26. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Прошлое края

Василий Иванович Агошков
26. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Прошлое края,
часть 1

ПРОШЛОЕ НАШЕГО КРАЯ

Отыскиваю в себе собственное,
коренное, родовое.
Пётр ВЯЗЕМСКИЙ.

Как заглянуть в прошлое? Во-первых, с помощью летопи-сей, исторических документов, архивов, рассказов наших пред-ков, а также названий населённых пунктов, балок, оврагов, рек. А, во-вторых, с помощью археологических раскопок. Так полу-чилось, что Троснянский район до сих пор не представляет для археологов какой-либо интерес: в летописях нет ни одного ука-зания на то, что когда-то здесь были большие города и велись битвы за независимость. Казалось бы, что край, покрытый бо-лотами, вряд ли был заселён в столь далёкое время, но мы бы не спешили соглашаться с таким мнением.

Почему, скажем, Черниговское княжество распространило свои владения на северо-восток? Да только потому, что отсюда текли главные реки княжества – Десна и Сейм. Свапа является притоком Сейма, а та почти под самым г.Черниговом сливается с Десной. Таким образом, в древности наш край не был отделён какой-то преградой от Черниговского княжества, и сюда прони-кали люди, строили свои крепости и создавали поселения.
 
Путь из «греков в варяги» проходил через исток Оки, кото-рый начинается совсем рядом с истоком реки Свапа – притока Сейма. Тут же исток реки Сучья – притока реки Сосна, впадаю-щей в Дон. Символично, что чуть восточнее станции Малоархан-гельск находится другая Тросна, которая, как трос, тоже связы-вает истоки ТРЁХ ВЕЛИКИХ ВОДНЫХ БАССЕЙНОВ – Волги, Дона, Днепра!

Река Ока для Черниговского княжества – это главная река, ось, скрепляющая территорию – от истока Оки до почти самой Москвы. Заметим, что Черниговское княжество не стало развиваться по реке Десне, в сторону города Брянска, или по реке Днепр – в сторону города Смоленска. Что или кто мешал князьям Чернигова осваивать Днепр и Десну?!

Скорее всего, с севера на юг и юго-восток наступали кня-зья Великого Новгорода и Пскова, доведя свои владения вплоть до Москвы. Черниговцам ничего не оставалось, как тоже дви-гаться в сторону Москвы, но уже по Оке и Муравскому шляху, вовлекая в это движение северян и вятичей, радимичей и «юж-ных» кривичей.

Кстати, до сих пор троснянские жители чувствуют свою кровную связь с нынешними украинцами, населяющими Черниговскую землю. Выражается это не только в привычке белить хаты, как сообщил Д.В. Шестаков, но и в наличии в речи многих украинизмов, манере строить жильё отдельно, через до-рогу, от сараев и т.п. Переселение русских людей из Киева, Чер-нигова и других городов и весей Древней Руси на север шло, как при Юрии Долгоруком, так и позже…

Не забудем, что территорию Орловской области ледник не захватил, а обошел её стороной. Так что ещё нужно более вни-мательно посмотреть, где вперёд поселились люди: в Чернигове или на землях нынешней Орловщины!

//Это моё мнение, высказанное в 1993 году, было подвергнуто сомнению некоторыми орловскими исследователями, однако много позже данный тезис о верховенстве Поочья подхватит, без ссылок на моё имя, поэт и тележурналист Владимир Переверзев, напечатав очерк об Орловщине, Полесье и Свином шляхе в газете «Орловский вестник.//

Известно, например, что первые поселенцы осваивали территории с верховьев рек, а не наоборот. Утверждение о том, что курско-орловские диалекты стали основой для создания рус-ского литературного языка, верно не только для нынешнего ты-сячелетия. Торговый путь шёл из Курска по рекам Тускарь и Снова к истокам Оки, сюда же подходили притоки Днепра и До-на.

//О том, что из Днепра древние торговые люди попадали в Оку и да-лее в Волгу, писали многие. А вот о том, что от истока Оки было не так уж далеко и до истока р.Сучья, притока Сосны, а той, в свою очередь, и Дона, как-то упускали. Об этом более подробно написано в моей книге «Мало-архангельские истоки» (Орёл, 1999). Этот тезис будет развит потом и в работах орловских археологов Светланы Краснощёковой и Льва Красницкого.//

Отметим, что талые воды ледника устремились по Оке и другим рекам на юг; обращая реки вспять. В.В. Докучаев допус-кает, что воды в тот момент было много, и она образовывала широкие русла, которые мы видим и сейчас. Не исключено, что большая вода от ледника из Оки через водораздел потекла в Снову и Тускарь – притоки Сейма, которые стали как бы про-должением Оки. Поэтому и название р.Тускарь можно прочитать как Тусокарь, т.е. «вторая река Ока, текущая напротив?!» Приток р.Крома – Тишимка (Тишинка, Тишимль) и приток Свапы – Чернь тоже образуют единую прямую линию, что заставляет нас предположить о том, что и по этим водным артериям шло сооб-щение.

 Река Свапа «связывала» два водных бассейна (Волжский и Днепровский), р.Тишимка также может обозначать «тишь, стижь; стяженье»! Поэтому Тросна; как трос, соединяла не просто пути-дороги, расположенные рядом, но и местности, стоящие на большом расстоянии, и была своего рода маяком, звавшим к себе путников и торговцев.

см. далее.

(С) В.И. Агошков.