Вредная привычка

Александр Андриевский
Характер человека формируется в детском возрасте, считают психологи. Нужно отдать им должное: они правы!

О привычках, хороших или плохих, мы можем сказать: «Привычки закладываются так же, как и характер, в раннем возрасте».
 Прежде чем рассказать читателям о том, как я  бросил курить, расскажу о том, что предшествовало моей пагубной привычке.

 Первый раз в своей жизни я выкурил папиросу «Север», когда учился в третьем классе нашей деревенской школы, и случилось это в начале 60-х годов прошлого века. В те далёкие годы я видел, как многие взрослые и подростки курят. Видел и женщин, которые курили дорогие сигареты.  Дорогими тогда считались сигареты, которые стоили больше двадцати копеек.

 В продовольственных магазинах можно было видеть на витринах изобилие табачной продукции: папиросы, сигареты и махорку. Папиросы и сигареты стоили недорого. Например папиросы «Прибой» стоили двенадцать, а «Север» – четырнадцать копеек. Сигареты «Прима» тоже стоили тогда всего четырнадцать копеек. Но, как бы странным это не казалось сейчас, привычка курить уже тогда считалась вредной и подвергалась критике. Может быть, из-за этого курящих людей в нашей деревне было немного.

 Помню, в те годы были шутливые высказывания о папиросах и сигаретах. Например: «Прибой курит любой, а берёт - не каждый».
 На пачке папирос «Север» название было написано крупными буквами на фоне снежной равнины. На горизонте виднелись горы. Иногда курильщики задавали друг другу шутливые вопросы, когда смотрели на рисунок с названием папирос:
- Как думаешь, на пачке изображён Северный Ледовитый океан?
- Конечно. Здесь же написано «Север». А Северный Ледовитый океан находится на Севере. Об этом все знают. Спросил бы о чём-нибудь попроще.

- Ладно, - соглашался собеседник. – Но если это Северный Ледовитый океан, то значит здесь, на пачке, должен быть белый медведь. А где он?
Тот внимательно рассматривал пачку папирос. Не найдя на рисунке белого медведя, говорил:
- Его здесь нет!
- Как нет?- делано удивлялся спрашивающий.- Он ушёл за горы... В туалет.   

 Сигареты «Памир», где был нарисован человек с  рюкзаком на спине, острословы называли «Нищий в горах».

 К курению в нашей деревне относились  отрицательно. Иногда наши деревенские женщины, чтобы подчеркнуть плохие стороны человека, говорили:
- Чего хорошего можно ждать от него? Ничего! Он курит табак.

Отрицательным было отношение к курению и в нашей семье. Отец мой, бывший фронтовик, отказался от этой вредной привычки. Я ни разу не видел его курящим.
О матери я и не говорю. Она никогда не курила, считая такую привычку грехом перед Богом.

    *                *              *
Однажды настал такой день, когда я выкурил папиросу «Север». Это случилось зимой 1963 года. Я пришёл в гости к своим друзьям, когда их мама была на работе. У них был  небольшой проигрыватель. Мои друзья, Мишка и Петька, шнуром соединили его с радиоприёмником «Рекорд». Мы послушали несколько песен. Помню, первая песня называлась «Колдунья». Мне эта песня очень нравилась. Она была про любовь. Певица пела:

«Я тебя поила колдовскою травой.

Никуда не денешься,

Влюбишься и женишься,

 Всё равно ты будешь мой...»

 Вторая песня, которую мы слушали, называлась «Хабиба». В ней рассказывалось о том, как влюблённый джигит догоняет на своём скакуне возлюбленную.
 Мы послушали эти песни, потом Мишка предложил покурить. Он открыл задвижку на печи, потом открыл дверцу, и мы стали курить папиросы.

Мне курение не понравилось сразу. У меня закружилась голова, а во рту всё пересохло. Мой организм получил первый опыт вредной привычки... и воспротивился. Пробовал я и позже курить. Но всегда бросал. Мне были неприятны табачный дым и сухость во рту после выкуренной папиросы или сигареты.

