремление родилась «Бхагавад-Гита».
Большинство исследователей относят создание поэмы к VI в. до Р.Х.  Кто был ее автор – не известно. Вероучение, вложенное в уста Кришны, теперь неразрывно связано с его образом. И нельзя не признать, что образ этот необычайно притягателен. Каждый может найти в Кришне что-то свое. Кто-то видит в нем веселого и страстного любовника, прекрасного шаловливого мальчика. Кто-то – мужественного и сурового воина. Кто-то – глубокомысленного философа. Но, являясь во всех этих образах, он вместе с тем есть  великое и милосердное Божество, способное сострадать человеку, быть его другом, спутником и наставником. Не случайно, культ Кришны широко распространен в современной Индии, и храмы его никогда не пустуют.

После битвы при Курукшетре Кришна возвратился в Двараку. Это было самое страшное время из тех, которые пережила Земля. Повсюду распространились тяжелые болезни. Города заполонили полчища огромных крыс, питавшихся мертвечиной. Пища людей кишела червями. Вожди ядавов перессорились между собой, а когда Кришна попытался их помирить, они объединились против него. Кришна оставил Двараку и стал скитаться по окрестным лесам. Однажды, когда он спал на земле, положив на пень пятку, какой-то охотник принял его за оленя и пустил стрелу. Стрела пробила пятку – единственное уязвимое место на теле героя. После этого Кришна умер. На его похоронах Рукмини вместе с другими женами бросилась в костер. Через семь дней после этого Дварака была смыта волнами.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Индия и Средняя Азия  http://www.proza.ru/2013/04/22/303