Арии

Константин Рыжов
                1. Расселение ариев

В XIII - XII вв. до Р.Х. началось переселение в Северную Индию белокожих племен, называвших себя ариями (слово «арий» имеет несколько значений, в том числе «благородный, свободный человек»). Индийские арии находились в близком родстве с иранцами. В те далекие времена оба народа говорили на близких языках и поклонялись одним и тем же богам. Все это говорит о том, что прежде индийские и иранские арии составляли один народ (http://proza.ru/2013/10/21/295). 

Осев первоначально в Пенджабе и Раджастхане, арии в следующие четыре столетия  расселились по всей долине Ганга, вытеснив на юг страны чернокожих аборигенов-дравидов. Пришельцы были пастухами. Они не имели больших городов, не строили дворцов и храмов, не носили изысканных одежд. У них не было ни идолов, ни жрецов. Дым костров и лай собак, походные хижины и мычание стад – таков был обычный фон их простого, почти первобытного уклада жизни.

                2. Веды

Арии имели тягу к мечтательности, сладостным грезам, созерцанию и научились погружаться в фантастические миры, созданные воображением. Развитие их миросозерцания проходило по сложному и запутанному пути. Самый ранний этап его отмечен грандиозным собранием религиозных текстов, которое получило название Веды.

Слово «веда» можно перевести на русский язык как «знание». Знание магических текстов и соответствующих ритуалов обеспечивало человеку  успех во всех делах и жизненное благополучие. В древности веды  не были записаны, они передавались от учителя к ученику в устной форме. Этому не мешали ни огромный объем произведений, ни их сложная форма.

Индусы и до настоящего времени считают Веды своим священным писанием. Складывался этот цикл на протяжении 1000 лет, примерно с 1500 до 500 г. до Р.Х. Древнейшую часть Вед составляют четыре священные книги: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарведа.

Ригведа – Веда гимнов – самая ранняя из вед. Окончательно сложилась на рубеже II и I тыс. до Р.Х. Некоторые гимны возникли намного раньше – где-то в III тыс. до Р.Х. Анализ гидронимов говорит о том, что сборник складывался в Восточном Пенджабе (арии хорошо знали Инд, река Ганг упоминается всего 1 раз). Гимны, а их больше тысячи, различны по величине и стихотворным размерам. Их создатели прославляют богов,  обращаются к ним с просьбами о даровании побед над врагами, жизненных благ и благополучия. Тексты считались не только результатом самостоятельного творчества святых мудрецов, но словесным выражением существующей извечно и независимо от людей высшей истины, выражением, имеющим магическую силу. Таинственность усиливалась нарочитой неясностью, ибо о многих важных вещах говориться не явно, а путем намеков и иносказаний. До конца понять их мог только посвященный.

«Самаведа» - Веда песнопений - содержит 1549 гимнов (однако оригинальных из них только 75; остальные повторяют тексты «Ригведы»).

«Яджурведа» - Веда жертвенных формул - существует в двух основных редакциях, принадлежащих различным школам – Черная и Белая «Яджурведы». Белая «Яджурведа» содержит  около 2000 гимнов и жертвенных формул, разделенных на 40 глав. Большинство из них восходит к тексту «Ригведы». 

«Атхарведа» - Веда магических формул. Сборник сложился в VII -VI вв. до Р.Х., хотя отдельные части, безусловно, более ранние. Здесь даны магические заклинания, использовавшиеся в повседневных обрядах. Всего в 20 книгах "Атхарведе" собрано 731 заклинание.

            3. Материальная культура ариев по «Ригведе» и археологическим раскопкам

Арии не знали железа и пользовались медными инструментами. Основным их занятием было скотоводство и, в гораздо меньшей степени, - земледелие. У них были тяжелые плуги, в которые запрягали несколько пар быков. Жили они в круглых и полукруглых хижинах из бамбуковых и деревянных подпорок и с тростниковыми крышами. Арии широко использовали лошадь, хотя обычно ездили на волах. Глиняную посуду изготавливали на гончарном круге. Освоившись в Индии, арии научились делать кирпичи и в дальнейшем строили настоящие дома.