 Благодаря тому, что мой организм восстал против пагубной привычки, на службу в советскую армию я пошёл некурящим человеком. Как же я был благодарен судьбе за то, что мой организм отказался от курения.
 Тяжело доставались армейская наука и тяготы солдатской жизни моим курящим сослуживцам. Некоторые из них после пробежек или кросса бессильно падали на землю, их выворачивало наизнанку. На них было жалко смотреть.

 По утрам всё лето мы, солдаты, бегали. Командиры командовали:
- Рота! Выходи на улицу! Сегодня выполняем кросс три километра.
Иногда офицеры шутили:
- Форма номер раз: часы, трусы и противогаз!
Кросс три километра, для нас был подарком. Чаще приходилось бегать по пять километров. Как же в такие дни мои сослуживцы завидовали мне, некурящему человеку! На таких кроссах я был рядом с курящими солдатами. Как правило, приходилось им помогать.

      *                *              *

Всё однажды заканчивается в этом мире: и хорошее, и плохое. Осенью, точнее, в первой половине ноября 1974 года закончился срок моей службы – два года, и я ушёл в запас.
 Я и другие демобилизованные ждали прибытия воинского эшелона на станции, где находилась наша воинская часть. Нас после приказа о демобилизации считали в части гражданскими людьми. Для нас служба в армии закончилась. Мы уже не ходили строем. В наряды, и на работу тоже не ходили. Команды «подъём» и «отбой» были уже не для нас. По утрам «деды», так называли уволенных в запас, как правило, не ходили в солдатскую столовую – у многих были деньги, и они ходили в «чайную», что находилась в клубе нашей воинской части.

 В ожидании эшелона проходили дни. Время тянулось слишком медленно. Все «деды» частенько выходили на улицу и курили в беседке. Естественно, разговоры крутились вокруг долгожданного дембельского эшелона, который вот-вот должен был прибыть на станцию.
 Мне, как и всем моим сослуживцам, уволенным в запас, неожиданное это безделье и ожидание отъезда казались пыткой. Мы вместе коротали время. Чтобы быть таким же, как и все они, я для компании начал курить. И за несколько дней до отъезда из армии домой, я пристрастился к пагубной привычке – к курению табака.

 Я несерьёзно отнёсся к этой привычке. Думал, что по возвращении домой мне не составит труда отказаться от курения раз и навсегда.
И тут жизнь начала преподносить мне сюрприз за сюрпризом. Неприятности на «гражданке» посыпались на меня, как из рога изобилия. Мне показалось, что курение приносит мне моральное облегчение.

 Неожиданно умер отец, и я отложил на время решение бросить курить. Я ждал какого-то для себя благоприятного времени, когда смогу отказаться от пагубной привычки.
Но увы! Такое время всё не наступало. Жизнь била, как говорится, меня «ключом по голове», а потому я и не спешил расставаться с привычкой; она по-своему отвлекала от разных неприятностей.

 Жизнь постоянно испытывает человека на прочность. Наверное, из-за того, что благоприятный момент для того, чтобы спокойно расстаться с этой привычкой, никак не наступал, я продолжал курить.
 Время незаметно шло, а я по-прежнему мечтал о том, что однажды брошу курить... Так получилось, что со своей светлой мечтой я незаметно дожил до пенсии. Мой стаж курильщика перевалил уже за тридцать лет. Пагубная привычка сказалась на моём здоровье! В мои пятьдесят я выглядел на все шестьдесят пять. От курения портились зубы и болел желудок.

 Неожиданно для себя я попал в разряд гипертоников: у меня появилось высокое давление. И это было тоже следствием курения, от которого я никак не мог избавиться. Нужно было в срочном порядке избавляться от вредной привычки. Но увы!
Смерть унесла мою мать! Затем в автомобильной катастрофе погибли двое моих племянников. И я вместо того, чтобы отказаться от пагубной привычки курения, закурил ещё больше! В день стал выкуривать три пачки сигарет. 