Своим главным богатством арии считали скот, в особенности быков и коров. В  гимнах, обращенных к богам, едва ли не самыми настойчивыми были просьбы обеспечить  обилие коров. Уже в «Ригведе»  корова иногда именовалась «агхнья» («не подлежащая убиению»). Позднее у ариев развился настоящий культ коровы.

Начиная с XI в. до Р.Х. арии постепенно осваивают железо. Благодаря своей дешевизне и доступности оно быстро вытеснило камень и медь. Вооружившись железными топорами, они смело углубляются в непроходимые джунгли, покрывавшие тогда всю долину Ганга, и постепенно осваивают эти плодородные земли. Наряду с ячменем и пшеницей начинают выращивать рис.

 Поначалу арии не строили укрепленных городов и храмов. Само слово «город», считают ученые, пришло к ним из дравидского языка.

Отношения с коренным населением было настороженно враждебным. В «Ригведе» упоминаются аборигены. Они характеризуются как люди, произносящие оскверняющие слова, порождающие грех и болезни, не почитающие истинных богов, не совершающие жертвоприношений и следующие странным обычаям. Впрочем, не смотря на это, арии продолжали находиться под культурным влиянием местного населения. Так считают, что слово «плуг» также было заимствовано ими вместе с названиями некоторых местных растений и животных.

К середине I тыс. до Р.Х. долина Ганга была в основном освоена, несмотря на то что значительные  площади (особенно в низовьях реки) еще оставались под лесами и болотами.

В середине V в. до Р.Х. в долине Ганга вырастают настоящие города: Матхура, Айодхья, Шравасти, Кушинагара, Варанаси, Вайшали, Митхила, Раджагриха, Чампа, Уджаяни, превратившиеся в центры ремесла и культуры. Местные ремесленники изготавливали  плуги, серпы, лопаты, топоры, колесницы, телеги, лодки, разнообразные ткани, прекрасную глиняную посуду и украшения. Источники упоминают о кузнецах, плотниках, гончарах, кожевниках, ювелирах, плетельщиках корзин, мясниках, дубильщиках, виноделах, вышивальщицах.

Кроме того появляются профессиональные торговцы и купцы, а также ростовщики. В VI - V вв. до Р.Х. появились первые монеты  в виде небольших кусков серебра с клеймом.
Жили арии преимущественно в небольших поселениях, города немногим отличались от деревень. Храмов не строили. Нет прямых данных о наличии  изображений богов и идолопоклонничестве.

                4. Смещение центра

Пенджаб, бывший важнейшей частью арийского ареала в эпоху «Ригведы»,  уже в первой половине I тыс. до Р.Х. приобрел  репутацию варварской окраины, где верования, обычаи, образ жизни не соответствовал, как правило, нормам, установившимся в центральной области распространения индоарийской культуры.

В VIII - VII вв. до Р.Х. центром государственной консолидации была западная часть долины Ганга (Куру-Панчала). Магадха, с точки зрения составителей брахман, считалась тогда полуварской окраиной  индоарийской общности. Но в V в . до Р.Х. именно в Магадху перемещается политический и культурный центр. Тогда же важную роль начинает играть Бенгалия – до  этого покрытая влажными тропическими лесами и болотными зарослями.

                5. Государство

Племенной вождь – раджа в ведийскую эпоху нередко выступает как единоличный правитель. Судя по «Ригведе» (Х; 124.8, 173) и «Атхарведе», раджа иногда еще избирается народным собранием. Церемонию вручения ему ожерелья (мани), символа власти, проводили влиятельные соплеменники, называвшиеся раджакартары («создатели царя»). Правитель обычно принадлежал к самому знатному, богатому и многочисленному роду. Он имел возможность, опираясь на зависимых от него лиц и союзников, навязать свою кандидатуру народному собранию.

К концу рассматриваемого периода царская власть в основном была наследственной, переходившей от отца к старшему сыну. Раджа был верховным распорядителем государственного имущества, в первую очередь земли. Он командовал войском и сам участвовал в битвах. Воинская доблесть считалась наиболее ценным качеством. Кроме того он олицетворял собой государственный порядок: возглавлял аппарат управления и был верховным судьей. Он разбирал некоторые дела и даже мог лично наказывать виновных.

Обычно царь опирался на своих сородичей, которые занимали при нем самые важные должности (придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик податей). Вокруг двора группировались и другие могущественные роды.