В один из сентябрьских дней 201... года я почувствовал себя плохо. По всем признакам у меня подскочило давление. Мне ничего не оставалось, как только идти в поликлинику или хотя бы в аптеку.
В городской аптеке недалеко от моего дома можно было измерить давление. Вот поэтому я решил сходить в эту аптеку. Там я попросил померить мне давление.

 - Ничего себе! И с таким высоким давлением вы ходите?- удивилась молоденькая фармацевт, измерившая мне давление.- Вам лежать нужно с таким высоким давлением. Стараться меньше двигаться... и через раз дышать, а вы ходите! Я вам удивляюсь! Как вы смогли дойти до нашей аптеки?

 Мне продали таблетки от повышенного давления и написали на упаковке, как их принимать. Согласно рекомендации, я должен был разделить таблетку препарата на четыре части. За сутки мне нужно было выпить половинку таблетки.

 Вернувшись из аптеки домой, я выпил четверть купленной таблетки. Через два часа выпил вторую четвертушку.
 Лекарство не помогало. Вскоре я выпил всю таблетку. Через час выпил ещё одну. Лекарство на меня не действовало!
 Легче не становилось, и я проглотил ещё таблетку. Голова раскалывалась, я уже не знал, как избавиться от этой жуткой головной боли. Мне не хватало воздуха, и я пошёл на кухню.

На кухне я хотел было присесть на стул, стоящий возле стола, но не успел – всё поплыло перед глазами, я упал и, очевидно, потерял сознание, потому что, как я падал, не помню.
 Сын в это время находился в комнате. Он сидел за своим компьютером. На шум он прибежал на кухню. Увидев меня на полу без сознания, вызвал скорую.

И тут я стал приходить в себя:
- Сынок, ты куда звонишь?
-  Скорую вызываю. Ты ведь потерял сознание.
- Отменяй вызов. Мне уже лучше. Сейчас  встану.

- Господи,- взмолился я Богу. -  Благодарю Тебя за то, что Ты помиловал меня. Прошу Тебя, помоги мне бросить курить! Дай мне для этого силы. Укрепи мою волю! Без Твоей помощи я не смогу преодолеть тягу к курению!
 После молитвы мне сразу стало легче. Силы постепенно возвращались ко мне.
- Господи! - взывал я.- Благодарю Тебя! Ты услышал мою молитву и помог победить мою пагубную привычку.
 Мне стало лучше. Я поднялся с пола и выбросил в мусорное ведро желтую пачку сигарет "Оптима".

 Есть на белом свете чудеса! После того, как я выбросил сигареты, я почувствовал себя так, как может чувствовать себя человек, свободный от вредной привычки. В моём теле появилась лёгкость, и я поразился тому, что смог бросить курить.
 Честно скажу, что уже и не мечтал о том, что смогу бросить курить. От первой выкуренной папиросы «Север» до сигареты «Оптима», поставившей точку в моей «курительной истории», прошло сорок лет.
 Больше года прошло с тех пор, как я бросил курить. Мне безразличен табачный дым. Сейчас даже не верится, что  когда-то я был рабом вредной привычки.

 Человек может победить свою вредную привычку, если захочет это сделать! Быть может, моя правдивая история поможет кому-то из читателей победить вредную привычку. Я буду этому только рад!
- Друзья! – говорю я всем, кто решил избавиться от вредных привычек. - Вы сильнее любых привычек! Если решитесь избавиться от них, то выйдете из борьбы с ними  Победителями! Поверьте человеку, сумевшему победить вредную привычку! Я буду рад тому, если кто-нибудь из читателей, прочитав мой рассказ о вредной привычке, решит от неё отказаться.

 Для этого нужно только решиться. И если решение твёрдое, то нет сомнений в том, что человек, принявший решение об отказе от вредной привычки, выйдет из борьбы с ней победителем!
 Однажды жизнь заставит это сделать, хочет того человек или нет. Лучше это сделать самому. В этом случае вы сохраните самое дорогое, что дано от рождения, – своё здоровье! Будьте здоровы!