Для содержания государственного аппарата  взимались налоги.

                6. Варны

Специфической особенностью арийского общество было разделение его на четыре замкнутых сословия - варны (слово это имеет множество смыслов, в том числе, «вид», «цвет», «заслуга», «качество», «разряд» людей). Впервые все четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы». Жрецы составляли варну брахманов («знающих священное учение»), военная знать – варну кшатриев («наделенных могуществом»), подавляющая масса общинников образовала варну вайшьев («свободных общинников»). Из разорившихся соплеменников, утративших прежний гражданский статус и очутившихся за пределами арийского общества, а также из чужаков-иноплеменников в более позднее время сложилась варна шудр.

Брахманы почитались как высшая варна. Считалось, что их устами говорят сами боги. Благополучие  человека зависело от богов, а узнать их волю и воздействовать на них могли лишь жрецы. Только они  имели право знакомить остальных со священными текстами, совершать жертвоприношения и важнейшие обряды. За это они получали щедрое вознаграждение. Члены этой варны освобождались от повинностей, их собственностью царь не мог распоряжаться.

Впрочем, реальная власть – военная сила и материальные ресурсы – находилась в руках кшатриев. Кшатрии были основной военной силой. Они сражались на колесницах или слонах. Они же составляли царскую дружину, всегда готовую к набегу на соседей, к отражению чужих нападений, к защите царской власти и ее привилегий. Старинное пехотное ополчение в тот период уже не имело большого значения.

К числу вайш относились прежде всего земледельцы и скотоводы. В отличие от двух высших варн они считались податным сословием. Из них состояла подавляющая часть воинов-пехотинцев.

Важнейшим обрядом, подчеркивающим различие между  членами трех  высших варн и шудрами, было посвящение (упанаяна), приравнивавшееся по своему значению ко второму рождению. Поэтому членов трех высших варн называли «дваждырожденными», а шудр, которые не могли проходить обряд посвящения, - «единождырожденными». Самой существенной частью  упанаяны было надевание на шею посвящаемому  особым образом сплетенного шнура. Для каждой варны его делали из разного материала.
 
Жизнь дваждырожденного должна была делиться на четыре  периода (ашрамы): в первом он был учеником (брахмачарин), во втором – домохозяином, в третьем – лесным отшельником, в четвертом – бродячим аскетом. На стадии ученичества брахмачарин жил в доме учителя (гуру) и находился в положении, при котором практически мало отличался от прислуги. Во второй период своей жизни дваждырожденный мог обзавестись семьей и стать «домохозяином». Его обязанностью было отправлять  культ богов и предков, содержать членов семьи. Благочестивый человек, после того как он достигал преклонного возраста и у него рождались внуки, должен был удалиться от мира, уйти в лес и сделаться отшельником, чтобы размышлять о бренности всего земного и изучать веды. Когда же он ощущал приближение конца, ему надлежало перейти в четвертую ашраму и завершить жизнь бродячим аскетом.

Варна шудр сформировалась позднее первых трех (возможно, что первые три варны имелись у ариев еще до их вторжения в Индию). По своему статусу они были близки к положению рабов. Шудры не проходили обряда посвящения, что лишало их многих прав. Религиозные запреты (на изучение вед и даже на слушание их, участие в отправлении общинного культа и в жертвоприношениях вместе с дваждырожденными, присутствие на их поминальных трапезах) соблюдалось очень строго. Шудра не мог занимать ответственных должностей в государственном управлении. Их удел состоял в том, чтобы быть слугой дваждырожденных. Многие шудры занимались ремеслом. Но среди шудр встречались иногда весьма самостоятельные люди.

Откуда взялись шудры? Многое говорит за то, что первоначально так назывались представители местных, неарийских племен, покоренные завоевателями. Арии по внешнему облику резко отличались от  большинства насельников Индии.  «Ригведа» называет их черными (I,130,8; IX,73,5; IV,16,13; VII,5,2-3; VIII,19,36-37; IX,1-2,41), безносыми  (V,29,10), “быкоротыми” (VIII,99,4). Они изображаются как незнающие ведийских обрядов и жертвоприношений, не соблюдающие обычаев, безразличные и враждебные к ведийским богам.


Индия и Средняя Азия  http://www.proza.ru/2013/04/22/303